ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» для 7-а класса (обучающиеся с задержкой психического развития) разработана на основе примерной программы по истории для общеобразовательных учреждений и авторской программы по Истории России к предметной линии учебников И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др. издательства- М.: «Дрофа»2020, «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной /Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с
-
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 14.07.2022 года)
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями на 11.12.2020 года)
3. Концепцией преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 23.10.2020 № ПК-1вн и на основании следующих документов:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (в рамках ФГОС ООО 2 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2022-2023 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
1.Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2017. – 253 с.: ил., карт. (включен в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год)
2.История России. 6-10 классы: рабочая программа/И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. - М.: Дрофа, 2016. — 124 с.
3. Юдовская А. Я., П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Новая история. 1500—1800» Учебник .М.: Просвещение, 2017.- 304 с., илл. (включен в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год)
4.Рабочая тетрадь по новой истории (1500—1800), выпуски 1 и 2 (авторы А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина)
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «История России. Всеобщая история» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах
Историческое образование на ступени основного общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся с ЗПР при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Учебный предмет «История России. Всеобщая история» имеет интегративный характер, его изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающихся. Предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Расширение исторических знаний, обучающихся с ЗПР сочетается с воспитанием ценностных ориентиров: внутренней установки личности ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, истории и традициям народов других государств.
Структурно предмет «История России. Всеобщая история» включает учебные курсы по Всеобщей истории и Истории России. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Курс всеобщей истории призван сформировать у обучающихся с ЗПР познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися с ЗПР своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи
Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных (сравнительно-исторических) характеристик.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом. -
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Учебные -Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия. - Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре. -Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали). - Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). Коррекционные. -формировать умение самостоятельно контролировать правильность произношения словесного материала, соблюдение орфоэпических правил произношения слов, фраз в нормальном темпе, голосом нормальной разговорной громкости; - формировать умение и навык восприятия и различения речевого материала на слух осмысленно; - расширение речевой практики, использование языкового материала в речи, в разных видах общения; -отведение особой роли письменной речи как средству развития самостоятельной речи и познавательной деятельности, обучающихся в целом; - развитие и обогащение самостоятельно приобретённых обучающимися речевых навыков; -стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения обучающихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельности |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет «История России. Всеобщая история» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «История России. Всеобщая история» в перечне обязательных предметов. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение истории в 7-а классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год, утвержденными приказом от 30 августа 2022 № 175 , рабочая программа составлена на _ часа с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | На уроках истории, обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание уделяется отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта). Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Историческое образование, являясь мировоззренческими инструментом, играет важную роль в личностном развитии обучающихся, их социальной реабилитации и адаптации, инкультурации, интеграции в сложную систему общественных отношений.
Данный курс содействует приобщению обучающихся мировым культурным традициям, формированию у них общей культуры; важен для разностороннего развития личности: нравственного, эстетического, социального, интеллектуального и др.
Овладевая историческим образованием обучающиеся узнают о том, как менялась картина мира человека, в соответствии с которой происходило формирование культурных ценностей, складывались представления о мироздании.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества , эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов; изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями); следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога); навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
регулятивные
-уметь планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
-уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные
-владеть умениями работать с учебной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
-использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязи описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, и др.);
коммуникативные
-соблюдать нормы речи в соответствии с коммуникативной задачей;
-готовность к сотрудничеству с соучениками и педагогом.
Предметные результаты:
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся научится | ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся получит возможность научиться |
Тема: « История Нового времени» |
использовать историческую карту как источник информации; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Нового времени; давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени ;указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; | -
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника; -
изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; овладеть целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества» |
Тема: « История России» |
давать оценку событиям и личностям Отечественной истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Отечественной истории; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; | объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел (тема) программы | Кол-во часов | Система оценки планируемых результатов (виды и формы текущего контроля) |
| ИСТОРИЯ РОССИИ ( 16- конец 17 века) | | |
1. | Введение. | 1ч | |
2. | Глава 1. Создание Московского царства | 12ч | |
| Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Укрепление великокняжеской власти. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в. Реформы Елены Глинской. Период боярского правления. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Правление Ивана IV. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.. Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Войны с Крымским ханством. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. 19Россия в конце XVI в. Опричнина. Разгром Новгорода и Пскова. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Расширение территории России в годы правления Ивана Грозного. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Васильевича. Царь Фёдор Иоаннович. Развитие русской культуры в XVI в.Учреждение патриаршества. Избрание на царство Бориса Годунова. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Торговые и культурные связи со странами Западной Европы. | | Тест |
