СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса 2022-2023г.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная общеобразовательная программа по предмету русский язык 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса 2022-2023г.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе :


  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;

  • Нормативно-методические документы Минпросвещения Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

  • Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденная приказом от 01.09.2022г.

  • Устав ГБОУ «Селенгинская СКОШИ».

  • Учебный план ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» на 2022-2023 год.

Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Москва «Просвещение» 2021

Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Москва «Просвещение» 2021


Цель предмета - формирование у обучающихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи предмета:

  • формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения, развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;

  • знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;

  • обучение грамотному и аккуратному письму;

  • формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях

  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие фонетико-фонематических представлений;

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Общая характеристика учебного предмета

В 3 классе школьникам с интеллектуальными нарушениями даются

самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по русскому языку, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.

Программа включает в себя разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Звуки и буквы. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике о звуках и буквах, о согласных и гласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о безударных гласных, о парных согласных и др.

Школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим.

Слово. Изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий. Предложение. Понятие о предложении учащиеся получают в процессе разбора предложения, по словам и составления предложений из слов. Учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой.

Графические навыки. Совершенствуются графические навыки. Работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений.

В программе учитывается и слабый уровень развития навыков дифференциации как следствие нарушенного логического мышления у учащихся, испытывающих трудности в усвоении школьной программы, который особенно отчетливо проявляется на вербальном уровне. Поэтому в программе выделены темы, требующие сравнения, сопоставления сходных понятий, предметов и явлений, установление признаков общности и отличия.

Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.

Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Общепедагогические методы:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

практические – упражнения

Виды  работ обучающихся:

Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются: словарная работа, списывание с различными заданиями (вставить буквы в словах, выполнить звуковой анализ слов и составить схемы предложений, поставить ударение, разделить слова на слоги и для переноса, подчеркнуть слова с определенной орфограммой), запись составленных предложений, дополнение предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического задания.

Межпредметные связи:

Чтение – самостоятельное чтение задания, дополнение предложения нужными по смыслу словами.

Речевая практика- составление связного рассказа по картинке.

Математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы и нужного упражнения в учебнике.


Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа на 2022/2023 учебный год, предусматривает изучение предмета русский язык в 3 классе в количестве 136 часа в год (34 учебные недели).

Характеристика базовых учебных действий.

Личностные учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Коммуникативные учебные действия:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс).

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками.

Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком.

- ориентироваться в пространстве класса.

- пользоваться учебной мебелью.

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место .

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

- устанавливать видородовые отношения предметов.

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

- читать, писать.

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

- использовать знания в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.


Предметные результаты:



Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

Списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфо­графическим проговариванием;

запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфо­граммами (20-25 слов);

дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);

составление и распространение предложений, установление связи меж­ду словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце пред­ложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;

самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста по­сле его анализа.





Деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изу­ченными орфограммами;

дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

выделение из текста предложений на заданную тему;

участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.




Содержание программы в 3 классе

1. Повторение материала

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Составление предложения по вопросам, по картинке, из слов, данных вразбивку. Выделение предложений из речи текста.

2.Звуки и буквы

Сравнение пар слов. Алфавит. Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Гласные буквы в начале слов и после гласных. Ударные и безударные гласные. Перенос слов. Твердые и мягкие согласные, и их различия. Мягкий знак в середине и на конце слова. Шипящие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные согласные. Звонкие и глухие согласные на конце слов. Разделительный твердый и мягкий знаки.

3. Слово-

Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных. Слова, обозначающие действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование слов, обозначающих предметы со словами, обозначающими действия и признаки предметов. Предлоги.

4. Предложение

Построение простого предложения. Составление предложения на заданную тему. Дополнение предложений. Работа с деформированным текстом.

5. Повторение

Составление предложений. Сочетание гласных с шипящими. Правописание имен собственных. Алфавит. Мягкие и твердые согласные. Парные, звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.


Тематическое планирование



Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

1

Повторение

13 ч

2

Звуки и буквы

52 ч

3

Слово

44 ч

4

Предложение

14

5

Повторение

13



136 ч





Содержание учебного предмета



Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Основные элементы раздела

1

Повторение

13 ч

Составление предложений на основе демонстраций действий. Обозначение на схеме правил записи предложений. Распространение предложений на схеме с помощью картинок. Запись по образцу предложения.

Называние предмета различных родовых групп. Различение реального предмета и слова, называющего этот предмет. Составление предложений с данным словом.

2

Звуки и буквы

52 ч

Различение гласных и согласных звуков и букв, их обозначение в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов отличающимся одним звуком, количеством звуков, их расположение. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Деление слов на слоги.

3

Слово

44 ч

Названия предметов. Названия действий. Предлоги.

Слова с непроверяемыми гласными.

4

Предложение

14

Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. Предложение и его схема. Составление предложения по предметной и сюжетной картинкам. Предложения-вопросы и предложения-ответы.

5

Повторение

13




136 ч





Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение.

Э.В. Якубовская. Русский язык. Методические рекомендации. 2-4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2020

Таблицы, демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки, моноблок, проектор, экран.

ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/

Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/



7