_____________ Ермолаева Е.В. ___________ Остянко Л.А.
Протокол № 01 от 30.08.2018г. Приказ №101-о от 31.08.2018г.
школы-интерната.
Протокол №01 от 30.08.2018г.
Рабочая программа учебного курса по речевой практике для обучающихся 3 класса составлена на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году; Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189; адаптированной образовательной программы ОУ и Учебного плана на 2018 / 2019 учебный год.
Рабочая программа по устной речи разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 0-4 классы (автор программы по устной речи: Э. В. Якубовская, под редакцией И. М. Бгажноковой; М., «Просвещение», 2011 г.).
Введение в программу курса «Устная речь» связано с тем, что речевая практика умственно отсталых младших школьников чрезвычайно бедна, а процесс овладения речью затруднён. Я считаю, что без развития устной речи не может быть успешного освоения программного материала по другим учебным дисциплинам.
Основу данного курса составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на уроке отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей данного возраста.
Играя, выполняя разнообразные практические задания, ученики осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации; преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. При оценке результатов работы ученика оценивается его продвижение в речевых умениях, поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.
Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 69 часов: из расчёта 2 часа в неделю, в том числе 3 часа отводится для проведения контрольных работ. В программу заложены 2 обучающие экскурсии.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
№ | Содержание (раздел, темы) | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты и формы контроля | Домашнее задание | Даты проведения план факт |
1 | Речь и её значение в жизни» | 9 | На каждый урок. | На каждый урок. | Разрабатывается по каждому предмету, включая творческие работы по саморазвитию. | |
1.1. | Речь как средство передачи мыслей, чувств, знаний от одного человека к другому. | 1 | Беседа, рассказ. Наблюдение. | Вводный опрос. Фронтальная, индивидуальная работы. | Составить рассказ на тему «Как я отдыхал летом» с опорой на предложенные вопросы. | 04.09. |
1.2. | Речевое общение. Наука «Риторика» | 1 | Беседа, рассказ. Наблюдение. | Вводный опрос. Фронтальная, индивидуальная работы. | Составить рассказ на тему «Снова в школу» с опорой на предложенные вопросы. | 06.09. |
1.3. | Речевое общение. Устная и письменная речь. | 1 | Беседа, рассказ. Наблюдение. | Фронтальный опрос, тест. | Заполнить таблицу «Слова обращения» | 11.09. |
1.4. | Устная речь. Её использование в жизни (разговор, рассказ, поздравление). | 1 | Беседа, рассказ. Наблюдение. | Текущий опрос, индивидуальная письменная работа. | Составить рассказ на тему «Осень» с опорой на предложенные вопросы. | 13.09. |
1.5. | Письменная речь (вывески, афиши на улицах города, почтовые отправления). | 1 | Беседа, рассказ. Наблюдение. | Текущий опрос, индивидуальная письменная работа. | Творческое задание: написать объявление. | 18.09. |
1.6. | Кто такие «адресат» и «адресант». Составление письма. | 1 | Беседа, рассказ. Наблюдение, обсуждение. | Вводный опрос. Фронтальная работа. | Составить письмо с опорой на предложенный план. | 20.09. |
1.7. | Поиск ситуаций, в которых проявляется необходимость обращения к устной речи. | 1 | Беседа, рассказ. Наблюдение, обсуждение. | Текущий опрос. | Составить диалог на тему «Мы собрались поиграть» используя слова-опоры. | 25.09. |
1.8. | Составление поздравления. | 1 | Беседа, рассказ. Практические упражнения. | Самостоятельная практическая работа. | Составить поздравление с Днём учителя. | 27.09. |
1.9. | Экскурсия на почту. | 1 | Наблюдение, обсуждение. | Тестирование. | Рассказ-рассуждение на тему «Почта России» | 02.10. |
2 | Выразительность (эмоциональность) речи. | 10 | | | | |
2.1. | Голос. Сила голоса. Громкая, спокойная, шёпотная речь. | 1 | Беседа, рассказ. Наблюдение, обсуждение. | Вводный опрос. фронтальная работа. | Прочитать стихотворение с разной силой голоса. | 04.10. |
2.2. | Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. | 1 | Практические упражнения. | Практическая работа. | Выучить считалку. | 09.10. |
2.3. | Темп речи. Практическое использование темпа речи в различных речевых ситуациях. | 1 | Практические упражнения. | Практическая работа. | Пересказ сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» | 11.10. |
2.4. | Тон речи. Передача чувств с помощью различного тона речи. | 1 | Беседа, рассказ. Наблюдение, обсуждение. | Текущий опрос, практическая работа. | Пересказ сказки «Маша и медведь» | 16.10. |
2.5. | Упражнения в выражении речью различных чувств: радости, удивления, жалости. | 1 | Практические упражнения. | Практическая работа. | Пересказ сказки «Три медведя» | 18.10. |
2.6. | Упражнения в выражении речью различных чувств: гнева, грусти, страха, злости и т. д. | 1 | Практические упражнения. | Практическая работа. | Выразительное чтение стихотворения «Весёлый старичок» Д. Хармс. | 23.10. |
