СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Учебный план АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».
4. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Программа по изобразительному искусству составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.
Основная цель: развитие у обучающихся эстетических чувств на основе знакомства с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства; формирование изобразительных навыков и коррекция недостатков развития обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:
развитие познавательной деятельности обучающихся путём совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
формирование умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие у младших школьников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы;
исправление недостатков моторики и улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое;
ознакомление обучающихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры;
расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у обучающихся художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе;
формирование интереса и любви к изобразительной деятельности;
Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
На уроках предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 4 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В программе принцип коррекционной направленности является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.
Учащиеся, отстающие от одноклассников в умении изображать заданный материал, должны участвовать в подготовительной и основной части урока вместе со всеми учащимися, беседуя с учителем, анализируя объект изображения, повторяя последовательность изображения за учителем или хорошо успевающим учащимся. Во время работы этих учащихся над рисунком с ними проводится индивидуальная работа и оказывается посильная помощь с использованием специальных методических приёмов.
Формы работы:
-урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Основными методами являются:
-словесные методы:
- рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;
- беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;
- объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
-наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий)
- наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. | знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.; знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разнообразных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. |
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия (у обучающихся будут сформированы):
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Регулятивные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание учебного предмета
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);
передавать глубину пространства, используя загораживание одних
предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;
работать акварелью "по-мокрому".
Система оценивания и формы контроля.
Проверка работ, выполненных учащимися, проводится систематически на каждом уроке декоративного рисования, рисования с натуры, рисования на тему. В конце года проводится итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации.
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Поурочное планирование 4 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ урока Тема урока
| Формируемые личностные и предметные результаты | Уровни | |
Предметные результаты | Базовые учебные действия | ||
1четверть – 9 часов | |||
1 Аппликация из обрывков цветной бумаги «Дети собирают грибы в лесу».
| Составлять целое изображение способом обрывной аппликации | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.Работать с текстом и иллюстрацией; правильно размещать изображение на листе бумаги. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе. | Достаточный. Беседуют на тему «Лето. Осень»; рассматривают картину в учебнике; отвечают на вопросы учителя; сравнивают рисунки (деревья летом и осенью); выполняют аппликацию из отрывков цветной бумаги самостоятельно. Минимальный. Принимают участие в беседе; сравнивают рисунки, показывают осенние деревья и летние; выполняют аппликацию1 осеннего дерева из отрывков цветной бумаги самостоятельно (ствол дерева рисуют, используют готовые заготовки)
|
2. «Как и чем создаются пейзажи и натюрморты».
| Дать представление о работе художников, средствах изобразительного искусства (краски т.д.) | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.Работать с текстом и иллюстрацией; правильно размещать изображение на листе бумаги, соблюдая пространственные отношения. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Беседуют на тему «Натура для художника»; рассматривают репродукции картин в учебнике; отвечают на вопросы учителя; игра «угадай, что нарисовал художник», дорисовывают рисунок простым карандашом, раскрашивают гуашью самостоятельно Минимальный. Беседуют на тему «Натура для художника»; рассматривают репродукции картин в учебнике; отвечают на вопросы учителя; игра «угадай, что нарисовал художник», дорисовывают рисунок с помощью учителя простым карандашом, раскрашивают цветными карандашами самостоятельно
|
3. Рисование с натуры. Пирамидка. | Уметь дорисовывать элементы объекта, выполнять изображения по образцу | Л. Формировать положительное отношение к школе. П. Работать с текстом и иллюстрацией; правильно размещать изображение на листе бумаги, обводить карандашом шаблон. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Рассматривают иллюстрации в учебнике; отвечают на вопросы учителя; применяют приемы и способы передачи графических образов дорисовывают элементы самостоятельно, по выбору лепят одного насекомого Минимальный. Рассматривают картины в учебнике; отвечают на вопросы учителя; обводят по шаблону, пластилином на картоне выполняют барельеф насекомого, опираясь на образец в учебнике.
