СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики 2 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики 2 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
__________________________________________________________________________________ 671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02

с. НоваяБрянь ул. Школьная 5 эл. адрес:nbskoshi@yandex.ru


«Рассмотрено»


на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»


и.о. зам. директора по УМР

_______ Д.В. Дашиева

от___________________

«Утверждено»


и.о. директора школы

_________ Е.Г.Сапожникова

от_________________













АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ







Предмет: Коррекционно-развивающие занятия

Класс: 2

Учебный год: 2022-2023

Педагог-психолог: Рюмшина И.И.









с. Новая Брянь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по психокоррекции разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» и следующих нормативно - правовых документов:

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;- Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В условиях модернизации образования в нашей стране с 1 сентября 2016г. вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт). Стандарт обеспечивает равные возможности получения качественного образования, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), условиям их реализации и результатам их освоения. Разработанный Стандарт выступает основой как для разработки Примерной АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так и для разработки и реализации рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. Стандарт определяет для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выбор вариантов АООП (вариант 1 и вариант 2). Вариант 1 АООП предназначен для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Данная категория обучающихся характеризуется стойким выраженным недоразвитием познавательной деятельности вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Развитие обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность обучающихся и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза достижение планируемых результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями программ учебных предметов 2 класса с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Целью является – формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, способствующее оптимизации психического развития ребенка для эффективной социализации в обществе.

Задачи:

- выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося и особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками;

- формирование готовности к участию к систематическим учебным занятиям в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;

- овладение обучающимися с интеллектуальными нарушениями учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

- формирование основ элементарных знаний по учебным предметам на первом этапе обучения;


Основные направления коррекционной работы

Данная программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса разработаны с учетом особенностей психофизического развития, познавательной деятельности данной группы детей, их индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Коррекционные занятия – это специальная пропедевтическая работа, которая позволяет через использование практических упражнений подготовить ребёнка к усвоению системы знаний об окружающей действительности.

В ходе психокорреционных занятий осуществляется психолого - педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы: познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного от- ношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).


Общая характеристика коррекционного курса?

Достижение цели предполагает решение ряда задач, основной из которых является: обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного восприятия формы, конструкции, величины, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- развитие слухоголосовых координаций;

- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всём многообразии свойств и признаков объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов);

- совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;

- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;

- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

- формирование точности и целенаправленности движений и действий;

- знакомство с основными профессиями, их предметами и продуктами труда;

- отношения к человеческому труду как ценности;-

- формирование учебной мотивации;

- гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе;

- развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;

- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

- формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе);

- повышение социального статуса ребенка в коллективе;

- формирование и развитие навыков социального поведения.


Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Психокоррекции» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. Программа предназначена для 2 класса и рассчитана на 68 учебных часов, по 2 часа в неделю. Продолжительность одного занятия 30-40 минут. Коррекционно - индивидуальные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15-20 минут, по 3 занятия в неделю


Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

  1. развитиеадекватных представлений о собственных возможностях, онасущнонеобходимом жизнеобеспечении;

  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  3. владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

  4. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми,сверстниками в разных социальных ситуациях;

  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.



Предметные результаты

Минимальный уровень освоенияпредметныхрезультатов


Достаточный уровень освоенияпредметныхрезультатов

иметь представления о функциональном назначении ИЗО - принадлежностей;


определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;

знать основные цвета и их оттенки (называть и различать);

ориентироваться в собственном теле (правая/левая/рука/нога), в школьном помещении, двигаться в заданном направлении.

знатьплоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

обозначить словом цвет, форму, величину предметов;


знать времена года и их последовательность; соотносить времена года с названием месяцев;

различать основные цвета, предметы по форме и величине;


пользоваться письменными принадлежностями

находить различия и сходства в двух аналогичных сюжетных картинках;

конструировать предметы из 3-4 геометрических фигур;

точно выполнять движения по 3-звеньевой инструкции педагога;


точно выполнять выразительные движения;


согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;


делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;


различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды;


различать вкусовые качества;


соблюдать правила игры, последовательность действий;


Содержание коррекционного курса

Программа состоит из следующих этапов:

I. Предварительный этап

Включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики.Набор групп для коррекционных занятий.

II. Основной этап

Данный этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:

- развитие моторики и графомоторных навыков;

-тактильно-двигательное восприятие;

- кинестетическое и кинетическое развитие;

- развитие зрительного восприятия;

-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания; обоняния, барических ощущений и вкусовых качеств;

-развитие слухового восприятия;

- развитие восприятия пространства;

-развитие восприятия времени;

- знакомство с основными профессиями, их предметами и продуктами труда.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу.

III. Заключительный этап

На данном этапе проводится повторная диагностика, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.

Структура занятий

Вводная часть.

Начало занятия – это ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

Во вводную часть включены упражнения, направленные наснятие эмоционального напряжения, создание благоприятной атмосферы и настрой на занятие.

Основная часть.

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов, развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Задания составлены из следующих разделов:

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков, кинетического и кинестетического развития» (12) решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.

Движения кинестетического и кинетического характерапредполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» (10) является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, вкусовых качеств» (6) способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придаётся развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и на оперировании образами.

Работа над разделом «Восприятие пространства» (10) имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах.

Раздел «Восприятие времени» (6) предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально.

Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игру на детских музыкальных (шумовых) инструментах и т.д. Подобная работа предусмотрена в разделе «Развитие слухового восприятия» (6) Состояние слухового восприятия влияет на ориентировку в окружающем: пространственная ориентация и различного рода деятельность требуют способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны. Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой.

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» (6) обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного и восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром.

