СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс ТНР»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области

«Шолоховская школа-интернат»

(ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»)









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру


для 3 «Б» класса





Рабочую программу составила

учитель начальных классов

Неграмотнова Ю.Ю.

(высшая квалификационная категория)


р.п. Шолоховский

2021









  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработана для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2 АООП НОО обучающихся с ОВЗ); с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Вариант 5.2 предназначен для обучающихся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого разви­тия (по Р. Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. Учащиеся с ТНР характеризуются «отсутствием общеупотребительной речи», имеющих выраженный дефицит сенсорного, языкового развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры, препятствующими уста­новлению речевого взаимодействия с окружающими.

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2) предполагает, что обу­чающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям образованию сверстников, не имеющих нарушений рече­вого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образова­тельными потребностями. Срок реализации АООП НОО ОВЗ ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» для обучающихся с ТНР в I отделении (1 дополнительный - 4 классы) составляет 5 лет. При освоении программы варианта 5.2 дети обучаются по базовым учебникам для нормально развивающихся сверстников со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями, дидактическими материа­лами, рабочими тетрадями, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы. Разработку адаптированной рабочей программы регламентируют следующие нормативные документы:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 1598 «Об утверждении федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Примерная программа начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений;

Авторская программа «Окружающий мир» А. А. Плешакова (Москва, «Просвещение»);

АООП НОО ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»;

Календарный учебный график и Учебный план ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» на 2021– 2022 учебный год;

Программа воспитания на 2021-2026 г. ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат».

Учебным планом ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» на этапе начального общего образования, на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 336 часов: 1 дополнительный класс — 66 ч, 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год (35 недель) на изучение предмета выделяется 70 учебных часов. Согласно расписания занятий на 2021-2022 учебный год и Постановления РФ «О переносе выходных и праздничных дней в 2022 году», из расписания в 3 Б классе в 2021-2022 учебном году выпадают праздничные дни: 23.02.2022г., 08.03.21г., 02.05.21г., 09.05.21г. и осуществляется перенос выходных дней с 01.01.22г на 03.05.22г., со 02.01.2022г. на 10.05.2022г. и с 05.03.2022г. на 07.03.2022г. В связи с этим проведено сокращение учебного времени на 2 часа за счет резервных часов, рассчитанных на повторение и обобщение программного материала. Итого по расписанию получается 68 часов. Количество часов, отводимое на изучение предмета «Окружающий мир», позволяет в полном объёме выполнить государственную образовательную программу по предмету.

Региональный компонент осуществляется на каждом уроке фрагментарно.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • поэтапное формирование речевой деятельности во всех аспектах (использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности), используя материал курса «Окружающий мир»;

  • формирование целостной картины мира, осознание места в нем человека;

  • осмысление ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Задачи:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

  • воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

  • формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

  • формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Исходя из выше сказанного детям с ТНР характерно: снижение активного и пассивного словаря, нарушение звукопроизношения, искажение слоговой структуры слова, недоразвитие лексико- грамматического строя речи, несформированность фонематических процессов, недоразвитие связанной речи. Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Общение ребенка с окружающими людьми затрудняется, поэтому и процесс обучения становится для ребенка сложным. Это ведет за собой отрицательные переживания. Они, в свою очередь, так же негативно влияют на познавательную деятельность ребенка.

Коррекционные задачи программы:

Создание условий, способствующих освоению детьми с ТНР АООП НОО.

Оказание коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения. Осуществление педагогической помощи детям с ТНР с целью коррекции нарушений устной речи.

Коррекции и профилактики нарушений чтения и письма. Осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи детям с ТНР с учётом особенностей психического и (или) физического развития.

Для реализации Программы воспитания ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» используются следующие формы работы:

  • уроки-экскурсии;

  • занимательные уроки и пятиминутки;

  • уроки-путешествия;

  • викторины;

  • мультимедийные презентации;

  • тесты в электронных приложениях;

  • групповая работа и работа в парах.







































II. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, таких, как:

в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких, как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и за дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


При освоении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

























III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Личностные результаты освоения предмета « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;

  • осознание себя членом общества и государства (россий­ской идентичности), чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

  • умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и создание положительной мотивации к творчеству.


Метапредметные результаты освоения предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объек­тивно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

  • принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её реше­нию;

  • оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;

  • *контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочни­ков;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллю­стрировании рассказов;

  • моделировать объекты,  явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные це­почки).

Учащийся получит возможность научиться:

  • анализировать и систематизировать собранную информацию в предложенной форме (пересказ, текст, таблица);

  • устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, продолжать её или восстанавливать в ней пропущенные объ­екты;

  • проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному признаку;

  • обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач,

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обяза­тельно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • адекватно использовать речевые средства для планирования своей деятельности.

