Приложение
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО __________рук.Орехова А.А. протокол №1 « 28 » 08. 2019 | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ___________ Бочарова Л.В. «28 » 08. 2019 | УТВЕРЖДАЮ: директор ГБОУ РО « Цимлянская школа – интернат» _____________Кочергина Л.А. приказ№___« 29 » 08. 2019 |
| | |
Ростовской области «Цимлянская школа-интернат»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному русскому языку
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)- 4-а класс.
Учитель – Орехова Анжелика Алексеевна
2019-2020 учебный год.
1.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по родному русскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) составлена на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи(ТНР) ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» г.Цимлянска на 2019 – 2020 уч.год.
Программы УМК «Русский родной язык» для 1-4 классов; под ред. Вербицкой Л.А. Авторский коллектив: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В.-Москва, изд. Просвещение; 2019 год.
В программе учитываются требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа учебного предмета «Родной русский язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения предмета « родной русский язык» в начальной школе являются:
-расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;
-совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;
-включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
-первое знакомство с фактами истории родного языка;
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Программа учитывает особые образовательные потребности детей с ТНР.
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности; обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребёнка до достижения уровня, позволяющего сформировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение планировать и контролировать свою деятельность, стремиться к самостоятельному выполнению учебных заданий;
- стимуляция осмысления ребенком приобретаемых в ходе обучения знаний как пригодных для применения в привычной повседневной жизни;
- включение в содержание программы разделов, содержащих специальный коррекционный компонент;
- организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ТНР («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию ребёнка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).
Программа строит обучение детей с ТНР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Коррекционно-развивающие цели:
Максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;
Формирование навыков учебной работы;
Развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать языковые явления.
Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных.
Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).
Основные направления коррекционной работы
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2.Общая характеристика учебного предмета.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.
Основные направления работы по развитию речи:
- количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
-развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение родного русского языка в начальной школе выделяется в 4 классе — 16 ч (1 ч в неделю, Iполугодие).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
• осознание роли речи в общении людей;
• понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
• устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
• чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
• интерес к изучению языка;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные:
обучающиеся научатся на доступном уровне:
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
• моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
• использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
• пользоваться словарями, справочниками;
• строить рассуждения;
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные:
обучающиесянаучатся:
• вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
• выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
• владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты :
Обучающиеся будут знать:
• многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;
• изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
• стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
• особенности эпистолярного жанра;
• типы текстов;
• понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;
• основные элементы композиции текста.
Обучающиеся будут уметь:
• распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
• использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
• уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
• выразительно читать небольшой текст по образцу;
• определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
• вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
• быть хорошим слушателем;
• определять лексическое значение слова;
• отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
• редактировать предложения;
• определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
• сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
• распознавать типы текстов;
• устанавливать связь основных элементов композиции текста;
• распознавать стили речи.
6.Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы для 4 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
Русский язык: прошлое и настоящее.
Язык в действии: слово, предложение.
Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
« Родной русский язык» в 4 классе
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5ч)
В основу раздела положена система лингвистических понятий : традиционные эпитеты, фразеологизмы, многозначные слова ,заимствованные слова. Работа со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в тексте( идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов(телескоп ,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).
-анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.
-слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница );
-слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );
-слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: «Пословицы с устаревшими словами в картинках».
Раздел 2.Язык в действии(5ч)
В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.) , синонимические конструкции (словосочетания и предложения : нора лисы- лисья нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая услуга, крокодиловы слезы- притворные слезы ,львиная доля- большая доля), система современной русской пунктуации и история знаков препинания .
Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы,слова-благодарности,слова-извинения,слова-приветствия,слова-прощания). Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.
Раздел 3. Секреты речи и текста(6ч)
В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование ,вопросы в диалоге( «На уроке русского языка», « Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога.
Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего ,в определении жанра текста и языковых средств.
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой) . Редактирование заданных текстов .
