СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 9 класс для учащихся с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку 9 класс для учащихся с ОВЗ»

Приложение к АООП ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение





РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей эстетико-гуманитарного цикла

(наименование МО)

________

(подпись) (расшифровка подписи)

Протокол № 1 от «30» августа 2024 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ

Приказ № от «30» августа 2024 г.


____________

(подпись) (расшифровка подписи)

МП




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________

(подпись) (расшифровка подписи)

«30» августа 2024 г.

















АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2024 - 2025 учебный год



Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК


Уровень общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) (класс): 9 класс

(индивидуальное обучение)











Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст.5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 16, ст.1942);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022

№ 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».


Рабочая программа составлена на основе: программы «Русский язык» (5-9 классы) Ладыженская Т.А. – Бархударов С.Г., М., Просвещение, 2011г.;

Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Русский язык. 9 класс:

С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков и др..: Просвещение -2020 г. с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью.

Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка.

Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

Коррекционная направленность образовательного процесса обеспечивает:

-развитие концентрации и распределяемости слухового и зрительного внимания,

-развитие словесно-логического мышления,

- усвоение определенных знаний, умений и навыков,

- формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении,

-специальные коррекционные занятия педагога-психолога для обучающегося.

Изучение программного материала обеспечивает не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении.

Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР, даётся материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ.

Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка способствует прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений.

Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5- 9 классы).

Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Задачи:

1 . Создать условия для освоения образовательной программы обучающимся:

- организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

- формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;

- применение адекватных возможностям и потребностям обучающимся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создать условия для адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

- организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности;

- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

- использование адекватных возможностям ребенка способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:

- специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в классе;

- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ПМПК, общественных организаций;

- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

- повышать профессиональную компетенцию.

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ к:

• структуре адаптированной программы;

• условиям реализации адаптированной программы;

• результатам освоения адаптированной программы.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• онтогенетический принцип;

• принцип целостности содержания образования.

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;


Всё это реализуется через следующие методы и формы:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;

  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

  • взаимообучение, диалогические методики;

  • комментированные упражнения;

  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

• принцип сотрудничества с семьей.


Коррекционная работа:

- новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности обучающихся;

- систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;


Место предмета в учебном плане.

На изучение учебного курса «Русский язык» в 9 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю, из них 1,5 ч для заочного изучения).



Планируемые результаты УУД

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение основными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты

1. Формирование основных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение основными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение основных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.



Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- Осознавать эстетическую ценность русского языка.

- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.

- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.

- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Адекватной оценке трудностей.

- Адекватной оценке своих возможностей.



Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

- устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- Анализ текста.

Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический — включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста, — под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи.

- Воспроизведение текста.

Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

- Создание текста.

Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.

- Совершенствование написанного.

Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.






Общие учебные умения, навыки и способы деятельности


В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).





















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9 КЛАСС


Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира.

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

 Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, образовании и развитии. Развивать умения читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.

 Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словариком.

 Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях

 Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком

 Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи; о специфичных (постоянных) признаках частей речи; об особенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых). Усовершенствовать навыки морфологического разбора разных частей речи.

 Закрепить навыки выделения в тексте словосочетаний; усовершенствовать навыки синтаксического разбора простого предложения.

 На обобщающей основе (знаки отделяющие и выделяющие) закрепить навыки пунктуации простого предложения. Закрепить навыки орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з—с, пре- и при); букв н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц.


Сложное предложение. Сложносочиненное предложение

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

 Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений.

 Научиться различать сложные предложения. Дать общее представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания

 Научиться классифицировать сложные предложения.

 Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов.

 Сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Научиться расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении. Уметь отличать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).

 Научиться производить синтаксический разбор сложносочиненных предложений; употреблять в речи эти предложения.

 Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.


Сложноподчиненное предложение

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.

Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

 Повторить сведения о видах сложного предложения. Научиться отличать подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения.

 Научиться классифицировать сложноподчиненные предложения. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.

 Конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.

 Научиться производить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

 Научиться отличать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных предложений. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным — простое предложение с обособленным членом предложения). Уметь находить сложноподчиненные предложения с разными придаточными в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.


Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

 Сформировать понятие бессоюзного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью)

 Научиться определять важнейшие значения, присущие бессоюзным предложениям:


а) перечисления;

б) причины, пояснения, дополнения;

в) противопоставления, времени или условия, следствия.

 Сформировать навыки употребления знаков препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Сформировать способность употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений


Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

 Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

 Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Совершенствовать умение составлять схемы таких сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам.

 Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции

 Сформировать понятие о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи.


Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе

Повторение основных разделов курса русского языка в основной школе. Проверить подготовку учащихся по русскому языку за курс 5—9 классов.

Речь

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-объяснением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книгу в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?).

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг). Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.

Создание текста. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).

Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.





















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Всего часов

Форма контроля

Очно

Заочно

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира

1


1

-


Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

12


6

6

Осл.списывание с заданием

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

8


4

4


Сложносочиненное предложение

8


4

4


Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью

32

Изложение с тв.задан.