2.7. | Мимика и жесты. Использование мимики в речевых ситуациях для выражения соответствующих чувств. | 1 | Рассказ. Беседа, работа с наглядностью. | Текущий опрос, фронтальная работа. | Выполнить задание в тетради «Мимика лица» | 25.10. |
2.8. | Знакомство с жестами. Подкрепление и замена жестом речевых моментов. | 1 | Рассказ. Беседа, работа с наглядностью. | Текущий опрос, фронтальная работа. | Инсценировка стихотворения «Три мамы» (с использованием жестов и мимики). | 06.11. |
2.9. | Этика жестов в общении. | 1 | Рассказ. Беседа, работа с наглядностью. | Текущий опрос, практическая работа. | Повторить изученные жесты и их значение. | 08.11. |
2.10. | Контрольная работа «Выразительность (эмоциональность) речи» Практические упражнения. Ролевые игры. | 1 | Контрольная работа. | Практические задания. | - | 13.11. |
3 | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | 27 | | | | |
3.1. | Игры с речевыми ситуациями. | 1 | Рассказ. Беседа. Работа с наглядностью. Практические упражнения. | Текущий опрос, фронтальная работа. | Игра: «У медведя во бору» (повторить слова). | 15.11. |
3.2. | Хороводы. Заучивание слов. Речевая ситуация. | 1 | Практические упражнения. | Практическая работа. | Выучить слова РНП «Во поле берёза стояла…» | 20.11. |
3.3. | Советы на бытовые темы. Речевая ситуация. | 1 | Рассказ. Беседа. Работа с наглядностью. Практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Повторить правила поведения в библиотеке. | 22.11. |
3.4. | Мой друг. Речевая ситуация. | 1 | Рассказ. Беседа Работа с наглядностью. Практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить рассказ о друге по предложенному плану. | 27.11. |
3.5. | Моя семья. Речевая ситуация. | 1 | Рассказ. Беседа. Работа с наглядностью. Практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить рассказ о семье по предложенному плану. | 29.11. |
3.6. | Разговор с игрушкой. Речевая ситуация. | 1 | Рассказ. Беседа Работа с наглядностью. Практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить рассказ об игрушке по предложенному плану. | 04.12. |
3.7. | Я в зеркале. Речевая ситуация. | 1 | Рассказ. Беседа. Работа с наглядностью. Практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить рассказ о себе по предложенному плану. | 06.12. |
3.8. | Любимое занятие. Речевая ситуация. | 1 | Рассказ. Беседа Работа с наглядностью. Практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить рассказ о любимом занятии по предложенному плану. | 11.12. |
3.9. | Мои любимые сказки. Викторина. | 1 | Рассказ. Беседа. Работа с наглядностью. Практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Иллюстрации к любимым сказкам с подписями. | 13.12. |
3.10. | Я в гостях у друзей. Правила поведения. | 1 | Рассказ. Беседа Работа с наглядностью. Практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Повторить правила поведения в гостях. | 18.12. |
3.11. | Как я отдыхал. Речевая ситуация. | 1 | Рассказ. Беседа. Работа с наглядностью. Практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить рассказ о проведённом выходном по предложенному плану. | 20.12. |
3.12. | По дороге из школы. Речевая ситуация. | 1 | Рассказ. Беседа Работа с наглядностью. Практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить рассказ на тему «Разговор о школе» по предложенному плану. | 25.12. |
| День здоровья. | | | | | 27.12. |
3.13. | Выделение главной мысли в тексте. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. | Вводный опрос, фронтальная работа. | Определить тему предложенных текстов. | 15.01. |
3.14. | Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. | Текущий опрос, практические задания. | Определить тему предложенных текстов. | 17.01. |
3.15. | Определение предмета темы и обсуждение того, что можно сказать о предмете темы. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. | Текущий опрос, практические задания. | Определить предмет и тему предложенных текстов. | 22.01. |
3.16. | Озаглавливание речевой ситуации. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Подобрать заголовки к текстам. | 24.01. |
3.17. | Составление разных по содержанию предложений и фрагментов речи с опорой на заданную конструкцию. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить 5 предложений о зиме. | 29.01. |
3.18. | Постепенное ступенчатое распространение предложений с помощью картинок. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить рассказ по серии картинок. | 31.01. |
3.19. | Постепенное ступенчатое распространение предложений с помощью вопросов. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить рассказ по серии картинок. | 05.02. |
3.20. | Фиксация символами каждого предложения или фрагмента речи. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Зафиксировать символами предложенные предложения. | 07.02. |
3.21. | Составление из символов связного высказывания из 5-6 предложений. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить из предложенных символов связное предложение. | 12.02. |
3.22. | Составление из символов связного высказывания из 5-6 предложений. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить из предложенных символов связное предложение. | 14.02. |
