СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС Вариант 8.4

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС Вариант 8.4»





















ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС


Вариант 8.4






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Общая характеристика учебного предмета:

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

Дети, обучающиеся по данному варианту программы испытывают трудности в осознании социальных явлений, в связи с этим программа позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение курса в 1 дополнительном классе отведено 33 часа, 1 час в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию

с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца

Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Формирование представлений об объектах созданных человеком.

· Формирование представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.

· Формирование представлений об элементарных правилах безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Формирование представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).

· Формирование представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Обучение конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

· Формирование навыка поведения на уроках, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках через обучение навыкам взаимодействия в учебной, игровой и др. видах групповой деятельности.

· Формирование навыка режима дня в сотрудничестве с семьей.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Формирование навыка различения простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности и применение их в повседневной жизни.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- находит и фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- находит и фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- находит и фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другоЙ

- по инструкции фиксирует взгляд на лице педагога;

- по инструкции фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога

- понимает сначала вербальную и жестовую, а впоследствии жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

Для дополнительного 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы,которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и

материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.


Нименование разделов,тем программ

Кол-во часов по разделу

1

Здравствуй, школа!


Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе



Школьные принадлежности (ознакомление, назначение).


Этот рукотворный мир


Предметы вокруг нас (созданы человеком).

1


Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие-твердые; музыкальные)

2


Одежда.



Мебель ( назначение, виды)

1

Я и моя семья


Члены семьи

1


Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери"

1

Дом, в котором я живу


Мой дом (квартира). Назначение комнат.

2


Мебель (диван, стул, стол)

1

Дом, в котором я живу


Посуда (Тарелка, чашка, ложка).

2


Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос,чайник)

Игровые действия:стирка,чаепитие.



1

Улица


Двор. Игровая и спортивная площадки

1


Уличное движение. Светофор.

1

Транспорт


Виды и значение транспорта. Автобус

2

Мир людей


Профессии. Водитель(шофер). Игровые действия.

2


Профессии. Врач. Игровые действия

2

Мир людей


Профессии. Продавец. Игровые действия

2


Профессии. Повар. Игровые упражнения.

2


Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?

3


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты




Личностные

Коррекционные

(предметные)

Базовые учебные действия




группа

группа

группа

1 четверть(8 часов)

1

Здравствуй,

школа!

Я-ученик.

1

Реагировать

на имя;

проявлять

интерес

Умение

взаимодействовать

Фиксировать

взгляд на

лице

педагога

2

Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене)

1

Проявлять собственные чувства,желания;навыки адаптации.

Умение взаимодействовать

Передвигаться по школе в нужном направлении

3

Мой класс. Моя парта.

1

Проявлять собственны е чувства, желания

Умение взаимодействовать

Организовывать свое рабочее место

4

Школьные принадлежно сти (действия с ними)

Тетрадь,

карандаш

2

Обращаться за помощью и принимать помощь

Проявляет интерес к предметам.

Фиксировать взгляд на объекте,

использовать предметы по назначению(рука в руке)

5

Игрушки. Мяч. Кукла. (мягкие- твердые);

3

Обращается за помощью, помогает другим

Исследовать пред меты окружающего мира.

Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога

2 четверть (8 часов)

1

Семья. Члены семьи.

1

Осознание себя как ребенка, члена семьи; осознание своей принадлежности к определенному полу. Участвовать в субъектно- объектных отношениях;про являть уважительное отношение к родным и близким.

Умение устанавливать простейшие родственные отношения между людьми;

Фиксировать взгляд на изображении; Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин

2

Сюжетно- ролевые игры "Дочки- матери"

1

Принимать активное участие в коллективных играх,поддерживать диалог

Уметь использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх

следовать предложенном у сюжету; использовать предметы по назначению

3

Дом, в котором я живу (квартира)

2

Испытывать интерес, участвовать в совместной деятельности, осуществлять самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку

Умение применять начальные сведения об объектах, (различать помещения (кухня, спальная, туалет); уметь слушать и отвечать на вопросы

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе;

4

Мебель (стол, стул, шкаф);

1

Осознавать ответственность , связанную с сохранностью игрушек, мебели

На наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь

Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога

5

Посуда (тарелка, чашка, ложка)

1

Проявлять свои потребности, выражать положительные эмоции при сотрудничестве.

Исследовать предме ты окружающего мира. Группировать окру жающие предметы по их признакам. Сравнивать и различать их в процессе группировки.

Использовать принятые ритуалы взаимодействи я с одноклассника ми и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь;прини мать и сохранять учебную задачу,

6

Помощники в доме (бытовые приборы)

1

Создать предпосылки для готовности к безопасному поведению

Умение зрительно, на слух и тактильно воспринимать информацию;приминять её в упражнениях

Подражать действиям педагога, или последователь

но выполнять их по образцу

3 четверть (9 часов)

1

Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка».

2

Принимать активное участие в коллективных играх, поддерживать диалог

Уметь использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх

Следовать предложенном у сюжету; использовать предметы по назначению

2

Улица. Двор (игровая площадка)

1

Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость;

Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов

Формировать представления где можно играть, отдыхать Играть в мяч.

3

Улица. Уличное движение.

1

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберега ющий образ жизни.

Умение применять правила поведения на улице (дороге) умение использовать знаково- символические средства (рисунки, пиктограммы)

Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова- помощники.

4

Транспорт.

Автобус

2

Использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, отрицание и др.)и альтернативные средства коммуникации

Овладеть представлениями о транспорте; уметь узнавать автобус на наглядном материале; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

5

Профессии. Водитель (шофер) Водитель- пассажир (игра)

1

1

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Овладеть представлениями о профессиях людей и соц. роли человека - пассажир; Соблюдать установленные правила.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе

6

Врач. Доктор- пациент

1

Нравственно- этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Овладеть представлениями о профессии человека - врач и его соц. роли - пациент

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе

4 четверть(8 часов)

1

Игра «Больница»

1

Нравственно- этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Овладеть представлениями о профессии человека - врач и его соц. роли - пациент

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

2

Продавец. Продавец- покупатель (игра «Магазин»)

1

1

Слушать собеседника, поддерживать диалог, используя традиционные языковые (вербальные)и альтернативные средства коммуникации; активно включаться в игровую деятельность

Овладеть представлениями о профессии человека- продавец и его соц. роли – пациент

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе

3

Повар. Упражнение «Что пригодится повару?» "Я готовлю обед"

2

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

Овладеть представлениями о профессии человека- повар; Умением делать выбор, умением вступать в контакт,

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе

4

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

3

Способствовать осознанию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе

Умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (анализ, сравнение); видеть причину и следствие

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .

- детские наборы посуды, предметы быта;

- предметные, сюжетные картинки

- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»

- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей,

правила поведения в общественных местах.

тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.

- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л.

В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе",

"Ребенок и его дом".

- детские наборы «Больница», «Магазин

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном

этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от

начала до конца.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!