- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом МОиН России № 1599 от 19 декабря 2014 г.)
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) МКОУ Городокской СОШ №2.
Программа предназначена для учащегося с РАС (вариант 8.4).
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У Ярослава имеется нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. Также наблюдается недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Мальчик говорит, но фразовая речь не сформирована. В связи с этим обучение Ярослава речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Программно-методический материал представлен двумя разделами: «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации».
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает формирование импрессивной и экспрессивной речи. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общении слоги, слова.
Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразных речевых ситуациях.
Используемые образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть предметной области «Язык и речевая практика».
Рабочая программа рассчитана на 532 часа: по 99 часов в первых и втором классе, по 68 часов в третьем и четвертом классе.
1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
8) наличие интереса к практической деятельности.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными1.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
6) обучение чтению и письму. При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.3.).
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.
При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.3.).
№ п\п | Тема урока | Кол – во часов | Возможные виды деятельности | Дата | Корр.даты |
| Установление зрительного контакта. | 1 | Различение звуков окружающей действительности и соотнесение их с изображением | | |
| Артикуляционная гимнастика для губ. Установление зрительного контакта | 1 | Различение звуков окружающей действительности и соотнесение их с изображением. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | | |
| Реагирование на собственное имя посредством взгляда. Привлечение внимания взглядом. | 1 | Различение и имитация звуков окружающей действительности (неречевых), прослушивание аудиозаписей | | |
| Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. | 1 | Различение и имитация звуков окружающей действительности (неречевых), прослушивание аудиозаписей | | |
| Стихи А. Барто в речи учителя. | 1 | Условно-графическая запись слов, обозначающих картинку, «чтение» условно-графической записи слов. Штриховка и обводка фигур в тетради | | |
| Артикуляционная гимнастика для языка. Произнесение звука [а]. | 1 | Артикуляция и произнесение звука [а]. «Чтение» условно-графической записи слов. Штриховка и обводка фигур в тетради | | |
| Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции). | 1 | Показ предмета и «чтение» слова (условно-графической записи), обводка и штриховка фигур. | | |
| Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. | 1 | Называние предмета, условно-графическая запись слов, обозначающих предмет, «чтение» условно-графической записи слов, обводка и штриховка фигур. | | |
| Произнесение звука [о]. Выражение согласия и несогласия. | 1 | Артикуляция и произнесение звука [о]. Выделение предметов по сюжетной картинке, называние слов к картинке в соответствии с количеством условно- графических изображений, обводка и штриховка фигур. | | |
| Выражение согласия и несогласия. | 1 | Называние предмета, условно-графическая запись слов, обозначающих предмет, «чтение» условно-графической записи слов, обводка и штриховка фигур. | | |
| Выражение благодарности. | 1 | Называние предмета, условно-графическая запись слов, обозначающих предмет, «чтение» условно-графической записи слов, обводка и штриховка фигур. | | |
| Выражение благодарности. | 1 | Называние предмета, условно-графическая запись слов, обозначающих предмет, «чтение» условно-графической записи слов, обводка и штриховка фигур | | |
| Соблюдение очередности в разговоре. | 1 | Называние предмета, условно-графическая запись слов, обозначающих предмет, «чтение» условно-графической записи слов, обводка и штриховка фигур | | |
| Соблюдение очередности в разговоре. | 1 | Дифференциация слов, сходных по звучанию, прослушивание аудиозаписей, «чтение» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки, обводка и штриховка фигур | | |
| Ответы на вопросы. | 1 | Дифференциация слов, сходных по звучанию, прослушивание аудиозаписей, «чтение» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки, обводка и штриховка фигур | | |
| Ответы на вопросы. | 1 | Дифференциация слов, сходных по звучанию, прослушивание аудиозаписей, «чтение» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки, обводка и штриховка фигур | | |
| Задавание вопросов. | 1 | Дифференциация слов, сходных по звучанию, прослушивание аудиозаписей, «чтение» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки, обводка и штриховка фигур | | |
