СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
АОП по математике для детей с ЗПР (вариант 7.2). В программе есть краткая психолого - педагогическая характеристика ученика, основные направления коррекционной работы, коррекционная работа по предмету.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
**********************************************
«Рассмотрено» на заседании ППк Протокол № ____ от «__»______20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/_________/ «___» __________ 20____г.
| «Утверждаю» Директор ________/____________/ Приказ №_____ от «___» _______20___г.
|
Адаптированная рабочая программа
По учебному предмету
«Математика»
для учащегося 4-г класса
************
Составитель:
Созонтова Т.Ю.,
учитель начальных классов
*******
2019-2020 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Приказа Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановления Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);
-Основная образовательная программа начального общего образования (2019-2023 г.г.) утвержденная приказом МБОУ *********** №284 от 29.08.2019г.;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 7.2), утвержденная приказом МБОУ Игринская ********* №19/1 от 17.01.2019г.;
- Положения об адаптированной основной общеобразовательной программе по учебному предмету (курсу) утвержденная приказом МБОУ **************** №284 от 29.08.2019г.;
- примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика 1-4 классы», рекомендованных МО и науки РФ, и отражающих пути реализации содержания учебного предмета.
Программа рассчитана на преподавание в классе, обучающемся по УМК «ШКОЛА РОССИИ».
Психолого- педагогическая характеристика
Уровень актуального развития **** не соответствует возрасту. У мальчика отмечается низкая продуктивность и неустойчивость произвольного внимания.
Недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухоречевого и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.
Речевая коммуникация с детьми и взрослыми снижена. **** редко принимает участия в ходе урока. Письменные работы выполняет медленно, не успевает за темпом класса. При выполнении учебных заданий ему постоянно требуется помощь учителя, в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Самостоятельно применяет изученный материал на уроке редко. В течение всех уроков работает в замедленном темпе. Уровень самостоятельной учебной деятельности - низкий. Выполнять задания по собственному замыслу не способен, продуктивность творческой деятельности низкая. В течение всех уроков работает в замедленном темпе и быстро утомляется, истощается.
Допускает ошибки при нахождении значения выражений, т.к плохо усвоил таблицу сложения и вычитания однозначных чисел, таблицу умножения и деления однозначных чисел, порядок выполнения действий числовых выражениях. Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать сложные арифметические задачи. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.
Выводы:
Логопедические: нарушение чтения и письма, ОНР III уровня.
Психологические: уровень актуального и интеллектуального развития не соответствует возрастным нормам; низкий уровень школьной мотивации; слабая сформированность пространственных и временных представлений.
II. Место курса в учебном плане
Предмет «Математика» относится к образовательной области «Математика и информатика», изучается с 1 по 11 класс. На изучение предмета в инвариантной части Базисного учебного плана с 1 по 4 класс выделено 4 часа в неделю.
Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
III. Планируемые результаты освоения обучающегося с ЗПР адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
Реализация программы обеспечивает достижение выпускником начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся социально значимых представлений, усваиваемых не только в урочной, но и во внеурочной деятельности и подразделяемых по следующим областям:
1) первоначальные представления о соотношениях объектов социальной действительности (человек, семья, школа, общество, родной край, государство, мир) и их изменениях в масштабах истории и отдельной человеческой жизни;
2) первоначальные представления о человеке как части общества - о правах, свободах и ответственности человека перед окружающими, об общественных нормах поведения, межличностных и межкультурных отношений, об особенностях основных социальных объектов - своей страны, родного края и ближайшего окружения, о культуре народов России и стран мира, о труде как условии сохранения жизни человека;
3) первоначальные представления о человеке как части природы - о сохранении природы как условии существования человека, о построении разумных отношений с окружающей природной средой, о сбережении здоровья, физическом и психическом развитии как условиях жизни человека;
4) первоначальные представления о научной картине мира - о научно установленных свойствах и закономерностях развития природной и социальной действительности, способствующих формированию объективно обусловленных взглядов на мир;
5) первоначальные представления о художественно-эстетической картине мира - о познании действительности средствами искусства, о создании и восприятии произведений искусства исходя из понятий о прекрасном и безобразном.
- Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся системы социально позитивных ценностных отношений и способов действий, в соответствии с направлениями:
1) патриотического воспитания и формирования российской идентичности - сформированность у детей уважения и ценностного отношения к своей Родине – России, к своему родному краю, к дому, к символам российского государства, к истории Отечества; осознание своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, чувства сопричастности прошлому, настоящему и будущему своей Родины, сформированность начальных установок, основанных на идеях межнационального общения, взаимного уважения и равенства народов;
2) гражданского воспитания - сформированность основ правовой культуры, уважительного отношения к иному мнению, к достоинству и правам своим и других людей; установок на взаимопомощь, неприятия любых форм дискриминации в детском коллективе, навыков конструктивного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, самоконтроля, адаптации к динамично изменяющимся социальным ситуациям, соблюдения правил жизнедеятельности и дисциплины в образовательной организации;
3) духовно-нравственного воспитания - выраженность в общении обучающихся доброжелательности, сопереживания; способности оценивать этическую сторону своих поступков и поступков других людей; личной ответственности за свои поступки; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм;
4) приобщения к культурному наследию - уважительное отношение и интерес к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов; к классическим и современным высокохудожественным произведениям искусства и литературы; к участию в художественном творчестве; следование в повседневной школьной практике доступным для возраста обучающихся проявлениям прекрасного во внешнем виде и порядке на своем рабочем месте;
5) популяризации научных знаний - заинтересованность в изучении основ научной картины мира в его единстве и многообразии, в познании устройства общества; в занятиях научно-техническим творчеством; освоение социальной роли обучающегося; овладение формами оценки результатов своих поступков и личностной рефлексии, умения самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность;
6) физического воспитания и формирования культуры здоровья - сформированность основ ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; принятие норм культуры здорового питания; установки на физическое развитие и подвижный образ жизни, занятия физической культурой и спортом, начальных навыков безопасного и здорового образа жизни;
7) трудового воспитания - сформированность уважения к труду как важной части жизни человека, к результатам его труда; навыков самообслуживания, потребности в добросовестном и творческом труде в учебной и иных видах деятельности; в развитии осведомленности о различных профессиях и связанных с ними видах деятельности, развитость среди обучающихся интереса к участию в привлекательных для себя видах внеурочной деятельности;
8) экологического воспитания - овладение общими основами экологической культуры, в том числе бережным отношением к природе родного края и культурой поведения в природной среде.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета в информационном пространстве сети Интернет;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели учебной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль в ней;
13) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
14) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
15) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами математической формы логического, алгоритмического мышления и пространственного воображения, математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями математических данных, представлять, анализировать и интерпретировать эти данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Требования к уровню подготовки ученика,
оканчивающих начальную школу
В результате изучения математики ученик должен:
знать/понимать:
- последовательность чисел в пределах 100000;
- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
- выполнять деление с остатком в пределах ста;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
- выполнять вычисления с нулем;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);
- проверять правильность выполненных вычислений;
- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определения времени по часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки размеров предметов "на глаз";
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур)
4. Содержание тем учебного предмета
Числа от 1 до 1000 (13ч).
Повторение. Нумерация чисел. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых
Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. Умножение трехзначного числа на однозначное. Свойства умножения. Алгоритм письменного деления. Приемы письменного деления. К.р по т «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление». Анализ к.р. Диаграммы. Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных учеников.
Числа, которые больше 1000. (113ч)
Нумерация 10ч
Класс единиц и класс тысяч. Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел. Разрядные слагаемые. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Закрепление изученного материала. Класс миллионов. Класс миллиардов. Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных учеников. Наши проекты. Что узнали. Чему научились.
Величины – 13ч
Единицы длины. Километр. Единицы длины. Закрепление изученного материала. Единицы площади. Кв. километр, кВ миллиметр. Таблица единиц площади. Измерение площади с помощью палетки. Единицы массы. Тонна, центнер. Единицы времени. Определение времени по часам
Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. Век. Таблица единиц времени. Что узнали. Чему научились
К.Р. по т «Нумерация. Величины». Анализ к.р. Закрепление изученного
Сложение и вычитание- 11ч
Устные и письменные приемы вычислений. Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Нахождение нескольких долей целого. Решение задач и уравнений. Сложение и вычитание величин. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Странички для любознательных учеников. Задачи – рассчёты.
