Приложение к АООП ООО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей эстетико-гуманитарного цикла (наименование МО) ________ (подпись) (расшифровка подписи) Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ Приказ № от «30» августа 2024 г. ____________ (подпись) (расшифровка подписи) МП |
| | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ (подпись) (расшифровка подписи) «30» августа 2024 г. | | |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2024 - 2025 учебный год
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Уровень общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) (класс): 9 класс
(индивидуальное обучение)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст.5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 16, ст.1942);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022
№ 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
Рабочая программа составлена на основе: программы «Русский язык» (5-9 классы) Ладыженская Т.А. – Бархударов С.Г., М., Просвещение, 2011г.;
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Русский язык. 9 класс:
С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков и др..: Просвещение -2020 г. с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью.
Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
Коррекционная направленность образовательного процесса обеспечивает:
-развитие концентрации и распределяемости слухового и зрительного внимания,
-развитие словесно-логического мышления,
- усвоение определенных знаний, умений и навыков,
- формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении,
-специальные коррекционные занятия педагога-психолога для обучающегося.
Изучение программного материала обеспечивает не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР, даётся материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка способствует прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений.
Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5- 9 классы).
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Задачи:
1 . Создать условия для освоения образовательной программы обучающимся:
- организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
- формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
- применение адекватных возможностям и потребностям обучающимся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
2. Создать условия для адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:
- организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности;
- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
- использование адекватных возможностям ребенка способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
3. Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:
- специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в классе;
- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ПМПК, общественных организаций;
- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
- повышать профессиональную компетенцию.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
Всё это реализуется через следующие методы и формы:
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
• принцип сотрудничества с семьей.
Коррекционная работа:
- новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности обучающихся;
- систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
Место предмета в учебном плане.
На изучение учебного курса «Русский язык» в 9 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю, из них 1,5 ч для заочного изучения).
Планируемые результаты УУД
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение основными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование основных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение основными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение основных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Осознавать эстетическую ценность русского языка.
- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Анализ текста.
Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический — включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста, — под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи.
- Воспроизведение текста.
Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
- Создание текста.
Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
- Совершенствование написанного.
Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира.
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, образовании и развитии. Развивать умения читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.
Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словариком.
Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях
Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком
Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи; о специфичных (постоянных) признаках частей речи; об особенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых). Усовершенствовать навыки морфологического разбора разных частей речи.
Закрепить навыки выделения в тексте словосочетаний; усовершенствовать навыки синтаксического разбора простого предложения.
На обобщающей основе (знаки отделяющие и выделяющие) закрепить навыки пунктуации простого предложения. Закрепить навыки орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з—с, пре- и при); букв н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений.
Научиться различать сложные предложения. Дать общее представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания
Научиться классифицировать сложные предложения.
Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов.
Сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Научиться расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении. Уметь отличать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).
Научиться производить синтаксический разбор сложносочиненных предложений; употреблять в речи эти предложения.
Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
Сложноподчиненное предложение
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Повторить сведения о видах сложного предложения. Научиться отличать подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения.
Научиться классифицировать сложноподчиненные предложения. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.
Конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.
Научиться производить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
Научиться отличать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных предложений. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным — простое предложение с обособленным членом предложения). Уметь находить сложноподчиненные предложения с разными придаточными в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Бессоюзное сложное предложение
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Сформировать понятие бессоюзного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью)
Научиться определять важнейшие значения, присущие бессоюзным предложениям:
а) перечисления;
б) причины, пояснения, дополнения;
в) противопоставления, времени или условия, следствия.
Сформировать навыки употребления знаков препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Сформировать способность употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Совершенствовать умение составлять схемы таких сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам.
Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
Сформировать понятие о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе
Повторение основных разделов курса русского языка в основной школе. Проверить подготовку учащихся по русскому языку за курс 5—9 классов.
Речь
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-объяснением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книгу в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?).
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг). Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Создание текста. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Всего часов | Форма контроля |
Очно | Заочно |
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира | 1 | |
1 | - | |
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах | 12 | |
6 | 6 | Осл.списывание с заданием |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение | 8 | |
4 | 4 | |
Сложносочиненное предложение | 8 | |
4 | 4 | |
Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью | 32 | Изложение с тв.задан. Тестовая работа КАТ |
16 | 16 |
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными | 8 | |
4 | 4 | |
Бессоюзное сложное предложение | 12 | Осл.списывание с заданием |
6 | 6 | |
Сложное предложение с разными видами связи | 5 | |
2 | 3 | |
Повторение изученного в 5 – 9 классах | 14 | Изложение с тв.задан. |
8 | 8 | |
Итого | 102 | |
| 51 | 51 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2024-2025 уч.г.
Русский язык 9 класс– 102 часа (51+51час) (индивидуальное обучение)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Кол-во часов | Дата | | Форма и вид контроля |
для очного изучения | для заочного изучения | план | факт |
| Введение | | | | | |
1 | Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира | 1 | | 02.09 | | Пересказ лингвистического текста |
| Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах | | | | | |
2 | РР Стили и типы речи. | 0,5 | 0,5 | 03.09 | | создание собственных текстов |
3 | Фонетика, орфоэпия, графика | | 1 | | | Составление предложений с терминами, работа со словарем |
4 | Фонетика, орфоэпия, графика | 1 | | 09.09 | | Орфоэпический диктант |
5 | Лексика, морфемика, словообразование | 0,5 | 0,5 | 10.09 | | Комплексный анализ текста. Работа с морфемным и словообразовательным словарями |
6 | Морфология и синтаксис | | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений, выборочный диктант |
7 | Морфология и синтаксис | 1 | | 16.09 | | Осложненное списывание |
8 | Орфография и пунктуация | 0,5 | 0,5 | 17.09 | | Создание собственных высказываний на основе исходного текста |
9 | Орфография и пунктуация | | 1 | | |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Орфография и пунктуация. Повторение». Осложненное списывание с грамматическим заданием | 1 | | 23.09 | | Осложненное списывание с грамматическим заданием |
11 | Анализ контрольной работы по повторению | 0,5 | 0,5 | 24.09 | | работа над ошибками |
12 | РР Обучение изложению (сжатый пересказ текста) | | 1 | | | Работа с черновиком |
13 | РР Написание сжатого изложения | 1 | 30.09 | | Оформление беловика работы |
14 | РР Анализ творческой работы | 0,5 | 0,5 | 01.10 | | работа над ошибками |
| Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение | | | | | |
15 | Понятие о сложном предложении | | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений. Анализ текста |
16 | Сложное предложение | 1 | | 07.10 | | Составление таблицы «Основные виды сложных предложений», заполнение ее своими примерами |
17 | Практикум по разграничению простых и сложных предложений | 0,5 | 0,5 | 08.10 | |
18 | Практикум по разграничению простых и сложных предложений | | 1 | | |
19 | Типы сложных предложений и средства связи между их частями | 1 | | 14.10 | | Творческий диктант |
20 | РР Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи предложений в тексте | 0,5 | 0,5 | 15.10 | | Сопоставление разностилевых текстов |
21 | РР Комплексный анализ текста | | 1 | | | КАТ |
| Сложносочиненное предложение | | | | | |
22 | Понятие о сложносочиненных предложениях | 1 | | 21.10 | | Работа с учебником, составление таблицы «Группы ССП» |
23 | Виды сложносочиненных предложений | 0,5 | 0,5 | 22.10 | | тренировочные упражнения |
24 | Виды сложносочиненных предложений | | 1 | | | диктант «Проверь себя» |
25 | РР Художественный стиль речи и язык художественной литературы | 0,5 | 0,5 | 05.11 | | Анализ текста |
26 | РР Подготовка к изложению с творческим заданием | | 1 | | | Черновик работы |
27 | РР Изложение с творческим заданием | 1 | 0,5 | 11.11 | | Изложение |
