ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ВОСХОЖДЕНИЕ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение»
_________________Л.И. Чичерина
_____________________________
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по коррекционно-развивающему предмету:
«Психомоторика и развитие деятельности»
основного общего образования
для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость)
(вариант 1)
ученика 6 класса
Мирошникова Вячеслава
Составитель рабочей программы:
учитель индивидуального обучения
Лукинова Наталья Владимировна
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по психомоторике и развитию деятельности составлена на основе:
1. Конституция Луганской Народной Республики (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II, от 25.11.2017 № 195-II, от 02.02.2018 № 212-II, от 06.09.2018 № 263-II)
2. Закон от 30. 09.2016 № 128-II «Об образовании»;
3. Закон от 24.09.2014 № 25- I «О Государственном флаге Луганской Народной Республике»;
4. Закон от 28.10.2014 № 33- I «О Государственном гербе Луганской Народной Республики»;
5. Закон от 29.04.2016 № 90-II «О государственном гимне Луганской Народной Республики».
6. Закон от 08.05.2015 № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
7. Закон от 30.06.2015 № 51-II «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики»;
8. Указ Главы Луганской Народной Республики от 27.10.2016 № 706/01/10/16 «Об утверждении Концепции государственной политики в сфере правового просвещения и повышения уровня правовой культуры граждан»;
9. Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 04.10.2016 № 532 «Об утверждении Программы духовно-нравственного воспитания учащихся и молодежи на 2016-2020 годы»;
10. Приказ МОН ЛНР № 495-од от 21.05.2018 «Об утверждении специального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с ОВЗ Луганской Народной Республики»
11. Приказ №564-од от 23.07.2021 "Об организованном начале 2021-2022 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики"
12. Приказ МОН ЛНР №610-од от 23.08.2021 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2021-2022 учебном году в образовательных организациях Луганской Народной Республики»
13. Приказ МОН ЛНР №611-од от 23.08.2021 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2021-2022 учебном году в образовательных организациях Луганской Народной Республики»
14. Приказ МОН ЛНР №724-од 05.08.2020 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию специальных государственных образовательных стандартов»
15. Устав государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Учебно-воспитательный комплекс «Восхождение»
16. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
17. Индивидуального учебного плана Мирошникова Вячеслава на 2021 – 2022 учебный год ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение».
Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями является одной из наиболее важных и актуальных проблем в коррекционной педагогике. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.
Большинство детей, имеющих отклонения в умственном развитии, не являются охваченными общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы они не получает квалифицированную коррекционную помощь.
Известно, что у обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Поэтому возникает необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по психомоторному и развитию деятельности. Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно - развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с отклонениями в развитии.
Теоретической основой данной программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л.С.Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Цель данной программы: создание оптимальных условий для познания ребёнком объектов в совокупности сенсорных свойств, качеств и признаков для формирования правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации психического развития ребёнка и эффективной социализации в обществе.
Задачи:
обогащение чувственного познавательного опыта, направленное на развитие речи и высших психических функций;
формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путём систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации и ориентации в пространстве.
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
корригировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
изучать индивидуально – психофизические особенности учащихся;
Коррекционная программа имеет два основных направления работы: первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов; второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Данная программа является коррекционно направленной: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Неоднородность состава учащихся ярко проявляется в разных уровнях усвоения программного материала (особенно по математике, русскому языку, труду). Коррекционные занятия призваны создать основу для возможно более полного овладения ребенком школьными знаниями.
Общая коррекционная работа проводится на всех уроках, что предусмотрено содержанием каждого предмета. Кроме того, учебной программой отводится время для специальных (коррекционных) занятий, где осуществляется индивидуальная коррекция недостатков, характерных для отдельных учащихся.
Программа «Психомоторика и развитие деятельности» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объём материала, наращивается темп выполненной работы.
Прежде чем определить степень и содержание конкретной помощи ученику в рамках дополнительных коррекционных занятий, следует провести полноценное обследование с позиций системного подхода: вычленить специфические затруднения, мешающие процессу овладения знаниями, умениями и навыками; установить причинность, структуру, выявить особенности познавательной деятельности, определить потенциальные возможности.