|
4. Рисование с натуры. «Осенние листья». | Формировать умения рисования акварельными красками «по-сырому». | Л.Формировать положительное отношение к школе. П. Правильно размещать изображение на листе бумаги. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Выполняют рисунок по показу учителя; раскрашивают, применяют приемы и способы передачи графических образов в рисунке. Минимальный. Обводят по шаблону, раскрашивают самостоятельно (с помощью учителя или по показу учителя). |
5. Аппликация «Листья березы на солнышке и в тени». | Умение передавать форму, строение и пропорции дерева посредством аппликации | Л.Формировать положительное отношение к школе. П. Работать с текстом и иллюстрацией; правильно размещать изображение на листе бумаги, обводить карандашом трафарет; чередовать рисунок. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Работа в технике аппликации над образом дерева. (составление целого изображения дерева (по усмотрению) способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветового пятна. Минимальный. Работа в технике аппликации над образом дерева. (составление целого изображения дерева (по усмотрению) способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветового пятна под руководством учителя.
|
6. Рисование на тему: «Ветка с листьями в тени или освещенная солнечным светом»
| Формировать умения рисования акварельными красками «по-сырому»; Учить осветлять (затемнять) краски путем их смешивания; раскрашивать картины холодными и теплыми цветами. | П.Применять разные способы раскрашивания гуашью с помощью учителя. Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К.Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный: Рассматривают образцы в учебнике, учатся смешивать краски по показу учителя, добиваясь нужного цвета, выполняют работу самостоятельно. Минимальный. Рассматривают образцы в учебнике, учатся смешивать краски по показу учителя, добиваясь нужного цвета, выполняют работу с помощью учителя.
|
7. Рассматривай, изучай, любуйся. Картина «Пейзаж».
| Дать понятие картина «Пейзаж». Учить рассматривать пейзажи на репродукциях известных художников. | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.Различать разные состояния в природе на изображенном пейзаже Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Рассматривают репродукции картин в учебнике, отвечают на вопросы учителя, учатся определять разные состояния в природе, игра «словесный пейзаж сегодняшнего дня». Минимальный. Рассматривают репродукции картин в учебнике, отвечают на вопросы учителя, учатся определять разные состояния в природе, рассказывают по плану с помощью учителя, что видят на репродукции.
|
8. Рисование деревьев близко-дальше-совсем далеко.
| Научить изображать предметы на листе бумаги, расположенные близко, далеко. | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги, обводить карандашом трафарет; различать и знать названия цветов. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Находят из предложенных репродукций пейзаж, участвуют в беседе, рассматривают задания в учебнике; выполняют тренировочные упражнения, изображая разные предметы с помощью уменьшения размера. Минимальный. Находят из предложенных репродукций пейзаж, участвуют в беседе, рассматривают задания в учебнике; выполняют тренировочные упражнения, изображая разные предметы с помощью уменьшения размера, используя шаблоны.
|
9. Рисование на тему: «Осенний пейзаж».
| Продолжать учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи ; применять цвета для передачи графических образов в рисовании. | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.правильно размещать изображение на листе бумаги. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Находят из предложенных репродукций осенний пейзаж, участвуют в беседе, из предложенных заготовок на доске составляют картину «Пейзаж», применяя основные правила его изображения, Рисуют «Осенний пейзаж» самостоятельно, опираясь на образец в учебнике. Минимальный. Находят из предложенных репродукций осенний пейзаж, участвуют в беседе, рассматривают образец рисунка в учебнике; с помощью учителя используя шаблоны рисуют пейзаж. |
2 четверть – 7 часов | |||
10. рисование с натуры «Натюрморт» | Познакомить с понятием натюрморт. Способствовать формированию умения осваивать практические приемы изображения. | Л. Формировать положительное отношение к школе. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Слушание стихотворения о натюрморте, перечисление, что нарисовал художник. Беседа по вопросам учителя, рассматривание репродукций картин в учебнике. Знакомство с правилами изображения натюрморта (показ образца учителем на доске). Дети повторяют за учителем в альбоме. Минимальный. Слушание стихотворения о натюрморте, запоминание нескольких слов предметов из стихотворения. Беседа по вопросам учителя, рассматривание репродукций картин в учебнике. Знакомство с правилами изображения натюрморта (показ образца учителем на доске). Составляют в альбоме натюрморт из приготовленных учителем заготовок.