№ разделов и тем | Тема | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 5 |
1.1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 1 |
1.2 | Вся семья вместе, так и душа на месте | 1 |
1.3 | Красна сказка складом, а песня – ладом. | 1 |
1.4 | Красное словцо не ложь | 1 |
1.5 | Язык языку весть подаёт | 1 |
2 | Язык в действии | 5 |
2.1 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 2 |
2.2 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 |
2.3 | Как и когда появились знаки препинания? | 2 |
3. | Секреты речи и текста | 6 |
3.1 | Задаём вопросы в диалоге | 1 |
3.2 | Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль | 1 |
3.3 | Учимся составлять план текста | 1 |
3.4 | Учимся пересказывать текст | 1 |
3.5 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 2 |
Итого: | | 16 ч |
7.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ разделов и тем | Количество часов | Дата | Тема.Элементы содержания. | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | 5ч | | Русский язык: прошлое и настоящее | |
1. | 1 | 06/09 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Произведения Юнны Мориц. Фрагмент книги «Занимательная Греция» Фрагменты словарной статьи. | Введение понятий: русский язык – язык национальный язык русского народа, государственный язык, язык межнационального общения. работать с толковым словарем;определять жанр произведения;находить в тексте фразеологизмы; выразительно и осознанно читать текст; отвечать на вопросы по содержанию произведения;читать словарную статью,извлекаянеобходимую информацию;выполнять проектные задания. |
2 | 1 | 13/09 | Вся семья вместе, так и душа на месте. Пословицы русского народа;произведенияВ.П.Астафьева, диалоги- прибаутки. Рассказы В.Ю.Драгунского | Работать с толковым словарем; определять жанр произведения; находить в тексте родственные слова ; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения; |
3 | 1 | 20/09 | Красна сказка складом, а песня – ладом. Картины И.И.Левитана,тексты о значении эпитетов, пословицы русского народа, фрагменты сказок А.С Пушкина ,фрагмент русской народной сказки «Заря-Заряница». | читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ;знать историю возникновения слов:мама,папа,тятя |
4 | 1 | 27/09 | Красное словцо не ложь Пословицы и фразеологизмы русского народа о животных ; стихотворения Юнны Мориц ; упражнения на поиск фразеологизмов в тексте,научно-познавательные тексты о домашних животных. | Свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц; знание основных элементов композиции текста, умение выделять тему и основную мысль текста, уметь видеть в картине существенное и несущественное. |
5 | 1 | 04/10 | Язык языку весть подаёт. Словарные статьи из разных словарей, истории о происхождении слов, упражнения на группировку заимствованных слов, словарные статьи из этимологического словаря ,сравнение статей из словаря В.И.Даля и С.И.Ожегова. | Работать с толковым словарем; со словарем фразеологизмов; определять жанр произведения; находить в тексте фразеологизмы; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ; определять тему текста и его основную мысль; группировать фразеологизмы с соответствующим значением. |
2 | 5ч | | Язык в действии | |
6 7 | 1 1 | 11/10 18/10 | Трудно ли образовывать формы глагола? Отрывки из произведений А .Пушкина и К.Чуковского; информация об употреблении форм глагола; тренировочные упражнения. | Находить в тексте неправильные формы глагола; составлять предложения, используя глаголы в форме 1 лица ед.числа; |
8 | 1 | 25/10 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? Слова-синонимы, синонимические словосочетания и предложения, рубрика «Важная информация», тренировочные упражнения, этикетные выражения | записывать предложения , используя нужные формы глаголов класть и положить. Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; составлять предложения по иллюстрациям ; изменять предложения по заданному алгоритму. |
9 10 | 1 1 | 01/11 15/11 | Как и когда появились знаки препинания? Фрагменты текстов из «Российской грамматики» М.В.Ломоносова (1775год); словарные статьи из толкового словаря; тексты об истории появления знаков препинания; тренировочные упражнения; иллюстрации древних текстов | Знать историю появления знаков препинания; уметь определить, где в тексте необходимо поставить точки; уметь сравнивать формулировки одного и того же правила пунктуации . |
3. | 6ч | | Секреты речи и текста | |
11 | 1 | 22/11 | Задаём вопросы в диалоге. Диалог 1: «На уроке русского языка» Диалог 2: «Украшение класса к новогоднему празднику»; правила ведения диалога. | Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; строить диалоги на соответствующую тематику; придумывать вопросы по иллюстрации. Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог . |
12 | 1 | 29/11 | Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль. Сказка В.Д.Берестова, тексты В.Голявкина и В.Любимцева; научно-познавательные тексты; рубрика «Важная информация». | Знать определения темы текста и его основной мысли; уметь сравнивать названия рассказов и сказок; подбирать заголовки к заданным текстам; уметь различать тему и основную мысль текста,самос- тоятельно строить текст на заданную тематику. |
13 | 1 | 06/12 | Учимся составлять план текста. Рассказы Е.Чарушина,А.Аксенова,Г.Скребицкого ; рубрика «Важная информация». | Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; делить текст на смысловые части; придумывать заголовки к текстам ; составлять план текста. |
14 | 1 | 13/12 | Учимся пересказывать текст. Рассказы Н.И.Сладкова, Н.Т.Федорова, В.А.Осеевой, К.Паустовского,сказ- киК.Ушинского; рубрика «Важная информация» ; | Знать определения плана текста ; уметь различать тему и основную мысль текста; выделять смысловые части в тексте; составлять план текста; уметь пересказывать текст от первого лица и от третьего; уметь сравнивать тексты по заданным параметрам; уметь определять жанр текста. |
15 16 | 1 1 | 20/12 27/12 | Учимся оценивать и редактировать тексты. сказка «Подснежник»; научно-познавательные тексты о лисе; картина А.И.Куинджи «Осень». | Делить текст на смысловые части; составлять план текста; уметь пересказывать текст от первого лица и от третьего; уметь редактировать любой текст ; сравнивать тексты между собой. |
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
1. Авторская программа по родному русскому языку О.М.АлександроваЛ.А.Вербицкая, С.И.Богданов ,Е.И Казакова, М.И.Кузнецова ,Л.В.Петленко ,В.Ю.Романова.
О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая . Русский родной язык .Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс.,– М. :Просвещение ,2019 год.
Методические пособия для учителя
О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая . Русский родной язык . Методическое пособие - М.: «Просвещение», 2019;
2. Интернет-ресурсы.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа:http://www.nsc.1september.ru
Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru