Пояснительная записка
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
по обучающей программе ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Рабочая программа по учебному предмету « Изобразительное искусство» для обучающихся общеобразовательных школ разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)"Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (29 декабря 2012 г.).
2. Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, утвержденного Мин образованием России (приказ от 10.04.02 № 29\2065-п).
Соответствует ФК. ФГ.
3. Примерная рабочая программа по рисованию по обучающей программе
ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, Москва – 1983
Цель учебного предмета
Формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость,
Приоритетной целью школьного курса изобразительное искусство является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности обучающихся. Школьный курс изобразительного искусства помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; познавательных способностей обучающихся. Кроме того, занятия изобразительным искусством оказывают большое влияние на воспитание
у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе,
являющихся важнейшими элементами общей культуры труда
Включение изобразительной деятельности в программу начального обучения детей с выраженной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с выраженной умственной
отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности.
Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности,
а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах
и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с выраженными нарушениями интеллекта в овладении предметным изображением.
Задачи образовательные:
формировать опыт работы изобразительной деятельности
в процессе собственной художественно-творческой работы;
формировать ориентировку в средствах художественной выразительности;
совершенствовать художественные навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, художественно-механическую память и способность реагировать на произведения искусства Научить сознательно, оценивать произведения художественного творчества .
Сформировать у обучающихся знания о приемах выполнения композиционного рисунка.
Способствовать развитию у обучающихся художественного и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в художественном обучении, Научить самостоятельно, пользоваться разнообразными художественными материалами и техниками в своей художественно – творческой практике Способствовать привитию обучающимся культуры художественного труда Воспитывать отношение к изобразительному искусству как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общечеловеческом развитии.
Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в изобразительном искусстве как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание обучающего.
Задачами обучения изобразительной деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
развитие интереса к деятельности и ее результатам;
формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видом деятельности, например лепку и аппликацию; игра и рисование; рисование и аппликация; рисование и конструирование; аппликация, конструирование и игру и т. п. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.
Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.
Успешность обучения детей с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.
Общая характеристика учебного предмета
В ходе них дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш, лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.
На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т. д. Здесь важным момен6том является индивидуальный показ учителем приёмов раскрашивания.
Большое внимание в работе с глубоко умственно отсталыми детьми следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.
В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с выраженной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех уроков. Содержание уроков
планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.
Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.
Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
Уроки изобразительной деятельности требуют соответствующего оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ, проводить как групповые, так и
индивидуальные ее виды (коллективное рисование, аппликация).
В программе определяются задачи обучения учащихся изобразительной деятельности в 5-6 классах, а также предлагается примерное содержание работы. Предлагаемое содержание не распределяется по годам обучения. Поскольку дети с выраженной умственной отсталостью представляют собой неоднородную по уровню психического развития, жизненному опыту, по возможностям овладения изобразительной деятельностью группу, учитель отбирает содержание обучения для каждого класса с учетом уровня развития и психофизической особенностей детей. Обучение изобразительной деятельности детей с выраженной умственной отсталостью может осуществляться не только в ходе обязательных
уроков, но также во внеклассной работе.
Содержание программы
Пятый год обучения
В процессе обучения изобразительной деятельности детей на этом этапе решаются следующие задачи
сочные цвета в разном сочетании;
коллективных работ.
Шестой год обучения
В процессе обучения детей изобразительной деятельности на этом этапе решаются
следующие задачи:
продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности и потребность рисовать в свободное время;
совершенствовать приемы работы с карандашами, фломастерами, кистью;
учить выполнять движения, которые соответствуют изображаемому объекту (капли — удары пальцев о пол; елка — стоять прямо, руки в сторону, пальцы рук широко расставлены и др.);
познакомить с основными правилами работы художественными материалами.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс предмета «Рисование» учебным планом УУО рассчитан
6 лет обучения.
Из расчета согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета
1 учебный час в неделю
Итого за учебный год 34 часа в каждом классе
Информация о внесенных изменениях в программу:
Изменения в программу не вносились
Методическая литература
Информация об используемом УМК Рабочая программа ориентирована на использование Примерной рабочей программы по рисованию по обучающей программе ОБУЧЕНИЯ
ГЛУБОКО УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ .Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР,
Москва–1983 г
Информация о количестве учебных часов
(1учебный час в неделю) 5 класс
5 класс
№п /п | Название раздела | Всего часов: | В том числе: теории | Практики | Способы отслеживания результатов |
1. | Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности. | 9 | 5 | 4 | Беседа |
2. | Приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) | 8 | 3 | 5 | Опрос. Анкетирование |
3. | Приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм штрихов, мазков, точек при изображении декоративных элементов узоров. | 9 | 5 | 8 | Практическая работа. |
4. | Основные и дополнительные цвета. | 8 | 4 | 4 | Практическая работа. Мини- выставка |
Итого: | 34 | 17 | 16 | |
6 класс.