|
11. Рисование на тему: «Чайная пара». | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. | Л. Формировать положительное отношение к школе. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги, карандашом, различать и знать названия цветов. К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Рассматривают различные чайные сервизы; рассматривают в учебнике образец сервиза; с помощью трафаретов изображают силуэты чайника, кружки, блюдца; самостоятельно выполняют рисунок по плану в учебнике. Минимальный. Рассматривают различные чайные сервизы; рассматривают в учебнике образец сервиза; с помощью трафаретов изображают силуэты чайника, кружки, блюдца; под руководством учителя выполняют рисунок по плану в учебнике.
|
12. Рисование на тему: «Ваза с цветами» | Построение композиции в прямоугольнике с учётом центральной симметрии | Л. Формировать положительное отношение к школе. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги, карандашом, различать и знать названия цветов. Р. Уметь планировать и осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Рассматривают различные рисунки ваз с цветами (презентация или образцы); с помощью трафаретов изображают вазу; самостоятельно дорисовывают цветы. Коллективно вспоминают правила раскрашивания рисунка гуашью. Минимальный. Рассматривают различные рисунки ваз с цветами (презентация или образцы); с помощью трафаретов изображают вазу; самостоятельно дорисовывают цветы. Коллективно вспоминают правила раскрашивания рисунка гуашью.
|
13. Портрет человека.
| Познакомить с историей жанра и разновидностями портрета. | Л.Сформировать осознанное стремление к формированию новых знаний. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги, обводить карандашом трафарет; различать и знать названия цветов. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Сформировать умение принимать участие в диалоге. | Достаточный. Дискуссия по вопросу: что значит красивый человек. Рассказ учителя об истории жанра портрета, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассказ с показом учителя изображения головы (лица) человека. Дети выполняют по образцу в альбоме. Минимальный. Дискуссия по вопросу: что значит красивый человек (даны слова-опоры- выбирает нужное). Рассказ учителя об истории жанра портрета, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассказ с показом учителя изображения головы (лица) человека. Дети выполняют по образцу в альбоме.
|
14. Аппликация из кругов и овалов. «Мишка», «Неваляшка». | Составление целого изображения из частей с соблюдением центральной симметрии, умение передавать форму, строение и пропорции в аппликации. | Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. П. Развивать способность воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции учителя. | Достаточный. Рассматривают игрушки или образцы работ; отвечают на вопросы учителя; обводят по шаблону, вырезают, наклеивают, дорисовывают элементы самостоятельно. Минимальный. Рассматривают игрушки или образцы работ; отвечают на вопросы учителя; обводят по шаблону, вырезают, наклеивают, дорисовывают элементы с учителем.
|
15. Рисование игрушек из геометрических фигур. «Зайчик». | Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти.
| Л. Формировать эстетические чувства, фантазию, воображение. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Стихотворения, загадки об игрушках, рассматривание и анализ игрушек (формы, цвета, пропорций) по наводящим вопросам учителя. Самостоятельное изображение игрушки с помощью шаблонов, раскрашивание. Организация выставки. Минимальный. Стихотворения, загадки об игрушках, рассматривание и анализ игрушек (формы, цвета, пропорций) по наводящим вопросам учителя. Самостоятельное изображение игрушки с помощью шаблонов по образцу учителя, раскрашивание. Организация выставки.
|
16. Рисование портрета. | Умение отражать форму и части головы человека, черты лица | Л. Формировать эстетические чувства, фантазию, воображение. П.Формировать умение выполнять анализ (выделение признаков). Р.Работать по плану. К.Уметь строить речевые высказывания.