Что узнали. Чему научились. Закрепление умения решать задачи изученных видов. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Умножение и деление – 79ч
Анализ к.р. Умножение и его свойства. Письменные приёмы умножения многозначных чисел. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Деление с числами0 и 1. Письменные приемы деления. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. Закрепление изученного материала. Решение задач. Письменные приемы деления. Решение задач . Решение задач. Закрепление изученного материала. Контрольная работа за I полугодие т «Умножение и деление на однозначное число». Анализ к.р. Закрепление изученного материала. Что узнали. Чему научились. Умножение и деление на однозначное число. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач на движение. Странички для любознательных учеников. Проверочная работа. Умножение числа на произведение. Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями. Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Решение задач. Перестановка и группировка множителей. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного материала. Деление числа на произведение. Деление с остатком на 10, 100, 1000
Решение задач. Письменное деление на числа, оканчивающихся нулями. Решение задач. Закрепление изученного материала. Что узнали. Чему научились
К.р по т «Умножение и деление на числа, оканчивающихся нулями». Анализ к.р. Наши проекты. Умножение числа на сумму. Письменное умножение на двузначное число
Итоговое повторение- 10ч
Нумерация. Выражения и Уравнение. сложение, вычитание. Арифметические действия: умножение и деление. Порядок выполнения действий
Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Закрепление. Обобщающий урок Игра «В поисках клада»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Всего часов | контрольные работы |
|
|
| 1 |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 10 | 1 |
3 | Величины. | 13 | 1 |
4 | Сложение и вычитание. | 11 | 1 |
5 | Умножение и деление | 79 | 6 |
6 | Итоговое повторение. | 10 | 1 |
| Итого | 136 | 11 |
5. Основные направления коррекционно-развивающей работы на уроках математики.
Учитывая специфику обучения математике детей с ЗПР наряду с общеобразовательными ставятся следующие коррекционные задачи:
восполнение пробелов математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
активизация словаря обучающихся, в единстве с формированием математических понятий;
воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
развитие навыков самоконтроля, формирование УУД.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а так же личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
устный счет с использованием различных видов наглядности (карточки, веера, счетные принадлежности).
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Для успешной коррекции и последующей адаптации (в среднем звене) на уроках математики используется механизм формирования у ребенка сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий. Для этого в работу на уроке включены следующие приемы:
работа с тренажёрами;
составление схем и таблиц;
моделирование (проигрывание) ситуаций;
- инструкция учителя для освоения работы с книгами,
-переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика,
- опора на жизненный опыт ребёнка,
- использование наглядных, дидактических материалов,
- итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм,
-реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий,
- использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов,
- использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма,
- использование перфокарт индивидуального содержания,
- при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные, дидактические материалы
ЭТАПЫ УРОКА | ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ |
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса. |
2. При изложении нового материала | Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения. |
3. В ходе самостоятельной работы | Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание. |
4. При организации самостоятельной работы вне класса | Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях. |
Система специальных условий реализаций.
Критерии (нормы) оценок письменных работ по математике
для учащихся с ЗПР
Состояние знаний по математике учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ЗПР определяется данными текущего учета и периодически проводимых контрольных письменных работ. Оценка контрольных работ и счетный опрос производятся в пятибалльной системе.
Оценка за контрольную работу по математике является общей в тех случаях, когда в контрольное задание включаются математические задачи, примеры, иллюстративно-графические (геометрические) работы.
Контрольные письменные работы по математике проводятся для всех учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с нарушением интеллекта 1 по 4 класс.
Задания практического характера (графические, геометрические работы, изготовление моделей и пр.) рекомендуется давать отдельно от заданий по решению арифметических, геометрических задач и примеров, проводить их целесообразнее на другом уроке.
Нормы оценки письменных работ по математике
Оценка «5» - ставится за работу, в которой нет ошибок в вычислениях, при записи плана правильно записаны наименования, правильно сформулированы вопросы к действиям и безошибочно записано решение задачи.
Если ученик допустил ту или иную неточность в формулировке одного из вопросов или ошибку при вычислении и самостоятельно внёс поправки, оценка не снижается.
Оценка «4» - ставится, когда:
1) задача решена правильно и нет ошибок в формулировке вопросов к действию, в наименованиях и в ответе, а в решениях примеров допущены 1-2 ошибки;
2) когда задача и примеры решены правильно, но допущены 1-2 ошибки в записи наименований;
3) когда задача и примеры решены правильно, а формулировки вопросов к действиям задачи по существу правильны, но не точны;
4) когда правильны решения задачи и примеров, запись наименований и вопросов к действиям задачи, но конечный ответ записан ошибочно.