(1учебный час в неделю)
№п /п | Название раздела | Всего часов: | В том числе: теории | практики | Способы отслеживания результатов |
1. | Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности | 9 | 5 | 4 | Беседа |
2. | Работа красками, карандашами, фломастерами. | 8 | 3 | 5 | Опрос. Анкетирование |
3. | Приемы и техники рисования ( пуантилизм, А ЛА ПРИМА, монотипии, оттиски и.т.п. ) | 9 | 1 | 8 | Практическая работа. |
4. | Искусство как способ самовыражения. | 8 | 4 | 4 | Практическая работа. .Мини- выставка |
Итого: | 34 | 13 | 21 | |
Главной формой проверки знаний является выполнение художественно графических работ .Программой по изобразительному искусству предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания обучающихся программного материала. Одна из обязательных художественно графических работ является контрольной.
В 5 классе Графическихработ-2.
В 6 классе Графическихработ-3.
Предметные результаты:
5. Класс
Развитие умения пользоваться художественными материалами.
Развитие всех видов мышления, соприкасающихся с графической деятельностью школьников;
6. Класс
Умение пользоваться художественными материалами;
Формировать стойкий интерес к художественно-творческой деятельности.
Инструменты, принадлежности и материалы для изобразительного искусства
Бумага формата«А-3»;
Альбом для рисования формата А4;
Клей ПВА
Цветная бумага;
Цветные карандаши;
Используемые технологии обучения на уроках изобразительного искусства:
В изучении курса изобразительного искусства используются следующие
методы:
наблюдение;
выполнение художественно–творческих и графических работ; Программный материал каждого класса дан в сравнительно не большом объеме с учетом индивидуальных показателей и качества усвоениях художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода
на уроках.
Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом ,техническими средствами обучения
Методы и приёмы работы:
зрительно – двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание картин : показ учителем действий, отражающих характер произведения искусства; показ танцевальных движений);
совместные действия ребёнка со взрослым; подражание действиям взрослого; жестовая инструкция;
собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого. Предполагаемые
результаты освоения программы: Усвоил; Частично усвоил; Не усвоил.
Перечень оборудования и дидактического материала.
Детские художественно-творческие образцы; аудио и видеозаписи; игрушки, книжки, картинки; учебно – наглядный материал.
Межпредметные результаты для обучающихся 5-6 класс
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки.
Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;
Разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение слушать
и выступать ,проявлять инициативу;
Принимать решения.
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; самоорганзация учебной деятельности: планирование, прогнозирование, самоконтроль ,самокоррекция,
волевая регуляция, рефлексия .
проявляются:
В развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании и целостного восприятия мира;
Между общими частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль
В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы,
В области предметных результатов обучающему предоставляется возможность
научиться:
развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
Деятельностный подход– основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так общие учебные умения,
а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности ,
для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но представлена
интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках рисования знания применять в своей повседневной или
трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.
Виды и формы текущего, промежуточного, и итогового контроля
В процессе обучения используется текущий контроль и промежуточная аттестация. Формы контроля предусматривают: художественно–творческие графические ,и практические контрольные работы, которые являются проверочным и после изучения основного художественного материала. роме того контроль предусматривает опрос обучающихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам
Главной формой проверки знаний является выполнение художественно графических работ. Программой по изобразительному искусству предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания обучающихся программного материала. Одна из обязательных художественно графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков обучающихся приобретённых за год или курс обучения рисованию ;самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения обучающихся оцениваются по пяти бальной системе.
За художественно творческие композиции в том числе и графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления рисунка.
Классификация заданий по целям воздействия и формированию на уроках изобразительного искусства .
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИОП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит на специально организованных групповых и индивидуальных занятиях в рамках учебного плана.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью и включает следующие задачи:
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия
по образцу и по подражанию.
.р
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю - 34 часа в год.
