МКОУ Городокская СОШ № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/_____________/ Протокол № ___ от «____»____________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по учебной работе ____________ «____»____________20__г. | «Утверждено» Директор _________ приказ №___________ от « ___»__________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная)
Жулевой Екатерины Александровны,
учителя первой квалификационной категории,
по предмету
«Окружающий социальный мир»
1 класс
с. Городок
________ учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598)
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) МКОУ Городокской СОШ №2.
Программа предназначена для учащегося с РАС (вариант 8.4).
Рабочая программа направлена на достижение следующей цели:
мире;
· умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основные задачи:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Общая характеристика учебного предмета
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с РАС испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Используемые образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть предметной области «Человек».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 268 часов: по 33 часа в первых и втором классе, по 68 часов в третьем и четвертом классе.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью, могут включать:
1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) первоначальное осмысление социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности.
Возможные предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
Представление о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личностных предпочтений.
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
№ п/п | Группа БУД | Учебные действия и умения |
| Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся | Спокойное пребывание в новой среде. Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта. Принятие контакта, инициированного взрослым. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса. Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса Планирование учебного дня Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий), выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога Следование расписанию дня |
| Формирование учебного поведения | 1) поддержание правильной позы. 2) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксация взгляд на звучащей игрушке; - фиксация взгляд на яркой игрушке; - фиксация взгляда на движущей игрушке; - переключение взгляда с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксация взгляда на лице педагога с использованием голоса; - фиксация взгляд на изображении; - фиксация взгляд на экране монитора 3) выполнение инструкции педагога - понимание жестовой инструкции; - понимание инструкции по инструкционным картам; - понимание инструкции по пиктограммам; - выполнение стереотипной инструкции (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения) -выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.) 4) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - цветной бумаги; - пластилина. 5) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполнение действий способом рука в руке; - подражание простым движениям и действиям с предметами - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; - выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию) -выполнение действий с предметами (по подражанию) -выполнение простых действий с картинками (по подражанию) -выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу) выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу) -выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу) -выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу) -выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу) 6) умение работать в группе - сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии - выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии -выполнение речевых инструкций на групповом занятии -выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии -принятие помощи учителя на групповом занятии |
| Формирование умения выполнять задание | 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу |
| Коррекция проблемного поведения | Стереотипии Неадекватный крик Неадекватный плач Неадекватный смех Физическое сопротивление Невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения Агрессия Самоагрессия |
Содержание учебного предмета
Школа.
Ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Следование правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых норм поведения с взрослыми и сверстниками.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов: одноэтажные/многоэтажные, каменные/деревянные. Представление о местах общего пользования в доме: подъезд, лестничная площадка, лифт. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон. Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод, др. Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож и для приготовления пищи: кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож, др. Представление об электроприборах: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен. Представление о часах. Представление об электронных устройствах: телефон, компьютер, планшет. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора: место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон. Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры: отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение. Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов в предметах быта, обихода.
Город.
Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Представление об улицах, на которых расположена школа, дом. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города.
Транспорт.
Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках.
Страна.
Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России. Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности | Дата | Корр. даты |
| Первый учебный день. | 1 | Экскурсия по школе. | | |
| Соблюдение правил учебного поведения. Ориентация в помещениях. | 1 | Экскурсия по школе, знакомство с помещениями школы. Формирование представлений о необходимости соблюдения правил поведения в школе. | | |
| Туалет, столовая. Учебный кабинет | 1 | Экскурсия по школе, знакомство с помещениями школы. Формирование представлений о необходимости соблюдения правил поведения в школе. | | |
| Ориентация в зонах класса (учебная, игровая) | 1 | Экскурсия по школе, знакомство с помещениями школы. Формирование представлений о необходимости соблюдения правил поведения в школе. | | |
| Представления о школьных принадлежностях: школьная доска, парта, мел. | 1 | Знакомство со школьными принадлежностями. | | |
| Представления о школьных принадлежностях: ранец, альбом, карандаш. | 1 | Формирование представлений о последовательности сбора портфеля. Дидактическая игра «Собери портфель». | | |
| Выбор игрушки | 1 | | | |
| Представление о бумаге. Свойства бумаги: мнётся, рвётся | 1 | | | |
| Игры с бумагой: порвать на части, скатать шарик | 1 | | | |
| Игры с бумагой: порвать на части, скатать шарик | 1 | | | |
| Представление о стекле. Окно, стакан. Свойства стекла: бьётся. | 1 | | | |
| Представление о резине. Мяч. | 1 | | | |
| Представление о дереве. Кубики | 1 | | | |
| Представление о пластмассе. Машинка | 1 | | | |
| Представление о празднике: Новый год | 1 | | | |
| Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. | 1 | Формирование представлений о частях дома (стены, окна, двери, крыша) и материалах, из которых строят дома. | | |
| Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. | 1 | Формирование представлений о частях дома (стены, окна, двери, крыша) и материалах, из которых строят дома. | | |
| Ориентация в помещениях своего дома. Представление о помещениях квартиры. | 1 | Формирование представлений о наличии помещений в доме (кухня, прихожая, места общего пользования, спальня, гостиная). | | |
| Опасные места в доме. | 1 | Формирование представлений об опасностях, подстерегающих в квартире (спички, вода, горячая пища, электроприборы). | | |
| Правила поведения за столом | 1 | Формирование представлений о правилах поведения за столом. | | |
| Соблюдение личной гигиены | 1 | Формирование представлений о личной гигиене | | |
| Члены семьи: мама, папа, сын, дочь | 1 | | | |
| Общение с родными: погладить, обнять, поцеловать. Приветствие, прощание с помощью жеста. | 1 | | | |
| Двор. Правила поведения во дворе. | 1 | Экскурсия на школьный двор. Формирование представлений о правилах поведения во дворе. | | |
| Опасности во дворе. | 1 | Формирование представлений об опасностях, подстерегающих во дворе. | | |
| Представление о наземном транспорте. | 1 | Знакомство с различными видами транспорта. | | |
| Соблюдение правил дорожного движения. Переход дороги по знаку, по зебре | 1 | Знакомство с правилами дорожного движения, со знаками на дорогах. | | |
| Представление о воздушном транспорте. | 1 | Знакомство с различными видами воздушного транспорта. | | |
| Представление о водном транспорте. | 1 | Знакомство с различными видами водного транспорта. | | |
| Комплексный тест в рамках промежуточной аттестации | 1 | Формирование представлений о поведении в транспорте. | | |
| Представление о специальном транспорте. | 1 | Знакомство с различными видами специального транспорта. | | |
| Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте. | 1 | Знакомство с профессиями людей, работающих на специальном транспорте. | | |
| Представление о празднике: последний учебный день | 1 | Формирование представлений о праздниках. | | |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Книгопечатная продукция
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 0-4классы: / Под ред. И.М. Бгажноковой. - Москва «Просвещение», 2011
Печатные пособия
Карточки с изображением объектов, тематически связанных с жизнью общества
Технические средства обучения
Компьютер.
Информационно-коммуникативные средства:
Тематические презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru