Адаптированная рабочая программа
по русскому языку
для обучающегося с НОДА (вариант 6.2)
(обучение на дому)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с НОДА (вариант 6.2) 2 А класса по русскому языку разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373, с изменениями);
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598), «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с НОДА (вариант 6.2) , 2021 г.
Примерная программа по учебному предмету: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. Рабочие программы «Русский язык». Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2020 год.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс, Москва, «Просвещение», 2021 г.
Количество часов на учебный год: 102
Количество часов в неделю: 3
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с НОДА (вариант 6.2) имеет целью заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить развитие графомоторных навыков у ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Коррекционные цели программы:
• формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического восприятия и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
• формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель);
реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ОВЗ предоставление своевременной специализированной помощи ребенку, испытывающему трудности в обучении для успешного освоения им образовательного стандарта.
Коррекционно - развивающие задачи:
воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь;
формировать учебно-языковые, речевые и правописные умения и навыки учащихся;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению.
развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление на основе операций анализа синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования.
выстраивать словесно-логические умозаключения;
запоминать материал, используя прием создания внешних опор - «ассоциация»
запоминать материал, используя прием создания смысловых опор - «классификация» (или: «опорные пункты», «достраивание материала», «аналогия», «структурирование» и др.) и т. д.
развивать основные мыслительные операции, формировать и развивать обобщенные представления о свойствах веществ, расширять представлений об окружающем мире, развивать навыки самостоятельного анализа.
развивать зрительное восприятие,
уметь предварительно планировать свою деятельность при выполнении задания;
подчинять свои действия заданной системе требований, уметь работать по алгоритму,
устанавливать логические связи между явлениями;
проводить коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами обучающегося с ОВЗ являются:
обращение внимания на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания).
понимание значимости речи для процесса общения;
интерес к познанию русского языка;
знание и принятие на личностном уровне качеств целеустремленность и самостоятельность.
чувство гордости, уважительного отношения к русскому языку и его традициям;
ориентации в поведении на принятые моральные нормы.
Метапредметные результаты
Регулятивные
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
Коммуникативные
слушать собеседника и понимать речь других; рмлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем ;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты освоения обучающегося с ОВЗ
по русскому языку ( 2 год обучения)
Ученик научится:
Различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки;
парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
Выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
Решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст;
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов;
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-
раздельное написание предлогов с другими словами.
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: -онок-, -енок- -ок-, -ек-, -ик-, -ость-;
применять правило написания суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -лив-, -чив-
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста.
Предполагаемые результаты обучения обучающегося с ОВЗ
по русскому языку
К концу 2 класса:
Обучащийся должен уметь: | Уровень усвоения |
различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; различать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета; различать предложения по цели высказывания; различать предлоги и приставки (на уровне правописания); устанавливать связь между словами в предложении; подбирать заголовок к заданному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста; применять правила правописания на изученные орфограммы (жи - ши, ча-ща, чу-щу; заглавная буква; безударная гласная в корне слова; звонкие и глухие согласные в корне; разделительный мягкий и твёрдый знак) пользоваться школьным орфографическим словарем; различать в учебнике текст упражнения, задание, образец, слова для справок. | Самостоятельно С помощью учителя (карточки) C опорой С опорой С помощью учителя С помощью учителя С помощью учителя Самостоятельно |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Основные изучаемые вопросы (смысловые единицы) | Количество часов |
Наша речь | Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. | 1 |
Текст | Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте. | 2 |
Предложение | Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. | 6 |
Слова, слова, слова… | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника. Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Работа с орфоэпическим словарём. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. | 11 |
Звуки и буквы | Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём. | 25 |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й , и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами. | 13 |
Части речи | Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными. | 37 |
Повторение изученного за год | Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов. | 7 |
Итого | | 102 |
Тематический планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
1 | Наша речь | 1 | |
2 | Текст | 2 | |
3 | Предложение | 6 | Стартовая диагностическая работа. |
4 | Слова, слова, слова… | 11 | Контрольная работа по теме «Лексическое значение слова». |
5 | Звуки и буквы | 25 | Контрольная работа по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы». |
6 | Парные согласные | 13 | Диктант( контроль знаний) |
7 | Части речи: Имя существительное Глагол Имя прилагательное Местоимение Предлог | 13 9 8 2 5 | Контрольная работа по теме: «Имя существительное» Контрольное списывание с грамматическим заданием |
8 | Повторение | 7 | Комплексная работа |
9 | Итого: | 102 | |
Критерии оценивания успешности продвижения обучающегося с ОВЗ
1. Выставляемые оценки обучающимся с ОВЗ не могут быть приравнены к оценкам обучающихся не имеющих таких ограничений.