| Задавание вопросов. | 1 | Участие в игровой деятельности, называние героев сказки, условно-графической запись названий животных, «чтение» условно-графической записи слов/ Обводка и раскрашивание фигур. | | |
| Соблюдение дистанции в разговоре. | 1 | Участие в игровой деятельности, называние героев сказки, условно-графической запись названий животных, «чтение» условно-графической записи слов/ Обводка и раскрашивание фигур. | | |
| Соблюдение дистанции в разговоре | 1 | Участие в игровой деятельности, называние героев сказки, условно-графической запись названий животных, «чтение» условно-графической записи слов/ Обводка и раскрашивание фигур. | | |
| Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. | 1 | Условно-графическая запись слов по картинке: название, действие, замена условно-графической записи слов условно-графической схемой предложения, «чтение» предложений по условно-графической схеме с опорой на картинку. | | |
| Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. | 1 | Условно-графическая запись слов по картинке: название, действие, замена условно-графической записи слов условно-графической схемой предложения, «чтение» предложений по условно-графической схеме с опорой на картинку. | | |
| Прощание с собеседником. | 1 | Условно-графическая запись слов по картинке: название, действие, замена условно-графической записи слов условно-графической схемой предложения, «чтение» предложений по условно-графической схеме с опорой на картинку. | | |
| Прощание с собеседником | 1 | Условно-графическая запись слов по картинке: название, действие, замена условно-графической записи слов условно-графической схемой предложения, «чтение» предложений по условно-графической схеме с опорой на картинку. | | |
| Предложение. Знакомство с условно-графическими знаками. Коррекция письма. | 1 | Условно-графическая запись слов по картинке: название, действие, замена условно-графической записи слов условно-графической схемой предложения, «чтение» предложений по условно-графической схеме с опорой на картинку. | | |
| Фиксация предложений условно-графической схемой. | 1 | Фиксация предложений условно-графической схемой, «чтение» предложений по условно-графической схеме. | | |
| Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов. | 1 | Составление предложений из 2 слов на основе демонстрации действий по условно-графической схеме, «чтение» предложений по условно-графической схеме, письмо овалов. | | |
| Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов. | 1 | Рассматривание картинок детей (Милла спит, Алиса ест), составление предложений из 2 слов с опорой на фотографии, «чтение» предложений по условно-графической схеме. Письмо овалов | | |
| Составление предложений из 3 слов на основе действий. Письмо овалов | 1 | Составление предложений из 3 слов на основе демонстрации действий по условно-графической схеме, «чтение» предложений по условно-графической схеме. Письмо овалов. | | |
| Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо полуовалов. | 1 | Рассматривание и беседа по иллюстрации (Степа моет доску), составление и «чтение» предложений. Письмо полуовалов. | | |
| Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо полуовалов. | 1 | Рассматривание и беседа по иллюстрации (Степа моет доску), составление и «чтение» предложений. Письмо полуовалов. | | |
| Деление предложений на слова. Письмо полуовалов. | 1 | Составление по картинкам схемы предложений из 2-3 слов, их «чтение» и выделение каждого слова в условно-графической схеме. Письмо полуовалов. | | |
| Деление предложений на слова. Письмо полуовалов. | 1 | Составление по картинкам схемы предложений из 2-3 слов, их «чтение» и выделение каждого слова в условно-графической схеме. Письмо полуовалов. | | |
| Деление двусложных слов на части. Коррекция письма | 1 | Деление на части (слоги) слов, обозначающих имена детей, их «чтение» в условно-графической записи слитно и по слогам, письмо изученных элементов букв. | | |
| Деление двусложных слов на части. Коррекция письма | 1 | Деление на части (слоги) слов, обозначающих имена детей, их «чтение» в условно-графической записи слитно и по слогам, письмо изученных элементов букв. | | |
| Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением». | 1 | Деление на части (слоги) слов, обозначающих названия различных предметов, их «чтение» в условно-графической записи слитно и по слогам. | | |
| Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением». | 1 | Деление на части(слоги) слов, обозначающих названия различных предметов, их «чтение» в условно-графической записи слитно и по слогам. | | |
| Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов. | 1 | Определение количества частей в слове на слух, их условно-графическое обозначение и «чтение» слитно и по слогам. Письмо овалов и полуовалов | | |
| Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов. | 1 | Определение количества частей в слове на слух, их условно-графическое обозначение и «чтение» слитно и по слогам. Письмо овалов и полуовалов | | |
| Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | 1 | Определение первого звука в именах детей ([а]), условно-графическая запись слова и первого звука. Письмо наклонной палочки с петелькой. | | |
| Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | 1 | Определение первого звука в именах детей ([а]), условно-графическая запись слова и первого звука. Письмо наклонной палочки с петелькой. | | |
| Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | 1 | Определение первого звука в словах ([у], [о]), условно-графическая запись слова и первого звука, составление предложений по сюжетной картинке. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | | |
| Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | 1 | Определение первого звука в словах ([у], [о]), условно-графическая запись слова и первого звука, составление предложений по сюжетной картинке. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | | |
| Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной с петелькой вверху. | 1 | Просмотр фотопрезентации. Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове ([а], [у], [о]) на слух, дифференциация слов, обозначающих предметные картинки, по первому звуку. Письмо наклонной с петелькой вверху. | | |
| Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной с петелькой вверху. | 1 | Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове ([а], [у], [о]) на слух, дифференциация слов, обозначающих предметные картинки, по первому звуку. Письмо наклонной с петелькой вверху. | | |
| Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой вверху. | 1 | Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука, их условно-графическая запись, составление предложения с названным словом по условно-графической схеме. Письмо наклонной с петелькой вверху | | |
| Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой вверху. | 1 | Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука, их условно-графическая запись, составление предложения с названным словом по условно-графической схеме. Письмо наклонной с петелькой вверху | | |
| Повторение изученного материала. | 1 | Запись слов и предложений с использованием условно-графических схем | | |
| Повторение материала, изученного за 1 полугодие. | 1 | Участие в игровой деятельности, просмотр презентации. условно-графическая запись слов, деление их на части, составление предложений и их условно-графическая запись. Письмо изученных элементов букв. | | |
| Выделение первого согласного звука в слове. Коррекция письма. | 1 | Просмотр презентации, Определение первого звука в словах ([м]). Составление условно-графической записи слова. Письмо изученных элементов букв. | | |
| Выделение первого согласного звука в слове. Коррекция письма. | 1 | Просмотр презентации, Определение первого звука в словах ([м]). Составление условно-графической записи слова. Письмо изученных элементов букв. | | |
| Выделение первого согласного звука в слове. | 1 | Определение первого звука в словах ([с], [н]), условно-графическая запись слова и первого звука, подбор слов, начинающихся со звука [с] или [н] по сюжетной картинке. Игра в мяч. Письмо изученных элементов букв. | | |
| Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове. | 1 | Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове на слух, дифференциация слов, обозначающих предметные картинки, по первому звуку. Письмо изученных элементов букв. | | |
| Подбор слов, начинающихся с заданного звука. | 1 | участие в игре «Поймай и назови первый звук». Определение первого звука в слове и подбор других слов на этот же звук по предметным картинкам. Письмо изученных элементов букв. | | |
| Звук и буква А. Письмо элементов буквы а. | 1 | Выделение звука [а]. Обозначение звука буквой, письмо элементов буквы а (овал и палочка с закруглением внизу) по шаблону и самостоятельно | | |
| Звук и буква А. Письмо элементов буквы а. | 1 | Выделение звука [а]. Обозначение звука буквой, письмо элементов буквы а (овал и палочка с закруглением внизу) по шаблону и самостоятельно | | |
| Звук и буква А. Письмо строчной буквы а. | 1 | Чтение буквы, выделение звука [а] в начале и на конце слова, условно-графическая запись слова с обозначением места буквы в слове. Хождение по веревке, выложенной в виде буквы а. Письмо строчной и заглавной буквы по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из элементов. | | |
| Звук и буква А. Письмо строчной буквы а. | 1 | | |
| Звук и буква А. Письмо заглавной буквы А. | 1 | | |
| Звук и буква А. Письмо заглавной буквы А. | 1 | | |
| Звук и буква У. Письмо элементов буквы у | 1 | Выделение звука [у]. Обозначение звука буквой, письмо элементов буквы у по точкам, самостоятельно. | | |
| Звук и буква У. Письмо элементов буквы у | 1 | Выделение звука [у]. Обозначение звука буквой, письмо элементов буквы у по точкам, самостоятельно. | | |
| Звук и буква У. Письмо строчной буквы у | 1 | Чтение буквы, выделение звука [у] в начале и в середине односложного слова, условно-графическая запись слова с обозначением места буквы в слове. Хождение по веревке, выложенной в виде буквы у. Письмо буквы у по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов. | | |
| Звук и буква У. Письмо строчной буквы у | 1 | | |
| Звук и буква У. Письмо заглавной буквы у | 1 | | |