Многолетние педагогические (В. В. Воронкова, С. А. Мирский, Н. П. Павлова, В. В. Эк и др.) и психологические (И. В. Белякова, И. Ю. Левченко, В. Г. Петрова, У. В. Ульенкова и др.) исследования подтвердили результативность коррекционной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью при разделении их на группы по общей способности к обучению.
В начале учебного года в каждом классе в соответствии с предлагаемой программой курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» на обследование детей отводится 2 часа.
Комплексное изучение развития психики ребёнка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей с отклонениями развития среднего и старшего школьного возраста.
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в психике ребенка, его познавательных способностях.
По мере исправления типичных недостатков и затруднений у учащихся, с которыми проводилась индивидуальная коррекция, они включаются в групповую работу, тем самым обеспечивая подвижный состав подгрупп.
Основной формой организации является коррекционное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей.
Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы. Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий:
— принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;
— индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;
— интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;
— активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т. д., а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам;
— преемственность в работе учителя- дефектолога и педагога-психолога: решение в объёме одного раздела программы специфических задач, что позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического воздействия на каждого ученика.
Обязательным условием является создание ситуации успеха, поощрения ребенка, стимулирование его к дальнейшей работе. Задания должны быть непродолжительными по времени, чтобы не вызывать утомления и пресыщения.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса в 6-9 классах
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
- проявлять логическое мышление;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
- умение сотрудничать;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
Своевременная психолого-педагогическая помощь умственно отсталым учащимся является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося
Учащийся должен уметь:
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
Место предмета в учебном плане
Индивидуальный учебный план Мирошникова Вячеслава на 2021 – 2022 учебный год предусматривает обязательное изучение коррекционно-развивающего предмета «Психомоторика и развитие деятельности». В 6 классе – 1 час/неделю, 34 часа в течение учебного года.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
1 |
1 | Входная диагностика познавательных процессов | 4 |
2 | Коррекция, развитие и диагностика восприятия | 4 |
3 | Коррекция, развитие и диагностика внимания | 6 |
4 | Коррекция, развитие и диагностика памяти | 8 |
5 | Коррекция, развитие и диагностика мышления | 9 |
6 | Заключительная диагностика | 3 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
по коррекционно-развивающему предмету
«Психомоторика и развитие деятельности»
Мирошникова Вячеслава
6 класс
на 2021/2022 учебный год
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примеч. |
По плану | По факту |
| | Тема 1. Входная диагностика познавательных процессов (4 часа) | | | |
1 | 1 | 1.Диагностика развития восприятия: • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора). • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»). | 03.09 | | |
2 | 2 | 2.Диагностика развития внимания: • Диагностика устойчивости и произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки», уровень сложности 7.) • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 7) • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову» уровень сложности 7). | 10.09 | | |
3 | 3 | 3.Диагностика развития памяти: • Диагностика слуховой памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание двух групп слов», уровень сложности 7). • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма», уровень сложности 7). • Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 7) • Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 7) | 17.09 | | |
4 | 4 | 4.Диагностика развития мышления: • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез). • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт») • Исследование скорости протекания мыслительных процессов. | 24.09 | | |
| | Тема 2. Коррекция, развитие и диагностика восприятия (4 часа) | | | |
5 | 1 | Коррекция и развитие восприятия цвета: • Методика М.Монтессори «Назови цвет» • Игра «Цветные картинки» • Таблица геометрических фигур | 01.10 | | |
ТЕМА |
6 | 2 | Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: • Методика «Дорисуй предмет» • Учимся видеть | 08.10 | | |
7 | 3 | Игровые тренинги для развития наблюдательности: • Игра «Развиваем наблюдательность» • Игра «Самые наблюдательные» • Игра «Взвесь в руках» • Игра «Учись слушать звуки» • Игра «Развиваем чувство времени» | 15.10 | | |
8 | 4 | 3.Упражнения для развития воображения: • Найди выпавший осколок • Какой вид сверху соответствует предмету • Что перепутал художник | 22.10 | | |
| | Тема 3. Коррекция, развитие и диагностика внимания (6 часов) | | | |
9 | 1 | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: • Игра «Корректурная проба» • Игра «Синтез слов и звуков» • Таблицы Шульте • Перепутанные линии | 12.11 | | |
10 | 2 | Коррекция и развитие переключения внимания: • Игра «Хлопни - встань» • Игра «Не пропусти растение» • Методика «Красно – черная таблица» (1 – 18, 19 -1) | 13.11 | | |
ТЕМА |
11 | 3 | Коррекция и развитие произвольного внимания: • Игра «Слушаем тишину» • Игра «Нарисуй и закрась треугольники» • Игра «Запретное движение» • Игра «На одну букву» • Игра «Правая, левая» • Игра «Повтори за мной» | 19.11 | | |
12 | 4 | Коррекция и развитие наблюдательности: • Упражнение «Найди ошибки» • Методика «Сравниваем картинки» • Игра «Чей это дом?» | 26.11 | | |
13 | 5 | Коррекция и развитие распределения внимания • Игра «Считай и двигайся» • Игра «Нос, пол, потолок» • Методика «Знаковый тест» | 03.12 | | |
14 | 6 | Развитие объема внимания: • Игра «Что изменилось» • Игра «Знаем ли мы пословицы» | 10.12 | | |
| | Тема 4. Коррекция, развитие и диагностика памяти (8 часов) | | | |
15 | 1 | Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: • Логически не связанный текст • Логически связанный текст • Лица с именами и фамилиями • Пересказ текстов | 17.12 | | |
16 | 2 | Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: • Перегруппируй слова • Ассоциативное мышление • Двойная стимуляция памяти | 24.12 | | |
ТЕМА |
17 | 3 | Упражнения направленные на развитие слуховой памяти: • Слова – имена • Кто больше запомнит • Форма предметов • Опиши по памяти | 14.01 | | |
18 | 4 | Изучение механических законов запоминания | 21.01 | | |
19 | 5 | Коррекция и развитие механической памяти: • Нелогические пары | 28.01 | | |
20 | 6 | Упражнения направленные на развитие зрительной памяти: • Чей предмет? • Угадай, как меня зовут? • Запомни порядок | 04.02 | | |
21 | 7 | Упражнения для развития вербальной памяти | 11.02 | | |
ТЕМА |
22 | 8 | Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание | 18.02 | | |
| | Тема 5. Коррекция, развитие и диагностика мышления (9 часов) | | | |
23 | 1 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: • Пройди лабиринт • Дорисуй рисунок | 25.02 | | |
24 | 2 | Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления: • Игра «Муха» • Игра «Круглые очки» | 04.03 | | |
25 | 3 | Коррекция, развитие вербально – логического мышления: • Составление предложений • Совместная история • Сколько в слове слогов • Кто кем будет • Установление отношений | 11.03 | | |
26 | 4 | Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: • Четвертый лишний • Назови одним словом • Исключение лишнего | 18.03 | | |
27 | 5 | Коррекция и развитие причинного мышления: • Преобразование предметов и слов • Установление ситуативных связей между предметами • Установление причинных связей между событиями • Нахождение причины событий • Угадывание последствий событий | 01.04 | | |
ТЕМА |
28 | 6 | Упражнения на развитие глазомера | 08.04 | | |
29 | 7 | Составление сюжетного рассказа | 15.04 | | |
30 | 8 | Развитие логического мышления • Игра «Вывод» • Тест «Аналогия» | 22.04 | | |
31 | 9 | Задачи на сравнение | 29.04 | | |
| | Тема 6. Заключительная диагностика (3 часа) | | | |
32 | 1 | Диагностика восприятия, диагностика внимания | 06.05 | | |
33 | 2 | Диагностика памяти | 13.05 | | |
ТЕМА |
34 | 3 | Диагностика мышления | 20.05 | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей индивидуального обучения
№ _____ от __.__.2021г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Коробкина Л.Н.
«____» ______________ 2021 г.