ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир»)» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению слабослышащими и позднооглохшими младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по варианту 2.2.1 основными задачами реализации содержания учебных предметов предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир»)» являются:
формирование основных представлений об окружающем мире;
развитие представлений о себе и круге близких людей;
преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений;
воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира;
актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления обучающегося;
развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета;
формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Формирование знаний о человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами, представлениями о здоровом образе жизни;
развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими;
формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей;
формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика;
развитие представлений о социокультурной жизни лиц с нарушенным слухом;
практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия;
развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем;
накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия;
развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета.
Цель изучения учебных предметов области «Обществознание и естествознание» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающимся личного опыта, опыта общения с людьми, обществом и природой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир»)» представлена учебными предметами Ознакомление с окружающим миром» в 1 – 2 классах и «Окружающий мир» в 3-4 классах. Учебные предметы «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» неразрывно связанны между собой общими целями, содержанием, методами обучения, тематикой и требованиями к преодолению речевого недоразвития обучающихся.
Содержание обучения в каждом классе завершатся перечнем универсальных учебных действий познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами окружающего мира с учётом возрастных особенностей обучающихся. В 1 и 2 классах предлагается пропедевтический уровень формирования универсальных учебных действий, так как их становление на уровне начального общего образования только начинается.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Организация образовательного процесса на учебных предметах направлена на развитие речевого слуха обучающихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работы, варьировать объём и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухо-зрительный. Однако материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения и слова, отражающие содержание текущего урока, предлагаются учащимся для восприятия только на слух.
Специфика предметной области состоит в том, что указанные предметы имеют ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере обществоведческие и природоведческие знания, и дают обучающемуся с нарушением слуха материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Содержание предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» направлено на формирование личностного восприятия обучающегося, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство окружающего природного и социального мира.
Обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической, и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Наряду с другими предметами эти курсы играют значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность учебного предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования. Предметы «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» создают чувственную основу для успешного усвоения знаний по другим дисциплинам, постепенно приучая обучающихся к эмоционально-оценочному и к рационально-научному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает обучающемуся ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоения общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир» представляет обучающимся широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. На следующем этапе образования этот материал будет изучаться дифференцированно на различных уроках: физики, химии, биологии, географии, литературы. В рамках же данной предметной области благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями обучающегося младшего школьного возраста, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Окружающий мир», составляет в 5 классе – 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
5 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода);
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1. Человек и общество |
1.1 | Наша родина - Российская Федерация | 5 | | | Библиотека ЦОК https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 https://m.edsoo.ru/7f412850 |
1.2 | История Отечества. «Лента времени» и историческая карта | 8 | | | Библиотека ЦОК https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 https://m.edsoo.ru/7f412850 |
1.3 | Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие | 4 | | | Библиотека ЦОК https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 https://m.edsoo.ru/7f412850 |
Итого по разделу | 17 | |
Раздел 2. Человек и природа |
2.1 | Методы познания окружающей природы. Солнечная система | 3 | | 1 | Библиотека ЦОК https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 https://m.edsoo.ru/7f412850 |
2.2 | Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие | 4 | | | Библиотека ЦОК https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 https://m.edsoo.ru/7f412850 |
2.3 | Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны | 3 | | | Библиотека ЦОК https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 https://m.edsoo.ru/7f412850 |
2.4 | Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы | 3 | | | Библиотека ЦОК https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 https://m.edsoo.ru/7f412850 |
Итого по разделу | 13 | |
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности |
3.1 | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек | 1 | | | Библиотека ЦОК https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 https://m.edsoo.ru/7f412850 |
3.2 | Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет | 1 | | | Библиотека ЦОК https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 https://m.edsoo.ru/7f412850 |
Итого по разделу | 2 | |
Резервное время | | 2 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 1 | |
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Как человек изучает окружающую природу? | 1 | | | 3.09 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c |
2 | Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли | 1 | | | 10.09 | |
3 | Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времён года | 1 | | | 17.09 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca |
4 | Историческое время. Что такое «лента времени»? | 1 | | 1 | 24.09 | https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 |
5 | Всемирное культурное наследин России | 1 | | 1 | 1.10 | https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 |
6 | Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом | 1 | | | 8.10 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 |
7 | Знакомство с Международной Красной книгой | 1 | | | 15.10 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 |
8 | Охрана историко-культурного наследия | 1 | | | 22.10 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a |
9 | Правила цифровой грамотности при использовании Интернет | 1 | | | 5.11 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c |
10 | Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки | 1 | | | 12.11 | https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 |
11 | Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) | 1 | | | 19.11 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 |
12 | Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоёмов в России | 1 | | | 26.11 | |
13 | Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте | 1 | | | 3.12 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 |
14 | Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне: тундра. Связи в природной зоне | 1 | | | 10.12 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 |
17.1215 | Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне смешанный лес. Связи в природной зоне | 1 | | | 17.12 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 |
16 | Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне | 1 | | | 24.12 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 |
17 | Проверочная работа по теме "Природные зоны" | 1 | | | 14.01 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be |
18 | Формы земной поверхности (на примере родного края) | 1 | | | 21.01 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 |
19 | Водоёмы и реки родного края Использование рек и водоёмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоёмов | 1 | | | 28.01 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 |
20 | Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) | 1 | | | 04.02 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 |
21 | Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы" | 1 | | | 11.02 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc |
22 | Человек - творец культурных ценностей. Труд и быт людей в разные исторические времена | 1 | | | 18.02 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae |
23 | Новое время. Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | | | 25.02 | https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 |
24 | Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни | 1 | | | 4.03 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 |
25 | Города России. Древние города России. Страницы истории Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества | 1 | | | 11.03 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e |
26 | Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве Образование и культура в Московском государстве | 1 | | | 18.03 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 |
27 | Страницы истории Российской империи. Пётр I Преобразования в культуре, науке, быту | 1 | | | 1.04 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce |
28 | Образование в Российской империи. Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) | 1 | | | 8.04 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac |
29 | «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века | 1 | 1 | | 15.04 | |
30 | Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей | 1 | | | 22.04 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 |
31 | Страницы истории России ХХ века. Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось… | 1 | | | 29.04 | https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 |
32 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения Всё для фронта – всё для победы. Взятие Берлина. Парад Победы | 1 | | | 6.05 | https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 |
33 | Мы живём в Российской Федерации. | 1 | | | 13.05 | https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 |
33 | Города России. Города-герои. Страницы истории | 1 | | | 20.05 | https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 |
34 | Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе | 1 | 1 | | 27.05 | https://uchi.ru/teachers/lk/main https://umnayavorona.ru/academy/7 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 4 | 2 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России» 1 класс:
пособие для учителя/ Дмитриева О.И.,ООО « ВАКО».
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова, 2 класс,
Максимова Т.Н.,ООО « ВАКО».
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России» 3 класс:
пособие для учителя/ Васильева Н.Ю.,ООО « ВАКО».
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России» 4 класс:
пособие для учителя/ Т.Н.Максимова,ООО « ВАКО».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850
УчиРУ https://uchi.ru/teachers/lk