ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Обществознание» для 7-а класса (обучающиеся с задержкой психического развития) разработана на основе примерной программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений и авторской программы Боголюбова Л.Н. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. М.: Просвещение,2014, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 14.07.2022 года),
2. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года).
3.Концепцией преподавания учебного предмета « Обществознание», опубликованной на портале «Образование» 30.12.2018 и на основании следующих документов:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (в рамках ФГОС ООО 2 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2022-2023 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год.
- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
1.Рабочая программа ФГОС «Обществознание». Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2016 г.
2.Рабочая программа «Обществознание» к УМК Л.Н. Боголюбова / Е.Н. Сорокина – М.: Вако, 2016 г.
3. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Боголюбов – М.: Просвещение, 2017 г. (включен в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год)
4. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс/ А.С. Митькина – М.: Экзамен, 2022 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Примерная рабочая программа по обществознанию составлена на основе содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО.
Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, обеспечивающих формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая возможность применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и правовыми нормами, для содействия правовыми способами и средствами поддержанию правопорядка в обществе и противодействия противоправному поведению, что способствует адаптации обучающихся с ЗПР подросткового возраста к условиям динамично развивающегося современного общества в целом.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «География», «Биология» и другие, что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам. Курс построен по линейно-концентрическому принципу.
Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Обществознание», осмысление и усвоение информации морально-нравственного и гражданско-правового характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженному познавательному интересу к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Обществознание» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, использование примеров, понятных и близких подростку с ЗПР; постепенное усложнение изучаемого материала и закрепление изученного на разнообразном учебном и неучебном материале; изучение некоторых тем в ознакомительном плане. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Учебные подвести учащихся к пониманию: -роли и значения права в жизни человека, общества и государства; -ответственности человека за свои поступки перед обществом и государством; -значения существования гражданского общества и важности деятельности местного самоуправления; -основ конституционного строя России; -важности звания гражданина; -значения международных договорённостей о защите прав человека; -особенностей частной и публичной жизни гражданина; -важности роли труда в обществе; -взаимосвязи общества и человека, долга и совести; -целей и принципов семейного права, нравственных основ брака и семьи; -особенностей социального государства и значению социальных прав человека; -политических прав и свобод в жизни современного общества; -роли образования в современном обществе; -значимости моральных принципов для человека, взаимосвязи добра и зла. Коррекционные. - формировать умение самостоятельно контролировать правильность произношения словесного материала, соблюдение орфоэпических правил произношения слов, фраз в нормальном темпе, голосом нормальной разговорной громкости; - формировать умение и навык восприятия и различения речевого материала на слух осмысленно; - расширение речевой практики, использование языкового материала в речи, в разных видах общения; -отведение особой роли письменной речи как средству развития самостоятельной речи и познавательной деятельности, обучающихся в целом; - развитие и обогащение самостоятельно приобретённых обучающимися речевых навыков; -стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения обучающихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельности |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет «Обществознание» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «Обществознание» в перечне обязательных предметов . В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение обществознания в 7-а классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год, утвержденными приказом от 30 августа 2022 № 175 , рабочая программа составлена на _ часа с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | На уроках обществознания обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта). Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного изучения в программе выделены курсивом. Объём основного содержания по предмету сокращается несущественно за счёт устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи изучения обществознания в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения обществознания в современной школе — образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения обучающимся типичных для подростка социальных ролей, общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах. Формирует опыт нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт обучающихся. Курс обществознания призван сформировать у обучающихся ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия. Воспитание отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
• определение жизненных ценностей, мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
• уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
• признание равноправия народов;
• осознание важности семьи и семейных традиций;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни;
• осознание своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные результаты:
регулятивные :
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
познавательные :
• проводить наблюдение под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятий;
коммуникативные :
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
• адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение (точку зрения) и доказательство (аргументы), факты;критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.