5) в том случае, когда ученик изменил одно из чисел задачи или примера (например переставил цифры), но дал правильные решения.
Оценка «3» - ставится за работу, в которой:
1) правильно решены задачи и не решены примеры;
2) не решены задачи, но решены примеры;
3) задача решена, но допущены ошибки в наименованиях, формулировках вопросов к действиям; в решениях примеров допущены 1-3 ошибки.
Оценка «2» - ставится за работу, в которой:
1) ошибочно решены задача и половина примеров;
2) ошибочно решены или не решены примеры и при правильном решении задачи даны ошибочные формулировки и допущены ошибки в записи наименований.
За невыполнение практического задания общий оценочный балл снижается на единицу.
За орфографические ошибки на непройденные правила, допущенные учеником в контрольной работе по арифметике, оценка не снижается.
Учащимся с плохой моторикой за несовершенное каллиграфическое выполнение контрольной работы по арифметике оценка не снижается.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Систематический и регулярный устный опрос учащегося являются обязательным видом работы на уроках математики.
Знания и умения учащегося по математике оцениваются по результатам его индивидуального и фронтального опроса на основании текущих и итоговых письменных или практических работ по пятибалльной системе.
Оценка «5» - ставится, если ученик:
1) дает правильные осознанные, глубокие ответы на все поставленные вопросы, правильно выполняет предметно-практические задания;
2) умеет самостоятельно и правильно решить задачу, примеры и объяснить ход решения;
3) умеет правильно производить и объяснять практические задания, записывать данные именованных чисел, производить вычисления;
4) называет геометрические фигуры, их элементы, выполняет работы по черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки 5, но:
1) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах;
2) при вычислениях и решении задач нуждается в дополнительных промежуточных записях и в дополнительных вопросах учителя, уточнении и объяснении выбора действий;
3) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их положения в пространстве, по отношению друг к другу;
4) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, ему может быть поставлена оценка 5.
Оценка «3» - ставится ученику, если он:
1) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует математические правила, может частично их применять;
2) может выполнять вычисления с опорой на различные виды счетного материала, умеет записывать решения задач, но с помощью учителя;
3) узнает и называет геометрические фигуры, их положение на плоскости и в пространстве, умеет делать чертежи в тетрадях и целевых таблицах, но с помощью вопросов и практической помощи учителя. После предварительного коллективного обсуждения в классе может выполнять измерения и последовательно записывать их в тетради.
Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учащихся и учителя.
Нормы оценки за работу, содержащую примеры:
«5» - без ошибок, 1-2 самостоятельных исправления
«4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления или 2 негрубыеошибки
«3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки
«2» - выполнена ½ часть работы
Нормы оценки за работу, содержащую задачи:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 негрубые ошибки
«3» - 2-3 ошибки (более ½ работы выполнено верно)
«2» - более ½ работы выполнено неверно
Примечание:
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Занеряшливо оформленную работу оценка снижается на 1 балл (но не ниже «3»).
Нормы оценки за устный счёт.
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
VI. Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс
№ п/п | Тема урока | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Коррекционно-развивающие цели
| |
| Практическая часть | ||||
1 | Повторение. Нумерация чисел.
|
| Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем | Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной задаче. | Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие абстрактного мышления. Развитие внимания, мышления, воображения, памяти, мелкой моторики. Развитие устойчивости внимания, интереса к изучаемому предмету. Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания. |
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. |
| Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений
| |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых
|
| Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения.
| Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них . | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел |
| Письменные вычисления с натуральными числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. | Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них. | |
5 | Умножение трехзначного числа на однозначное число
|
| Умножение двух -четырехзначного числа на однозначное число.
| Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел | |
6 | Свойства умножения |
| Переместительное свойство умножения. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление с остатком. | Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | |
7 | Алгоритм письменного деления |
| Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | |
8
| Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные числа |
| Деление трехзначного числа на однозначное число. Установление пространственных отношений
| Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное число. Использовать свойства деления числа на 1, и нуля на число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | |
9 | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные числа |
| Деление трехзначного числа на однозначное число число. Установление пространственных отношений
| Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
10 | Приёмы письменного деления трехзначного числа на однозначное число, когда в записи частного есть ноль. |
| Деление трехзначного числа на однозначное число
| Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное число, когда в записи частного есть ноль. | |
11 | Диаграммы |
| Чтение и составление столбчатых диаграмм. | Использовать диаграммы для сбора и представления данных. | |
12 | Повторение пройденного материала. «Что узнали. Чему научились» |
| Письменные вычисления с натуральными числами Решение текстовых задач. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
13 | Контрольная работа № 1 по проверке остаточных знаний
| Конт-
| Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом | Выполнять действия с числами натурального ряда, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. Находить и исправлять ошибки в вычислениях. | Чтение заданий «про себя» Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля. |
14
| Анализ контрольной работы. Страничка для лю бознательных. |
| Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Проверять усвоение изучаемой темы. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения | Устное объяснение арифметического способа решения текстовых задач |
15 | Класс единиц и класс тысяч.
|
| Классы и разряды: класс единиц, класс | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. | Обогащение и активизирование словарного запаса, развитие речи. Формирование умения действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану |
16 | Чтение многозначных чисел. |
| Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими | |
17 | Запись многозначных чисел. |
| Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. | Выделять в числе количество сотен, десятков и единиц. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. | |
18 | Разрядные слагаемые. |
| Представление числа
| Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе количество сотен, десятков и единиц. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. | |
19 | Сравнение чисел
|
| Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете | Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки | |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10,100, 1000 раз. |
| Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в…», «меньше в…»
| Проверять правильность выполненных вычислений. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять увеличение числа в 10, 100, 1000 раз. | Развитие артикуляционной моторики. Коррекция логического мышления на основе упражнений в синтезе и анализе. |
21 | Закрепление изученного материала. Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда |
| Разряды. Сравнение многозначных чисел. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете
| Определять последовательность чисел в пределах 100 000. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000. Находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе | |
22 | Класс миллионов, класс миллиардов |
| Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Сравнение чисел | Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 | |
23 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. |
| Названия, последовательность, запись натуральных чисел. Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля. |
24 | Наши проекты. Что узнали. Чему научились. |
| Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в…», «меньше в…» Представление числа
| Собирать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы | Развитие устойчивости внимания, интереса к изучаемому предмету. Развитие логического мышления. |
25 | Контрольная работа № 2 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | Контрольная работа | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля. |
26 | Анализ контрольных работы. Закрепление изученного материала. |
| Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом | Проверять усвоение изучаемой темы. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. | Развитие устойчивости внимания, интереса к изучаемому предмету. Развитие логического мышления. |
27 | Единица длины – |
| Сравнение и упорядочение объектов | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними
| Развитие навыков группировки и классификации. Составление памятки по единицам длины, массы, времени. |
28 | Закрепление изученного материала. Единицы длины. Соотношение между единицами длины. |
| Сравнение и упорядочение объектов | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения | |
29 | Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр. |
| Площадь. Единицы
| Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Находить площадь геометрических фигур. | |
30 | Таблица единиц площади |
| Площадь. Единицы
| Сравнивать значения площадей равных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними | |
31 | Измерение площади фигуры с помощью палетки |
| Измерение площади
| Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | |
32 | Единицы массы. Тонна. Центнер. |
| Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними | Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким) | |
33 | Единицы времени. Определение времени по часам. |
| Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними | Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. | |
34 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. |
| Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между ними | Рассматривать единицу времени – секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | |
35 | Век. Таблица единиц времени |
| Единицы времени (секунда, | Рассматривать единицу времени – век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | |
36 | Контрольная работа № 3 по теме «Величины» | Конт-
| Арифметические действия с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля. |
37 | Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились. |
| Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы времени (секунда, | Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | Объяснение вслух приемов вычислений |
38 | Устные и письменные приёмы вычислений |
| Устные и письменные вычисления с натуральными числами. | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. | Развитие устойчивости внимания, интереса к изучаемому предмету. Развитие логического мышления. |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого |
| Взаимосвязь между | Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неизвестное слагаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Выполнять вычисления и делать проверку | |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. |
| Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания | Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | |
41 | Нахождение нескольких |
| Решение текстовых задач арифметическим способом | Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | |
42 | Решение задач. Нахождение целого по его части. |
| Решение текстовых задач арифметическим способом | Решать задачи на нахождение целого по его части. Проверять, правильно выполнено деление с остатком. Сравнивать значения величин | Умение контролировать, делать проверку правильности выполненных вычислений. Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи.
