СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся с УО (вариант 2) 5 лет (1 дополнительный класс 1-4 кл.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Окружающий социальный мир для детей с умственной отсталостью (вариант 2)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся с УО (вариант 2) 5 лет (1 дополнительный класс 1-4 кл.)»




  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» является частью Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ СОШ №2 г. Болотного (Содержательный раздел 2.2)

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) и с учетом Примерной АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель уроков окружающего социального мира – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Основными задачами программы являются:

1) знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),

2) формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

2.Общая характеристика учебного предмета


Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» имеет концентрическую систему, представлена разделами: «Квартира, дом, двор», «Школа», «Продукты питания» «Город», «Транспорт», «Обычаи и традиции», которые повторяются в 11- 4 классах с увеличением сложности, в соответствии с индивидуальными достижениями обучающихся.

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам.

Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

На занятиях по предмету «Окружающий социальный мир» ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.

Дидактический материал используется в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1 доп

Кол-во часов по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

  1. кл.


«Квартира, дом, двор», «Школа», «Продукты питания» «Город», «Транспорт», «Обычаи и традиции»,

33

34

34




4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии со спецификой изучения и освоения программы «Окружающий социальный мир», пунктом 2.9.2 образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностные и предметные результаты должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающимся.

Личностные результаты:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

1) представления о мире, созданном руками человека: интерес к объектам, созданным человеком; представления о доме, школе, расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и другое), транспорте и т.д.; умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;

2) представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей: представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.); представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях; опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;

3) развитие межличностных и групповых отношений: представление о дружбе, товарищах, сверстниках: умение находить друзей на основе личных симпатий: умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание; умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности; умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;

4) накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них; использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности; умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников;

5) представления об обязанностях и правах ребенка: представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и другое; представления об обязанностях обучающегося, сына (дочери), внука (внучки), гражданина и другое;

6) представление о стране проживания - России: представление о стране, народе, столице, больших и малых городах, месте проживания; представление о государственной символике (флаг, герб, гимн); представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

  • Окружающий социальный мир (ОБЖ по программе Л.Б.Баряевой)

  • 1 класс

    Требования стандарта

    Планируемые результаты

    1) Представления о мире, созданном руками человека

     Интерес к объектам, созданным человеком.

     Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

     Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

    2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

     Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

     Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

     Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

     Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

    3) Развитие межличностных и групповых отношений.

     Представление о дружбе, товарищах, сверстниках.

     Умение находить друзей на основе личностных эмпатий.

     Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

     Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

     Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

    4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

     Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

     Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

     Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

    5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

     Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на непри- косновенность личности и достоинства и др.

     Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

    6) Представление о стране проживания Россия.

     Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

     Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

     Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

    Определять, называть или находить на картин­ках предметы ухода за волосами (расческа, массажная щетка).

    Составлять по пиктограммам последова­тельности действий при расчесывании или рассказ о ней.

    Выполнять упражнения в выборе моющих средств для мытья рук и головы.

    использовать бумажное полотенца (отрыва­ние, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину).

    Участвовать в дидактических играх и упражнениях на выбор и называние предметов личной гигиены (различные виды мыла и полотенец).

    Участвовать в упражнениях в открывании и закрывании кранов по словес­ной просьбе учителя с использованием специального тренажера, снабженного разными по форме и способу открывания кранами.

    «Проговаривать» последовательности действий по пиктограм­мам.

    По –возможности, сопряженное проговаривать собствен­ные действия (Я возьму мыло, буду мыть руки, вытру руки, за­крою кран и др.). (Интеграция с уроками по предмету «Альтерна­тивное чтение».)

    Иметь представления о предметах ухода за чистотой жилища (веник, щетка, швабра, ведро, тряпки, моющие средства).

    Выбирать изображения предметов на кар­тинках и пиктограммах.

    Участвовать в сюжетно-дидактических играх по отработке алгоритма поку­пок предметов гигиены и предметов ухода за жильем: игра «Хо­зяйственный магазин».

    Участвовать в дидактических упражнениях, в которых учащимся по заданию учителя необходимо выбрать предметы или найти их на картин­ках (Будем вытирать пыль. Найди чем.). (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение», «Развитие речи и окру­жающий мир».)

