Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Ленска»
МР «Ленский район»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Протокол метод. объединения Зам. директора по УР Директор МКОУ
№ 1 от 29.08. 2025г. __________________ «С(К)ОШИ г. Ленска»
Руководитель МО Церковникова А.А. _______Тарбаева Е.Ф.
_____________ Попова С.С.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования
по предмету «Русский язык» для 7 класса на 2025-2026 учебный год
Разработчик программы:
учитель русского языка и чтения
первой категории
Ладутько Валентина Ивановна
2025
Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с ч.6 ст.12 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом МП РФ от 24.11.2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (ФАООП УО, вариант 1). Программа разработана с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей детей с интеллектуальными нарушениями.
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык».
Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе определяет следующие задачи:
- формирование представления о составе слова, о некоторых способах образования слов в русском языке;
- формирование умения выделять все части слова, образовывать однокоренные и сложные слова;
- осознанное усвоение обучающимися понятий: часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение), грамматические признаки частей речи;
- закрепление у обучающихся умения находить, различать и сравнивать простое и сложное предложения;
- совершенствование навыка нахождения в предложении главных и второстепенных членов;
- совершенствование умения последовательно излагать мысли, озаглавливать текст, составлять план и делить текст на части в соответствии с планом;
- формирование умения составлять деловые письма, подписывать конверты, открытки, поздравления, писать заявления, автобиографию, анкету, расписку и другие тексты делового стиля;
- формирование умения писать сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг и изложение текста с опорой на заранее составленный план (изложение по коллективно составленному плану).
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и является обязательным для изучения.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Содержание обучения
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 7 классе носит коррекционную и практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию знаний русского языка в различных ситуациях. При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся.
Распределение учебного программного материала расположено концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.),
включены в содержание 7-го и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.
Звуки и буквы. В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи. Текст. Большое внимание уделяется склонению имён существительных и прилагательных в единственном и во множественном числе, правописанию падежных окончаний. Обучающиеся должны уметь различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. При более углублённом знакомстве с частью речи «глагол» учатся определять число и время глагола. В 7 классе обучающиеся знакомятся с такой частью речи, как местоимение, учатся правильно употреблять их в речи.
Предложение. Текст. В 7 классе особое внимание уделяется точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Обучающиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое. С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) обучаются конструировать разнообразные тексты. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у них умения построения простого предложения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание в 7 классе уделяется формированию навыков связной письменной речи. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения.
В 7 классе обучающимся прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).
Содержание разделов
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Предложение. Текст.
Состав слова.
Части речи. Текст. Имя существительное.
Части речи. Имя прилагательное.
Глагол.
Местоимение.
Предложение. Текст.
Повторение пройденного.
Планируемые результаты Личностные результаты: - принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные: Минимальный уровень: - знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
- производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы
учителя;
- образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);
- иметь представления о грамматических разрядах слов;
- различать части речи по вопросу и значению;
использовать на письме орфографические правила после предварительного
разбора текста на основе готового или коллективного составленного
алгоритма;
- составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный образец;
- находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с
помощью учителя);
- уметь находить в тексте однородные члены предложения;
- различать предложения разные по интонации;
- находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью
учителя);
- уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме
текста;
- уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец
(с помощью учителя);
- уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (40-45 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
- уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 40-45 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после
предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
- знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;
- уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
- уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
- уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
- уметь определять некоторые грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под руководством учителя);
- уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;
- уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
- уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
- находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем;
- составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
- составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
- различать предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания;
- отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста;
- отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
- выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
- оформлять все виды изученных деловых бумаг;
- писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 55 слов);
- писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (до 55 слов).
Программа формирования базовых учебных действий. Основная цель реализации программы формирования БУД - формирование основ деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачи реализации программы:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; - развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
принимать и сохранять цели и задачи типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
По способу предъявления - устные, письменные, практические.
По характеру выполнения - репродуктивные, продуктивные, творческие.
При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
в контрольных работах – 65-70 слов;
в подробных изложениях – 45-60 слов;
в словарном диктанте – 15-20 слов;
объем творческих работ на уроке – 30-40 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 7 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45-70 слов. Изложения обучающиеся пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» не ставится.