|
43 | Решение задач. Нахождение части целого. |
| Решение текстовых задач арифметическим способом. Задания на логику | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. | |
44 | Сложение и вычитание величин |
| Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин | Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком | |
45 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме |
| Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим | Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин | |
46 | Закрепление изученного материала. «Что узнали. Чему научились.» |
| Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | |
47 | Странички для любознательных. Задачи – расчёты. |
| Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях | |
48 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
| Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях | |
49 | Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» | Конт- | Письменные вычисления с натуральными числами
| Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля |
50 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Свойства умножения. |
| Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, на 1. арифметические действия с нулем. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов
| Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов. Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. | Объяснение вслух приемов вычислений |
51 | Письменные приемы | | Умножение четырехзначного числа
| Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножать именованные числа на однозначные | Развитие устойчивости внимания, интереса к изучаемому предмету. Развитие памяти, внимания. Развитие внимания, мышления, воображения, памяти, мелкой моторики; формирование умения действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану. |
52 | Приемы письменного умножения для случаев вида: | | Умножение четырехзначного числа Письменные вычисления с натуральными числами | Выполнять приемы письменного умножения для случаев вида 4019 × 7. Умножать именованные числа на однозначные число. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия | |
53 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями |
| Умножение четырехзначного числа Письменные вычисления с натуральными числами | Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления | |
54 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя |
| Названия компонентов и результата умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Определять, как связаны между собой числа при умножении и делении. Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Объяснять решение уравнений и их проверку. | |
55 | Деление с числами 0 и 1 |
| Деление. Конкретный смысл. Умножение | Объяснять конкретный смысл деления. Совершенствовать умение вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками | |
56 | Письменные приёмы деления
|
| Деление трех-четырехзначного числа
| Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |
57 | Письменные приёмы деления. Закрепление.
|
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное число. Совершенствовать умение вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками | |
58 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. |
| Решение текстовых задач арифметическим способом
| Составлять план решения текстовых задач в косвенной форме, на увеличение (уменьшение) в несколько раз арифметическим способом. | Развитие мелкой моторики Умение составлять план решения и решать текстовые задачи |
59 | Закрепление изученного материала. Решение задач на пропорциональное деление |
| Решение текстовых задач арифметическим способом
| Совершенствование умения составлять план решения и решать текстовые задачи арифметическим способом. | |
60 | Письменные приёмы деления. Решение задач. |
| Деление многозначного числа на однозначное
| Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное число. Вычислять значение Составлять план решения и решать текстовые задачи арифметическим способом, | |
61 | Закрепление изученного по письменным приёмам деления. |
| Деление многозначного числа на однозначное число. Решение текстовых задач арифметическим способом
| Вычислять значение Составлять план решения и решать текстовые задачи арифметическим способом | |
62 | Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число | Конт- | Письменные вычисления с натуральными числами
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы. Оценивать их и делать выводы. | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля |
63 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
| Деление многозначного числа на однозначное число. Решение текстовых задач арифметическим способом
| Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы. Планировать действия по устранению выявленных недочётов. Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | Объяснение решения текстовой задачи с применением математических терминов. Объяснение вслух вычислительных приемов. |
64 | Решение задач на пропорциональное деление |
| Решение текстовых задач арифметическим способом
| Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное число. Совершенствование умения составлять план решения и решать текстовые задачи арифметическим способом. | развитие логического мышления, долговременной памяти |
65 | Умножение и деление на однозначное число. |
| Деление многозначного числа на однозначное
| Выполнять проверку правильности выполненных вычислений. Делить и умножать многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули. | Умение контролировать, делать проверку правильности выполненных вычислений. |
66
| Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
| Скорость, время, Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений и уравнений. Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние.
| Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи.