Предметные результаты:
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся научится | ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся получит возможность научиться |
Тема: «Регулирование поведения людей в обществе» |
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; различать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать их роль в регуляции общественной жизни, применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; понимать важность знания новых возможностей для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; | понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, работать в группах и парах; работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждение; понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанно воспринимать соответствующую информацию; различать факты, аргументы, оценочные суждения; |
Тема: «Человек в экономических отношениях » |
понимать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; основным требованиям трудовой этики в современном обществе; правовым нормам, регулирующим трудовую деятельность несовершеннолетних; понимать значение трудовой деятельности для личности и для общества; понимать значение коммуникации в межличностном общении; | находить нужную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать; отдельным приемам и техникам преодоления конфликтов; |
Тема: «Человек и природа » |
понимать специфику познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимать роль искусства в становлении личности и в жизни общества; находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей | взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел (тема) программы | Кол-во часов | Система оценки планируемых результатов (виды и формы текущего контроля) |
1 | Регулирование поведения людей в обществе | 14 ч | Тест Самостоятельная работа |
| Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | |
2 | Человек в экономических отношениях | 14ч | Проверочная работа Тест |
| Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. | |
3 | Человек и природа | 4ч | Терминологический диктант Тест Самостоятельная работа |
| Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. | |
4 | Итоговое повторение | 2ч | Итоговое тестирование |
| | |
ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ «Обществознание» : итоговое тестирование
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел программы, тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов |
1. | Регулирование поведения людей в обществе | 14 ч | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. Различать отдельные виды социальных норм. Оценивать свою деятельность с позиций социальных норм современного общества. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Оценивать собственные практические поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка. Сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме. Характеризовать защиту Отечеств как долг и обязанность гражданина РФ. Понимать важность выполнения священного долга службы в армии; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в различных источниках информации. Раскрыть значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать разные виды дисциплин. Определять черты законопослушного поведения. Называть правоохранительные органы РФ. Исследовать практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять полученные знания и умения в обычной жизни. | Видеоуроки, иллюстрации, таблицы, тексты, мультимедийные презентации |
2. | Человек в экономических отношениях | 14ч | Описывать разные формы организации хозяйственной жизни. Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Различать общие, постоянные и переменные затраты. Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Оценивать роль предпринимательства в развитии экономики. Описывать виды денег. Называть основные исторические формы эквивалента стоимости, виды денег. Раскрывать на примерах функции денег. Определить своё отношение к деньгам. Характеризовать ресурсы семьи. Называть источники доходов семьи. Объяснять понятие семейный бюджет. Раскрывать виды расходов, принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Различать обязательные и необязательные расходы. Приводить примеры различных видов источников доходов семьи. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. | Видеоуроки, иллюстрации, таблицы, тексты, мультимедийные презентации |
3. | Человек и природа | 4ч | Характеризовать человека как часть природы. Раскрывать аспекты взаимодействия человека и природы. Объяснять сущность проблемы загрязнения окружающей среды . Описывать состояние неисчерпаемых богатств и ресурсов страны. Объяснить опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Определять собственное отношение к природе. Оценивать землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности человечества. Характеризовать участие граждан в природоохранительной деятельности. Называть законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. | Иллюстрации, таблицы, тексты, мультимедийные презентации |
4. | Итоговое повторение | 2ч | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять полученные знания и умения в обычной жизни. | Иллюстра- ции, таблицы, тексты, |
Тематическое планирование по предмету «Обществознание» для 7-а класса составлено с учетом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:
развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее
описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Печатные пособия | Для обучающихся: 1. Боголюбов Л.Н. Учебник по обществознанию для 7 класса общеобразовательных учреждений /– М.: Просвещение, 2017 г. 2. Митькина А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс/– М.: Экзамен, 2022 г. Для учителя: 1.Рабочая программа ФГОС «Обществознание». Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2016 г. 2.Рабочая программа «Обществознание» к УМК Л.Н. Боголюбова / Е.Н. Сорокина – М.: Вако, 2016 г. 3.Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс/Е.Н. Сорокина – М.: Вако, 2016 г. 4.Планирование учебной деятельности. Технологические карты уроков. Обществознание/ И.Ю. Буйволова – В.: Учитель, 2016 г. |
2. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения; видеофильмы, соответствующие тематике программы по обществознанию; презентации, соответствующие тематике программы по обществознанию; электронное приложение к учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс |
3. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Классная доска с креплениями для таблиц, персональный компьютер |
4. | Цифровые образовательные ресурсы | http//:edu.ru http//: fcior/ru http//: catalog.ior.r http//: scool- collection. edu.ru |
5. | Демонстрационные пособия | 1 Таблицы по основным разделам курса 2 Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов) 3 Комплект «Государственные символы Российской Федерации» |
6. | Натуральный фонд | |
16