    Выполнять практические действия по применению уборочного инвента­ря (Вытри доску. Протри пыль на подоконниках.). Выполнять упражнения с картинками, на которых изображены чистая и грязная комната.

    Выполнять практические упражнения и жестово-образные иг­ры, уточняющие алгоритм поведения учащихся во время еды.

    Выполнять действия, необходимые во время еды с использованием картинного плана и пиктограмм. (Интеграция с уроками по предмету «Аль­тернативное чтение».)

    Участвовать в выполнении практических действий и жестово-образных игры, уточняющие алгоритм действий уча­щихся при открывании и закрывании водопроводных кранов в определенной последовательности (сначала открывать кран с хо­лодной водой, затем постепенно (медленно) с горячей водой). Обучение учащихся по цвету кнопок на кране определять, в ка­ком из них холодная вода, а в каком горячая (красный цвет — го­рячая вода, синий — холодная).

    Определять транспортные средства, с которыми встречаются в повседневной жиз­ни, с последующим выделением наиболее значимых для обуче­ния правилам дорожного движения ситуаций и объектов (показ и называние картинок с изображением движущихся автомобилей, взрослых, держащих за руку детей при переходе улицы). (Инте­грация с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

    Частично усвоить элемен­тарные правила поведения на улице, на дороге, в процессе сюжет­ных подвижных игр («Машины на дороге», «Красный, зеленый свет» и т. п.) с использованием отдельных элементов игры «Азбука дорожного движения» (рули, светофор, знаки дорожного движения).

    Составлять последовательности действий по пиктограммам или речевое сопровождение своих действий (беру тряпку, иду в ванную комнату, открываю кран, намочил тряпку, отжал тряпку, закрыл кран, вытер пыль на столе и т. д.). (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружа­ющий мир».)

    Иметь представление о правилах правильного поведения учащихся во время еды.

    Знать последовательность приема пищи (алгоритм отрабатывается по пиктограммам): ложкой бе­рем столько еды, сколько можем сразу поместить в рот, едим ак­куратно, жуем пищу медленно.

    Уметь открывать и закрывать двери в комнаты, подсобные помещения.

    Выполнять практические действия по обучению правильному пользованию простейшими замками.

    Определять и узнавать пожароопасные предметы и средства пожаротушения.

    Участвовать в играх по ознакомлению со способами информации о пожаре, с трудом пожарных, с запреща­ющими знаками пожарной безопасности. (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Математи­ческие представления и конструирование».)

  • 2 класс

    1) Представления о мире, созданном руками человека

     Интерес к объектам, созданным человеком.

     Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

     Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

    2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

     Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

     Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

     Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

     Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

    3) Развитие межличностных и групповых отношений.

     Представление о дружбе, товарищах, сверстниках.

     Умение находить друзей на основе личностных эмпатий.

     Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

     Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

     Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

    4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

     Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

     Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

     Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

    5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

     Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на непри- косновенность личности и достоинства и др.

     Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

    6) Представление о стране проживания Россия.

     Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

     Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

     Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

    Я — ребенок.

    Имя, фамилия, пол. Использовать эти сведений в общении со взрослыми.

    Выполнять упражнения на ориентировку в собственном теле.

    Знать названия частей тела (голова, руки, ноги), умения использовать пиктограммы и показывать ча­сти тела на себе. (Интеграция с уроками по предмету «Математи­ческие представления и конструирование», разд. «Простран­ственные представления».)

    Играть с картинками, изображающими основные эмопии и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бро­вей и др).

    Знать названия эмоциональных со­стояний: смеется, плачет радуется, грустит.

    Реагировать на имя, фамилию, пол.

    Мои игрушки. Играет с любимыми игрушками, с образными игрушка­ми. Узнает знакомые игрушек по описанию (два-три признака).

    Участвовать в играх с сюжетными игрушками, иг­рах-имитациях, играх на звукоподражание.

    Иметь представления учащихся о детской мебели, ее пространственном расположении и возможности применения для игр: можно играть с куклами, мягкими образными игрушками на диване, на стульях, за столом.

    По – возможности, совместно с учителем рассказывает о своих действиях, используя вербальные и не­вербальные средства общения.

    Играть с реальными предметами, с предметами-заместителями с последующей ориентацией на обыгрывание их (вместе с учителем) в ролевых играх.

