СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающегося с РАС (вариант 8.4.), 1 (дополнительный) класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" предназначена для обучающегося с РАС (вариант 8.4.), надомное обучение. Программа реализуется в первом (дополнительном) классе, рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающегося с РАС (вариант 8.4.), 1 (дополнительный) класс.»

МКОУ Городокская СОШ № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/_____________/


Протокол № ___ от

«____»____________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе ____________


«____»____________20__г.


«Утверждено»

Директор


_________

приказ №___________ от

« ___»__________20__г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная)

Жулевой Екатерины Александровны,

учителя первой квалификационной категории,

по предмету

«Окружающий социальный мир»

1 класс




















с. Городок

________ учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598)

- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) МКОУ Городокской СОШ №2.

Программа предназначена для учащегося с РАС (вариант 8.4).

Рабочая программа направлена на достижение следующей цели:

  • формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном

мире;

· умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Основные задачи:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).


Общая характеристика учебного предмета

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с РАС испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Используемые образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть предметной области «Человек».


Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 268 часов: по 33 часа в первых и втором классе, по 68 часов в третьем и четвертом классе.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета


Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью, могут включать:

1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

5) первоначальное осмысление социального окружения;

6) развитие самостоятельности;

7) овладение общепринятыми правилами поведения;

8) наличие интереса к практической деятельности.


Возможные предметные результаты:

1) Представления о мире, созданном руками человека

  • Интерес к объектам, созданным человеком.

  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

  • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

  • Представление о дружбе, товарищах, сверстниках.

  • Умение находить друзей на основе личностных предпочтений.

  • Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

  • Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

  • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

  • Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

  • Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

  • Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

  • Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

6) Представление о стране проживания Россия.

  • Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

  • Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

  • Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.


Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

п/п

Группа БУД

Учебные действия и умения

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному

взаимодействию с группой обучающихся

Спокойное пребывание в новой среде.

Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.

Принятие контакта, инициированного взрослым.

Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.

Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса

Планирование учебного дня

Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий), выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога

Следование расписанию дня

Формирование учебного

поведения

1) поддержание правильной позы.

2) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксация взгляд на звучащей игрушке;

- фиксация взгляд на яркой игрушке;

- фиксация взгляда на движущей игрушке;

- переключение взгляда с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксация взгляда на лице педагога с использованием голоса;

- фиксация взгляд на изображении;

- фиксация взгляд на экране монитора

3) выполнение инструкции педагога

- понимание жестовой инструкции;

- понимание инструкции по инструкционным картам;

- понимание инструкции по пиктограммам;

- выполнение стереотипной инструкции (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения)

-выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

4) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

5) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполнение действий способом рука в руке;

- подражание простым движениям и действиям с предметами

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)

-выполнение действий с предметами (по подражанию)

-выполнение простых действий с картинками (по подражанию)

-выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу)

выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу)

-выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу)

-выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

-выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

6) умение работать в группе

- сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

- выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

-выполнение речевых инструкций на групповом занятии

-выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

-принятие помощи учителя на групповом занятии

Формирование умения

выполнять задание

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по

предмету, коррекционному курсу

Коррекция проблемного

поведения

Стереотипии

Неадекватный крик

Неадекватный плач

Неадекватный смех

Физическое сопротивление

Невыполнение инструкций, направленных на прерывание

социально неприемлемого поведения

Агрессия

Самоагрессия


Содержание учебного предмета

Школа.

Ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Следование правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых норм поведения с взрослыми и сверстниками.

Квартира, дом, двор.

Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов: одноэтажные/многоэтажные, каменные/деревянные. Представление о местах общего пользования в доме: подъезд, лестничная площадка, лифт. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон. Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод, др. Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож и для приготовления пищи: кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож, др. Представление об электроприборах: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен. Представление о часах. Представление об электронных устройствах: телефон, компьютер, планшет. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора: место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон. Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры: отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение. Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов в предметах быта, обихода.

Город.

Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Представление об улицах, на которых расположена школа, дом. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города.

Транспорт.

Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.

Традиции, обычаи.

Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках.

Страна.

Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России. Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира.



































Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности

Дата

Корр.

даты

Первый учебный день.

1

Экскурсия по школе.



Соблюдение правил учебного поведения. Ориентация в помещениях.

1

Экскурсия по школе, знакомство с помещениями

школы. Формирование представлений о

необходимости соблюдения правил поведения в школе.



Туалет, столовая. Учебный кабинет

1

Экскурсия по школе, знакомство с помещениями

школы. Формирование представлений о

необходимости соблюдения правил поведения в школе.



Ориентация в зонах класса (учебная, игровая)

1

Экскурсия по школе, знакомство с помещениями

школы. Формирование представлений о

необходимости соблюдения правил поведения в школе.



Представления о школьных принадлежностях: школьная доска, парта, мел.

1

Знакомство со школьными принадлежностями.



Представления о школьных принадлежностях: ранец, альбом, карандаш.

1

Формирование представлений о последовательности сбора портфеля. Дидактическая игра «Собери портфель».



Выбор игрушки

1




Представление о бумаге. Свойства бумаги: мнётся, рвётся

1




Игры с бумагой: порвать на части, скатать шарик

1




Игры с бумагой: порвать на части, скатать шарик

1




Представление о стекле. Окно, стакан. Свойства стекла: бьётся.

1




Представление о резине. Мяч.

1




Представление о дереве. Кубики

1




Представление о пластмассе. Машинка

1




Представление о празднике: Новый год

1




Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол.

1

Формирование представлений о частях дома (стены, окна, двери, крыша) и материалах, из которых строят дома.



Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол.

1

Формирование представлений о частях дома (стены, окна, двери, крыша) и материалах, из которых строят дома.



Ориентация в помещениях своего дома.

Представление о помещениях квартиры.

1

Формирование представлений о наличии помещений в доме (кухня, прихожая, места общего пользования, спальня, гостиная).



Опасные места в доме.

1

Формирование представлений об опасностях, подстерегающих в квартире (спички, вода, горячая пища, электроприборы).



Правила поведения за столом

1

Формирование представлений о правилах поведения за столом.



Соблюдение личной гигиены

1

Формирование представлений о личной гигиене



Члены семьи: мама, папа, сын, дочь

1




Общение с родными: погладить, обнять, поцеловать. Приветствие, прощание с помощью жеста.

1




Двор. Правила поведения во дворе.

1

Экскурсия на школьный двор. Формирование представлений о правилах поведения во дворе.



Опасности во дворе.

1

Формирование представлений об опасностях, подстерегающих во дворе.



Представление о наземном транспорте.

1

Знакомство с различными видами транспорта.



Соблюдение правил дорожного движения. Переход дороги по знаку, по зебре

1

Знакомство с правилами дорожного движения, со

знаками на дорогах.



Представление о воздушном транспорте.

1

Знакомство с различными видами воздушного транспорта.



Представление о водном транспорте.

1

Знакомство с различными видами водного транспорта.



Комплексный тест в рамках промежуточной аттестации

1

Формирование представлений о поведении в транспорте.



Представление о специальном транспорте.

1

Знакомство с различными видами специального транспорта.



Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.

1

Знакомство с профессиями людей, работающих на специальном транспорте.



Представление о празднике: последний учебный день

1

Формирование представлений о праздниках.





Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Книгопечатная продукция

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 0-4классы: / Под ред. И.М. Бгажноковой. - Москва «Просвещение», 2011


Печатные пособия

Карточки с изображением объектов, тематически связанных с жизнью общества


Технические средства обучения

Компьютер.


Информационно-коммуникативные средства:

Тематические презентации

Интернет-ресурсы

http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!