2. Предполагаемые результаты по освоению адаптированной образовательной программы по предмету «Русский язык» основываются на 1 уровне возможностей обучающегося.
1-й уровень:
Обучающиеся, способные освоить адаптированную образовательную программу. Они обучаются в соответствии адаптированной программы, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность.
3. Оценка обучающегося осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
«2 и 1» - неудовлетворительно. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания педагогом в устной форме, а также в дневник, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
4. В один учебный день допустимо проводить только одну письменную контрольную работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни недели.
5. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).
6. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выставляется:
- за каждую учебную четверть и за год знания, умения и навыки обучающихся оцениваются отметкой;
- основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной работой ученика;
- при проведении контрольного урока осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения программы каждым учеником.
7. Система оценивания включает в себя две составляющие – качественную и количественную.
- Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.
- Количественная составляющая позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
- Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития и обученности каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающегося
При оценивании устных ответов принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
2. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2 и 1» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
Оценка «2 и 1»не ставится в журнал.
3. При оценке письменных работ по предмету «Русский язык» следует руководствоваться следующими нормами: 2 класс
- оценка «5» ставится за работу без ошибок;
- оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;
- оценка «3» ставится за работу с четырьмя- шестью ошибками;
- оценка «2 и 1»может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления. Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;
Оценка «2 и 1»не ставится.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды контрольных работ во 2-м классе - списывание и диктанты.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Примерный объем текстов контрольных работ:
2 класс - в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание | |
Наша речь (1 часа) | |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Какая бывает речь? Как отличить диалог от монолога? Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | | | | |
Текст (2часа) | |
2 | Что такое текст? Тема и главная мысль текста. | 1 | | | | |
3 | Построение текста. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. | 1 | | | | |
Предложение (6 часов) | |
4 | Предложение как единица речи. Предложения по цели высказывания. Знаки препинания в предложении. | 1 | | | | |
5 | Связь слов в предложении. Входная диагностическая работа (списывание с грамматическим заданием). | 1 | | | | |
6 | Анализ и коррекция знаний. Главные члены предложения (основа предложения). Второстепенные члены предложения. | 1 | | | | |
7 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | | | | |
8 | Связь слов в предложении. Контрольный тест по теме «Повторение изученного в 1 классе. Предложение». | 1 | | | | |
9 | Анализ и коррекция знаний. Закрепление по теме Предложение». | 1 | | | | |
Слова, слова, слова… (11 часов) | |
10 | Слово и его лексическое значение. Лексическое значение слова. Тематические группы слов. | 1 | | | | |
11 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов. | 1 | | | | |
12 | Развитие речи. Обучающее изложение текста по данным к нему вопросам. Анализ и коррекция ошибок, допущенных в изложении. | 1 | | | | |
13 | Однокоренные слова. Корень слова. Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. | 1 | | | | |
14 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | | | | |
15 | Слог как минимальная произносительная единица. Словесное и логическое ударение. | 1 | | | | |
16 | Ударение. Ударные и безударные слоги. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Работа с орфоэпическим словарём. | 1 | | | | |
17 | Перенос слов по слогам. | 1 | | | | |
18 | Контрольная работа (диктант) по теме «Лексическое значение слова». | 1 | | | | |
19 | Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
20 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
Звуки. Буквы (25часов) | |
21 | Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Гласные и согласные звуки. | 1 | | | | |
22 | Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом». Анализ и коррекция ошибок, допущенных в сочинении. | 1 | | | | |
23 | Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | | | |
24 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Упражнение в правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 | | | | |
25 | Слова с безударным гласным звуком в корне. Безударный гласный звук в корне. | 1 | | | | |
26 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | | | |
27 | Контрольный работа (диктант) за 1 триместр (контроль знаний). Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
28 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова. | 1 | | | | |
29 | Слова с непроверяемыми орфограммами. | 1 | | | | |
30 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова: «Зима пришла. Детство». Анализ и коррекция ошибок, допущенных в сочинении. | 1 | | | | |
31 | Проверь свои достижения. Согласные звуки. | 1 | | | | |
32 | Восстановление деформированного текста по рисунку. | 1 | | | | |
33 | Согласный звук [й'] и буква «и краткое». | 1 | | | | |
34 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | | | |
35 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Наши проекты «И в шутку и всерьез». | 1 | | | | |
36 | Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, я, ю. Мягкий знак (ь). | | | | | |
37 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед согласными. | 1 | | | | |