    Называть (показ) картинки с изображе­нием соответствующего предмета.

    Участвовать в образовательных ситуациях на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых учащийся «решает» их «пробле­мы»: помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек; выбирает теплую шапку для куклы, собирающейся на «прогулку» и т. п. Пытаться объ­яснить свои действия с помощью вербальных и невербальных средств общения (вместе с учителем).

    Мой дом

    Знать предметы быта и убранства дома, их целевое назначение (по­суда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, предметы народного творчества).

    Я в школе.

    Ориентироваться в классе, коридоре, на лестнице, в столовой, знает персонал, называет по имени.

    Участвовать в играх (парные) учащихся на полоролевую иден­тификацию: мальчики и девочки (по двое).

    Составлять двухсловные предложения, включающих усвоенные уча­щимся существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произносимое с вопросительной интонацией (Это девочка?); указательное местоимение + именительный па­деж существительного (Вот девочка. Это мальчик.).

    Принимать участие (пассивное, активное) в общих праздниках, играх и развлечениях (вместе со взрослыми): новогодний, спортив­ный и другие праздники.

  • 3 класс

    1) Представления о мире, созданном руками человека

     Интерес к объектам, созданным человеком.

     Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

     Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

    2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

     Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

     Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

     Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

     Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

    3) Развитие межличностных и групповых отношений.

     Представление о дружбе, товарищах, сверстниках.

     Умение находить друзей на основе личностных эмпатий.

     Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

     Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

     Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

    4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

     Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

     Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

     Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

    5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

     Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на непри- косновенность личности и достоинства и др.

     Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

    6) Представление о стране проживания Россия.

     Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

     Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

     Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

    Это — я.

    Играть с картинками, изображающими ос­новные эмоции и их главные признаки (выражение глаз, положе­ние губ, бровей).

    Знать основ­ные эмоциональных состояний: смеется, плачет, радуется, гру­стит.

    Смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, на картин­ке, разложенную на стуле).

    Рассказывать (с использованием вербальных и невербальных средств общения) стихи о личной гигиене, о предметах гигиены, а затем побуждение их к самосто­ятельному рассказыванию.

    Мои игрушки.

    Играть с сюжетны­ми игрушками, усложнение сюжета по сравнению со вторым классом.

    Моя семья.

    Рассматривать фото­графии и соотносить их с картинками и пиктограммами. Беседы о семье учащегося (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).

    общаться с учителем, друг с другом (парное).

    Мой дом.

    Знать основные предметы быта и убранства дома (по­суда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, предметы народного творчества).

    Знать целевое назначение предметов быта (посуда столовая, чайная; мебель для кухни и комнат).

    Знать основы безопасного поведения в доме (недопустимость игр с огнем, поведение на балконе и т. д.).

    Мир людей.

    Обыгрывать постройки, малейшее проявление их самостоятельно­сти и речевого общения. (Интеграция с предметом «Математиче­ские представления и конструирование».)

    Участвовать в ролевых игры, в которых учащиеся знакомятся с профессиями врача, шофера, об­щаясь друг с другом в игровой ситуации («Едем в гости», «Едем в парк», «Ка­таемся по городу», «Найдем пешеходный переход и перейдем улицу» и др.) Целенаправленные наблюдения за пришкольной территорией и трудом взрослых на ней.

  • 4 класс

1) Представления о мире, созданном руками человека

 Интерес к объектам, созданным человеком.

 Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

 Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

 Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

 Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

 Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

 Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

 Представление о дружбе, товарищах, сверстниках.

 Умение находить друзей на основе личностных эмпатий.

 Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

 Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

 Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

 Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

 Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

 Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

 Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на непри- косновенность личности и достоинства и др.

 Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

6) Представление о стране проживания Россия.

 Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

 Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

 Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Мои игрушки.

Участвует в обучающих играх с использованием предме­тов-заместителей .

Играть в простые по правилам настольно-печатные игры: «Лото», «Парные картинки», «Цвет и форма» и т. п.

Составлять совместно с учащимися простейших рассказов с опорой на специально подготовленные серии картинок и фо­тографий, на которых запечатлены игры школьников (спортив­ные, игры на перемене, театральные представления).

Совместное с учителем изготавливать поделки из природно­го и бросового материала и организация вместе с ними «выстав­ки» поделок на специальном стенде.

