Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 г.Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО зам.директора по УВР директор МАОУ гимназия №1
_________Л.Д.Хуснутдинова _______ Р.М.Миннибаева ___________ Р.Р.Аюпов
протокол № 1 от ___.08.2020 г. протокол №1 от___.08.2020 г. Приказ № ___ от ______ 2020 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
для ученика 3б класса
Левонюк Мирослава
Срок реализации программы: 1 год
Составитель
Гаибова Луиза Талгатовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе авторской программы «Литературное чтение: программа: 3 класс / Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.- М.: Вентана- Граф, 2013», созданная на основе концепции «Начальная школа 21 века», и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Учебник: Литературное чтение: 3 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений: [ авт.сост.Ефросинина Л.А.]-2-е изд. – М.: Вентана-Граф 2013 – 2015г.г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей (законных представителей) и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных ипрактических задач.
7.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
12.Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
14.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
15.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей (законных представителей) и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Речевая и читательская деятельность
Обучающийся научится:
- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
- пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
- рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
- привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
- определять и оценивать позиции литературных героев;
- выявлять тему и главную мысль произведения;
- сопоставлять героев, идеи разных произведений;
- составлять план рассказа;
- определять свое и авторское отношение к героям;
- формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
- делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
- читать по ролям художественное произведение;
- продолжать сюжет произведения, историю героя;
- участвовать в инсценировании произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии спрочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
- выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
- выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
- находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
2. Основное содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги- справочники.
Примерная тематика .Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений. Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. Д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Башкирские народные сказки Башкирская народная сказка «Урал-батыр»
Башкирская народная сказка «Акьял батыр»
М.Гафури. Басня «Кто съел овцу»
Придание « Таштугай»
Башкирский народный поэт Р.Гарипов Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы»
М.Гафури. Басня « Два гуся и лягушка»
Творчество М.Карима
М. Карим. Стихотворение «О березовом листе»
Н.Наджми. Стихотворение «Зима»
М.Гафури Рассказ «Дикий гусь»
Ш.Бабич. Стихотворение «Счастье без края»
Башкирские народные пословицы и поговорки А.Карнай . Рассказ «Жаворонок»
Г Ибрагимов.Рассказ « Начало весны»
Башкирская народная сказка «Как Салават медведя убил»
А. Атнабаев. Стихотворение «Край мой»
Башкирская народная сказка «Бай и нищий»
Д.Киекбаев. Сказка «Почему медведь злится на муравьев»
Башкирская народная сказка « Как собака нашла себе хозяина
3.Тематическое планирование
Согласно авторской программе на изучение программного материала по предмету «Литературное чтение» отводится 136 часов в год. По индивидуальному учебному плану для обучающегося с ОВЗ с ЗПР Вариант 2 на 2020-2021 учебный год на изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В связи с этим сокращены часы в следующих разделах:
| Разделы | Авторская программа (количество часов) | Сокращение (количество часов) | Рабочая программа (количество часов) |
1 | Устное народное творчество. | 16 | 14 | 2 |
2 | Басни. | 5 | 3 | 2 |
3 | Произведения А. С. Пушкина. | 10 | 7 | 3 |
4 | Стихи русских поэтов. | 12 | 10 | 2 |
5 | Произведения Л. Толстого | 11 | 9 | 2 |
6 | Произведения Н. Некрасова. | 7 | 5 | 2 |
7 | Произведения А. П. Чехова. | 6 | 4 | 2 |
8 | Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. | 6 | 4 | 2 |
9 | Сказки зарубежных писателей | 4 | 3 | 1 |
10 | Произведение А. Куприна. | 8 | 6 | 2 |
11 | Стихи С. Есенина | 7 | 5 | 2 |
12 | Произведения К. Г. Паустовского | 12 | 5 | 2 |
13 | Произведения С. Маршака | 4 | 2 | 2 |
14 | Произведения А. Гайдара | 6 | 4 | 2 |
15 | Рассказы Л. Пантелеева | 5 | 3 | 2 |
16 | Произведения М. Пришвина | 6 | -4 | 2 |
17 | Произведения зарубежных писателей | 11 | -9 | 2 |
| Итого | 136 часов | 102 часа | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча сов | Дата | Примеча- ние |
По плану | Факти- чески |
1 | Устное народное творчество. (2 часа) | Русские народные сказки. Сказка «Самое дорогое». | 1 | 1.09 | | |
2 | Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую» | 1 | 8.09 | | |
3 | Басни. (2 часа). | Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». | 1 | 15.09 | | |
4 | И. Крылов «Ворона и лисица». | 1 | 22.09 | | |
5 | Произведения А. С. Пушкина. (3 часа) | Проверочная работа № 1 А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…», | 1 | 29.09 | | |
6 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Обобщение. | 1 | 13.10 | 13.10 | Доп.кан-ы, уплот.мате риала, смещ.дат |
7 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | 20.10 |
8 | Стихи русских поэтов (2 часа) | Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…», | 1 | 27.10 | 3.11 | |
9 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» | 1 | 3.11 | 10.11 | |