5 « В » класс
1 четверть 9 часов
Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности
№ | Тип урока | Тема урока | Характеристика деятельности ученика | Планируемые результаты: Ключевые компетенции. |
1 | Комбинированный 1 час | Рисование по желанию (по замыслу). Выявление изобразительных возможностей детей | Определяется ведущая рука, сформированность представлений об основных цветах (сличение цвета, называние, показ с ориентировкой на образец), сформированность графических умений. Изображают: Рисование по желанию (по замыслу). | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
2 | Комбинированный 1 час | Рисование по желанию (по замыслу). Выявление изобразительных возможностей детей | Определяется ведущая рука, сформированность представлений об основных цветах (сличение цвета, называние, показ с ориентировкой на образец), сформированность графических умений. Изображают: Рисование по желанию (по замыслу). | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
3 | Комбинированный 1 час | Рисование по замыслу. | Знакомятся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, краски, мелки, глина, пластилин и т. п.), со способами их использования, с процессом рисования, лепки, выполнения аппликации, с изображением как отражением реально существующих предметов, явлений, ситуаций понятных и близких к опыту детей. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
4 | Комбинированный 1 час | Рисование по замыслу. | Используют: приемы получения новых знаний. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению .Коммуникативные действия. | текущий |
5 | Комбинированный 1 час | Рисование по замыслу. | Используют: приемы получения новых знаний. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
6 | Комбинированный 1 час | Рисование по замыслу. | Используют: приемы получения новых знаний. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативныедействия. | текущий |
7 | Комбинированный 1 час | Рисование по замыслу. | Используют: приемы получения новых знаний. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа,синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
8 | Комбинированный 1 час | Рисование по замыслу. | Используют: приемы получения новых знаний. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
9 | Комбинированный 1 час | Рисование по замыслу. | Создают композиции с помощью эстампов. 2 четверть- 8 часов Приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
1 0 | Комбинированный 1 час | Продолжать вырабатывать у детей умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии | Изображают: изображать разнообразные линии Учатся оставлять графический след на бумаге доске с помощью фломастера Вырабатывают умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению .Коммуникативные действия. | текущий |
11 | Комбинированный 1 час | Круг. | Изображают: изображать разнообразные линии Учатся оставлять графический след на бумаге доске с помощью фломастера карандаша, мела, кисти и т. п.; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
12 | Комбинированный 1 час | Квадрат. | Используют: приемы получения новых цветов. Изображают: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов Вырабатывают умение проводить от руки Различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
13 | Комбинированный 1 час | Треугольник Раскрашивание красками поверхность геометрической формы | Используют: приемы получения новых цветов. Изображают: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов Раскрашивают красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
14 | Комбинированный 1 час | Геометрические узоры. | Используют: приемы получения новых цветов. Изображают: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. | текущий |
15 | Комбинированный 1 час | Геометрический узор синего цвета. Узор в полосе. | Знакомятся в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. | текущий |
16 | Комбинированный 1 час | Узор в полосе. | Знакомятся в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. | текущий |
17 | Комбинированный 1 час | Декоративный коврик. | Знакомятся в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым; 3 четверть -9 часов на тему Приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм штрихов, мазков, точек при изображении декоративных элементов узоров. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
18 | Комбинированный 1 час | Синий цвет. Волнистые линии. | Знакомятся в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
19 | Комбинированный 1 час | Зеленый цвет. Упражнение «Огурцы» | Знакомятся в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
20 | Комбинированный 1 час | «Пейзаж». | Учатся проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению .Коммуникативные действия. | текущий |
21 | Комбинированный 1 час | «Цветы» | Учатся проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. | текущий |
22 | Комбинированный 1 час | Упражнение «Воздушные шары в небе» | Знакомятся с приемами работы краской. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
23 | Комбинированный 1 час | Упражнение «Облака в небе» | Знакомятся с приемами работы краской. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. | текущий |
24 | Комбинированный | Упражнение «Косой дождик» | Знакомятся с приемами работы краской. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
25 | Комбинированный 1 час | «Отрывистый дождик» Различные произвольные мазки: длинные | Закрепляют представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойствах; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
26 | Комбинированный 1 час | Различные произвольные мазки: тонкие | Закрепляют представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойствах; 4 четверть - 8 часов на тему Основные и дополнительные цвета. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению .Коммуникативные действия. | текущий |
27 | Комбинированный 1 час | Упражнение «Разноцветные пятна» | Рисуют разноцветные пятна; создавать яркие цветовые сочетания. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
28 | Комбинированный 1 час | Упражнение «Слива» | Формируют представления о величине большой-маленький. Учатся рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
29 | Комбинированный 1 час | Упражнение «Апельсин» | Формируют представления о величине большой-маленький. Учатся рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
30 | Комбинированный 1 час | Упражнение «Виноград» | Формируют представления о величине большой-маленький. Учатся рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам; | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа ,синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
31 | Комбинированный 1 час | Упражнение «Персик» | Формируют представления о величине большой-маленький. Учатся рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам; | Осуществляют познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного Отношения к учению. Коммуникативные действия. | текущий |
32-34 | Комбинированный 3 часа | Упражнение «Фрукты» | Формируют представления о величине большие-маленькие, Учатся рисовать простые геометрические фигуры. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. | Волевая саморегуляция как способность к волевому у Регулятивные: контроль, коррекция, | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. учению. | текущий |