По каждому разделу предусмотрено усложнение и увеличение объема сведений. В основе лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.

Включение в содержание программы раздела «Развитие эмоционально-личностной и коммуникативной сфер» (12) связано с наличием у детей с умственной отсталостью нарушений эмоционально-волевых, коммуникативныхи личностных недостатков. В ходе работы осуществляется знакомство с базовыми эмоциями, ознакомление с эмоциями и качествами людей; изучение мимических проявлений базовых эмоций; развитиекоммуникативных навыков (коммуникативные упражнения, групповые задания, также в парах и мини-группах).

Заключительная часть

Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.Упражнения на заключительном этапе направлены на формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе); повышение социального статуса ребенка в коллективе.

Прогнозируемые результаты

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по психокоррекции у умственно отсталых школьников совершенствуются умения:

- тонкой пальцевой моторики;

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

Кроме того, совершенствуются:

-зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой;

-крупные движения и умения владеть своим телом;

-навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

Для проведения коррекционной работы и реализации меж предметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);

  • спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная “тропа” для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

  • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);





























  • оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, сухой душ, сухой бассейн, тактильные дорожки и др.);

  • материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для ароматерапии и др.);

  • иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений;

  • мультимедийное сопровождение, видео презентации к урокам в соответствии с тематикой занятий;

  • аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;

  • комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий;

  • Компьютер

  • Интерактивная панель

  • В 2022-2023 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование» реализует возможность максимального использования данных интерактивной панели в обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Для оптимального использования интерактивной панели в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

  • 1. Интерактивная панель должна использоваться в работе с обучающимися при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

  • 2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

  • 3. Организация и методика проведения занятия с ИП соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИП включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИП.

  • 4. При составлении занятий с использованием ИП необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

  • 5. ИП должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

  • 6. Обязательно использовать на занятиях с ИП традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

  • Преимущества работы с интерактивной доской:

  • 1. Усиливает подачу материала.

  • 2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

  • 3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее. Чем традиционные.

  • 4. Позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала.

  • 5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

  • 6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

  • В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач. Поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.



Календарно-тематическое планирование

занятия

Название темы и содержание

Кол-во час.

Цель

Задачи

Методическое информационно-техническое

обеспечение

1-2

Обследование детей

2

Определитьуровень развития ВПФ

- проанализировать уровень развития ВПФ по классу.

- разработать коррекционно-развивающую программу.

- разработать рекомендации для педагогов и родителей.

бланки обследования, диагностический инструментарий.

3

Органы чувств и труд взрослого

1

Формирование представлений об органах чувств, их функциях

- знакомство с органами чувств;

- подготовка обучающихся к изучению основных профессий людей;


сюжетные картинки, интерактивная панель

4

Профессия «повар». Развитие вкуса

1

Формирование вкусовой чувствительности

- формирование представлений о профессии «повар»;

- обучение словом обозначать свои вкусовые ощущения.


кусочки помидора, хлеба, огурца и банана.

5

Профессия «повар». Развитие обоняния

1

Формировать ориентировку в окружающем мире по запахам

- сформировать представление о профессии «повар»;

- пробудить интерес к миру запахов и использованию обонятельной чувствительности для получения информации;

- учить различать запахи и определять их словом.

кусочек чёрного и белого хлеба, булочка, колбаса.


6

Профессия «повар».

Развитие осязания и зрительного восприятия

1

Развитие тактильных ощущений

- формирование представлений о профессии «повар»;

- развитие точности осязательных движений;

- обучение обозначать,словом свои тактильные ощущения;

- развитие моторики руки, формирование графических навыков.

миски с горохом, фасолью, рисом и манной крупой.косынка,тактильные дощечки.


7-8

Развитие осязания и зрительного восприятия

2

Определение на ощупь предметов сложной формы

- развитие точности осязательных движений;

- обучение обозначать словом свои тактильные ощущения;

- развитие моторики руки, формирование графических навыков

мешочек, небольшие предметы, песок с игрушками

9

Профессия «фермер». Развитие вкуса и обоняния

1

Формирование вкусовойи обонятельной чувствительности

- формирование представлений о профессии «фермер»;

- обучение словом обозначать свои вкусовые ощущения.


сок, вода, молоко, кефир.

10

Профессия «фермер».

Развитие осязания и зрительного восприятия

1

Развитие тактильных ощущений

- формирование представлений о профессии «фермер»;

- закрепление алгоритма осязательного обследования знакомых предметов;

- развитиевосприятия, внимания и памяти, мелкой моторики;


мешочек с резиновыми овощами и фруктами.


11

Профессия «фермер».

Времена года, их закономерная смена

1

Формирование представлений о явлениях окружающей действительности (времена года).

- закрепление представлений о профессии «фермер»;

- обучение детей определять время времена года по картинкам, воспринимать последовательность и частоту событий;

- развитие концентрации внимания;

.

картинкивремена года, интерактивная панель



12

Времена года.

1

Формирование представлений о явлениях окружающей действительности (времена года, месяцы).

- обучение детей определять время времена года по картинкам, - воспринимать последовательность и частоту событий;

- развитие мыслительных процессов: обобщения и классификации;

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений

интерактивная панель, картинки свременами год, месяцами.

13

Профессия «фермер».

Развитие слухового восприятия

1

Формирование представлений о восприятии и дифференциация шумовых различий

- закрепление представлений о профессии «фермер»;

- обучение воспринимать окружающие звуки, различать их на слух, дифференцировать голоса домашних животных;

- формирование мыслительных операций.


интерактивная панель

тактильно - акустическая панель

14

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

- обучение воспринимать окружающие звуки, различать их на слух, дифференцировать голоса домашних животных;

- формирование мыслительных операций.