| Достаточный. Словарная работа :скульптор, барельеф, красота человека, черты лица. Рассматривание образцов разных барельефов. Анализ плана выполнения барельефа по учебнику. Самостоятельное выполнение работы. Минимальный. Словарная работа :скульптор, барельеф, красота человека, черты лица. Рассматривание образцов разных барельефов. Анализ плана выполнения барельефа по учебнику. Выполнение работы с частичной помощью учителя по готовому рисунку головы человека. |
3 четверть – 10 часов. | |||
17. Автопортрет. Рисование своего портрета. | Познакомить с жанром портрета. Учить рассматривать картины художников. Уметь отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица | П.Применять разные способы рисования. Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Знакомство с жанром портрета, автопортрета, именами известных художников; сравнение изображений портретов и автопортретов разных художников (с. 44). Рассматривание и называние частей лица, изображение их, сравнение с оригиналом (смотрят в зеркало). Передают в изображении характер и настроение. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка. Самостоятельная проверка работы по алгоритму изображения автопортрета с.47. Минимальный. Знакомство с жанром портрета, автопортрета, именами известных художников; Рассматривание и называние частей лица, изображение их, сравнение с оригиналом (смотрят в зеркало). Передают в изображении характер и настроение. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка под руководством учителя. |
18. Рисование на тему «Мой друг».
| Уметь отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица | П.Применять разные способы лепки: раскатывать, отщипывать ,самостоятельно с помощью учителя. Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Вспоминают понятия: контур, контраст, изображение, портрет. Анализируют форму частей лица своего друга, рисуют его портрет, соблюдая пропорции изображения. Передают в изображении характер и настроение. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка. Минимальный. Анализируют форму частей лица своего друга, рисуют его портрет, соблюдая пропорции изображения. Передают в изображении характер и настроение. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка с частичной помощью учителя. |
19. Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки»
| Учить построению сюжетной композиции. Дать представление о планах в пространстве: переднем, заднем, среднем. | Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Рассматривание разных открыток, определение события изображенного на них (или тематики). Групповое составление лаконичного изображения новогодней тематики из готовых элементов на доске (или в парах). Работа с учебником с.48-49. Самостоятельная работа в создании Новогодней открытки (разные уровни сложности). Выбор и написание поздравления. Выставка открыток. Минимальный. Рассматривание разных открыток, определение события изображенного на них (или тематики). Раскрашивание готового шаблона Новогодней открытки. Выбор и написание поздравления. |
20. Рисование на тему: «Ребята катаются с горки». | Учить построению сюжетной композиции. Дать представление о планах в пространстве: переднем, заднем, среднем. | Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Работать в группе и в паре. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. П.ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности | Достаточный. Рассматривание репродукций картин «Зимние забавы». Групповое составление лаконичного изображения «Ребята катаются с горки» из готовых элементов на доске (или в парах). Самостоятельная работа по изображению (разные уровни сложности: дорисовывание готовой иллюстрации, раскрашивание, элементы аппликации). Выставка рисунков. Минимальный. Рассматривание репродукций картин «Зимние забавы». Самостоятельная работа по изображению (разные уровни сложности: дорисовывание готовой иллюстрации, раскрашивание, элементы аппликации) под руководством учителя. |
21. Беседа: «Художники – о тех, кто защищает Родину».
| Дать понятие: герой-защитник. Познакомить с именами художников, изображающих защитников, богатырей, героев. | Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. П. узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. | Достаточный. Беседа о Родине, о тех, кто ее защищает с сопровождением презентации (картины, фото, скульптуры). Рассматривание богатырей в учебнике с. 50. Определение настроения защитника, которое художник передает цветом, позой, выражением лица. Сравнение по вопросам учителя былинных и современных защитников Родины. Минимальный. Просмотр презентации «Защитники Родины». Рассматривание богатырей в учебнике с. 50. Определение настроения защитника, которое художник передает цветом, позой, выражением лица. Сравнение по вопросам учителя былинных и современных защитников Родины. |
22. Рисование на тему: «Доспехи богатыря».