  • использовать речь для регуляции своего действия;

составлять небольшие рассказы на заданную тему. 

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;

  • *контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;

  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты освоения программы

  • различие расходов и доходов бюджета семьи;

  • умение показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

  • знание памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и административных центров субъекта Российской Федерации; народов мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;

  • распознавание изученных объектов природы (в том числе почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые; тела и вещества; твердые тела, жидкости и газы; воздух; грибы; природные сообщества (лес, луг, пруд); отдельные органы и системы органов человека) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

  • умение характеризовать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

  • группировка изученных объектов живой и неживой природы, умение проводить простейшую классификацию; сравнивать объекты по заданному количеству признаков;

  • использование знаний о взаимосвязях в природе (в том числе о круговороте воды в природе, размножении и развитии растений и животных; особенностях питания и дыхания растений и животных; цепях питания), связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;

  • проведение несложных наблюдений в окружающей среде (в том числе выявлять экологические связи в природных сообществах) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

  • использование различных источников информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы (в том числе о способах изучения природы, мерах охраны почвы, воздуха, воды, гигиене человека);

  • создание по заданному плану собственных развернутых высказываний о природе, человеке и обществе, сопровождение выступления иллюстрациями;

  • соблюдение правила безопасного поведения во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности);

  • соблюдение правил безопасного поведения пешехода, пассажира наземного транспорта и метро;

  • соблюдение правил безопасности при работе с интернет-ресурсами, определение мошеннических действий по их характерным признакам.

  • наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Знакомство с моделированием явлений и объектов природы.






















IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как устроен мир.

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практическая работа: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуктивной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники. хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье.

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки. Жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.

Наша безопасность.

Как действовать при возникновении пожара в квартире при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика.

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение. Лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам.

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Физика.

Источники энергии. Тепловые явления. Знакомство с моделированием явлений и объектов природы.





V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Наименование разделов и тем

Всего часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Примерная программа

Рабочая программа

Экскурсии

Контрольные

работы


1


Как устроен мир.


6


6


1


1

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

находить сходство человека и живых существ и отличие его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, отношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;

определять место человека в мире;

характеризовать семью, народ, государство как части общества;

обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

сопоставлять формы правления в государствах мира


2


Эта удивительная природа.


18


18



1

характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

проводить опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха и воды; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради

высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;

анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений

знакомиться с группами растений по материалам учебника;

работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя,

выделять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

приводить примеры животных разных групп;

с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

характеризовать строение шляпочных грибов;

с помощью иллюстраций учебника и атласа - определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;


3


Мы и наше здоровье.


9


9



1

актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника

изучить свойства кожи;

характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

опрелелять наличие питательных веществ в продуктах питания;

моделировать строение пищеварительной системы;

характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;


4


Наша безопасность.


7


7



1

характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте;

анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его

характеризовать опасности природного характера

анализировать по схеме цепь загрязнения;

приводить примеры цепей загрязнения;

моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды


5


Чему учит экономика.


12


12



1

раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

характеризовать роль труда в создании товаров и услуг

раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров

опредеять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

различать и классифицировать культурные растения;

различать домашних сельскохозяйственных животных;

характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;


6


Путешествие по городам и странам.


13


13



2

прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Ростовской областью или имеющие с Россией только морские границы;

соотносить государства и их флаги;

узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей;

самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса; о странах центра Европы, о Франции, о Великобритании, о Греции и Италии;

соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

обсуждать цели международного туризма;

работать с картой;

описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

находить в дополнительной литературе и Интернете материал о достопримечательностях разных стран


7


Физика.


2


2



узнать об источники энергии и тепловых явлений;

познакомиться с моделированием явлений и объектов природы.




Итого:


67


67



7





















































VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы: 1—4 кл. — М.: Просвещение.

Учебники

1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учеб. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение,

2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учеб. 3 кл. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение,

Рабочие тетради

1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение,

2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение,

Тесты

1. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты: 3 кл. — М.: Просвещение,

Методические пособия

1. Плешаков А. А., Соловьева А. Е. Окружающий мир: Методические рекомендации: 3 кл. — М.: Просвещение,


ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблица «Неживая и живая природа. Зима»

Таблица «Неживая и живая природа. Весна»

Таблица «Неживая и живая природа. Лето»

Таблица «Неживая и живая природа. Осень»

Таблица «Явления природы в живой и неживой природе»

Таблица «Деревья, кустарники, травы»

Таблица «Ядовитые растения»

Таблица «Красная книга. Растения»

Таблица «Красная книга. Животные»

Таблица «Ориентирование. Стороны горизонта»

Таблица «Водный и воздушный транспорт»

Таблица «Наземный и подземный транспорт»

Таблица «Строение тела человека»

Таблица «Путешествие в космос»

Таблица «Кладовые земли»

Таблица «Неживая и живая природа. Зима»

Таблица «Неживая и живая природа. Весна»


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Интерактивна доска (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).


ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.

Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)


УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Гербарий для начальной школы

Модель-аппликация «Уход за комнатными растениями»

Набор предметных картинок «Бытовая техника. Профессии»

Набор предметных картинок «Овощи. Музыкальные инструменты»

Набор предметных картинок «Оружие, военная техника. Инструменты»

Набор предметных картинок «Транспорт. Мебель. Предметы интерьера»

Коллекция «Шишки. Плоды. Семена деревьев и кустарников».

Коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений»

Коллекция «Почва и её состав»

Набор муляжей (фрукты и овощи)

Набор хим. посуды и принадлежности для демонстрационных работ в нач. школе

Глобус

Теллурий (модель Солнце-Земля-Луна)

Коллекции полезных ископаемых.

Живые объекты (комнатные растения)


ИГРЫ И ИГРУШКИ

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.)

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Плакатница для хранения схем и таблиц и т. п.

















VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Кол-во часов

Тема

Дата

План

Факт

Раздел «Как устроен мир» (6 ч)

1

1

Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей.

03.09


2

2

Человек. Ступеньки познания.

07.09


3

3

Проект «Богатства, отданные людям».

Экскурсия.

10.09


4

4

Общество.

14.09


5

5

Что такое экология.

17.09


6

6

Природа в опасности!

Входная проверочная работа №1.

21.09


Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч)

7

1

Тела, вещества, частицы.

24.09


8

2

Разнообразие веществ.

28.09


9

3

Воздух и его охрана.

01.10


10

4

Вода и жизнь. Свойства воды.

05.10


11

5

Превращения и круговорот воды в природе.

08.10


12

6

Берегите воду!

12.10


13

7

Что такое почва?

15.10


14

8

Разнообразие растений.

19.10


15

9

Солнце, растения и мы с вами.

22.10


16

10

Размножение и развитие растений.

26.10


17

11

Охрана растений.

29.10


18

12

Разнообразие животных.

09.11


19

13

Кто что ест?

12.11


20

14

Проект «Разнообразие природы родного края».

16.11


21

15

Размножение и развитие животных.

19.11


22

16

Охрана животных.

23.11


23

17

В царстве грибов.

26.11


24

18

Великий круговорот жизни.

Проверочная работа.

30.11


Раздел «Мы и наше здоровье» (9 ч)

25

1

Организм человека.

03.12


26

2

Органы чувств.

07.12


27

3

Надёжная защита организма.

10.12


28

4

Опора тела и движение.

14.12


29

5

Наше питание. Ор­ганы пищеварения.

Проект «Школа кулинаров».

17.12


30

6

О дыхании, о движении крови.

21.12


31

7

Умей предупреждать болезни.

24.12


32

8

Проект «Мы и наше здоровье».

Проверочная работа за 1 полугодие

28.12


33

9

Здоровый образ жизни.

11.01


Раздел «Наша безопасность» (7ч)

34

1

Огонь, вода и газ.

14.01


35

2

Чтобы путь был счастливым.

18.01


36

3

Дорожные знаки.

21.01


37

4

Проект «Кто нас защищает».

25.01


38

5

Опасные места.

28.01


39

6

Природа и наша безопасность.

01.02


40

7

Экологическая безопасность.

Проверочная работа.

04.02


Раздел Чему учит экономика (12 ч.)

41

1

Для чего нужна экономика?

08.02


42

2

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

11.02


43

3

Полезные ископаемые.

15.02


44

4

Растениеводство.

18.02


45

5

Животноводство.

22.02


46

6

Какая бывает промышленность?

25.02


47

7

Проект «Экономика родного края».

01.03


48

8

Что такое деньги?

04.03


49

9

Государственный бюджет.

11.03


50

10

Семейный бюджет.

15.03


51

11

Экономика и экология.

18.03


52

12

Экономика и экология.

Проверочная работа

22.03


Раздел «Путешествие по городам и странам » (13 ч)

53

1

Золотое кольцо России.

25.03


54

2

Проект «Музей путешествий».

05.04


55

3

Наши ближайшие соседи.

08.04


56

4

На севере Европы.

12.04


57

5

Что такое Бенилюкс?

15.04


58

6

В центре Европы.

19.04


59

7

Путешествие по Франции и Великобритании.

22.04


60

8

На юге Европы.

26.04


61

9

По знаменитым местам мира.

29.04


62

10

Проверочная работа№6 по теме «Путешествие по городам и странам».

06.05


63

11

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края».

13.05


64

12

Повторение изученного за год.

17.05


65

13

Итоговая проверочная работа

20.05


Раздел «Физика» (2 ч)

66

1

Источники энергии.

24.05


67

2

Тепловые явления.

27.05


Всего







31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!