СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
АОП по окружающему миру для детей с ЗПР (вариант 7.2). В программе есть краткая психолого - педагогическая характеристика ученика, основные направления коррекционной работы, коррекционная работа по предмету.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
*****************************************************
«Рассмотрено» на заседании ППк Протокол № ____ от «__»______20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/____________/ «___» __________ 20____г.
| «Утверждаю» Директор ________/__________/ Приказ №_____ от «___» _______20___г.
|
Адаптированная рабочая программа
По учебному предмету
«Окружающий мир»
для учащегося 4-г класса
************
Составитель:
Созонтова Т.Ю.,
учитель начальных классов
*******
2019-2020 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Приказа Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановления Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);
-Основная образовательная программа начального общего образования (2019-2023 г.г.) утвержденная приказом МБОУ ************ №284 от 29.08.2019г.;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 7.2), утвержденная приказом МБОУ ************* №19/1 от 17.01.2019г.;
- Положения об адаптированной основной общеобразовательной программе по учебному предмету (курсу) утвержденная приказом МБОУ *************** №284 от 29.08.2019г.;
- Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир». рекомендованных МО и науки РФ, и отражающих пути реализации содержания учебного предмета.
Программа рассчитана на преподавание в классе, обучающемся по УМК «ШКОЛА РОССИИ».
Психолого- педагогическая характеристика
Уровень актуального развития **** не соответствует возрасту. У мальчика отмечается низкая продуктивность и неустойчивость произвольного внимания.
Недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухоречевого и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.
У **** сохраняются нарушения звукопроизношения. Фонематические процессы и произношение слов сложной слоговой структуры на стадии формирования. Речевая коммуникация с детьми и взрослыми снижена. **** редко принимает участия в ходе урока. Письменные работы выполняет медленно, не успевает за темпом класса. При выполнении учебных заданий ему постоянно требуется помощь учителя, в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Самостоятельно применяет изученный материал на уроке редко. В течение всех уроков работает в замедленном темпе. Уровень самостоятельной учебной деятельности - низкий (домашние задания выполняет с мамой, бабушкой). Выполнять задания по собственному замыслу не способен, продуктивность творческой деятельности низкая. В течение всех уроков работает в замедленном темпе и быстро утомляется, истощается. **** может пересказывать небольшие тексты по наводящим вопросам. Испытывает затруднения в определении темы, главной мысли произведения, в делении текста на смысловые части. Плохо ориентируется в прочитанном тексте. У ребенка бедный словарный запас, доминирует глагольная лексика. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.
Выводы:
Логопедические: нарушение чтения и письма, ОНР III уровня.
Психологические: уровень актуального и интеллектуального развития не соответствует возрастным нормам; низкий уровень школьной мотивации; слабая сформированность пространственных и временных представлений.
II. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 11 класс. На изучение учебного предмета в инвариантной части Базисного учебного плана с 1 по 4 класс выделено 2 часа в неделю.
Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся социально значимых представлений, усваиваемых не только в урочной, но и во внеурочной деятельности и подразделяемых по следующим областям:
1) первоначальные представления о соотношениях объектов социальной действительности (человек, семья, школа, общество, родной край, государство, мир) и их изменениях в масштабах истории и отдельной человеческой жизни;
2) первоначальные представления о человеке как части общества - о правах, свободах и ответственности человека перед окружающими, об общественных нормах поведения, межличностных и межкультурных отношений, об особенностях основных социальных объектов - своей страны, родного края и ближайшего окружения, о культуре народов России и стран мира, о труде как условии сохранения жизни человека;
3) первоначальные представления о человеке как части природы - о сохранении природы как условии существования человека, о построении разумных отношений с окружающей природной средой, о сбережении здоровья, физическом и психическом развитии как условиях жизни человека;
4) первоначальные представления о научной картине мира - о научно установленных свойствах и закономерностях развития природной и социальной действительности, способствующих формированию объективно обусловленных взглядов на мир;
5) первоначальные представления о художественно-эстетической картине мира - о познании действительности средствами искусства, о создании и восприятии произведений искусства исходя из понятий о прекрасном и безобразном.
- Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся системы социально позитивных ценностных отношений и способов действий, в соответствии с направлениями:
1) патриотического воспитания и формирования российской идентичности - сформированность у детей уважения и ценностного отношения к своей Родине – России, к своему родному краю, к дому, к символам российского государства, к истории Отечества; осознание своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, чувства сопричастности прошлому, настоящему и будущему своей Родины, сформированность начальных установок, основанных на идеях межнационального общения, взаимного уважения и равенства народов;
2) гражданского воспитания - сформированность основ правовой культуры, уважительного отношения к иному мнению, к достоинству и правам своим и других людей; установок на взаимопомощь, неприятия любых форм дискриминации в детском коллективе, навыков конструктивного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, самоконтроля, адаптации к динамично изменяющимся социальным ситуациям, соблюдения правил жизнедеятельности и дисциплины в образовательной организации;
3) духовно-нравственного воспитания - выраженность в общении обучающихся доброжелательности, сопереживания; способности оценивать этическую сторону своих поступков и поступков других людей; личной ответственности за свои поступки; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм;
4) приобщения к культурному наследию - уважительное отношение и интерес к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов; к классическим и современным высокохудожественным произведениям искусства и литературы; к участию в художественном творчестве; следование в повседневной школьной практике доступным для возраста обучающихся проявлениям прекрасного во внешнем виде и порядке на своем рабочем месте;
5) популяризации научных знаний - заинтересованность в изучении основ научной картины мира в его единстве и многообразии, в познании устройства общества; в занятиях научно-техническим творчеством; освоение социальной роли обучающегося; овладение формами оценки результатов своих поступков и личностной рефлексии, умения самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность;
6) физического воспитания и формирования культуры здоровья - сформированность основ ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; принятие норм культуры здорового питания; установки на физическое развитие и подвижный образ жизни, занятия физической культурой и спортом, начальных навыков безопасного и здорового образа жизни;
7) трудового воспитания - сформированность уважения к труду как важной части жизни человека, к результатам его труда; навыков самообслуживания, потребности в добросовестном и творческом труде в учебной и иных видах деятельности; в развитии осведомленности о различных профессиях и связанных с ними видах деятельности, развитость среди обучающихся интереса к участию в привлекательных для себя видах внеурочной деятельности;
8) экологического воспитания - овладение общими основами экологической культуры, в том числе бережным отношением к природе родного края и культурой поведения в природной среде.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета в информационном пространстве сети Интернет;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели учебной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль в ней;
13) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
14) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
15) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1) усвоение начальных сведений об истории России, обеспечивающих понимание особой роли России в мировой истории и развитие чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) усвоение начальных сведений о своей стране, ее общественной жизни и государственности, обеспечивающих формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) усвоение начальных сведений о природе, обеспечивающих осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩЕГО НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
IV. Содержание программы 4 класса (68 часов)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта .
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.
Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | Выполнение практической части программы | ||||
Экскурсии | Проекты | Пров. работы | контр. работы | Практ. работы | |||
1 | Земля и человечество | 9 |
| Выполняют 2 проекта по выбору |
| 1 | 3 |
2 | Природа России | 12 | - | 1 | 1 | - | |
3 | Родной край - часть большой страны | 14 | 1 | 1 | 1 | 2 | |
4 | Страницы всемирной истории | 5 | __ |
| 1 | __ | |
5 | Страницы истории России | 20 | __ |
| 2 | __ | |
6 | Современная Россия | 8 | __ | 1 | - | __ | |
| Итого: | 68 | 1 | 3 | 6 | 5 |
V. Основные направления коррекционной работы.
Виды учебной деятельности и формы организации занятий на уроках окружающего мира
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, уроков-экскурсий, наблюдений, экспериментов, уроков- исследований, уроков с дидактической игрой, практических работ.
• использование частично поисковых методов;
•отработка умения работать самостоятельно;
•отработка умения работать по алгоритму; памяткам; инструкциям учителя и др.
• поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и зависимостей);
•акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
•опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;
Приемы обучения:
• наглядно-образные опоры (схемы, чертежи, рисунки);
•опорные таблицы с выделением ключевых слов правила;
• обобщающие таблицы по темам (условные обозначения);
•памятки;
•работа с инструктивными предписаниями, алгоритмами - работа по образцу;
опора на игру;
целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
Коррекционная работа по предмету.
ЭТАПЫ УРОКА | ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ |
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса. |
2. При изложении нового материала | Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения. |
3. В ходе самостоятельной работы | Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр.Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание. |
4. При организации самостоятельной работы вне класса | Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях. |
Система специальных условий реализаций.
Критерии и нормы оценки знаний обучающегося с ЗПР.
Оценка "5" - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4"- ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 70 -90 %- правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 50 – 70 % правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Исправления, сделанные ребёнком, ошибкой не считаются.
Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся. Учитель не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик затрудняется в выполнении какого – либо задания, нужно предложить ему перейти к следующему заданию.
Пересказ (устный опрос)
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтениемсоответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 3 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки(4-5 ошибок).
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного даже с помощью учителя.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
•неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
•неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условий;
•ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
•отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
•ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
•неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется неточности при нахождении объекта на карте.
VI. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Коррекционно-развивающие цели
| Тема урока | Основное содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ||
Раздел «Земля и человечество» (9 часов) | ||||||
1 | Словесное описание по опорным словам или картинкам | Мир глазами астронома.
| Понятие об астрономии как науке. Вселенная (Космос), Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Их расположение относительно Солнца. Солнце – ближайшая к Земле звезда. | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; - характеризовать особенности Солнца и Солнечной системы; - моделировать строение Солнечной системы; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать результаты своей работы на уроке. | ||
2
| Словесное описание по опорным словам или картинкам | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | Характеристика Земли, Меркурия и Юпитера. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и смены времен года. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; - характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; - моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; - устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; - формулировать выводы по изученному материалу; | ||
3
| Упражнения в группировке и классификации предметных картинок по различным основаниям
| Звёздное небо – Великая книга Природы.
| Правила наблюдения звездного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой пёс, Телец. Звезды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды – скопления звёзд в созвездии Тельца. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты; - моделировать изучаемые созвездия; - определять направление на север по Полярной звезде; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке.
| ||
4
| Словесное описание по опорным словам или картинкам
| Мир глазами географа. Практическая работа №2 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | Понятие о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивать глобус и карту полушарий; - находить условные значки на карте полушарий; - обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; - составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | ||
5
| Развитие аналитико-синтетической деятельности | Мир глазами историка
| Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлять рассказы о мире с точки зрения историка; -характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; - обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | ||
6 | Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Где и когда?» | Когда и где? Практическая работа №3 «Знакомство с историческими картами» | Понятия о веке (столетии) и тысячелетии, нашей эре. Летосчисление в древности. Историческая карта. «Лента времени». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; - обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
7 | Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше запомнит» | Мир глазами эколога. НРК Экологические проблемы Игринского района. | Представление о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать современные экологические проблемы; - предлагать свои меры по решению экологических проблем; - знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды; - рассказывать о мире с точки зрения эколога; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | ||
8 | Игры на развитие восприятия и наблюдательности: «Измеряем на глазок» и «Что в свертке?» | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | Понятие о Всемирном наследии, Всемирном природном, Всемирном культурном наследии. Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. | - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; - различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; - определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | ||
9 | Развитие аналитико-синтетической деятельности | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. НРК: Красная книга Удмуртии Контрольная работа № 1 по разделу «Земля и человечество» | Международная Красная книга.
| - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; - различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; - определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | ||
Раздел «Природа России» (12 часов) | ||||||
10 | Развитие речемыслительной деятельности | Равнины и горы России.
| Формы рельефа России. Наиболее крупные равнины, плоскогорья, горы. Вулканы Камчатки – объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник. | -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить; - находить на физической карте России изучаемые географические объекты; - различать холмистые и плоские равнины; - характеризовать формы рельефа России; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | ||
11 | Работа над предложениями с местоиме-ниями и числительны-ми | Моря, озёра и реки России.
| Моря Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов. Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское и Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена и Амур. Дальневосточный морской заповедник. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить и показывать на физической карте России изучаемые водные географические объекты; - различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; - характеризовать особенности изучаемых водных объектов; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
12 | Развитие аналитико-синтетической деятельности | Природные зоны России.
| Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Широтная и высотная поясность. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать физическую карту России и карту природных зон; - работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; - находить на карте природные зоны России и характеризовать их; - устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; - работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
13 | Развитие слухового и зрительного восприятия.Составление рассказа по опорным картинкам | Зона арктических пустынь.
| Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещенности её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Северные сияния. Флора и фауна Арктики. Цепи питания в зоне арктических пустынь. Освоение Арктики человеком и возникшие вследствие этого экологические проблемы. Природоохранные мероприятия. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону арктических пустынь; - работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; - устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; - характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; - выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; - прослеживать цепи питания в Арктике; - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
14 | Формирование умения давать точный ответ. Упражнения в группировке и классификации предметных картинок по различным основаниям
| Тундра.
| Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, флора и фауна. Экологические связи в зоне тундры. Занятия местного населения. Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы. Природоохранные мероприятия. Животные из Красной книги России. Заповедники. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону тундры; - работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; - характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; - выявлять экологические связи в зоне тундры; - характеризовать зону тундры по плану; - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
15 | Расширять представления об окружающей действительности и обогащать словарь .Работа над предложениями с местоимениями и числительными
| Леса России. НРК: Разнообразие птиц Игринского района
| Местоположение зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их флоры и фауны от освещенности и почв. Флора и фауна зоны лесов. Экологические связи в лесных зонах. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; - устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; - опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов; - по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; - моделировать цепи питания в зоне тайги; - сопоставлять природу тундры и лесных зон; - извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовить сообщения; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
16 | Игры на развитие памяти и восприятия: «Запомни слово» и «Кто где живет?» | Растения и животные леса. НРК: Растения и животные Игринского района | Природные сообщества, характерные для края. Объекты и явления природы | - наблюдать объекты и явления природы; -определять природные объекты с помощью атласа-определителя; -фиксировать результаты наблюдений; - сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах; Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. | ||
17 | Игры на развитие памяти и мышления: «Назови по порядку» и «Что лишнее?» | Лес и человек. Проверочная работа №1 по теме «Леса России» | Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные, занесенные в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; - обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; - характеризовать лесные природные зоны по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
18 | Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше запомнит» | Зона степей.
| Местоположение зоны степей, ее природные особенности, флора и фауна. Экологические проблемы степной зоны. Питомники для редких животных. Заповедники. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону степей; - устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы; - опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей; - характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; - характеризовать зону степей по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | ||
19 | Игры на развитие памяти и мышления: «Назови по порядку» и «Что лишнее?» | Пустыни.
| Местоположение зоны полупустынь и пустынь, ее природные особенности, флора и фауна. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь человеком. Экологические проблемы зоны. Заповедник «Черные земли». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону полупустынь и пустынь; - устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь; - опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей; - характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; - характеризовать зону степей по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | ||
20 | Игры на развитие внимания и мышления: «Повтори за мной» и «Распредели по группам» | У Чёрного моря.
| Местоположение зоны субтропиков, ее природные особенности, флора и фауна. Курорты Черноморского побережья. Сочинский Дендрарий. Экологические проблемы зоны, животные и растения, внесенные в Красную книгу. Национальный парк «Сочинский». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону субтропиков; - устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы; - по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознавать растения субтропиков; - знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи; - моделировать цепи питания; - анализировать экологические проблемы зоны; - характеризовать зону субтропиков по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
21 | Развитие речемыслительной деятельности | Обобщение по теме «Природные зоны России». Контрольная работа № 2 по разделу «Природа России» | Выполнение заданий в командах | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - моделировать цепи питания; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
Раздел «Родной край – часть большой страны» (14 часов) | ||||||
22 | Расширять представления об окружающей действительности и обогащать словарь | Родной край – часть большой страны. НРК Экскурсия №1 в краеведческий музей. | Практическая работа. Знакомство с политико-административной картой России. Знакомство с картой своего края, его главным городом. Нахождение своего региона на физической, административной карте и карте природных зон. Выяснение с помощью карт, в какой части России находится регион, каков рельеф поверхности, в какой природной зоне находится. | - сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; - находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; - характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; - определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; - находить на карте региона крупные города, а также свой город (село); - обобщать полученную информацию, готовить сообщение; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
23 | Составление продолжения рассказа | Поверхность нашего края НРК: Формы поверхности, характерные для Удмуртии. | Мелкие формы рельефа равнин: балки, овраги. Охрана почвы от заовраживания, от несанкционированных свалок, терриконов | |||
24 | Формирование умения давать точный ответ. | Водные богатства нашего края | Водные объекты своего региона. Значение водоемов для жизни в регионе. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде. | |||
25 | Формирование умения давать точный ответ. | Наши подземные богатства. НРК: Полезные ископаемые Удмуртии и Игринского района. Практическая работа № 4 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | Практическая работа по определению образца добываемого в регионе полезного ископаемого. Выяснение по карте региона наличия полезных ископаемых: нефти, природного газа, торфа, угля, железной руды, гранита, песка, глины, известняка. Экономное использование полезных ископаемых. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; - составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; - описывать одну из рек по данному в учебнике плану; - составлять план описания озера (пруда); - моделировать наиболее знакомый водный объект; - выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
26 | Развитие речемыслительной деятельности | Земля – кормилица НРК: Почвы нашего края.. | Типы почв. Почвы родного края. Охрана почв. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; - работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; - работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | ||
27 | Словесное описание по опорным словам или картинкам | Жизнь леса.
| Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
28 | Развитие речемыслительной деятельности | Жизнь луга.
| Природное сообщество луга. Влияние человека на экосистему луга. Охрана лугов. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; - рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; - моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; - характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; - выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - формулировать выводы по изученному материалу | ||
29 | Словесное описание по опорным словам или картинкам | Жизнь в пресных водах.
| Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоема. Охрана пресноводной флоры и фауны. Болота и их охрана. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения водоёмов из гербария; - определять животных водоёма на иллюстрации учебника; - выявлять экологические связи; - рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных - моделировать цепи питания в водоёме - приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на водоёме, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - формулировать выводы по изученному материалу; Распределять обязанности по созданию проекта - работать сообща, договариваться - презентовать результат своего труда - оценивать свои достижения на уроке - задавать вопросы по услышанному | ||
30 | Формирование умения давать точный ответ. | Природное сообщество «Болото» | Природное сообществ болото. Значение болот. Правила поведения на болотах. Болота и их охрана. | |||
31 | Проекты по теме «Природные сообщества», «Красная книга нашего края», «Охрана природы в нашем крае» ( о заповедниках, заказниках, памятниках природы). | Создание проектов в группах презентация | ||||
32 | Развитие речемыслительной деятельности | Проверочная работа № 2 по теме «Природные сообщества». Обобщение по теме «Природные сообщества России» | Самостоятельное выполнение заданий работа в командах | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - оценивать свои достижения | ||
33 | Игры на развитие памяти и восприятия: «Запомни слово», «Самый внимательный» | Растениеводство в нашем крае. НРК Практическая работа № 5 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»
| Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; - различать зерна зерновых культур; - выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; - характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
34 | Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше назовет» | НРК Животноводство в нашем крае.
| Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе.
| Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | ||
35 | Развитие умения обобщать,строить обобщения. Игра «Пятый лишний» | Контрольная работа № 3 по разделу «Родной край – часть большой страны». Обобщение по разделу. | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; - характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе; - формулировать выводы по изученному материалу | ||
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) | ||||||
36 | Расширять представления об окружающей действительности и обогащать словарь | Начало истории человечества | История первобытного общества. Первобытное искусство. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; - обсуждать роль огня и приручения животных; - анализировать иллюстрации учебника; - понимать роль археологии в изучении первобытного общества; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
37 | Мир древности: далёкий и близкий | История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; - находить на карте местоположение древних государств; - извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; - обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; - понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; - понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||
38 | Средние века: время рыцарей и замков | Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий (древность, Средние века). Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; - сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; - понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; - работать с терминологическим словариком; - описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; - формулировать выводы по изученному материал | |||
39 | Расширять представления об окружающей действительности и обогащать словарь | Новое время: встреча Европы и Америки | Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; - обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; - обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; - характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; - развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
40 | Развитие умения обобщать,строить обобщения. | Новейшее время: история продолжается сегодня. Контрольная работа № 4 по разделу «Страницы Всемирной истории»
| Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторые мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединенных Наций. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
Раздел «Страницы истории России» (20 часов) | ||||||
41 | Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений через слуховое и зрительное восприятие | Жизнь древних славян | Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племен. | - понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; - выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризовать верования древних славян; - моделировать древнеславянское жилище; - составлять план рассказа на материале учебника; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
42 | Развитие аналитико-синтетической деятельности. Словесное описание по опорным словам, картинкам и картам | Во времена Древней Руси | Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси. | - понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; - выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризовать верования древних славян; - моделировать древнеславянское жилище; - составлять план рассказа на материале учебника; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
43 | Развитие речемыслительной деятельности | Страна городов | Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; - анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
44 | Отношение к миру: сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянно расширяющегося его познания | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; - развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; - характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
45 | Расширять представления об окружающей действительности и обогащать словарь | Трудные времена на Русской земле | Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; - выявлять роль летописей для изучения истории России; - характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; | ||
46 | Формирование умения давать точный ответ. Упражнения в группировке и классификации предметных картинок по различным основаниям | Русь расправляет крылья | Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; - описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; - рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; - по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; - высказывать своё отношение к личности Александра Невского; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
47 | Развитие аналитико-синтетической деятельности. Словесное описание по опорным словам или картинкам | Куликовская битва | Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; - рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; - обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
48 | Формирование умения давать точный ответ. Упражнения в группировке и классификации предметных картинок по различным основаниям | Иван Третий | Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль – символ Москвы. Герб государства – двуглавый орел. Укрепление экономики. Иван Грозный – первый российский царь. Земский собор. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлять план рассказа о Куликовской битве; - рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; - обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; - рассказывать о поединках богатырей; - осознавать роль Куликовской битвы в истории России; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
49 | Расширять представления об окружающей действительности и обогащать словарь | Мастера печатных дел | Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. Издание учебников Василия Бурцева, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; - обсуждать значение освобождения от монгольского ига; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
50 | Расширять представления об окружающей действительности и обогащать словарь | Патриоты России | Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; - на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
51 | Пётр Великий | Организация «Потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Петр I – первый российский император. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; - рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; - осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||
52 | Михаил Васильевич Ломоносов | Биография М.В.Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; - обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; - высказывать свое отношение к личности Петра Великого; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||
53 | Екатерина Великая.
| Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; - составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова; - формулировать выводы по изученному материалу. | |||
54 | Развитие аналитико-синтетической деятельности. Словесное описание по опорным словам или картинкам | Отечественная война 1812 года | Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д.В.Давыдов. Победа над Наполеоном. | - обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; - рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
55 | Формирование умения давать точный ответ. Упражнения в группировке и классификации предметных картинок по различным основаниям | Страницы истории XIX века | Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; - обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; - обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
56 | Расширять представления об окружающей действительности и обогащать словарь .Работа над предложениями с местоимениями и числительными
| Россия вступает в XX век | Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
57 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Репрессии 1930-х годов. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||
58 | Развитие аналитико-синтетической деятельности. Словесное описание по опорным словам или картинкам | Великая Отечественная война. НРК: Удмуртия в годы Великой Отечественной войны. | Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; - сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; - прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
59 | Формирование умения давать точный ответ. Развитие речемыслительной деятельности | Великая война и великая Победа. Проект «Моя семья в Великой Отечественной войне» | Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; - прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
60 | Развитие речемыслительной деятельности | Годовая контрольная работа № 6 (ВПР)
| самостоятельное выполнение заданий самопроверка | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
61 | Развитие речемыслительной деятельности | Страна, открывшая путь в космос. Контрольная работа №5 по разделу «Страницы истории России» | Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Развитие СССР до 1980х годов: достижения и проблемы. Эпоха перестройки в 1980х. Распад СССР. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; - знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке.
| ||
Раздел «Современная Россия» (8 часов) | ||||||
62 | Формирование умения давать точный ответ. Развитие речемыслительной деятельности | Основной закон России и права | Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. | - - анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; - формулировать выводы по изученному материалу
| ||
63 | Мы – граждане России. НРК Удмурты – часть многонационального народа России. | Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;
| |||
64 | Развитие аналитико-синтетической деятельности. Словесное описание по опорным словам или картинкам | Славные символы России. | Государственный герб, флаг и гимн. | - знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств; - знакомиться с флагом Победы, знать его историю; - выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств; - обсуждать, зачем государству нужны символы. | ||
65 | Развитие речемыслительной деятельности | Такие разные праздники Проверочная работа № 3 | Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
66 | Развитие аналитико-синтетической деятельности. Словесное описание по опорным словам, картинкам и картам | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.
| - понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить; - знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; - совершать виртуальные экскурсии с помощью интернета в разнее города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры; -анализировать и сравнивать гербы городов России, демонстрировать фотографии, сувениры; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
67 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)
| |||||
68 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) |
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы по предмету Окружающий мир находятся в кабинете № 306 в учебном пособии:
А.А. Плешаков «Окружающий мир» (учебник) 4 класс, 1, 2 части: М.: Просвещение», 2019
№ | Тема контрольной работы | страница |
1 | Контрольная работа № 1 по разделу «Земля и человечество» | Часть 1, с.206 – 209 |
2 | Контрольная работа №2 по разделу «Природа России» | Часть 1, с. 209 – 213 |
3 | Контрольная работа № 3 по разделу «Родной край – часть большой страны» | Часть 1, с.214 – 218 |
4 | Контрольная работа № 4 по разделу «Страницы Всемирной истории» | Часть 2, с. 206 – 210 |
5 | Контрольная работа №5 по разделу «Страницы истории России» | Часть 2, с. 211 – 219 |
6 | Итоговая проверочная работа за год № 6 | |
11