| Продолжать знакомить с понятием «форма». Отрабатывать умение выполнять работу поэтапно. | Л.Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. П.Делать простейшие обобщения, сравнивать и классифицировать на наглядном материале. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Словарная работа с понятием БОГАТЫРЬ, ДОСПЕХИ. Рассматривание иллюстрации с. 53 , анализ формы доспехов. Выполнение работы поэтапно, опираясь на образец учителя. Самостоятельный подбор цвета. Выставка рисунков. Минимальный. Словарная работа с понятием БОГАТЫРЬ, ДОСПЕХИ. Рассматривание иллюстрации с. 53 , анализ формы доспехов. Выполнение работы поэтапно, опираясь на образец и помощь учителя. Самостоятельный подбор цвета. Выставка рисунков. |
23. Рисование добрых сказочных персонажей (Царевна-лебедь, Золушка -по выбору учащихся).
| Передавать характер персонажа с помощью красок, подбор цветовых сочетаний при использовании ярких и тусклых цветов. | Л.Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. П. Адекватная передача цвета изображаемого объекта | Достаточный. Беседа о добрых и злых сказочных героях с сопровождением иллюстраций. Анализ изображения разных героев с.54-55 по вопросам учителя (настроение, характер или выражение лица цвет красок). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Василисы по учебнику с.56. Самостоятельное выполнение рисунка на заданную тему, выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою. Минимальный. Беседа о добрых и злых сказочных героях с сопровождением иллюстраций. Анализ изображения разных героев с.54-55 по вопросам учителя (настроение, характер или выражение лица цвет красок). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Василисы по учебнику с.56. под руководством учителя. Раскрашивание готового шаблона. |
24. Рисование злых сказочных персонажей (Кащей, Баба-Яга- по выбору учащихся).
| Передавать характер персонажа с помощью красок, подбор цветовых сочетаний при использовании ярких и тусклых цветов. | Л.Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. П.Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Викторина по сказкам (называние и узнавание сказочных героев). Словесное дорисовывание(раскрашивание) изображения разных героев с помощью учителя (настроение, характер или выражение лица цвет красок). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Бабы-Яги по учебнику с.57. Самостоятельное выполнение рисунка на заданную тему, выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою. Минимальный. Викторина по сказкам (называние и узнавание сказочных героев). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Бабы-Яги по учебнику с.57. Раскрашивание готового шаблона. |
25. Знакомство с картинами И. Билибина «Доброе и злое в сказке».
| Обсуждать репродукции с картин художников. | Л. Уметь замечать прекрасное в произведениях искусства. П. Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Просматривают презентацию; работают по рисункам и заданиям учебника с.58-63 под руководством учителя. Практическая работа по дорисовыванию или раскрашиванию цветка, дерева, бабочки. Выставка и анализ работ по определенным критериям. Минимальный. Просматривают презентацию; работают по рисункам и заданиям учебника с.58-63 под руководством учителя. Практическая работа по дорисовыванию или раскрашиванию цветка, дерева, бабочки по показу учителя. Участие в выставке работ.
|
26. Рисунок с элементами аппликации «Сказочная птица».
| Познакомить с понятием «фантазия», выразительными средствами сказочного изображения. Уметь изображать различных сказочных птиц.
| Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Работать в группе и в паре. Обращаться за помощью и принимать помощь. П.Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. По презентации рассматривают фотографии разных птиц; словарная работа: знакомятся с понятиями «фантазия» и «реальность»; выполняют в парах упражнение «Составь сказочную птицу» - используя части тела разных птиц, составляют сказочную на доске из предложенных заготовок; рисуют свою птицу; раскрашивают, организуют выставку. Минимальный. По презентации рассматривают фотографии разных птиц; словарная работа: знакомятся с понятиями «фантазия» и «реальность»; выполняют в парах упражнение «Составь сказочную птицу» - используя части тела разных птиц, составляют сказочную; рисуют с учителем (используют трафареты частей тела птицы) свою птицу; раскрашивают, организуют выставку. |
IV четверть – 8 часов | |||
27. Фигура человека в движении. Рисуем фигуру человека в движении.
| Уметь передавать форму, строение и пропорции фигуры человека в движении. | Л.Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. П. Рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, предметов несложной формы К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Рассматривание иллюстраций человека в движении и статической позе с. 64-65. Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Анализ формы частей, соблюдение пропорции по вопросам учителя. Выполняют работу последовательно, опираясь на объяснение и образец учителя. Оценивают свою работу, сравнивая ее с другими. Минимальный. Рассматривание иллюстраций человека в движении и статической позе с. 64-65. Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Выполняют работу последовательно, опираясь на образец и помощь учителя. |
28. Лепка: «Фигура человека в статической позе или в движении».
| Уметь передавать форму, строение и пропорции фигуры человека в лепке. | Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. Р. Работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место. П. Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки. | Достаточный. Вспоминают изображение человека в движении и статической позе с. 64-65 (рассматривают свои работы). Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Выполняют работу последовательно, опираясь на образец в учебнике с.65. Выставка работ. Минимальный. Вспоминают изображение человека в движении и статической позе с. 64-65 (рассматривают свои работы). Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Выполняют работу последовательно, опираясь на образец в учебнике с.65. Выставка работ. |
29. Рисование с элементами аппликации на тему: «Грузовик и автобус едут по улице города»
| Учить изображать объемные предметы по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции. | Л.положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результатам Р.Уметь планировать и осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. П. Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки. | Достаточный. Рассматривание и анализ картин художников, изображающих улицы города с.84-85. Словарная работа над понятиями: перспектива, передний и задний план. Закрепление знаний о правилах поведения пешеходов на улице. Самостоятельное выполнение рисунка (возможны элементы коллажа). Выставка и оценивание работ. Минимальный. Рассматривание и анализ картин художников, изображающих улицы города с.84-85. Рассказывание правил поведения пешеходов на улице, опираясь на видеоряд. Выполнение коллажа с помощью учителя. |
30. Барельеф на картоне: «Море».
| Учить изображать объемные предметы по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции с помощью пластилина. | Л.Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. П. Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К.Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Рассматривание и сравнение картин художников-маринистов. Рассказ учителя о настроении и разных состояниях морского пейзажа. Объяснение понятий: морской пейзаж, волна, буря. Анализ образца барельефа «Море». Повторение основных видов работы с пластилином (намазывание разной толщины, рисование волн стекой,…). Самостоятельное его выполнение по плану. Минимальный. Рассматривание картин художников-маринистов. Анализ образца барельефа «Море». Повторение основных видов работы с пластилином (намазывание разной толщины, рисование волн стекой,…). Выполнение по плану под контролем учителя. |
31.Урок-сказка «Волшебная Гжель».
| Дать представление о работе мастеров народных промыслов. Тренироваться в выполнении несложных элементов росписи гжельской посуды. | Л. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. П. Наблюдать, работать с информацией. Р. Работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место.
| Достаточный. Знакомство с разнообразием русских народных промыслов, профессией гончара (презентация, рассказ учителя). Рассматривание и называние характерных особенностей Гжельской посуды (цвет, орнамент). Упражнение в рисовании частей узора в гжельской росписи с. 79. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Самостоятельное расписывание чашки, блюдца, чайника, вазы гжельской росписью с.78.(образцы на доске). Минимальный. Рассматривание и называние характерных особенностей Гжельской посуды (цвет, орнамент). Упражнение в рисовании частей узора в гжельской росписи с. 79. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Расписывание вазы гжельской росписью с.78 под руководством учителя. |
32. Беседа: «Как изображают животных».
