МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 67»
(МБОУ СОШ № 67)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «физическая культура» для обучающихся ОВЗ (ЗПР)начального общего образования
(индивидуальный учебный план)
Составители:
учителя начальных классов
Вялкова В.Г.
Корикова Я.А.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и на основе ПАООП НОО для ЗПР (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г. №4/15).
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности, создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, двигательной сфер. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность, гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.
Задачи:
1. укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
2.совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
3. формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
4.развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
5.обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
3. Место предмета физическая культура в учебном плане
Календарно- тематическое планирование курса рассчитано на 33 учебных недели -1 класс ,34 учебных недели -2-4 класс, при количестве 0,5 часа в неделю, всего 17 часов.
4.Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общей и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КОДИФИКАТОР 1
Соответствие требований ФГОС ООО
планируемым результатам
Требования ФГОС НОО к личностным результатам | Планируемые результаты (личностные) по предмету «ФИЗИЧЕЧСКАЯ КУЛЬТУРА» |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; | Организовывать места для занятий физическими упражнениями или подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе); |
Требования ФГОС НОО к метапредметным результатам | Планируемые результаты (метапредметные) по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» |
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; | Организовывать и проводить подвижные игры и соревнованияво время отдыха на открытом воздухе и в помещении(спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, подвижными играми и соревнований; |
Требования ФГОС НОО к предметным результатам в предметной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» | Планируемые результаты (предметные) по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» |
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; | Ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; |
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; | Раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; |
3) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; | Измерять показатели физического развития (рост, масса); выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
|
4) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). | Выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; Выполнять организующие строевые команды и приёмы; Выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. |
КОДИФИКАТОР 2
№ | планируемый результат ООП | № класса | код ПР | промежуточный результат |
Знания о физической культуре |
1. | Ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; | 1 класс | 1.1.1. | Ориентируется в понятиях «физическая культура», «режим дня» |
1.1.2. | Знает как организовать свое учебное время, время на активный отдых, время на сон; |
1.1.3. | Понимает необходимость соблюдения режима; |
1.1.4. | Понимает значение закаливания и его влияние на здоровье человека |
1.1.5. | Имеет представление о физических нагрузках (как действуют физические упражнения на мышцы человека; как действуют физические нагрузки на сердце-измерение пульса). |
2 класс | 1.2.1. | Имеет представление о влиянии физических нагрузок на работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. |
3 класс | 1.3.1. | Имеет первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное); |
4 класс | 1.4.1. | Имеет первоначальной представление о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; |
2. | Раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; | 1 класс | 2.1.1. | Раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое развитие человека; |
2 класс | 2.2.1. | Раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое развитие человека; |
3 класс | 2.3.1. | Имеет установку на безопасный, здоровый образ жизни. |
2.3.2. | Раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на личностное и социальное развитие; |
4 класс | 2.4.1. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; |
2.4.2. | Раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на личностное и социальное развитие; |
3. | Ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой; | 1 класс | 3.1.1. | Имеет представление о гибкости, силе, быстроте, выносливость как основных физических качествах человека; |
3.1.2. | Имеет представление о значении этих качеств для человека. |
2 класс | 3.2.1. | Имеет представление о гибкости, силе, быстроте, выносливость как основных физических качествах человека; |
3.2.2. | Имеет представление о значении этих качеств для человека. |
3.2.3. | Ориентируется в понятии основных физических качеств (быстроты, ловкости, координации, силы, прыгучести и т.д). |
3 класс | 3.3.1. | Имеет первоначальные представления о понятии «физическая культура» и роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического развития) |
3.3.2. | Понимает необходимость занятий физической культуры и сохранения здоровья для успешной учебы и социализации |
4 класс | 3.4.1. | Имеет первоначальные представления о понятии «физическая культура» и роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического развития) |
3.4.2. | Понимает необходимость занятий физической культуры и сохранения здоровья для успешной учебы и социализации |
Способы физкультурной деятельности |
7. | Измерять показатели физического развития (рост, масса): | 1 класс | 7.1.1. | |
2 класс | 7.2.1. | |
3 класс | 7.3.1. | Умеет измерять показатели физического развития (рост, масса) ; |
4 класс | 7.4.1. | Умеет определять пульс до и после нагрузки; измерять длину и массу тела и показатели осанки |
6.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Когда и как возникли физическая культура и спорт(3ч) Физическая культура у народов Древней Руси. Связь ее содержания с их трудовой деятельностью. История развития физической культуры в ХVII–ХIХ вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии.