интерактивная панель

тактильно - акустическая панель

15

Профессия «воспитатель».

Развитие слухового восприятия

1

Формирование слухового сосредоточения на человеческом голосе

- формирование представлений о профессии «воспитатель»;

- обучение прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей;

- развитие слуховой памяти;

- обучение быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.


магнитофон, набор карточек с музыкальными инструментами.барабан, ложки, дудочка и бубен.


16

Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?»

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

- обучение воспринимать окружающие звуки, различать их на слух, дифференцировать голоса домашних животных;

- формирование мыслительных операций.


интерактивная панель,

тактильно - акустическая панель, музыкальные инструменты

17

Профессия «воспитатель».

Измерение времени (сутки, неделя, месяц)

1

Формирование представлений о явлениях окружающей действительности (сутки, неделя, месяц).

- закрепить представления о профессии «воспитатель»;

- формировать целостное представление о неделе как временном отрезке;

- развивать логическое мышление и мелкую моторику

музыкальное сопровождение календарь «Дни недели»,

карточки и лоточки с различными фигурками

18

Неделя,

части суток.

1

Формирование представлений о явлениях окружающей действительности(сутки, неделя, месяц).

-обучение детей определять время дня по картинкам, воспринимать последовательность и частоту событий;

- закреплять временные понятия, имеющие качественную характеристику (долго-быстро);

- развивать логическое мышление и мелкую моторику


интерактивная панель, картинки с названием недели, лото части суток

19-20

Профессия «артист цирка». Развитие восприятия движения.

Выразительность движений – имитация поведения животных

2

Совершенствование мышечно-двигательной чувствительности

- формирование представлений о профессии «артист цирка»;

- совершенствование точности движений;

- обучение ребёнка выполнять упражнения под зрительным контролем.


стаканы с водой, трубочки, набор мелких предметов, теннисные шарики, столовые ложки.

.


21

Развитие восприятия движения.

Выразительность движений – имитация поведения животных

1

Выполнение сложных подражательных движений с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу;

- обучение ребёнка воспринимать позы и движения тела, конечностей, головы;

-регулирование кинетического и кинестетического праксиса;

-мыслительные операции и внимания


картинки со схематичным изображением движений человека.


22-23

Профессия «артист цирка».

Изучение эмоций.

2

Способствовать изучению базовых эмоций: радость, печаль, злость, страх.

- закрепить представления о профессии «артист цирка»;

- познакомить с базовыми: эмоциямирадость, печаль, злость, страх.

- способствовать снижениюуровня тревожности.

фотографии эмоций, пиктограммы, таблицы «Эмоции», зеркало.

24

Профессия «музыкант». Развитие слухового восприятия

1

Развитие слухового внимания на музыкальных звуках

- формирование представлений о профессии «музыкант»;

- учить дифференцировать звучащие музыкальные инструменты;

- формирование умения действовать по звуковому сигналу.


набор карточек с музыкальными инструментами.

барабан, ложки, дудочка и бубен.

25-26

Профессия «художник». Развитие зрительного восприятия

2

Развитие зрительно-пространственного восприятия и узнавания, пространственных представлений, образного мышления

- формирование представлений о профессии «художник»;

- обучение приёмам зрительного обследования изображений предметов;


прищепки, карточки основных цветов и оттенков, краски, кисточки и баночки, интерактивная панель

27

Различие цвета

1

Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

- различение цветов и оттенков;

- учить способам получения новых цветов;

-развитие целостного восприятия предметов.


карточки основных цветов и оттенков, краски, кисточки и баночки.

28

Различие оттенков цвета

1

Подбор оттенков к основным цветам.

-различение цветов и оттенков;

-учить способам получения новых цветов;

-развитие целостного восприятия предметов.


карточки основных цветов и оттенков, краски, кисточки и баночки.

29-30

Профессия «доктор».

Восприятие температурных различий

2

Формирование умения различать температурные ощущения


- формирование представлений о профессии «доктор»;

- снижение тревожности перед врачами;

- обучение различать температурные ощущения, обозначение их словом;

- формирование навыков самоконтроля при выполнении правил техники безопасности;

- формирование представлений о приборах для измерения температуры термометр и градусник.

кукла, бинт.

термометр, градусник.

предметы разного температурного режима.

стаканы с водой разной температуры.


31

Профессия «продавец».

Восприятие чувства тяжести

1

Формирование умения различать вес предметов


- формирование представлений о профессии «продавец»;

- обучение сравнивать предметы по массе и определять свои ощущения вербально: тяжелее, легче, такай же массы;

- дать представление о приборах для измерения веса – бытовых весах;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

- закрепление алгоритма осязательного обследования знакомых предметов;

бытовые весы.

набор предметов разного веса, предметные картинки.

32-33

Профессия «строитель».

Определение пространственных понятий

2

Коррекция и развитие пространственного восприятия

- формирование представлений о профессии «строитель»;

- формирование представлений о направлениях пространства «право-лево», «верх-низ», «спереди - сзади»;

- закрепление схемы тела человека;

- формирование навыков самоконтроля.

интерактивная панель,схематический рисунок человека, мячи среднего размера.


34-35

Развитие восприятия пространства

2

Ориентация на собственном теле

- уметь показать правые и левые части тела

- ориентация относительно своего тела:справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко

Зеркало большое, интерактивная панель,

36-37

Профессия «портной».

Развитие осязания и зрительного восприятия

2

Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету

- развитие зрительного восприятия, памяти;

- развитие объёма внимания;

- развитие мыслительных процессов: классификация и обобщение;

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.


предметы разной формы, интерактивная панель


38

Группировка по форме

1

Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм.