Тестовая работа

КАТ


16

16

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

8


4

4


Бессоюзное сложное предложение

12

Осл.списывание с заданием

6

6


Сложное предложение с разными видами связи

5


2

3


Повторение изученного в 5 – 9 классах

14

Изложение с тв.задан.

8

8


Итого

102



51

51








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2024-2025 уч.г.

Русский язык 9 класс– 102 часа (51+51час) (индивидуальное обучение)



п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Кол-во часов


Дата


Форма и вид контроля

для очного изучения

для заочного изучения

план

факт


Введение






1

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира

1


02.09


Пересказ

лингвистического текста


Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах






2

РР Стили и типы речи.


0,5

0,5

03.09


создание собственных текстов

3

Фонетика, орфоэпия, графика


1



Составление предложений с терминами, работа со словарем

4

Фонетика, орфоэпия, графика

1


09.09


Орфоэпический диктант

5

Лексика, морфемика, словообразование

0,5

0,5

10.09


Комплексный анализ текста. Работа с морфемным и словообразовательным словарями

6

Морфология и синтаксис


1







Выполнение тренировочных упражнений, выборочный диктант

7

Морфология и синтаксис

1



16.09


Осложненное списывание

8

Орфография и пунктуация

0,5

0,5

17.09


Создание собственных высказываний на основе исходного текста

9

Орфография и пунктуация


1



10

Контрольная работа №1 по теме «Орфография и пунктуация. Повторение». Осложненное списывание с грамматическим заданием

1


23.09


Осложненное списывание с грамматическим заданием

11

Анализ контрольной работы по повторению

0,5

0,5

24.09


работа над ошибками

12

РР Обучение изложению (сжатый пересказ текста)


1



Работа с черновиком

13

РР Написание сжатого изложения

1

30.09


Оформление беловика работы

14

РР Анализ творческой работы

0,5

0,5

01.10


работа над ошибками


Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение






15

Понятие о сложном предложении


1



Выполнение тренировочных упражнений. Анализ текста

16

Сложное предложение

1


07.10


Составление таблицы «Основные виды сложных предложений», заполнение ее своими примерами

17

Практикум по разграничению простых и сложных предложений

0,5

0,5

08.10


18

Практикум по разграничению простых и сложных предложений


1



19

Типы сложных предложений и средства связи между их частями

1


14.10


Творческий диктант

20

РР Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи предложений в тексте

0,5

0,5

15.10


Сопоставление разностилевых текстов

21

РР Комплексный анализ текста


1



КАТ


Сложносочиненное предложение






22

Понятие о сложносочиненных

предложениях

1


21.10


Работа с учебником, составление таблицы «Группы ССП»

23

Виды сложносочиненных предложений

0,5

0,5

22.10


тренировочные упражнения

24

Виды сложносочиненных предложений


1



диктант «Проверь себя»

25

РР Художественный стиль речи и язык художественной литературы

0,5

0,5

05.11


Анализ текста

26

РР Подготовка к изложению с творческим заданием


1



Черновик работы

27

РР Изложение с творческим заданием

1



0,5

11.11


Изложение

28

РР Написание изложения с творческим заданием

0,5

12.11


Изложение с творческим заданием


Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью







29

Понятие сложноподчиненного предложения


1




30

Виды сложноподчиненного предложения

1


18.11


Составление

плана §9, конструирование

предложений

по схемам

31

Виды сложноподчиненного предложения

0,5

0,5

19.11


Составление схем СПП, комментиро- ванное письмо

32

Практикум «Виды сложноподчиненного предложения»


1



Контрольное упражнение

33

РР Контрольная работа №2. Изложение с творческим заданием

1


25.11


Создание сочинения- рассуждения с использованием СПП с придаточным определительным

34

РР Контрольная работа №2. Написание творческого задания

0,5

0,5

26.11


Творческая работа

35

Анализ контрольной работы


1



Работа над ошибками

36

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

1


02.12


Редактирование текста

.

37

Употребление сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

0,5

0,5

03.12


осложненное списывание

38

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным


1



Составление повествовательной миниатюры, включение в нее СПП с придаточным изъяснительным

39

РР Эссе: понятие о жанре

1


09.12


Составление черновика

40

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

0,5

0,5






1

10.12


подготовка устного сообщения о придаточном обстоятельственном

41

Сложноподчиненные предложения с придаточным места




Составление





предложений по схемам

42

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени

1


16.12


Составление текста по картине с СПП с придаточным места и времени

43

Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения

0,5

0,5

17.12


44

Практикум «Различные виды сравнения»


1



устное сообщение «Значение сравн. конструкций в речи»

45

Контрольная работа №3. Тестовая работа «Виды сложных предложений»

1


23.12


Контрольная работа

46

Анализ контрольной работы

0,5

0,5

24.12


Работа над ошибками

47

РР Строение текста


1



Анализ текста

48

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени

1


28.12


Списывание, составление схем СПП

49

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени

1


13.01


Самостоятельная работа


50

Закрепление знаний по видам придаточных обстоятельственным

0,5

0,5

14.01


Творческое списывание

51

Практикум «Виды сложноподчиненных предложений»


1



Тест

52

РР Путевые заметки: понятие

о жанре

1


20.01


Анализ текста. Создание текста- рассуждения

53

РР Создание текста- рассуждения

0,5

0,5

21.01


Сочинение

54

Сложноподчиненное предложение с придаточным цели и условия


1



Творческий диктант

55

Сложноподчиненное предложение с придаточным цели и условия

1


27.01


Синтаксический разбор

56

РР Работа над сочинением-рассуждением

0,5

0,5

28.01


Сочинение

57

Сложноподчиненное предложение с придаточным причины и

следствия


1



Работа с деформированным текстом

58

Сложноподчиненное предложение с придаточным причины и

следствия

1

03.02


Продолжение исходного текста с исполь-зованием СПП разных видов

59

РР Путевые заметки

0,5

0,5

04.02


Сочинение-рассуждение

60

Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным


1



Творческое списывание

61

Контрольная работа №4 по теме «Сложноподчиненные предложения». Комплексный анализ текста

1


10.02


Комплексный

анализ текста

62

Анализ контрольной работы

0,5

0,5

11.02


Работа над ошибками


Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными






63

РР Подробное изложение с творческим заданием


1



Написание изложения и ответ на вопрос творческого задания

64

РР Написание творческой работы

1


17.02


Творческая работа

65

Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными

0,5

0,5

18.02


Выполнение упражнения

66

РР Рецензия: понятие о жанре


1



Составление устной рецензии

67

Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными

1


24.02


Самостоятельная работа

68

Практикум по теме «СПП с несколькими придаточными»

0,5

0,5

25.02


Практическая работа

69

РР Эссе: понятие о жанре


1



Составление черновика эссе


Бессоюзное сложное предложение






70

Понятие о бессоюзном сложном

предложении

1


03.03


Сообщение на лингв.тему

71

Понятие о бессоюзном сложном

предложении

0,5

0,5

04.03


Синтаксический разбор предл.

72

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления


1



Сообщение на лингв.тему

73

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

1


10.03


Сообщение на лингв.тему

74

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях

0,5

0,5

11.03


контрольное упражнение

75

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия


1



Сообщение на лингв.тему

76

Контрольная работа №5 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Осложненное списывание с дополнительным заданием

1


17.03


Контрольная работа

77

Бессоюзные сложные предложения (практикум)

0,5

0,5

18.03


Самостоятельная работа

78

РР Комплексный анализ текста


1



КАТ

79

Тире в бессоюзных сложных предложениях

0,5

0,5

01.04



80

РР Деловая речь


1



Работа над ошибками

81

РР Деловая речь

1


07.04


написание деловых бумаг по образцу


Сложное предложение с разными видами связи






82

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

0,5

0,5

08.04


Составление схем

83

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи


1



Составление предложений по схемам.

84

Понятие о периоде

1


14.04


Творческий диктант

85

Период. Практикум

0,5

0,5

15.04


Самостоятельная работа

86

РР Деловая речь, ее особенности и языковые средства. Обоб-щение изученного


1



Написание деловых бумаг по образцу


Повторение изученного в 5 – 9 классах






87

Фонетика. Орфоэпия

1


21.04


Устное сообщение

«Звуки речи. Орфоэпические нормы»

88

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

0,5

0,5

22.04


Тест


89

Лексика. Морфемика


1



Сообщение «Роль в тексте изобразительно-вырази-тельных средств»

90

Лексика. Морфемика. Словообразование

1


28.04


Анализ художественного текста.

91

Морфология и орфография

0,5

0,5

29.04


Синтаксический разбор

92

Морфология и орфография


1



Самостоятельная работа

93

РР Текст. Повторение

1


05.05


Работа с черновым вариантом сочинения-рассуждения на основе исходного текста

94

РР Текст

0,5

0,5

06.05


Сочинение- рассуждение

95

Итоговое подробное изложение с творческим заданием


1



Черновик подробного изложения

96

Оформление итогового изложения

1


12.05


Подробное изложение

97

Создание собственного текста – рассуждения по предложенному тексту

0,5

0,5

13.05


Черновик сочинения-рассуждения

98

РР Контрольная работа №6. Оформление итогового творческого задания


1



Сочинение рассуждение

99

Анализ итоговой работы

1


19.05


Работа над ошибками

100

Ликвидация пробелов в знаниях. Итоговый урок

0,5

0,5

20.05


Работа над ошибками

101

Ликвидация пробелов в знаниях. Итоговый урок


1



Работа над ошибками

102

Ликвидация пробелов в знаниях. Итоговый урок

1


26.05


Работа над ошибками

















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

1. Программа: Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, - Бархударова С.Г. и др.- 14-е изд.-М.:Просвещение,2018

2. С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков и др..: «Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». – М., «Просвещение», 2020 г.

3. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5-9 классы». – Санкт-Петербург, Издательство «Свет», 2015г.

5. Таблицы по русскому языку для 5-9 классов по разделам.

6. Русский язык. 9 класс: тематические тесты /Н.А.Сенина,С.В.Гармаш и др.издание четвёртое;Р-н-Д.:Легион 2016г



1