Составлять двухсловных предложений по сюжетам поделок («Это...» и т. д.), используя показ и называние поделок (с помощью учителя).

Игровые сюжеты (цепочки связанных по смыслу игровых действий) с образными игрушками и игровыми аналогами реаль­ных предметов. Игры с несложным ролевым диалогом: называ­ние себя в игровой роли в играх «Дочки-матери», «Автобус», «Улица», «Доктор» и др.

Моя семья

Ролевые иг­ры, отражающие доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.

Общаться с учителем, друг с другом (парное).

Мой дом.

Знать правила безопасного поведения дома.

Иметь представления о предметах быта и убранства дома (посуда, мебель,
бытовые приборы), об их назначении. _

Мир людей.

Участвует в предметных, отобразительных и простейших ролевых играх, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации о труде врача, шофера, продавца, общаясь друг с другом по игровым си­туациям.

Играть с реальными предметами, с предме­тами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися иг­ры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуации, в которых ученик отвечает на вопросы «Кто это?», «Что делает врач?», «Как шофер ведет автомобиль?» и др.

Знать правила безопасно­сти в доме, в природе и на улице: «Идем в магазин», «На приеме у врача», «Переходим улицу по пешеходному переходу» и др.

Приборы. Наблюдать за работой бытовых технических приборов, иметь запас элементарных сведений о технике безопасности.

Выполнять упражнения с применением игровых аналогов технических приборов, включение их в различные игровые ситуации (при прямом и косвенном руководстве учителя).



5. Содержание учебного предмета


1 дополнительный – 1 класс

Представления о себе.

Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.

Гигиена тела.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Туалет.

Сообщение о желании сходить в туалет. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Семья.

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.

Школа.

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак,подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт

Предметы быта.

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

Продукты питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание (различение)молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Знание правил хранения молочных продуктов.

Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

Город.

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы , улицы (проспекты, переулки), площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.

Транспорт.

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта(пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций.Знание нравственных традиций, принятых в православии.

Страна.

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.

Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.).


2 класс

Я — ребенок.

Имя, фамилия, пол. Использовать эти сведений в общении со взрослыми.

Выполнять упражнения на ориентировку в собственном теле.

Части тела (голова, руки, ноги), умения использовать пиктограммы и показывать ча­сти тела на себе. (Интеграция с уроками по предмету «Математи­ческие представления и конструирование», разд. «Простран­ственные представления».)

Играть с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бро­вей и др).

Эмоциональные со­стояния: смеется, плачет радуется, грустит.

Я в школе.

Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. 

Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Класс, коридор, на лестнице, в столовой, персонал ( по имени отчеству).

Игры (парные) учащихся на полоролевую иден­тификацию: мальчики и девочки (по двое).

Составляем двухсловные предложения, включающих усвоенные уча­щимся существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произносимое с вопросительной интонацией (Это девочка?); указательное местоимение + именительный па­деж существительного (Вот девочка. Это мальчик.).

Принимаем участие (пассивное, активное) в общих праздниках, играх и развлечениях (вместе со взрослыми): новогодний, спортив­ный и другие праздники.

Обращение с одеждой и обувью.

Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог).

Мои игрушки. Любимые игрушки, образные игрушки. Узнает знакомые игрушек по описанию (два-три признака).

Игры с сюжетными игрушками, иг­ры-имитации, игры на звукоподражание.

Мебель: детская мебель, в ее пространственном расположении и возможности применения для игр: можно играть с куклами, мягкими образными игрушками на диване, на стульях, за столом.

По – возможности, совместно с учителем рассказывает о своих действиях, используя вербальные и не­вербальные средства общения.

Играть с реальными предметами, с предметами-заместителями с последующей ориентацией на обыгрывание их (вместе с учителем) в ролевых играх.

Называть (показ) картинки с изображе­нием соответствующего предмета.

Участвовать в образовательных ситуациях на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых учащийся «решает» их «пробле­мы»: помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек; выбирает теплую шапку для куклы, собирающейся на «прогулку» и т. п. Пытаться объ­яснить свои действия с помощью вербальных и невербальных средств общения (вместе с учителем).

Мой дом

 Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).

Предметы быта, их целевое назначение (по­суда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, предметы народного творчества).

Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.

Город.

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы , улицы (проспекты, переулки), площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар)

Транспорт.

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта(пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание нравственных традиций, принятых в православии.

Страна.

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.

Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.).


3 класс

Это — я.

Игры с картинками, изображающими ос­новные эмоции и их главные признаки (выражение глаз, положе­ние губ, бровей).

Основ­ные эмоциональных состояний: смеется, плачет, радуется, гру­стит.

Смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, на картин­ке, разложенную на стуле).

Чтение стихов о личной гигиене, о предметах гигиены, а затем побуждение их к самосто­ятельному рассказыванию.

Гигиена тела

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Мытье ушей. Чистка ушей.Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела.

Школа.

Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. 

Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку

Мои игрушки.

Сюжетны­е игрушки, усложнение сюжета по сравнению со вторым классом.

Моя семья.

Работа с фото­графиями и пиктограммами. Беседы о семье учащегося (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).

Общение с учителем, друг с другом (парное). Рассказы о своей семье.

Мой дом.

Основные предметы быта и убранства дома (по­суда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, предметы народного творчества).

Целевое назначение предметов быта (посуда столовая, чайная; мебель для кухни и комнат).

Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире:отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.

Основы безопасного поведения в доме (недопустимость игр с огнем, поведение на балконе и т. д.).

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).

Мир людей.

Ролевые игры, в которых учащиеся знакомятся с профессиями врача, шофера, об­щаясь друг с другом в игровой ситуации («Едем в гости», «Едем в парк», «Ка­таемся по городу», «Найдем пешеходный переход и перейдем улицу» и др.) Целенаправленные наблюдения за пришкольной территорией и трудом взрослых на ней. Экскурсии.

Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.


Продукты питания

Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знание правил хранения мясных продуктов.

4 класс

Человек

Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.

Мои игрушки.

Игры с использованием предме­тов-заместителей .

Простые по правилам настольно-печатные игры: «Лото», «Парные картинки», «Цвет и форма» и т. п.

Составление совместно с учащимися простейших рассказов с опорой на специально подготовленные серии картинок и фо­тографий, на которых запечатлены игры школьников (спортив­ные, игры на перемене, театральные представления).

Совместное с учителем изготавление поделки из природно­го и бросового материала и организация вместе с ними «выстав­ки» поделок на специальном стенде.

Составление двухсловных предложений по сюжетам поделок («Это...» и т. д.), используя показ и называние поделок (с помощью учителя).

Игровые сюжеты (цепочки связанных по смыслу игровых действий) с образными игрушками и игровыми аналогами реаль­ных предметов. Игры с несложным ролевым диалогом: называ­ние себя в игровой роли в играх «Дочки-матери», «Автобус», «Улица», «Доктор» и др.

Моя семья

Ролевые иг­ры, отражающие доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.

Общение с учителем, друг с другом (парное).

Мой дом.

Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение.

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

Правила безопасного поведения дома.

Предметы быта и убранства дома (посуда, мебель,
бытовые приборы), их назначение.

Мир людей.

Ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации о труде врача, шофера, продавца, общаясь друг с другом по игровым си­туациям.

Совместные с учащимися иг­ры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуации, в которых ученик отвечает на вопросы «Кто это?», «Что делает врач?», «Как шофер ведет автомобиль?» и др.

Знать правила безопасно­сти в доме, в природе и на улице: «Идем в магазин», «На приеме у врача», «Переходим улицу по пешеходному переходу» и др.

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.


Приборы. Наблюдение за работой бытовых технических приборов, приобретение запаса элементарных сведений о технике безопасности.

Упражнения с применением игровых аналогов технических приборов, включение их в различные игровые ситуации (при прямом и косвенном руководстве учителя).

Продукты питания

Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знание правил хранения рыбных продуктов. . Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций.Знание нравственных традиций, принятых в православии.

Страна.

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.

Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.).


7. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

Тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи.

- детские наборы посуды, предметы быта, бытовые приборы,

- предметные, сюжетные картинки

- набор картинок « Одежда», «Профессии», «Транспорт» и др.

- настольные игры «Профессии», «Правила дорожного движения» и т.д.

- детские наборы игрушек «Врач», «Строитель», «Гончар» и др.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!