- закрепить умение выделять формы предмета и обозначение формы предмета словом.

- закрепить представления о форме предметов.


интерактивная панель, набор предметов

39

Выбор предметов одной формы

1

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.

- формирование сенсорных эталонов формы

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений

интерактивная панель, набор предметов

40-41

Профессия «шофёр».

Развитие ориентировки на поверхности парты.


2

Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений, расстояний между объектами и пространственных признаков удаленности.

- формирование представлений о профессии «шофёр»;

- обучение определять пространственное положение на листе бумаги и поверхности стола;


листы бумаги, машинки, конструктор лего, интерактивная панель


42-43

Графический диктант по показу

2

Формирование зрительного восприятия

- обучение точности использования словесных обозначений пространства посередине, в центре, вверху, внизу, справа, слева;

- развитие внимательности;

-.развитие графомоторных навыков.

образец, листы бумаги, карандаши

44

Что ты знаешь о профессиях?

1

Обобщение изученного материала

- повторение основных профессий людей;

-создание благоприятной атмосферы.

листы бумаги, машинки, конструктор лего


45

Геометрические

фигуры

1

Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб)

- формирование сенсорных эталонов формы

- развитие внимательности

набор геометрических

фигур

46

Сравнение 2-3 предметов

1

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

-.формирование сенсорных эталонов величины,

- конструирование предметов

предметы, игрушки

47

Вырезание ножницами

1

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

- развитие мыслительных процессов: классификация и обобщение;

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений

ножницы, цветная бумага, шаблоны

48

Развитие крупной и мелкой моторики

1

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений- совершенствование точности движений;

шнуровки, бусы, леска

49-50

Развитие графомоторных навыков

2

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

- развивать логическое мышление и мелкую моторику

- совершенствование точности движений;


трафареты, раскраски, листы, фломастеры, карандаши

51-52

Развитие графомоторных навыков

2

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

- развивать логическое мышление и мелкую моторику.

- совершенствование точности движений;

трафареты, листы, фломастеры, карандаши

53

Кинестетическое и кинетическое развитие

1

Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления)

- развитие точности осязательных движений;

- обучение обозначать словом свои тактильные ощущения; обучение

- быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.


музыкальная колонка.

54-55

Развитие восприятия пространства

2

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

-развитиевосприятия, внимания и памяти, мелкой моторики;

- развитие точности осязательных движений;


Листы, карандаши

56

Дидактическая игра «Определи положение предмета»

1

Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

- обучение прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей;

- развитие слуховой памяти;


предметы, интерактивная панель

57

Выполнение элементарных работ по замыслу

1

Составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала

- развитие моторики руки, формирование графических навыков

- развитие точности осязательных движений;

- обучение обозначать словом свои тактильные ощущения;


геометрические фигуры, счетные палочки, природный материал(шишки, скорлупа)

58-59

Сравнение картинок

2

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

- развивать логическое мышление и мелкую моторику

картинки, интерактивная панель

60

Игры на внимательность

1

Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?»

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

- развивать логическое мышление и мелкую моторику

картинки, интерактивная панель

61

Найди отличие

1

Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения)

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

- развитиевосприятия, внимания и памяти, мелкой моторики;



картинки, интерактивная панель

62

Найди предметы

1

Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.

- развитие зрительного восприятия

- обучение обозначать словом свои тактильные ощущения;


картинки, интерактивная панель

63


1

Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).

- формирование мыслительных операций.;

- обучение обозначать словом свои тактильные ощущения;


игрушки, предметы, интерактивная панель

64

Игры на вниматель

ность

1

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

- развивать логическое мышление и мелкую моторику

- формирование мыслительных операций.

сюжетные картинки, интерактивная панель

65

Восприятие времени

1

Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

- развитие мыслительных процессов: обобщения и классификации;

- обучение ребёнка выполнять упражнения под зрительным контролем.


сюжетные картинки, интерактивная панель

66

Часы

1

Определение времени по часам.

- развитие мыслительных процессов: обобщения и классификации;

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений

- формирование мыслительных операций.


макет часов, лото

67-68

Обследование детей

2

Оценка усвоения программы

- отследить динамику развития ВПФ у детей.

- разработать рекомендации для педагогов школы и родителей.

Бланки обследования, диагностический инструментарий.

ИТОГО В ГОД 68 часов




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Коррекционно - индивидуальных занятий

Основное содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает 6 модулей, рассчитанных на 102 часа. (15- 15 -15 -18- 18 -21).

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают перцептивными действиями в специально-созданной ситуации, приближенной к опыту ребенка, с помощью взрослого.

Коррекционный курс реализуется в игровых ситуациях при использовании дидактических пособий на основе онтогенетического принципа становления восприятия. Учитывая выраженность интеллектуальных нарушений и наличие сопутствующих заболеваний у обучающихся данной возрастной группы, во 2 классе целесообразно уделить внимание совершенствованию таких практических ориентировочных действий, как метод проб и ошибок и практическое примеривание.

Придерживаясь онтогенетического принципа при формировании практических ориентировочных действий, становится возможным подготовить обучающегося к переходу на уровень зрительного соотнесения свойств и качеств предметов. Овладение словесным обозначением свойств и качеств предметов - является значимым достижением в сенсорном развитии обучающегося 2 класса.


п/п

Наименование тем (видов деятельности)

Количество часов

1

группа

2

группа

3

группа

1 модуль

15 часов

1-3

Зрительное восприятие


3

3

3


«Осенние листья» (желтый и зеленый цвета)

1





«В гостях у круга»

1





«Большие и маленькие предметы»

1





Виды деятельности обучающихся:



По показу и по подражанию: соотносят цвет предмета с эталоном;

выбор предметов определенного цвета по словесной инструкции; словесное обозначение цвета; классификация предметов по признаку цвета; классификация предметов по размеру(большие-маленькие); распределение игрушек больших в большую емкость, маленьких – в маленькую); помещение стаканчиков друг в друга по размеру; узнавание знакомых форм на рисунке; обведение фигур по контуру.