38 | Контрольный тест по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы». Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
39 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. | 1 | | | | |
40 | Буквосочетания чк,чн,чт, щн, нч. | 1 | | | | |
41 | Работа с текстом. Наши проекты «Рифма». | 1 | | | | |
42 | Буквосочетания жи—ши, ча— ща, чу—щу. | 1 | | | | |
43 | Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. | 1 | | | | |
44 | Развитие речи. Работа с текстом. | 1 | | | | |
45 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
Парные согласные (13часов) | |
46 | Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слова для слов с парным по глухости – звонкости. | 1 | | | | |
47 | Представление об орфограмме. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 | | | | |
48 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным. | 1 | | | | |
49 | Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам плана. Анализ и коррекция ошибок, допущенных в изложении. | 1 | | | | |
50 | Обобщение по теме «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.» | 1 | | | | |
51 | Промежуточная диагностика. Контрольный диктант за 1 полугодие (контроль знаний). | 1 | | | | |
52 | Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
53 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
54 | Разделительный мягкий знак (ь). Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. | 1 | | | | |
55 | Использование на письме разделительного мягкого знака. | 1 | | | | |
56 | Правило написания разделительного ь в словах. Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами. | 1 | | | | |
57 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
58 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
Имя существительное (13 часов) | |
59 | Общее представление о частях речи. Соотнесение слов - названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. | 1 | | | | |
60 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. | 1 | | | | |
61 | Общее представление об имени существительном как части речи. Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | | | | |
62 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | | | | |
63 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. Упражнение в различении имён существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту. | 1 | | | | |
64 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. | 1 | | | | |
65 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных. | 1 | | | | |
66 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях). Правописание имён собственных. | 1 | | | | |
67 | Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы молоко). | 1 | | | | |
68 | Упражнение в распознавании имён существительных, употреблённых в единственном и множественном числе. | 1 | | | | |
69 | Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. | 1 | | | | |
70 | Контрольный работа (диктант) за 2 триместр (контроль знаний). | | | | | |
71 | Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний по теме «Имя существительное». | | | | | |
Глагол (9 часов) | Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста |
72 | Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление). Упражнения в распознавании глаголов. Роль глагола в речи. | 1 | | | | |
73 | Признаки глагола. Упражнения в различении глаголов среди других слов и употребление их в речи. | 1 | | | | |
74 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста. | 1 | | | | |
75 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | | | | |
76 | Правописание частицы не с глаголом. | 1 | | | | |
77 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | | | | |
78 | Контрольная работа (списывание с грамматическим заданием). Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
79 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 1 | | | | |
80 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | | | | |
Имя прилагательное (8 часов) | |
81 | Что такое имя прилагательное? Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные. | 1 | | | | |
82 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | | | | |
83 | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 | | | | |
84 | Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь. | 1 | | | | |
85 | Текст-описание и роль имен прилагательных в нем. | 1 | | | | |
86 | Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | | | | |
87 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | | | | |
88 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | | | | |
Местоимение (2 часа) | |
89 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. | 1 | | | | |
90 | Текст-рассуждение. Структура текста - рассуждения. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
Предлог (5 часов) | |
91 | Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | | | | |
92 | Обобщение знаний о частях речи. Проект «В словари – за частями речи!» | 1 | | | | |
93 | Контрольная работа (диктант) по теме «Части речи». | 1 | | | | |
94 | Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
95 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
Повторение (7 часов) | |
96 | Повторение по теме «Текст». Правила правописания. Повторение по теме «Предложение». Знаки препинания в конце предложений. Члены предложения. Связь слов в предложении. Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | | | | |
97 | Итоговая контрольная работа (диктант) с грамматическим заданием. Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | | | |
98 | Повторение. Части речи. Разбор слова как части речи. | 1 | | | | |
99 | Звуки и буквы. Звуко-буквенный разбор слов. Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | | | | |
100 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. | | | | | |
101 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. | 1 | | | | |
102 | Итоговый урок. Обобщение знаний по изученному материалу курса русского языка. | 1 | | | | |
Лист коррекции
№ урока | Тема урока | Дата проведения по плану | Корректировка даты | Причина | Примечание |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |