-
Пояснительная записка по предмету «Речевая практика»
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
-
пояснительная записка;
-
общая характеристика учебного предмета;
-
описание места учебного предмета в учебном плане;
-
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
-
планируемые результаты освоения предмета;
-
содержание учебного предмета;
-
тематическое планирование учебного предмета;
-
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
-
Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»
Учебный предмет «Речевая практика» включен в образовательную область «Язык и речевая практика».
Программа направлена на формирование коммуникативно-речевых навыков, коррекцию познавательной деятельности, на всестороннее развитие личности учащихся.
Обучение учащихся с РАС представляет для педагогов значительную проблему, так как при поступлении в школу такие дети имеют специфические особенности речи, часто речь – отсутствует. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращенную речь. У детей с РАС наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом.
Основная цель предмета «Речевая практика» заключается в формировании и развитии элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, подготовке к жизни в современном обществе.
Курс решает следующие задачи:
-
совершенствование речевого опыта;
-
коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
-
формирование выразительной стороны речи;
-
формирование и развитие устной коммуникации;
-
обучение построению элементарных устных связных высказываний;
-
воспитание культуры речевого общения;
-
развитие умений читать, понимать доступные по содержанию тексты, отвечающие уровню общего и речевого развития обучающихся, использовать полученную информацию для решения жизненных задач;
-
развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом ФИО, обучающейся _ «_» класса по АООП обучения с РАС, на изучение учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
-
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения обучающихся с РАС АООП оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета во 2 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, а именно:
-
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д.);
-
проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей;
-
положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
-
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний;
-
положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
-
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;
-
развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-
выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
-
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
-
выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
-
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
-
правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
-
адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
-
называть свое имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
-
участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
-
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка.
Достаточный уровень:
-
выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
-
понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, отвечать на вопросы по их содержанию;
-
использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя;
-
выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
-
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
-
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
-
здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
-
называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
-
пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план;
-
принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций.
-
овладение обучающимися посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно-практической, учебной и элементарной социально-бытовой деятельности;
-
сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника;
-
сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося),
-
овладение орфографическими знаниями и умениями, по-возможности, элементарными каллиграфическими умениями;
-
интерес к чтению доступных текстов;
-
осознанное и правильное чтение;
-
владение элементарными приемами анализа текста для понимания смысла доступных текстов, ответы на вопросы по содержанию текста, в том числе, связанные с отношением к событиям, поступкам героев
-
Содержание учебного предмета «Речевая практика»
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите...», «Можно мне…», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.
Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций: «Я дома» (общение с близкими людьми, прием гостей), «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии), «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах, кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Культура общения
Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога.
Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
-
Тематическое планирование учебного предмета «Речевая практика»
№ | Тема | Количество часов |
-
| Школьная жизнь. | 14 |
-
| Игры и игрушки. | 5 |
-
| В мире сказок. | 12 |
-
| Я дома. | 6 |
-
| Я за порогом дома. | 15 |
-
| Я и мои товарищи. | 4 |
-
| Я в мире природы. | 10 |
-
| Итоговое повторение. | 2 |
| Итого | 68 |
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
-
Комарова С.В. / Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. М.: Просвещение, 2018.
-
Комарова С.В. / Рабочая тетрадь «Мир природы и человека». 2 класс. М.: Просвещение, 2018.
Календарно – тематическое планирование
обучающейся _ «_» класса ФИО
по учебному предмету «Речевая практика» на 2019-2020 учебный год
Учитель: ФИО
68 ч.
№ п/п | Дата | Тема |
План | Факт |
Школьная жизнь (14 ч.) |
-
| | | Здравствуй, школа! |
-
| | | Знакомство с новым одноклассником. |
-
| | | История моего праздника «День знаний». |
-
| | | Режим и правила школьника. |
-
| | | Дежурство. |
-
| | | Дежурим с одноклассником в классе. |
-
| | | Дежурим с одноклассником в столовой. |
-
| | | «Ура! Перемена!» |
-
| | | Расскажи мне о школе! |
-
| | | Кто и где в школе нас учит, кормит, лечит? |
-
| | | Я и мир профессий. |
-
| | | Расскажи мне о школе! |
-
| | | Истории о лете. |
-
| | | Мой летний отдых. |
Игры и игрушки (5 ч.) |
-
| | | Игры и игрушки. |
-
| | | Моя любимая игрушка. Бережное отношение к ней. |
-
| | | Уложим куклу спать. |
-
| | | Магазин игрушек. |
-
| | | Сказочные игрушки. |
В мире сказок (12 ч.) |
-
| | | Знакомство с началом сказки «Три поросенка». |
-
| | | Инсценировка начала сказки «Три поросенка». |
-
| | | Знакомство с серединой сказки «Три поросенка». |
-
| | | Инсценировка середины сказки «Три поросенка». |
-
| | | Знакомство с концом сказки «Три поросенка». |
-
| | | Инсценировка конца сказки «Три поросенка». |
-
| | | Знакомство с началом сказки «Красная Шапочка». |
-
| | | Инсценировка начала сказки «Красная Шапочка». |
-
| | | Знакомство с серединой сказки «Красная Шапочка». |
-
| | | Инсценировка середины сказки «Красная Шапочка». |
-
| | | Знакомство с концом сказки «Красная Шапочка». |
-
| | | Инсценировка конца сказки «Красная Шапочка». |
Я дома (6 ч.) |
-
| | | Когда все дома. |
-
| | | Когда дома я один. |
-
| | | Я рассказываю о себе и родных. |
-
| | | Я звоню родным. |
-
| | | Я звоню друзьям. |
-
| | | Я звоню в экстренные службы. |
Я за порогом дома (15 ч.) |
-
| | | Я собираюсь на прогулку. |
-
| | | Правила поведения с незнакомыми людьми. |
-
| | | «Садитесь, пожалуйста»! Поведение в автобусе. |
-
| | | Если я забыл дорогу… |
-
| | | Где я живу? |
-
| | | Моя дорога от дома до школы. |
-
| | | За покупками в магазин. |
-
| | | Мои увлечения. |
-
| | | Я записываюсь в кружок. |
-
| | | Я в гостях на дне рождении. |
-
| | | Готовимся к празднику. Накрываем на стол. |
-
| | | День рождения. Знакомимся с гостями. |
-
| | | День рождения. Провожаем гостей. |
-
| | | Такие разные праздники. Готовим поздравления. |
-
| | | Такие разные праздники. Инсценировка поздравления. |
Я и мои товарищи (4 ч.) |
-
| | | Играем во дворе и в школе. |
-
| | | Дружат в нашем классе девочки и мальчики. |
-
| | | «Не надо больше ссориться!». |
-
| | | «Если друг попал в беду, помоги ему!». |
Я в мире природы (10 ч.) |
-
| | | О братьях наших меньших. |
-
| | | Щенок моего товарища. |
-
| | | И.П. Токмакова «Купите собаку». |
-
| | | С.В. Михалков «Щенок». |
-
| | | «А у нас в квартире … . А у вас?». |
-
| | | «Весна-красна идет!» |
-
| | | Я в мире природы. |
-
| | | Весенняя прогулка. |
-
| | | Здравствуй, лето! |
-
| | | До встречи, школа! |
Итоговое повторение (2 ч.) |
-
| | | Неповторимая окраска голоса. |
-
| | | Повторение. |