По показу и совместными действиями: соотносят цвет предмета с эталоном;

выбор предметов определенного цвета по словесной инструкции; классификация предметов по признаку цвета; классификация предметов по размеру(большие-маленькие); распределение игрушек больших в большую емкость, маленьких – в маленькую); помещение стаканчиков друг в друга по размеру;

Совместно с учителем: манипулируют предметами контрастных цветов, размеров;

ощупывают предметы круглой формы.

4-6

Слуховое восприятие


3

3

3


«Громкие и тихие звуки»

1





«Музыкальные инструменты»

1





«Звуки животных»

1





Виды деятельности обучающихся:



Знакомство с характером звучащих предметов, животных (различные предметы, животные издают разные звуки);

Знакомство с характером звучащих предметов, животных (различные предметы, животные издают разные звуки);

Знакомство с характером звучащих предметов, животных (различные предметы издают разные звуки); выполнение простейших манипуляций со звучащими предметами (погремушки, колокольчик, барабан и др.)

7-9

Кинестетическое восприятие


3

3

3


«Повторяй за мной»

1





«Волшебные дорожки»

1





«Хоровод».

1





Виды деятельности обучающихся:



Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом).


Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом).

Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом).

10-12

Восприятие запаха

18

3

3

3


«В мире ароматов»

1





«Как пахнут продукты»

1





«Самый приятный аромат»

1





Виды деятельности обучающихся:



Исследование запахов продуктов.

Нахождение схожих запахов в ряду.

Исследование запахов продуктов.

Нахождение схожих запахов в ряду.

Реагирование эмоционально и двигательно на запахи предъявляемых продуктов.

13-15

Восприятие вкуса


3

3

3


«Вкусные продукты»

1





«Сладкий стол»

1





«Сладко-горько»

1





Виды деятельности обучающихся:



Исследование разнообразия вкусов различных продуктов (хлеб, фрукты, молоко, чеснок, шоколад и др.)

Находят схожий по вкусу продукт.

Исследование разнообразия вкусов различных продуктов (хлеб, фрукты, молоко, чеснок, шоколад и др.)

Находят схожий по вкусу продукт.

Реагирование эмоционально и двигательно на различные вкусовые ощущения при дегустации продуктов.

2 модуль

15 часов


16-18

Зрительное восприятие


3

3

3


«Цветные кубики»

1





«Квадратные предметы»

1





«В гостях у Матрёшки»


1





Виды деятельности обучающихся:



По инструкции и по подражанию действиям учителя: соотносят цвет предмета с эталоном; словесно обозначают цвет; классифицируют предметы по признаку цвета; по размеру (большие-маленькие); распределяют игрушки больших в большую емкость, маленькие – в маленькую).

Разбор и сборка матрешки (до 4-5 мест).

По показу и совместно с учителем: соотносят цвет предмета с эталоном;

словесно обозначают цвет; классифицируют предметы по признаку цвета; классификация предметов по размеру(большие-маленькие); распределение игрушек больших в большую емкость, маленьких – в маленькую).

Разбор и сборка матрешки (до 3-4 мест).

Совместно с учителем: манипулируют предметами контрастных цветов, размеров;

ощупывают предметы квадратной формы.

19-21

Слуховое восприятие


3

3

3


«Как звучат игрушки» (манипуляции со звучащими игрушками)

1





«Звуки природы»

1





«Музыкальные инструменты»

1





Виды деятельности обучающихся:



Знакомство с характером звучащих предметов (различные предметы издают разные звуки); различают звучание простейших музыкальных инструментов и звуки окружающего мира;

называют источник звука и соотносят с картинкой, изображением источника звука; находят одинаково звучащие предметы.

Знакомство с характером звучащих предметов (различные предметы издают разные звуки); различают звучание простейших музыкальных инструментов и звуки окружающего мира;

называют источник звука и соотносят с картинкой, изображением источника звука; находят одинаково звучащие предметы.

Совместно с учителем: выполнение простейших манипуляций со звучащими предметами (погремушки, колокольчик, барабан и др.)

22-24

Кинестетическое восприятие


3

3

3


«Лесная тропинка»

1





«Игра с мячом»

1





«Ладушки»

1





Виды деятельности обучающихся:



Бросают и ловят мяч, строятся в шеренгу, друг за другом, выполняют перешагивание через препятствия. Выполнят простейшую пальчиковую гимнастику, играют в «Ладушки».

Бросают и ловят мяч, строятся в шеренгу, друг за другом, выполняют перешагивание через препятствия. Выполнят простейшую пальчиковую гимнастику, играют в «Ладушки».

Принимают участие в коллективной игре, держатся за руки, проявляют реакции на тактильные раздражители.

25-27

Восприятие запаха


3

3

3


«Угадай продукт по запаху»

1





«Где живут ароматы»

1





«Мой любимый аромат»

1





Виды деятельности обучающихся:



Идентифицируют продукт с соответствующим ему запахом.

Исследуют ароматы, сравнивают, отмечают наиболее приятные или неприятные.

Идентифицируют продукт с соответствующим ему запахом.

Проявляют реакции на различные ароматы.

28-30

Восприятие вкуса


3

2

1


«Сладкие продукты»

1





«Кисло-сладко»

1





«Что вкуснее»

1





Виды деятельности обучающихся:



Определяют вкусовые свойства пищи (сладкий, кислый).

Определяют вкусовые свойства пищи (сладкий, кислый).