10 | Произведения Л. Толстого (2 часа) | Л. Толстой. Сказка «Два брата», басня «Белка и волк» | 1 | 10.11 | 17.11 | |
11 | Художественные рассказы Л.Н.Толстого. Рассказ «Прыжок» | 1 | 24.11 | | |
12 | Произведения Н. Некрасова. (2 часа) | Н. Некрасов «Крестьянские дети». | 1 | 1.12 | | |
13 | Н. Некрасов «Славная осень». | 1 | 8.12 | | |
14 | Произведения А.П. Чехова. (2 часа) | А. П. Чехов «Степь». | 1 | 15.12 | | |
15 | А. Чехов «Ванька». | 1 | 22.12 | | |
16 | Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. (2 часа) | Рассказы о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 1 | 29.12 | | |
17 | Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» | 1 | 12.01 | | |
18 | Сказки зарубежных писателей (1 час) | Стихи. Ш. Перро «Подарки феи» | 1 | 19.01 | | |
19 | Произведение А. Куприна. (2 часа) | Произведения о людях. А. И. Куприн «Синяя звезда». | 1 | 26.01 | | |
20 | Произведения о людях. А. И. Куприн «Синяя звезда» | 1 | 2.02 | | |
21 | Стихи С. Есенина (2 часа) | Стихи о природе. С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». | 1 | 9.02 | | |
22 | Стихи о природе. С. Есенин «Береза». | 1 | 16.02 | | |
23 | Произведения К. Г. Паустовского (2 часа) | Произведения для детей. К. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | 2.03 | | |
24 | Проверочная работа № 2 Рассказы о животных. К. Паустовский «Кот - ворюга» | 1 | 9.03 | | |
25 | Произведения С. Маршака (2часа) | С. Маршак «Урок родного языка». | 1 | 16.03 | | |
26 | С. Маршак «Ландыш» | 1 | 23.03 | | |
27 | Произведения А. Гайдара (2 часа) | Произведения для детей. А. Гайдар «Горячий камень» | 1 | 30.03 | | |
28 | Произведения для детей. А. Гайдар «Горячий камень» | 1 | 6.04 | | |
29 | Рассказы Л. Пантелеева (2 часа) | Художественные рассказы Л. Пантелеев «Честное слово». | 1 | 20.04 | | |
30 | Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | 1 | 27.04 | | |
31 | Произведения М. Пришвина (2 часа) | М. Пришвин «Моя Родина». | 1 | 4.05 | | |
32 | М. Пришвин «Выскочка» | 1 | 11.05 | | |
33 | Произведения зарубежных писателей (2часа) | Итоговая проверочная работа № 3. | 1 | 18.05 | | |
34 | Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк». | 1 | 25.05 | | |
Проверочная работа №1 по разделу: «Басни»
1.Отметь фамилию баснописца.
Л.Н. Толстой
С.А. Есенин
И.А. Крылов
2.Что такое мораль басни?
установка
правило
нравоучение
3. Перечисли басни ____________________________
Проверочная работа №2 по разделу: «Рассказы о животных. Стихи о природе»
Напиши 2 фамилии поэтов, которых вы изучали.
________________________________________________________
2. Отметь имя и отчество Есенина.
Александр Сергеевич
Николай Алексеевич
Сергей Александрович
3. Отметь фамилию поэта, который написал стихи о русской берёзе.
С.А. Есенин
А.С. Пушкин
Н.А. Некрасов
4. Отметь заголовок сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Стальное колечко»
«Барбос и Жулька»
«Умнее всех»
«Воробей»
Итоговая проверочная работа № 3.
1. Запиши фамилии русских писателей.
Русские писатели_______________________________________________
2. Прочитай строфу и укажи рифмующиеся слова.
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
3. Прочитай. Из какого произведения К.Г. Паустовского этот абзац? Подчеркни ответ.
Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес.
Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.
«Кот-ворюга»
«Какие бывают дожди?»
«Стальное колечко»
Нормы оценки знаний, умений и навыков
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающегося техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной
двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
- соблюдает синтаксические паузы;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
- может пересказать прочитанное с незначительной помощью (полно, правильно, последовательно);
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова;
- допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их с помощью учителя;
Для учащихся с ОВЗ оценка «3» ставится, если ученик отвечает на поставленные учителем вопросы, при этом не менее 40% ответов правильны.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - допускается ошибка по одному требованию
Оценка "4" - не соблюдены 2-3 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по четырём требованиям
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка, в журнал не ставится.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - допускается ошибка по одному требованию
Оценка "4" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "3" - допущены ошибки по четырём требованиям
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка, в журнал не ставится.
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, правильно отвечает на вопрос, умеет
подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Допускается ошибка.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки, при этом не менее 40% ответов правильны.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка, в журнал не ставится.
Техника чтения в 3 классе
В начале, середине и конце учебного года проводиться проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 25 -30 слов;
При оценке принимаются во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка "5" - читает целыми словами правильно, с одной — двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз.
Оценка «4» - читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну — две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз.
Оценка «3» - читает в основном целыми словами, трудные слова - по слогам; допускает три - четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка, в журнал не ставится.
Проверочные работы
Оценка "5" – верно выполнено более 3/4 заданий.
Оценка «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
Для учащихся с ОВЗ оценка «3» ставится при выполнении не менее 40% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка, в журнал не ставится.
27