| Учить рассматривать изображения животных на рисунке, в скульптуре. | Л. Положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результатам П. Наблюдать, работать с информацией. Р. Работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место. Активно участвовать в деятельности. | Достаточный. Загадки о животных с использованием зрительного ряда. Рассматривание и называние основных характеристик животного по вопросам учителя ( части тела, поза, размер, цвет, …) Рассказ учителя «Как изображают животных», рассматривание рисунков с.68-69. Показ презентации «Поэтапное изображение кошки», «Лепка медведя из глины, пластилина» (представление о работе скульптора). |
33. «Жираф».
| Учить изображать объемные предметы по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции из пластилина. | Л. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. П.Формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам. К.Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. | Достаточный. Словарная работа над понятиями: зоопарк, жаркие страны, жираф. Узнавание и называние зверей жарких стран. Анализ формы частей при изображении животного, соблюдение пропорции. Просмотр презентации о жирафе. Самостоятельное выполнение работы в технике лепка по образцу (плану) с.72. Выставка работ и оценивание по заданным критериям. Минимальный. Анализ формы частей при изображении животного, соблюдение пропорции. Просмотр презентации о жирафе. Выполнение работы в технике лепка по образцу (плану) с.72 под контролем учителя. |
34. Декоративное рисование с элементами аппликации «Венок из цветов».
| Уяснить, что такое «дары природы». Знать признаки лета. Изображать венок из полевых цветов по образцу. | Л. Выражать своё отношение к природе художественными средствами, бережливо относиться к природе. П. Рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, предметов несложной формы и конструкции; К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Рассматривание репродукций картин о лете, перечисление признаков лета. Узнавание и называние цветов, растущих летом с. 86-87. Анализ изображения венка из цветов по вопросам учителя.(цвет, форма, чередование) С. 87. Самостоятельное выполнение работы с частичной помощью учителя, товарища (использование шаблонов). Минимальный. Рассматривание репродукций картин о лете, перечисление признаков лета. Узнавание и называние цветов, растущих летом с. 86-87. Анализ изображения венка из цветов по вопросам учителя.(цвет, форма, чередование) С. 87. Выполнение работы с частичной помощью учителя по шаблонам. |
Перечень компонентов учебно-методического комплекса,
обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Материально – техническое обеспечение.
Средства обучения и воспитания учебного предмета «Изобразительное искусство» включают:
Учебно-методический комплект:
1.Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 4 класс.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2019.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.
(Программа по предмету «Изобразительное искусство», автор М.Ю. Рау.
Печатные пособия:
Таблицы по построению орнамента; схемы по правилам рисования предметов,
растений, деревьев, животных, птиц, человека; таблицы «Хохломская роспись»,
«Городецкая роспись», «Дымковская игрушка».
Учебно-практическое оборудование:
Набор конструкторов; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага
цветная; картон, клей, фломастеры; кисти; ножницы; пластилин; шаблоны
геометрических фигур и предметов; набор муляжей «Фрукты, овощи, грибы»
(комплект); трафареты пластиковые: «Геометрические фигуры», «Птицы»,
«Животные», «Одежда», «Фрукты», «Овощи», натуральные предметы и игрушки
для рисования по темам.
Технические средства обучения –компьютер.
Литература для учителя:
- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 2005.
- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.
- Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 2015 г.
- Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 2008 г.
- Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 2012 г.
М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.
Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.
И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».
Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 2005 год.
Плакаты, наглядность, презентации к уроку.
Интернет ресурсы: http://www.solnet.ee/index.htmlе
journal.edusite.ru/p84aa1.html http://mirdetok.tomsk.ru/
tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур
http://www.uroki.net/docnach.htm
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...
planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2.. nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_...
planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov...
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download
Фестиваль «Открытый урок» [email protected]
Литература для учащихся:
Изобразительное искусство. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. :Просвещение, 2019.
Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 2004.Туберовская, О. М.
В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 2013.
Литература для родителей:
Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 2005.
Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.
В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 2008.
Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 2014.
.Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001
И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 2009. п-ма «Детство»
Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М.