|
67 | Решение задач на движение. Нахождение расстояния движения. |
| Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие единицы. | формирование умения понимать и задавать вопрос развитие логического мышления, долговременной памяти |
68 | Решение задач на движение. Нахождение времени движения. |
| Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе | |
69 | Решение задач на движение. Нахождение скорости движения. |
| Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе | |
70 | Страничка для любознательных. Проверочная работа. | Проверочная работа | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля |
71 | Умножение числа на произведение |
| Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение чисел, использование соответствующих терминов | Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений | формирование умения действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану |
72 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. |
| Устные и письменные вычисления с натуральными числами
| Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение | |
73 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся |
| Умножение чисел, использование соответствующих терминов
| Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Сравнивать именованные числа. Решать задачи на одновременное встречное движение | |
74 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся |
| Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений
| Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. Переводить одни единицы площади в другие | |
75 | Решение задач на движение
|
| Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс движения | Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения | развитие логического мышления, долговременной памяти |
76 | Перестановка и группировка множителей
|
| Использование свойств арифметических действий | Находить значение числового выражения, используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей. Решать задачи на одновременное встречное движение |
|
77 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
| Деление чисел, использование соответствующих терминов
| Оценивать результаты освоения темы. Проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими | выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила. |
78 | Контрольная работа № 6 по теме «Задачи на движение»
| Конт-
| Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы. Анализировать свои действия и управлять ими. Оценивать их и делать выводы. | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля |
79 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.
|
| Деление чисел, использование соответствующих терминов
| Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими | Объяснение решения текстовой задачи с применением математических терминов. Объяснение вслух вычислительных приемов. |
80 | Деление числа на произведение
|
| Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом | Развитие внимания, мышления, воображения, памяти, мелкой моторики. Развитие устойчивости внимания, интереса к изучаемому предмету. Развитие логического мышления. Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие пространственных представлений.
|
81 | Устные приемы деления для случаев 600:20, 5600:800 |
| Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Деление с нулем. | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом | |
82 | Деление с остатком
|
| Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Деление с нулем. Деление с остатком. Решение задач арифметическим способом | Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквенных выражений | |
83 | Решение задач |
| Решение текстовых задач арифметическим способом | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остатком и проверять решение | |
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
| Свойства арифметических действий при выполнении вычислений
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы | |
85
| Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление. |
| Свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Решение текстовых задач.
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
| Свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Решение сложных уравнений.
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
| Свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Сравнение именованных чисел и выражений.
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
88 | Решение задач на движение в противоположных направлениях |
| Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость). Арифметический способ решения задач | Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки | |
89 | Закрепление изученного материала. «Что узнали. Чему научились» |
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
90 | Закрепление изученного материала. Решение задач.
|
| Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач арифметическим способом.
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
91 | Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение и деление | Конт-
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля |
92 | Анализ контрольной работы. Наши проекты. |
| Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач арифметическим способом.
| Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Находить значение выражения двумя способами, удобным способом. Сравнивать выражения. Составлять задачу по выражению. | Объяснение решения текстовой задачи с применением математических терминов. Объяснение вслух вычислительных приемов. |
93 | Устные приемы умножения вида 12*15, 40*32 |
| Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | Выполнять вычисления с объяснением. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия; -активизация словаря обучающихся, в единстве с формированием математических понятий; Составление письменного алгоритма умножения, выполнение вычислений с опорой на алгоритм. |
94 | Умножение числа |
| Умножение суммы
| Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение | |
95 | Письменное умножение на двузначное число |
| Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Письменные вычисления с натуральными числами | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение | |
96 | Письменное умножение на двузначное число. Закрепление. |
| Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Письменные вычисления с натуральными числами | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение | |
97 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. |
| Решение текстовых задач арифметическим способом
| Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенные ошибки | |
98 | Закрепление по теме «Письменное умножение на двузначное число» |
| Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенные ошибки | Построение речевого высказывания в устной форме. |
99
| Письменное умножение на трехзначное число |
| Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение | Развитие устойчивости внимания, интереса к изучаемому предмету. Развитие логического мышления. |
100
| Письменное умножение на трехзначное число. Закрепление. |
| Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение | |
101 | Закрепление изученного |
| Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение | |
102 | Что узнали. Чему научились. |
| Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения. Решение задач арифметическим способом. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Объяснение решения текстовой задачи с применением математических терминов |
103 | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | Контрольная работа
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля |
104 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
| Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное умножение многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение | Объяснение решения текстовой задачи с применением математических терминов. Объяснение вслух вычислительных приемов. |
105 | Письменное деление на двузначное число |
| Способы проверки правильности вычислений
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы | активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия; -активизация словаря обучающихся, в единстве с формированием математических понятий; Составление письменного алгоритма деления, выполнение вычислений с опорой на алгоритм |
106 | Письменное деление на двузначное число с остатком |
| Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число. |
| Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
108
| Письменное деление на двузначное число |
| Взаимосвязь между компонентами и результатом деления
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
109 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. |
| Взаимосвязь между компонентами и результатом деления
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
110 | Закрепление изученного
|
| Решение текстовых задач арифметическим способом | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
111 | Закрепление изученного Решение задач изученных видов |
| Решение текстовых задач арифметическим способом | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
112 | Закрепление изученного материала.