В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:
«удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65 % заданий;
«очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
УМК
Программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант I МКОУ С(К)ОШИ г. Ленска» МР «Ленский район» РС(Я) |
Учебно-методический комплект | Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Русский язык», 7 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, М. «Просвещение», 2018г. Рабочая тетрадь по русскому языку в 5-9 классах Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, М., «Просвещение» 2005г. |
Методическая литература | «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классов специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, М., «Просвещение» 2004 г. |
В программе возможны изменения и дополнения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема уроков | Дата проведения |
План. | Факт. |
1.Повторение. Звуки и буквы. Текст. (10 ч) |
1 | 1 | Звуки и буквы. | | |
2 | 1 | Гласные и согласные звуки и буквы | | |
3 | 1 | Разделительный мягкий «ъ» и твердый «ъ» знаки в словах. | | |
4 | 1 | Правописание безударных гласных в словах. | | |
5 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных в словах. | | |
6 | 1 | Звуки и буквы. Закрепление знаний. | | |
7 | 1 | Текст. Тема, части текста. Красная строка. | | |
8 | 1 | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием. | | |
9 | 1 | Работа над ошибками. | | |
10 | 1 | Деловое письмо. Адрес. | | |
2. Предложение. Текст. (10 ч) |
11 | 1 | Предложения нераспространенные и распространенные. | | |
12 | 1 | Однородные члены предложения. | | |
13 | 1 | Распространение предложений однородными членами. | | |
14 | 1 | Составление предложений с однородными членами. | | |
15 | 1 | Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами. | | |
16 | 1 | Обращение. Его место в предложении. | | |
17 | 1 | Употребление обращения в диалоге. | | |
18 | 1 | Предложение. Закрепление знаний. | | |
19 | 1 | Проверочная работа по теме «Предложение. Текст». | | |
20 | 1 | Деловое письмо. Поздравление. | | |
3.Состав слова (17 ч) |
21 | 1 | Корень и однокоренные слова. | | |
22 | 1 | Приставка. | | |
23 | 1 | Суффикс. | | |
24 | 1 | Окончание | | |
25 | 1 | Безударные гласные в корне. | | |
26 | 1 | Звонкие и глухие согласные в корне. | | |
27 | 1 | Правописание в корне. Закрепление знаний. | | |
28 | 1 | Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках. | | |
29 | 1 | Разделительный твердый знак «ъ» после приставок. | | |
30 | 1 | Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний. | | |
31 | 1 | Проверочная работа по теме «Состав слова». | | |
32 | 1 | Знакомство со сложными словами. | | |
33 | 1 | Правописание сложных слов. | | |
34 | 1 | Образование сложных слов. | | |
35 | 1 | Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, планом и опорными словами. | | |
36 | 1 | Анализ изложений. Состав слова. Закрепление знаний. | | |
37 | 1 | Состав слова. Закрепление знаний. | | |
4.Части речи. Текст. Имя существительное. (25 ч) |
38 | 1 | Различение частей речи. | | |
39 | 1 | Образование одних частей речи от других. | | |
40 | 1 | Значение существительных в речи. | | |
41 | 1 | Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. | | |
42 | 1 | Род и число существительных. | | |
43 | 1 | Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце (ж, ш, ч, щ). | | |
44 | 1 | Правописание существительных с шипящей на конце. | | |
45 | 1 | Три склонения существительных. Существительные 1-го склонения. | | |
46 | 1 | Определение склонения существительных по начальной форме. | | |
47 | 1 | Существительные 2-го склонения. | | |
48 | 1 | Существительные 3-го склонения. | | |
49 | 1 | Различение существительных 1, 2 и 3-го склонений. | | |
50 | 1 | Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения. | | |
51 | 1 | Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием. | | |
52 | 1 | Правописание безударных окончаний существительных 1-го склонения. | | |
53 | 1 | Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения. | | |
54 | 1 | Правописание безударных окончаний существительных 2-го склонения. | | |
55 | 1 | Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения. | | |
56 | 1 | Правописание безударных окончаний существительных 3-го склонения. | | |
57 | 1 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | | |
58 | 1 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | | |
59 | 1 | Текст. Установление последовательности фактов в тексте. | | |
60 | 1 | Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний. | | |