Современные Олимпийские игры(5ч) Видами летних и зимних Олимпийских игр. Познакомить с олимпийским символом, девизом, эмблемой, флагом, клятвой. Талисман Олимпийских игр. Награды.
Что такое физическая культура (1ч) Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, как жизненно важные способы передвижения человека Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка) (7ч) Сердце и кровеносные сосуды. Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями .Закаливание. Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур. Мозг и нервная система.Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему.Пища и питательные вещества.Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи.Тренировка ума и характера.Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Спортивная одежда и обувь(1ч) Как правильно одеваться для занятий физическими упражнениями и спортом.
2 класс
Когда и как возникли физическая культура и спорт(3ч) Физическая культура у народов Древней Руси. Связь ее содержания с их трудовой деятельностью. История развития физической культуры в ХVII–ХIХ вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии.
Современные Олимпийские игры(2ч) Видами летних и зимних Олимпийских игр. Познакомить с олимпийским символом, девизом, эмблемой, флагом, клятвой. Талисман Олимпийских игр. Награды.
Что такое физическая культура (1ч) Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, как жизненно важные способы передвижения человека Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка) (6ч) Сердце и кровеносные сосуды. Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями .Закаливание. Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур. Мозг и нервная система.Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему.Пища и питательные вещества.Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи.Тренировка ума и характера.Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Спортивная одежда и обувь(1ч) Как правильно одеваться для занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль(4ч) Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных) способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости' гибкости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами, из разных исходных положений (и. п.), на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией.
3 класс
Когда и как возникли физическая культура и спорт(3ч) Физическая культура у народов Древней Руси. Связь ее содержания с их трудовой деятельностью. История развития физической культуры в ХVII–ХIХ вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии.
Современные Олимпийские игры(5ч) Видами летних и зимних Олимпийских игр. Познакомить с олимпийским символом, девизом, эмблемой, флагом, клятвой. Талисман Олимпийских игр. Награды.
Что такое физическая культура (1ч) Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, как жизненно важные способы передвижения человека Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка) (7ч) Сердце и кровеносные сосуды. Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями .Закаливание. Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур. Мозг и нервная система.Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему.Пища и питательные вещества.Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи.Тренировка ума и характера.Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Спортивная одежда и обувь(1ч) Как правильно одеваться для занятий физическими упражнениями и спортом.
4 класс
Когда и как возникли физическая культура и спорт(3ч) Физическая культура у народов Древней Руси. Связь ее содержания с их трудовой деятельностью. История развития физической культуры в ХVII–ХIХ вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии.
Современные Олимпийские игры(2ч) Видами летних и зимних Олимпийских игр. Познакомить с олимпийским символом, девизом, эмблемой, флагом, клятвой. Талисман Олимпийских игр. Награды.
Что такое физическая культура (1ч) Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, как жизненно важные способы передвижения человека Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка) (6ч) Сердце и кровеносные сосуды. Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями .Закаливание. Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур. Мозг и нервная система.Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему.Пища и питательные вещества.Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи.Тренировка ума и характера.Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Спортивная одежда и обувь(1ч) Как правильно одеваться для занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль(4ч) Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных) способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости' гибкости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами, из разных исходных положений (и. п.), на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией.
7.Тематическое планирование
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Когда и как возникли физическая культура и спорт | 3 | 3 | 3 | 3 |
2 | Современные Олимпийские игры | 5 | 2 | 5 | 2 |
3 | Что такое физическая культура | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка) | 7 | 6 | 7 | 6 |
5 | Спортивная одежда и обувь | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Самоконтроль | - | 4 | - | 4 |
| ИТОГО: | 17 | 17 | 17 | 17 |
|
8.Материально-техническое обеспечение.
Материально – техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий , технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно –лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.
14