28 | РР Написание изложения с творческим заданием | 0,5 | 12.11 | | Изложение с творческим заданием |
| Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью | | | | | |
29 | Понятие сложноподчиненного предложения | | 1 | | | |
30 | Виды сложноподчиненного предложения | 1 | | 18.11 | | Составление плана §9, конструирование предложений по схемам |
31 | Виды сложноподчиненного предложения | 0,5 | 0,5 | 19.11 | | Составление схем СПП, комментиро- ванное письмо |
32 | Практикум «Виды сложноподчиненного предложения» | | 1 | | | Контрольное упражнение |
33 | РР Контрольная работа №2. Изложение с творческим заданием | 1 | | 25.11 | | Создание сочинения- рассуждения с использованием СПП с придаточным определительным |
34 | РР Контрольная работа №2. Написание творческого задания | 0,5 | 0,5 | 26.11 | | Творческая работа |
35 | Анализ контрольной работы | | 1 | | | Работа над ошибками |
36 | Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным | 1 | | 02.12 | | Редактирование текста . |
37 | Употребление сложноподчиненных предложений с придаточным определительным | 0,5 | 0,5 | 03.12 | | осложненное списывание |
38 | Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным | | 1 | | | Составление повествовательной миниатюры, включение в нее СПП с придаточным изъяснительным |
39 | РР Эссе: понятие о жанре | 1 | | 09.12 | | Составление черновика |
40 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | 0,5 | 0,5 1 | 10.12 | | подготовка устного сообщения о придаточном обстоятельственном |
41 | Сложноподчиненные предложения с придаточным места | | | | Составление |
| | | | предложений по схемам |
42 | Сложноподчиненное предложение с придаточным времени | 1 | | 16.12 | | Составление текста по картине с СПП с придаточным места и времени |
43 | Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения | 0,5 | 0,5 | 17.12 | |
44 | Практикум «Различные виды сравнения» | | 1 | | | устное сообщение «Значение сравн. конструкций в речи» |
45 | Контрольная работа №3. Тестовая работа «Виды сложных предложений» | 1 | | 23.12 | | Контрольная работа |
46 | Анализ контрольной работы | 0,5 | 0,5 | 24.12 | | Работа над ошибками |
47 | РР Строение текста | | 1 | | | Анализ текста |
48 | Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени | 1 | | 28.12 | | Списывание, составление схем СПП |
49 | Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени | 1 | | 13.01 | | Самостоятельная работа |
|
50 | Закрепление знаний по видам придаточных обстоятельственным | 0,5 | 0,5 | 14.01 | | Творческое списывание |
51 | Практикум «Виды сложноподчиненных предложений» | | 1 | | | Тест |
52 | РР Путевые заметки: понятие о жанре | 1 | | 20.01 | | Анализ текста. Создание текста- рассуждения |
53 | РР Создание текста- рассуждения | 0,5 | 0,5 | 21.01 | | Сочинение |
54 | Сложноподчиненное предложение с придаточным цели и условия | | 1 | | | Творческий диктант |
55 | Сложноподчиненное предложение с придаточным цели и условия | 1 | | 27.01 | | Синтаксический разбор |
56 | РР Работа над сочинением-рассуждением | 0,5 | 0,5 | 28.01 | | Сочинение |
57 | Сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия | | 1 | | | Работа с деформированным текстом |
58 | Сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия | 1 | 03.02 | | Продолжение исходного текста с исполь-зованием СПП разных видов |
59 | РР Путевые заметки | 0,5 | 0,5 | 04.02 | | Сочинение-рассуждение |
60 | Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным | | 1 | | | Творческое списывание |
61 | Контрольная работа №4 по теме «Сложноподчиненные предложения». Комплексный анализ текста | 1 | | 10.02 | | Комплексный анализ текста |
62 | Анализ контрольной работы | 0,5 | 0,5 | 11.02 | | Работа над ошибками |
| Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными | | | | | |
63 | РР Подробное изложение с творческим заданием | | 1 | | | Написание изложения и ответ на вопрос творческого задания |
64 | РР Написание творческой работы | 1 | | 17.02 | | Творческая работа |
65 | Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными | 0,5 | 0,5 | 18.02 | | Выполнение упражнения |
66 | РР Рецензия: понятие о жанре | | 1 | | | Составление устной рецензии |