61 | 1 | Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. | | |
62 | 1 | Деловое письмо. Объяснительная записка. | | |
5.Части речи. Имя прилагательное (23 ч) |
63 | 1 | Значение прилагательных в речи. | | |
64 | 1 | Описание предмета и его частей. | | |
65 | 1 | Использование для сравнения предметов. | | |
66 | 1 | Словосочетания с прилагательными. | | |
67 | 1 | Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. | | |
68 | 1 | Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. | | |
69 | 1 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». | | |
70 | 1 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | | |
71 | 1 | Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах. | | |
72 | 1 | Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. | | |
73 | 1 | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. | | |
74 | 1 | Изложение описательного текста (описание природы) с использованием прилагательных, предв. разбором, опорой на план. | | |
75 | 1 | Анализ изложений. | | |
76 | 1 | Изменение прилагательных женского рода по падежам. | | |
77 | 1 | Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах. | | |
78 | 1 | Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. | | |
79 | 1 | Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода. | | |
80 | 1 | Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. | | |
81 | 1 | Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. | | |
82 | 1 | Прилагательное. Закрепление знаний. | | |
83 | 1 | Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы. | | |
84 | 1 | Самостоятельная работа по теме «Склонение прилагательных». | | |
85 | 1 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | | |
6. Глагол(22ч) |
86 | 1 | Значение глагола в речи. | | |
87 | 1 | Использование глаголов для сравнения предметов. | | |
88 | 1 | Различение глаголов по временам. | | |
89 | 1 | Изменение глаголов по временам. | | |
90 | 1 | Различение глаголов по числам. | | |
91 | 1 | Изменение глаголов по числам. | | |
92 | 1 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. | | |
93 | 1 | Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов прошедшего времени. | | |
94 | 1 | Проверочная работа по теме «Изменение глаголов по числам и временам». | | |
95 | 1 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | | |
96 | 1 | Время и число глаголов. Закрепление знаний. | | |
97 | 1 | Текст. Составной план текста. | | |
98 | 1 | Понятие о неопределенной форме глагола | | |
99 | 1 | Правописание глаголов в неопределенной форме. | | |
100 | 1 | Постановка глаголов в неопределенную форму. | | |
101 | 1 | Использование частицы «не» в значении отрицания. | | |
102 | 1 | Наблюдение за правописанием частицы «не» с глаголами. | | |
103 | 1 | Правописание частицы «не» с глаголами. | | |
104 | 1 | Проверочная работа по теме «Глагол». | | |
105 | 1 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | | |
106 | 1 | Глагол. Закрепление знаний. | | |
107 | 1 | Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы. | | |
7. Местоимение (11 ч.) |
108 | 1 | Личные местоимения. | | |
109 | 1 | Значение личных местоимений в речи. | | |
110 | 1 | Местоимения 1-го лица. | | |
111 | 1 | Местоимения 2-го лица. | | |
112 | 1 | Местоимения 3-го лица. | | |
113 | 1 | Изменение местоимений 3-го л. единственного числа по родам. | | |
114 | 1 | Различение местоимений по лицам и числам. | | |
115 | 1 | Самостоятельная работа по теме «Местоимение». | | |
116 | 1 | Работа над ошибками. | | |
117 | 1 | Личные местоимения. Закрепление знаний. | | |
118 | 1 | Личные местоимения. Закрепление знаний. Контрольные вопросы. | | |
8. Предложение (12 ч) |
119 | 1 | Однородные члены предложения без союзов и с союзом «и». | | |
120 | 1 | Однородные члены предложения с союзами «а, но» | | |
121 | 1 | Однородные члены предложения с союзами «и, а, но». | | |
122 | 1 | Обращение. | | |
123 | 1 | Знаки препинания при обращении. | | |
124 | 1 | Простое предложение. Закрепление знаний. | | |
125 | 1 | Части сложного предложения. | | |
126 | 1 | Знаки препинания в сложном предложении. | | |
127 | 1 | Составление сложных предложений. | | |
128 | 1 | Простое и сложное предложения. Закрепление знаний. | | |
129 | 1 | Годовой контрольный диктант. | | |
130 | 1 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | | |
| | 9. Повторение (6 ч) | | |
131 | 1 | Состав слова. | | |
132 | 1 | Правописание в приставке и корне. | | |
133 | 1 | Существительное. | | |
134 | 1 | Прилагательное. | | |
135 | 1 | Глагол. | | |
136 | 1 | Местоимение | | |