3. | Глава 2. Смута в России . | 5ч | |
| Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Личность Лжедмитрия I и его внутренняя и внешняя политика. Боярский царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. | | Самостоятельная работа |
4. | Глава 3. «Богатырский век» | 5ч | |
| Россия при первых Романовых. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. Усиление роли барщины и оброка. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Земские соборы. | | Терминологический диктант |
5. | Глава 4. «Бунташный век» | 6ч | |
| Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Развитие приказного строя. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Социальная структура российского общества. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Церковный собор 1666—1667 гг. | | Самостоятельная работа |
6. | Глава 5. Россия на новых рубежах | 4ч | |
| Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Русско-турецкие отношения. Конфликты с Османской империей. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Освоение Сибири и Дальнего Востока. | | Терминологический диктант |
7. | Глава 6. В канун великих реформ | 6ч | |
| Политика Федора Алексеевича Романова. Регентство Софьи Алексеевны. Хованщина. Россия накануне петровского правления. Просвещение и образование. Развитие литературы, архитектуры, изобразительного искусства. Архитектура. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. | | Тест |
8. | Итоговое повторение | 1ч | |
| НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в. | | |
9. | Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ | 13ч | |
| Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Начало складывания мирового рынка. Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. Создание национальных государств. Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества. От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения*. Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII. Англиканская церковь. Елизавета I. Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте. | | Проверочная работа |
10. | Раздел II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ) | 5ч | |
| Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика . Англия в первой половине XVII в. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества. Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война Причины ,основные военные действия. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений. | | Терминологический диктант |
11. | Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ | 7ч | |
| Просветители XVIII в. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки. Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства. Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории. Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити. | | Самостоятельная работа |
12 | Раздел I V. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ | 3ч | |
| Основные черты традиционного общества. Религии Востока. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения. | | Итоговое тестирование |
ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ
«История России. Всеобщая история»: итоговое тестирование
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел программы, тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов |
| | ИСТОРИЯ РОССИИ ( 16- конец 17 века) | |
1 | Введение. | 1ч | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Мультимедийная презентация |
2 | Создание Московского царства | 12ч | Использовать текст исторического источника при ответе на вопрос. Определять причины и следствия событий. Анализировать и сравнивать исторические факты. | Иллюстрации, таблицы, тексты Видеоурок |
3 | Смута в России . | 5ч | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Видеоурок |
4 | «Богатырский век» | 5ч | Устанавливать причинно-следственные связи . Давать характеристику деятельности исторических личностей; работать с документами; делать выводы. Работать с контурными картами. | Мультимедийная презентация |
5 | «Бунташный век» | 6ч | Давать характеристику деятельности исторических личностей; работать с документами; делать выводы. | Иллюстрации, таблицы, тексты |
6 | Россия на новых рубежах | 4ч | Работать с документами. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники (картины, документы). Делать выводы. | Видеоурок |
7 | В канун великих реформ | 6ч | Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты. Сравнивать исторические явления. Знать основные положения за изученный период. Разъяснять смысл высказываний. | Мультимедийная презентация |
8 | Итоговое повторение | 1ч | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Видеоурок |
| | | НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в. | |
9 | Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 13ч | Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Раскрывать особенности стилей, уметь работать с разными источниками информации. Работать с контурными картами | Мультимедийная презентация. Иллюстрации, таблицы, тексты. |
10 | Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) | 5ч | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Использовать карту при рассказе ; работать с историческими документами. Выявлять сходства и отличия государств. Устанавливать причинно-следственные связи . Давать характеристику деятельности исторических личностей; работать с документами; делать выводы. | Иллюстрации, таблицы, тексты. Мультимедийная презентация |
11 | Эпоха Просвещения. Время преобразований | 7ч | Давать характеристику деятельности исторических личностей; работать с документами; делать выводы. Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры. | Иллюстрации, таблицы, тексты. Видеоурок |
12. | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 3ч | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Использовать карту при рассказе ; работать с историческими документами. Сравнивать образ жизни разных групп населения. Сравнивать исторические явления. Знать основные положения за изученный период. Разъяснять смысл высказываний. | Иллюстрации, таблицы, тексты |
Тематическое планирование по предмету «История России. Всеобщая история» для 7-а класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:
-развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату учебного труда;
- развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека;
- развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос;
- развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, создания благоприятного микроклимата в семье;
- развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества, которое дают ему искусство, театр, творческое самовыражение;
- развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за своё будущее;
- развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной ценности, как равноправным социальным партнёрам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения
описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Печатные пособия | Для обучающихся: 1. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2017. – 253 с.: ил., карт. 2.История России. 6-10 классы: рабочая программа/И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. - М.: Дрофа, 2016. — 124 с. 3. Юдовская А. Я., П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Новая история. 1500—1800» Учебник .М.: Просвещение, 2017.- 304 с., илл. 4.Рабочая тетрадь по новой истории (1500—1800), выпуски 1 и 2 (авторы А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина) |
2. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения; видеофильмы, соответствующие тематике программы по истории; презентации, соответствующие тематике программы по истории. |
3. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Классная доска с креплениями для таблиц, персональный компьютер |
4. | Цифровые образовательные ресурсы | http//:edu.ru http//: fcior/ru http//: catalog.ior.r http//: scool- collection. edu.ru |
5. | Демонстрационные пособия | Карты «Внешняя политика России в XVI в. », «Экономическое развитие России в XVII в. », «Великие географические открытия. » и другие. |
6. | Натуральный фонд | |
18