| Звук и буква У. Письмо заглавной буквы у | 1 | | |
| Письмо слогов ау, уа | 1 | Составление и чтение слогов, письмо слогов по точкам, самостоятельно. | | |
| Звук и буква М. Письмо элементов буквы м. | 1 | Выделение звука [м]. Обозначение звука буквой, письмо элементов буквы м. | | |
| Звук и буква М. Письмо элементов буквы м. | 1 | Выделение звука [м]. Обозначение звука буквой, письмо элементов буквы м. | | |
| Звук и буква М. Письмо строчной буквы м. | 1 | Чтение буквы, выделение звука [м] в начале и на конце слова, условно-графическая запись слова с обозначением места буквы в слове, хождение по веревке, выложенной в виде буквы м. Письмо буквы м по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов | | |
| Звук и буква М. Письмо строчной буквы м. | 1 | | |
| Звук и буква М. Письмо заглавной буквы м. | 1 | | |
| Звук и буква М. Письмо заглавной буквы м. | 1 | | |
| Письмо слогов ам, ум. | 1 | Составление и чтение слогов, письмо слогов по точкам, самостоятельно | | |
| Письмо слогов ма, му. | 1 | Составление и чтение слогов, письмо слогов по точкам, самостоятельно | | |
| Звук и буква О. Письмо строчной буквы о. | 1 | Выделение звука [о]. Обозначение звука буквой, хождение по веревке, выложенной в виде буквы о. Письмо буквы о по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов | | |
| Звук и буква О. Письмо заглавной буквы о. | 1 | Чтение буквы, выделение звука [о] в начале и в середине односложного слова, условно-графическая запись слова с обозначением места буквы в слове, Письмо слогов с изученными буквами (письмо по точкам, списывание, письмо на слух) | | |
| Звук и буква О. Письмо изученных букв и слогов с ними. | 1 | | |
| Письмо слогов ам, ум, ом. | 1 | Составление и чтение слогов, письмо слогов (письмо по точкам, списывание, письмо на слух) | | |
| Повторение изученного. Коррекция письма. | 1 | Чтение пройденных букв, составление и чтение слогов из пройденных букв, письмо слогов (списывание с печатного и рукописного текста, письмо на слух). Складывание букв из их элементов. | | |
| Письмо слогов ма, му, мо. | 1 | Составление и чтение слогов, письмо слогов (письмо по точкам, списывание, письмо на слух). | | |
| Звук и буква С. | 1 | Выделение звука [с]. Обозначение звука буквой, хождение по веревке, выложенной в виде буквы с. Письмо буквы м по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов. | | |
| Звук и буква С. Письмо строчной буквы с. | 1 | | |
| Звук и буква С. Письмо заглавной буквы с. | 1 | | |
| Письмо слогов с изученными буквами. | 1 | Составление и чтение слогов, письмо слогов (письмо по точкам, списывание, письмо на слух). | | |
| Письмо слогов ас, ус, ос. | 1 | Составление и чтение слогов, письмо слогов (письмо по точкам, списывание, письмо на слух). | | |
| Письмо слогов са, су, со. | 1 | Составление и чтение слогов, письмо слогов (письмо по точкам, списывание, письмо на слух). | | |
| Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса). | 1 | Чтение слов, соотнесение слова и картинки, письмо слов (по точкам, самостоятельно). | | |
| Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х. | 1 | Выделение звука [х]. Обозначение звука буквой, письмо элементов буквы х. | | |
| Звук и буква Х. Письмо строчной буквы х. | 1 | Выделение звука [х]. Обозначение звука буквой, хождение по веревке, выложенной в виде буквы х. Письмо буквы м по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов. | | |
| Звук и буква Х. Письмо заглавной буквы х. | 1 | Выделение звука [х]. Обозначение звука буквой, хождение по веревке, выложенной в виде буквы х. Письмо буквы м по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов. | | |
| Письмо слогов ах, ух, ох. | 1 | Составление и чтение слогов, письмо слогов (письмо по точкам, списывание, письмо на слух). | | |
| Письмо слогов ха, ху, хо. | 1 | Составление и чтение слогов, письмо слогов (письмо по точкам, списывание, | | |
1 | Комплексный тест в рамках промежуточной аттестации | 1 | Чтение слов, соотнесение слова и картинки, письмо слов (по точкам, самостоятельно). | | |
| Письмо слов их двух слогов (ухо, уха, муха). | 1 | Чтение слов, соотнесение слова и картинки, письмо слов (по точкам, самостоятельно). | | |
| Коррекция письма. | 1 | Чтение, составление и письмо слогов, слов с изученными буквами (списывание с печатного и рукописного текста, письмо на слух). | | |
| Повторение изученного. Коррекция письма. | 1 | Чтение пройденных букв, составление и чтение слогов из пройденных букв, письмо слогов (списывание с печатного и рукописного текста, письмо на слух). Складывание букв из их элементов. | | |
| Повторение изученного. Коррекция письма. | 1 | Чтение пройденных букв, составление и чтение слогов из пройденных букв, письмо слогов (списывание с печатного и рукописного текста, письмо на слух). Складывание букв из их элементов. | | |
| Повторение материала, изученного за II полугодие. | 1 | Участие в игровой деятельности, игра по станциям. | | |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 0-4классы: / Под ред. И.М. Бгажноковой. - Москва «Просвещение», 2011
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний.
Компьютер.