ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Вариант 8.4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Общая характеристика учебного предмета:
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
Дети, обучающиеся по данному варианту программы испытывают трудности в осознании социальных явлений, в связи с этим программа позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение курса в 1 дополнительном классе отведено 33 часа, 1 час в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию
с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца
Планируемые предметные результаты по учебному предмету:
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Формирование представлений об объектах созданных человеком.
· Формирование представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.
· Формирование представлений об элементарных правилах безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Формирование представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
· Формирование представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Обучение конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
· Формирование навыка поведения на уроках, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках через обучение навыкам взаимодействия в учебной, игровой и др. видах групповой деятельности.
· Формирование навыка режима дня в сотрудничестве с семьей.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Формирование навыка различения простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности и применение их в повседневной жизни.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- находит и фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- находит и фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- находит и фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другоЙ
- по инструкции фиксирует взгляд на лице педагога;
- по инструкции фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога
- понимает сначала вербальную и жестовую, а впоследствии жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Для дополнительного 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы,которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и
материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
№ | Нименование разделов,тем программ | Кол-во часов по разделу |
1 | Здравствуй, школа! |
| Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе | |
| Школьные принадлежности (ознакомление, назначение). | |
Этот рукотворный мир |
| Предметы вокруг нас (созданы человеком). | 1 |
| Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие-твердые; музыкальные) | 2 |
| Одежда. | |
| Мебель ( назначение, виды) | 1 |
Я и моя семья |
| Члены семьи | 1 |
| Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери" | 1 |
Дом, в котором я живу |
| Мой дом (квартира). Назначение комнат. | 2 |
| Мебель (диван, стул, стол) | 1 |
Дом, в котором я живу |
| Посуда (Тарелка, чашка, ложка). | 2 |
| Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос,чайник) Игровые действия:стирка,чаепитие. | 1 |
Улица |
| Двор. Игровая и спортивная площадки | 1 |
| Уличное движение. Светофор. | 1 |
Транспорт |
| Виды и значение транспорта. Автобус | 2 |
Мир людей |
| Профессии. Водитель(шофер). Игровые действия. | 2 |
| Профессии. Врач. Игровые действия | 2 |
Мир людей |
| Профессии. Продавец. Игровые действия | 2 |
| Профессии. Повар. Игровые упражнения. | 2 |
| Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
| | | Личностные | Коррекционные (предметные) | Базовые учебные действия |
| | | группа | группа | группа |
1 четверть(8 часов) |
1 | Здравствуй, школа! Я-ученик. | 1 | Реагировать на имя; проявлять интерес | Умение взаимодействовать | Фиксировать взгляд на лице педагога |
2 | Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене) | 1 | Проявлять собственные чувства,желания;навыки адаптации. | Умение взаимодействовать | Передвигаться по школе в нужном направлении |
3 | Мой класс. Моя парта. | 1 | Проявлять собственны е чувства, желания | Умение взаимодействовать | Организовывать свое рабочее место |
4 | Школьные принадлежно сти (действия с ними) Тетрадь, карандаш | 2 | Обращаться за помощью и принимать помощь | Проявляет интерес к предметам. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению(рука в руке) |
5 | Игрушки. Мяч. Кукла. (мягкие- твердые); | 3 | Обращается за помощью, помогает другим | Исследовать пред меты окружающего мира. | Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога |
2 четверть (8 часов) |
1 | Семья. Члены семьи. | 1 | Осознание себя как ребенка, члена семьи; осознание своей принадлежности к определенному полу. Участвовать в субъектно- объектных отношениях;про являть уважительное отношение к родным и близким. | Умение устанавливать простейшие родственные отношения между людьми; | Фиксировать взгляд на изображении; Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин |
2 | Сюжетно- ролевые игры "Дочки- матери" | 1 | Принимать активное участие в коллективных играх,поддерживать диалог | Уметь использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх | следовать предложенном у сюжету; использовать предметы по назначению |
3 | Дом, в котором я живу (квартира) | 2 | Испытывать интерес, участвовать в совместной деятельности, осуществлять самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку | Умение применять начальные сведения об объектах, (различать помещения (кухня, спальная, туалет); уметь слушать и отвечать на вопросы | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе; |
4 | Мебель (стол, стул, шкаф); | 1 | Осознавать ответственность , связанную с сохранностью игрушек, мебели | На наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь | Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога |
5 | Посуда (тарелка, чашка, ложка) | 1 | Проявлять свои потребности, выражать положительные эмоции при сотрудничестве. | Исследовать предме ты окружающего мира. Группировать окру жающие предметы по их признакам. Сравнивать и различать их в процессе группировки. | Использовать принятые ритуалы взаимодействи я с одноклассника ми и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь;прини мать и сохранять учебную задачу, |
6 | Помощники в доме (бытовые приборы) | 1 | Создать предпосылки для готовности к безопасному поведению | Умение зрительно, на слух и тактильно воспринимать информацию;приминять её в упражнениях | Подражать действиям педагога, или последователь но выполнять их по образцу |
3 четверть (9 часов) |
1 | Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка». | 2 | Принимать активное участие в коллективных играх, поддерживать диалог | Уметь использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх | Следовать предложенном у сюжету; использовать предметы по назначению |
2 | Улица. Двор (игровая площадка) | 1 | Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость; | Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов | Формировать представления где можно играть, отдыхать Играть в мяч. |
3 | Улица. Уличное движение. | 1 | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберега ющий образ жизни. | Умение применять правила поведения на улице (дороге) умение использовать знаково- символические средства (рисунки, пиктограммы) | Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова- помощники. |
4 | Транспорт. Автобус | 2 | Использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, отрицание и др.)и альтернативные средства коммуникации | Овладеть представлениями о транспорте; уметь узнавать автобус на наглядном материале; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач | Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; |
5 | Профессии. Водитель (шофер) Водитель- пассажир (игра) | 1 1 | Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Овладеть представлениями о профессиях людей и соц. роли человека - пассажир; Соблюдать установленные правила. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе |
6 | Врач. Доктор- пациент | 1 | Нравственно- этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | Овладеть представлениями о профессии человека - врач и его соц. роли - пациент | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе |
4 четверть(8 часов) |
1 | Игра «Больница» | 1 | Нравственно- этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | Овладеть представлениями о профессии человека - врач и его соц. роли - пациент | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
2 | Продавец. Продавец- покупатель (игра «Магазин») | 1 1 | Слушать собеседника, поддерживать диалог, используя традиционные языковые (вербальные)и альтернативные средства коммуникации; активно включаться в игровую деятельность | Овладеть представлениями о профессии человека- продавец и его соц. роли – пациент | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе |
3 | Повар. Упражнение «Что пригодится повару?» "Я готовлю обед" | 2 | Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; | Овладеть представлениями о профессии человека- повар; Умением делать выбор, умением вступать в контакт, | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе |
4 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | 3 | Способствовать осознанию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе | Умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (анализ, сравнение); видеть причину и следствие | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенном у плану и работать в общем темпе |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки
- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей,
правила поведения в общественных местах.
тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л.
В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе",
"Ребенок и его дом".
- детские наборы «Больница», «Магазин
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном
этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.