Проявляют реакции на различные вкусовые ощущения.

3 модуль

15 часов


31-33

Зрительное восприятие


3

2

0



«Разноцветные бусы»

1






«Домики для фигур»

1






«Кто больше, а кто меньше?

1






Виды деятельности обучающихся:



По инструкции учителя: выбирают предметы определенного цвета по словесной инструкции; выстраивают предметы демонстрационного материала по возрастанию.

Совместно и попоказу: выбирают предметы определенного цвета по словесной инструкции; выстраивают предметы демонстрационного материала по возрастанию.



34-36

Слуховое восприятие


3

3

2



«Угадай по звуку инструмент»

1






«Веселый оркестр»

1






«Звуки транспорта»

1






Виды деятельности обучающихся:



По подражанию действиям учителя и по инструкции: исследуют звучание музыкальных инструментов, учатся адекватно манипулировать с инструментами. Просмотр презентации «Звуки транспорта».

Совместно и показу действий: исследуют звучание музыкальных инструментов, учатся адекватно манипулировать с инструментами. Просмотр презентации «Звуки транспорта».

Совместно с учителем: выполняют простейшие манипуляции с музыкальными инструментами. Просмотр презентации «Звуки транспорта».


37-39

Кинестетическое восприятие


3

3

2



«Перешагни через верёвочку»

1






«Дорожка препятствий»

1






«Поймай мячики»

1






Виды деятельности обучающихся:



Кидают и ловят мяч, строятся в шеренгу, друг за другом, выполняют перешагивание через препятствия.

Кидают и ловят мяч, строятся в шеренгу, друг за другом, выполняют перешагивание через препятствия.

Совместно с учителем: выполняют простые манипуляции с мячиками разной величины. Принимают участие в коллективной игре, взявшись за руки.


40-42

Восприятие запаха


3

2

1



«Угадай продукт по запаху»

1






«Ароматы природы»

1






«Приятные и неприятные запахи»

1






Виды деятельности обучающихся:



Соотносят продукт с соответствующим ему запахом. Знакомятся с ароматами растений(роза, ваниль, хвоя и др.).Называют наиболее понравившиеся ароматы.

Знакомятся с ароматами растений(роза, хвоя и др.)

Знакомятся с ароматами растений (роза, ваниль, хвоя и др.)


43-45

Восприятие вкуса


3

2

2



«Сравнение соленых и сладких продуктов, горьких и кислых»







Виды деятельности обучающихся:



Сравнивают продукты с различными вкусами и отмечают наиболее понравившиеся.

Пробуют на вкус продукты с разными вкусами.

Проявляют реакции на различные вкусы продуктов при дегустации.



Промежуточная аттестация:

2






Задание 1 «Разложи фигуры».

1

Раскладывают разные объемные фигурки в соответствии с плоскостным образцом. Предлагаются 4 образца.

Раскладывают разные объемные фигурки в соответствии с плоскостным образцом - 3 образца.

Раскладывают разные объемные фигурки в соответствии с плоскостным образцом( смотрят подходит или не походит).



Задание 2 «Что звучит?"

1

Выбирают и определяют звучание конкретной игрушки(4 звука).

Выбирают и определяют звучание конкретной игрушки(3 звука).

Поворачивают голову в сторону звука.


4 модуль

18 часов


46-50

Зрительное восприятие


5

3

1


«Цветная вода» (раскрашиваем воду в разные цвета)

1





«Гусеница» (лепка из пластилина)

1





«Построй домики для животных» (конструирование)

1





«Пирамидка» (аппликация)

1





«Разноцветные воздушные шары» (аппликация)

1




51-53

Слуховое восприятие


3

3

1


«Веселая и грустная музыка»

1





«Шумящие коробочки»

1





«Угадай животное по голосу (звуку)»; «Угадай вид транспорта» (показываем на картинке)

1





Виды деятельности обучающихся:



По показу и самостоятельно: выполняют творческие задания (лепка, аппликация, рисование). Слушают музыку различной эмоциональной окраски, разные музыкальные направления.Соотносят услышанные звуки с предметом на картинке.

Совместно, по показу и по подражанию действиям учителя: выполняют творческие задания (лепка, аппликация, рисование).

Слушают музыку различной эмоциональной окраски, разные музыкальные направления.

Совместно с учителем: манипулируют с кистью на листе бумаги, пластилином (реакции на тактильную стимуляцию). Слушают музыку различной эмоциональной окраски, разные музыкальные направления.

54-57

Кинестетическое восприятие


4

4

4


«Шагаем по веревочке»






«Будь внимателен!»






«Шагаем и танцуем под музыку»






«Повторяй за мной!»






Виды деятельности обучающихся:



Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом).

Ходят по прямой.

Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом).

Ходят по прямой.

Совместно с учителем выполняют движения (руками, ногами, повороты тела и др.)

58-60

Восприятие запаха


3

1

1


«Ароматные коробочки»

1





«Угадай продукт по запаху»

1





«Съедобное-несъедобное»

1





Виды деятельности обучающихся:



По подражанию действиям учителя: исследуют различные ароматы (коробочки с ароматами), запоминают ароматы и соотносят с картинкой источник аромата.

Определяют съедобноеинесъедобное в дидактической игре.

Просмотр презентации по теме.

Совместными действиями: исследуют различные ароматы (коробочки с ароматами). Определяют съедобноеинесъедобное в дидактической игре.

Просмотр презентации по теме.

Совместными действиями: исследуют различные ароматы

(коробочки с ароматами). Определяют съедобное и несъедобное в дидактической игре.

Просмотр презентации по теме.