3.23. | Употребление в предложениях близкого по смыслу слова или местоимения вместо названия предмета. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Заменить в предложении выделенные слова близкими по смыслу или местоимениями. | 19.02. |
3.24. | Дополнение высказываний детей одним предложением. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Карточки: «Дополни предложение» | 21.02. |
3.25. | Составление текста по картинке на тему: «Право руля!» | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, рассказ по плану. | Составление текста по картинке на тему: «Телефонный разговор» | 26.02. |
3.26. | Составление текста по картинке на тему: «Мамин праздник» | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, рассказ по плану. | Составление поздравления к 8 марта. | 28.02. |
3.27. | Контрольная работа «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» Составление текста по картинке на тему. | 1 | Контрольная работа. | Практическое задание: рассказ по плану. | - | 05.03. |
4 | Культура общения. | 7 | | | | |
4.1. | Добрые слова. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. | Текущий опрос, фронтальная работа. | Карточка: «Дополни предложения» | 07.03. |
4.2. | Культура общения. Выражение просьбы. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить просьбу, обращённую к однокласснику, учителю. | 12.03. |
4.3. | Культура общения. Знакомство. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Инсценировка «Давайте познакомимся» | 14.03. |
4.4. | Культура общения. Поздравление. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. Практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составление поздравления к Дню рождения. | 19.03. |
| День здоровья. | | | | | 21.03. |
4.5. | Культура общения. Речевое общение с хорошо знакомыми людьми. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить рассказ на тему «Разговор двух друзей» | 02.04. |
4.6. | Речевое общение с мало знакомыми людьми. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Текущий опрос, практические задания. | Составить обращение к незнакомому человеку. | 04.04. |
4.7. | Развитие речи. Дополнение высказываний детей 1-2 предложениями. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение, практические упражнения. | Программированные задания. | Карточка: «Дополни предложения» | 09.04. |
5 | Типы и виды устной речи. | 12 | | | | |
5.1. | Формирование умения рассуждать на заданную тему. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. | Вводный опрос, фронтальная работа. | Составить рассказ-рассуждение на тему «Кем я хочу быть» | 11.04. |
5.2. | Художественное описание. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. | Текущий опрос, тест. | Составить рассказ-описание на тему «Мой домашний любимец» | 16.04. |
5.3. | Деловое описание. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. | Текущий опрос, Тест. | Подготовить сообщение на тему: «Какая сегодня погода» | 18.04. |
5.4. | Сравнительная характеристика героев рассказов. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. Сравнение. | Устный рассказ по плану. | Дать сравнительную характеристику героям рассказа С. Багрова «Чужая отметка» | 23.04. |
5.5. | Сравнительная характеристика поступков героев различных произведений | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. Сравнение. | Устный рассказ по плану. | Дать сравнительную характеристику поступков героев рассказа В. Осеева «На катке» | 25.04. |
5.6. | Сравнительная характеристика различных жизненных ситуаций. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. Сравнение. | Устный рассказ по плану. | Сравнить предложенные жизненные ситуации. | 30.04. |
5.7. | Роль сравнительной характеристики в художественных произведениях. | 1 | Рассказ, беседа, обсуждение. Сравнение. | Текущий опрос, тест. | Подготовить чтение сказки С. Маршака «Сказка про двух лодырей» | 02.05. |
5.8. | Рассказы на основе услышанного. | 1 | Практические Упражнения. | Практическое задание. | Рассказать любой случай из своей жизни. | 07.05. |
5.9. | Учимся общаться. Экскурсия к памятнику. | 1 | Наблюдение, обсуждение. | Практическое задание. | Рисунок. | 14.05. |
5.10. | Устный репортаж. | 1 | Практические Упражнения. | Практическое задание. | Рассказать о своих впечатлениях об экскурсии. | 16.05. |
5.11. | Учимся слушать собеседника. Правила вежливости. | 1 | Наблюдение, обсуждение. | Практическое задание. | Повторить правила вежливости. | 21.05. |
5.12. | Контрольная работа «Типы и виды устной речи» | 1 | Контрольная работа. | Самостоятельная письменная работа. | - | 23.05. |
6 | Повторение. | 2 | | | | |
6.1. | Повторение: «Речь. Выразительность речи». | 1 | Практические упражнения. | Составление высказывания на заданную тему. | Выучить предложенное стихотворение. | 28.05. |
6.2. | Повторение: «Речевые ситуации». | 1 | Практические упражнения. | Составление высказывания на заданную тему. | Речевая ситуация «Весёлый праздник» | 30.05. |
6.3. | Повторение: «Культура общения». | 1 | Практические упражнения. | Работа в парах на заданную тему. | Дополнить предложения словами-обращениями. | |
6.4. | Повторение: «Типы и виды речи». | 1 | Самостоятельная работа. | Тест. | Ответить на предложенные вопросы полным предложением. | |
Итого: 69 часов. |