|
| Взаимосвязь между компонентами и результатом деления. Решение текстовых задач арифметическим способом
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
113 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление |
| Взаимосвязь между компонентами и результатом деления
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | |
114 | Закрепление изученного Решение задач изученных видов |
| Взаимосвязь между компонентами и результатом деления. Решение текстовых задач арифметическим способом.
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | Объяснение решения текстовой задачи с применением математических терминов. Объяснение вслух вычислительных приемов. |
115 | Годовая контрольная работа за 4 класс (ВПР) | контр. работа | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Оценить результаты освоения тем за 4 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля |
116 | Работа над ошибками по теме «Решение задач изученных видов». |
| Взаимосвязь между компонентами и результатом деления. Решение текстовых задач арифметическим способом.
| Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | Объяснение решения текстовой задачи с применением математических терминов. Объяснение вслух вычислительных приемов. |
117 | Письменное деление на трехзначное число
|
| Конкретный смысл Способы проверки | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение | развивать умения работать по словесной и письменной инструкции. |
118 | Письменное деление на трехзначное число.
|
| Конкретный смысл Способы проверки | Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
119 | Контрольная работа № 10 по теме «Деление на двузначное число» | Контрольная работа
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля |
120 | Письменное деление на трехзначное число. Закрепление.
|
| Конкретный смысл деления Способы проверки | Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Делать чертёж к задаче и решать её. Составлять задачу по выражению. Сравнивать выражения | выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила. |
121 | Закрепление изученного материала. Решение задач изученного вида. |
| Конкретный смысл деления Способы проверки | Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
122 | Деление с остатком
|
| Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами
| Объяснять, как выполнено деление с остатком. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного, сравнивая остаток с делителем. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | развивать умения работать по словесной и письменной инструкции |
123
| Деление на трехзначное число. Закрепление. |
| Способы проверки правильности вычислений. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление с остатком | Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
124 | Повторение пройденного материала. «Что узнали. Чему научились» |
| Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена, стоимость) | Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
125 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
| Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена, стоимость) | Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
126 | Контрольная работа № 11 по теме «Деление | Контрольная работа
| Письменные вычисления с натуральными числами
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля |
127 | Анализ контрольной работы,
|
| Зависимости между
| Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов. Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Находить значение буквенных выражений | Объяснение решения текстовой задачи с применением математических терминов. Объяснение вслух вычислительных приемов. |
128 | Нумерация |
| Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем | Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной задаче. | выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила. |
129 | Выражения и уравнения. |
| Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений
| |
130 | Арифметические действия: сложение и вычитание. |
| Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание) | |
131 | Арифметические действия: умножение и деление. |
| Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | Выполнять умножение и деление многозначных чисел, используя свойства умножения и деления. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Находить значение буквенных выражений | |
132 | Правила о порядке выполнения действий |
| Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | |
133 | Величины |
| Сравнение и упорядочение объектов | Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин | |
134 | Геометрические фигуры. |
| Площадь. Единицы | Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации | |
135 | Повторение изученного за год. |
| Свойства сложения
| Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Развитие зрительно- моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля |
136 | Обобщение пройденного. Игра «В мире математики» |
|
|
Приложение 1.
Контрольная работа №1 (1 четверть). "Разряды числа", "Умножение и деление", "Прямоугольник – нахождение площади и периметра"
| Контрольная работа №2 (1 четверть)
|
Контрольная работа №3 (2 четверть)
| Контрольная работа №4 (2 четверть) Вариант I.
|
Контрольная работа №5 (3 четверть)
| Контрольные работы №6 (3 четверть)
|
Контрольная работа №7 (4 четверть)
| Контрольная работа №8 (4 четверть)
|
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;
формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
13
© 2020, Созонтова Татьяна Юрьевна 3842 222