61-63

Восприятие вкуса


3

2

2


«У самовара» (пробуем травы, чай, выпечку»)

1





«Угадай по запаху продукт» (пробуем на вкус и называем, показываем на картинке)

1





«Съедобное-несъедобное» (показываем на картинках, называем)

1





Виды деятельности обучающихся:



По инструкции и по показу действий: исследуют продукты (вкус, запах), соотносят продукт с соответствующим запахом. Называют съедобное и несъедобное в игре-викторине.

Совместно и по подражанию действиям учителя: исследуют продукты (вкус, запах), соотносят продукт с соответствующим запахом выделяют съедобное и несъедобное на картинках и реальных объектах.

Проявляют реакции на различные вкусовые раздражители и запахи.

Совместно с учителем из предъявляемых объектов выбирают съедобные.

5 модуль

18 часов


64-68

Зрительное восприятие


5

2

0


«В гостях у круга и квадрата» (классификация по форме)

1





«Предметы в нашем классе» (называем круглые; квадратные предметы, показываем)

1





«В гости к трём медведям» (называем и показываем маленькие и большие предметы-урок по сказке)

1





«Волшебная поляна» (рисование красками- работа с цветом)

1





«Бусы для Кати» (аппликация из пластилина-цвет и форма)

1





Виды деятельности обучающихся:



Классифицируют предметы по форме, размеру. Выполняют самостоятельно творческое задание: рисование с применением нетрадиционных техник с использованием 3 цветов (желты, красный, зеленый).

Выполняют аппликации из мягкого пластилина по теме.

По подражанию действиям учителя: манипулируют с кистью, краской на листе бумаги, с мягким пластилином.

Манипулируютс предметами разной величины и формы.

Совместными действиями: манипулируют с кистью, краской на листе бумаги, с мягким пластилином.

Манипулируютс предметами разной величины и формы.

69-72

Слуховое восприятие


4

2

1


«Громкие и тихие звуки» (показываем и называем в какой коробочке самый тихий или самый громкий звук)

1





«Кто как говорит» (смотрим на картинки или игрушки и произносим звуки животных)

1





«Шумовой оркестр» (играем на игрушечных музыкальных инструментах)

1





«Колокольчики» (играем с колокольчиками разной величины, определяем самый громкий и самый тихий звук)

1





Виды деятельности обучающихся:



Называют громкие и тихие звуки, соотносят животных с соответствующим им звучанием (му, мяу,ква и др.),

По подражанию действиям учителя и самостоятельно: манипулируют со звучащими предметами. Соотносят животных с соответствующим им звучанием (му, мяу, ква и др.),

Совместными действиями: выполняют простые манипуляции со звучащими предметами.

73-75

Кинестетическое восприятие


3

3

3


«Вместе весело шагать» (маршируем под музыку разного ритма, скорости)

1





«Встаньте, дети, в круг» (двигаемся по кругу, делаем круг, держась за руки, водим хоровод)

1





«Наши ладошки» (игры с руками, хлопанье в ладоши- работа в парах)

1





«Веселые старты» (хождение через различные препятствия: веревку, обручи, бревна и др.)

1





Виды деятельности обучающихся:



Маршируют под музыку, двигаются по кругу, перешагивают через препятствия, выполняют движения ладонями, пальцами по инструкции, по показу.

Маршируют под музыку, двигаются по кругу, перешагивают через препятствия, выполняют движения ладонями, пальцами по инструкции, по показу.

Совместными действиям: выполняют движения (держатся за руки, совершают повороты, выполняют простые ритмические манипуляции с предметами; и др.)




3

2

2

76-78

Восприятие запаха


3

2

1


«Что приготовил повар на обед?» (исследование запахов различных приготовленных блюд: салаты, супы, каши, компоты, котлеты)

2





«Угадай по вкусу продукты» (пробуем продукт с закрытыми глазами и называем, показываем)

1





Виды деятельности обучающихся:



По инструкции и по подражанию действиям учителя: соотносят продукт со свойственным ему вкусом, называет продукт и вкус (горький, сладкий соленый, кислый).

Исследуют запахи готовых блюд.

Совместными действиями и по подражанию действиям учителя: соотносят продукт со свойственным ему вкусом. Исследуют запахи готовых блюд.

Совместно с учителем: исследуют запахи готовых блюд.

79-82

Восприятие вкуса


4

2

1


«В нашей столовой» (определяем вкус блюд из столовой: горькие, соленые, сладкие, кислые)

2





«Фрукты и овощи» (сравнение вкуса и запаха)

2





Виды деятельности обучающихся:



Называют вкусы продуктов, готовых блюд; исследуют, сравнивают запахи фруктов и овощей.

Исследуют различные по запаху и вкусу блюда, определяют вкусы готовых блюд.

Проявляют реакциюнаразличные вкусовые и ароматические раздражители.

6 модуль

21 час


83-88

Зрительное восприятие


6

4

4



«Солнышко лучистое» (аппликация из пластилина-цвет и форма)

1






«Помоги Незнайке» (классификация предметов по форме)

1






«Что больше, что меньше?» (классификация по величине фигур-размер и форма)

1






«Милашки-неваляшки» (величина, цвет и форма - аппликация)

1






«Мячики» (лепка из пластилина- цвет, форма. размер)

1






«Домики для зверей» (конструирование)

1






Виды деятельности обучающихся:



Классифицируют предметы по форме, размеру, цвету, конструируют из кубиков, мягкого и пластмассового конструктора. Выполняют творческие задания (аппликации, лепку по темам).

Классифицируют предметы по форме, размеру, цвету, конструируют из кубиков, мягкого и пластмассового конструктора. Выполняют творческие задания (аппликации, лепку по темам).

Выполняют простейшие манипуляции с конструктором, кубиками, пластилином, предметами разной формы, величины, цвета.