67 | Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными | 1 | | 24.02 | | Самостоятельная работа |
68 | Практикум по теме «СПП с несколькими придаточными» | 0,5 | 0,5 | 25.02 | | Практическая работа |
69 | РР Эссе: понятие о жанре | | 1 | | | Составление черновика эссе |
| Бессоюзное сложное предложение | | | | | |
70 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | 1 | | 03.03 | | Сообщение на лингв.тему |
71 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | 0,5 | 0,5 | 04.03 | | Синтаксический разбор предл. |
72 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления | | 1 | | | Сообщение на лингв.тему |
73 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения | 1 | | 10.03 | | Сообщение на лингв.тему |
74 | Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях | 0,5 | 0,5 | 11.03 | | контрольное упражнение |
75 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия | | 1 | | | Сообщение на лингв.тему |
76 | Контрольная работа №5 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Осложненное списывание с дополнительным заданием | 1 | | 17.03 | | Контрольная работа |
77 | Бессоюзные сложные предложения (практикум) | 0,5 | 0,5 | 18.03 | | Самостоятельная работа |
78 | РР Комплексный анализ текста | | 1 | | | КАТ |
79 | Тире в бессоюзных сложных предложениях | 0,5 | 0,5 | 01.04 | | |
80 | РР Деловая речь | | 1 | | | Работа над ошибками |
81 | РР Деловая речь | 1 | | 07.04 | | написание деловых бумаг по образцу |
| Сложное предложение с разными видами связи | | | | | |
82 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | 0,5 | 0,5 | 08.04 | | Составление схем |
83 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | | 1 | | | Составление предложений по схемам. |
84 | Понятие о периоде | 1 | | 14.04 | | Творческий диктант |
85 | Период. Практикум | 0,5 | 0,5 | 15.04 | | Самостоятельная работа |
86 | РР Деловая речь, ее особенности и языковые средства. Обоб-щение изученного | | 1 | | | Написание деловых бумаг по образцу |
| Повторение изученного в 5 – 9 классах | | | | | |
87 | Фонетика. Орфоэпия | 1 | | 21.04 | | Устное сообщение «Звуки речи. Орфоэпические нормы» |
88 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография | 0,5 | 0,5 | 22.04 | | Тест |
89 | Лексика. Морфемика | | 1 | | | Сообщение «Роль в тексте изобразительно-вырази-тельных средств» |
90 | Лексика. Морфемика. Словообразование | 1 | | 28.04 | | Анализ художественного текста. |
91 | Морфология и орфография | 0,5 | 0,5 | 29.04 | | Синтаксический разбор |
92 | Морфология и орфография | | 1 | | | Самостоятельная работа |
93 | РР Текст. Повторение | 1 | | 05.05 | | Работа с черновым вариантом сочинения-рассуждения на основе исходного текста |
94 | РР Текст | 0,5 | 0,5 | 06.05 | | Сочинение- рассуждение |
95 | Итоговое подробное изложение с творческим заданием | | 1 | | | Черновик подробного изложения |
96 | Оформление итогового изложения | 1 | | 12.05 | | Подробное изложение |
97 | Создание собственного текста – рассуждения по предложенному тексту | 0,5 | 0,5 | 13.05 | | Черновик сочинения-рассуждения |
98 | РР Контрольная работа №6. Оформление итогового творческого задания | | 1 | | | Сочинение рассуждение |
99 | Анализ итоговой работы | 1 | | 19.05 | | Работа над ошибками |
100 | Ликвидация пробелов в знаниях. Итоговый урок | 0,5 | 0,5 | 20.05 | | Работа над ошибками |
101 | Ликвидация пробелов в знаниях. Итоговый урок | | 1 | | | Работа над ошибками |
102 | Ликвидация пробелов в знаниях. Итоговый урок | 1 | | 26.05 | | Работа над ошибками |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
1. Программа: Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, - Бархударова С.Г. и др.- 14-е изд.-М.:Просвещение,2018
2. С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков и др..: «Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». – М., «Просвещение», 2020 г.
3. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5-9 классы». – Санкт-Петербург, Издательство «Свет», 2015г.
5. Таблицы по русскому языку для 5-9 классов по разделам.
6. Русский язык. 9 класс: тематические тесты /Н.А.Сенина,С.В.Гармаш и др.издание четвёртое;Р-н-Д.:Легион 2016г
1