89-91

Слуховое восприятие


3

3

3



«Звуки окружающего мира»

1






«Угадай музыкальный инструмент по звуку»

1






«Шумящие коробочки»

1






Виды деятельности обучающихся:



Называют и показывают предметы или явления (по звуку) Соотносят музыкальный инструмент с соответствующим ему звуком. Находят одинаково звучащие коробочки, определяют громко и тихо звучащие коробочки.

Выделяют предметы или явления (по звуку), указывают жестом.

Соотносят музыкальный инструмент с соответствующим ему звуком.

Находят одинаково звучащие коробочки, определяют громко и тихо звучащие коробочки.

Производят манипуляции с шумящими коробочками, поворачивают голову к источнику звука.


92-96

Кинестетическое восприятие


5

2

2



«Как двигаются животные» (имитируем движения животных)







«Построение» (строимся по инструкции в шеренгу, парами, выполняем движения по инструкции)

1






«Покажи животное» (имитируем движения животных и угадываем)

1






«Дорожки» (хождение по линиям)

1






«Повторяй за мной» (повторяем за учителем позы тела, ходьбу)

1






Виды деятельности обучающихся:



Строятся, выполняют движения по инструкции педагога, ходят по линиям, имитируют движения животных

Строятся, выполняют движения по инструкции педагога, ходят по линиям. Имитируют движения животных

Совместно с учителем выполняю движения руками, ногами, головой, телом.


97-99

Восприятие запаха


3

3

1



«В стране ароматов» (показываем и называем источник аромата)

1






«Мои любимые запахи»

1






«Что спрятано в коробочке?»

1






Виды деятельности обучающихся:



Выбирают и называютсамые приятные ароматы и их источники-(продукты, стеклянные баночки с ароматами) Соотносят запах с соответствующим ему продуктом.

Выбираютсамые приятные ароматы и их источники-(продукты, стеклянные баночки с ароматами) Соотносят запах с соответствующим ему продуктом.

Проявляют реакции на вкусовые и обонятельные раздражители.


100-102

Восприятие вкуса


3

3

1



«Я-повар» (выбираем продукты для приготовления салата, компота, супа)

1






Виды деятельности обучающихся:



Выбирают продукты для приготовления салата, компота, супа)

Выбирают продукты для приготовления салата, компота, супа)

Проявляют реакции на вкусовые раздражители при дегустации приготовленных блюд.



Итоговая аттестация:







Задание 1 «Дорисуй ручку к зонтику».

1

Дорисовывают ручки к зонтику в соответствии с верхней частью зонтика (по цвету).

4 цвета.


Дорисовывают ручки в соответствии с верхней частью зонтика (по цвету).

3 цвета.


Дорисовывают ручки в соответствии с верхней частью зонтика (по цвету).

2 цвета. Совместные действия с педагогом.



Задание 2 «Что услышали?"

1

Дифференцирует звучание 4-х источников звука, называет или показывает картинку.

Дифференцирует звучание 3-х источников звука, показывает картинку.

Поворачивает голову в сторону звука (к источнику звука).





Перечень учебно- методических средств обучения

  1. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей. / И. О. Карелина. - Ярославль: «Академия развития», 2006.

  2. Метиева Л. А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /

Л. А. Метиева, Э. Я.Удалова. – Москва: «Просвещение», 2009.

  1. Метиеева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений / Л.А. Метиеева, Э.Я. Удалова. - Москва: «Книголюб»,2007.

  2. Петухова В.Г. Формирование пространственного ориентирования у дошкольников с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2003, №5, с. 3-15.

  3. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьныйвозраст. /Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – 2-е изд. – Москва: Айрис-пресс,2007.

  4. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – Москва «Аркти», 2003.

  5. Стебелева Е.А. Формирование мышения у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога – дефектолога. – Москва: Гуманитарный центр «ВЛАДОС», 2006.

  6. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005.

  7. ШаповаловаО.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно-отсталых школьников: пособие дляпсихологов и воспитателей школы VIII вида; для студентов коррекционно-педагогических специальностей. / О. Е.Шаповалова. - Москва: «Просвещение», 2010. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В.

  8. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2005

  9. Леванова Е. А., Волошина А. Е. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - ПИТЕР, 2009 г.

  10. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2002.

  11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ редактор – составитель Райгородский Д.Я – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2007.

  12. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.

  13. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.

  14. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.

  15. Содержание и организация  коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей- инвалидов[Текст]/под ред. И.А. Крестининой. - Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. - 301 с.

  16. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. М., 2000 СПб., 2000

  17. Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.

  18. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры и упражнения в спорте». - М: КЛАСС. 2001 г.

Литература для детей:

  1. Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа 2000. –  №5. – С. 61-62.

  2. Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». - М.: АРКТИ, 2004

3. Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». - СПб.: «Союз», 2007. Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи». - М.: Новая школа, 2000.

4. Стрелкова Л. П. «Уроки сказки». -М: Педагогика, 2001.

5.Умайская А. А. «Волшебные точки». - М.: 2007.


Литература для родителей:

1. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». - Ярославль: «Академия развития», 2001.

2. Локалова Р. П. «90 уроков психологического развития младших школьников». - М.: 2005.

  1. Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

  2. Пиминова Е.П.. Пальчиковые игры / Е.П.Пименова.– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 221 с.

  3. Есафьева Г.П. Учимся рисовать. / Художник Афоничева Е.А.–Ярославль: Академия развития, 2007.– 80 с.

  4. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

Интернет ресурсы.

1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornalissues/razvitie/index.php

2. Газета "Школьный психолог"

3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

6. Разработки занятий http://raduga.rkc-74.ru/p136aa1.html



24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!