Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______ №____________
Адаптированная
рабочая программа
по русскому языку
2 класс
(Вариант 7.1)
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку во 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вариант 7.1, разработана на основе основополагающих документов современного Российского Образования.
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «ОбутвержденииСанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Учебного плана МОУ – СОШ д. Новые Ивайтенки
Адаптированная рабочая программа по русскому языку (Вариант 7.1) ориентирована на использование учебно – методического комплекта по предмету:
1.1.1.1.4.3 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. В 2-х частях. 2 класс Издательство "Просвещение"
Цель:- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка: овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать родную речь.
Задачи:- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.
Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по русскому языку (Вариант 7.1) рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю.
Срок реализации адаптированной рабочей программы по русскому языку (Вариант 7.1) – 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты
представление о своей этнической принадлежности;
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительное отношение к языковой деятельности;
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст.
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку);
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
Предметные результаты
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты изучения русского языка должны отражать:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
овладение первоначальными представлениями о правилах речевого
этикета;
овладение основами грамотного письма;
овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Наша речь – 3 ч.
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
Текст – 5 ч.
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста. Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Текст (повторение и углубление представлений).
Предложение- 10ч.
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Слова, слова, слова…-17ч.
Слово и его значение. Синонимы и антонимы.
Звуки и буквы -59ч.
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки.
Части речи – 66ч.
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных.
Глагол как часть речи. Число глагола.
Повторение -10ч.
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение.
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
2 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Наша речь | 3 |
2. | Текст | 5 |
3. | Предложение | 10 |
4. | Слова, слова, слова… | 17 |
5. | Звуки и буквы | 59 |
6. | Части речи | 66 |
7. | Повторение | 10 |
итого | | 170 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______№____________
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
2 класс
(Вариант 7.1)
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2020 – 2021 учебный год
Календарно - тематическое планирование по русскому языку , 2класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема урока |
План | Факт |
Наша речь (3 ч) |
1 | Язык и речь. | 1ч | | |
2 | Виды речевой деятельности человека. | 1ч | | |
3 | Диалог и монолог. | 1ч | | |
Текст (5 ч) |
4 | Что такое текст? Признаки текста: целостность, связность, законченность. | 1ч | | |
5 | Тема и главная мысль текста | 1ч | | |
6 | Построение текста. | 1ч | | |
7 | Р.р.Составление рассказа по рисунку. | 1ч | | |
8 | Контрольный диктант№1 «Кот» (Повторение изученного в 1 классе). | 1ч | | |
Предложение (10 ч) |
9 | Работа над ошибками. Предложение как единица речи. | 1ч | | |
10 | Знаки препинания в конце предложения. | 1ч | | |
11 | Члены предложения. Главные члены предложения (основа). | 1ч | | |
12 | Второстепенные члены предложения. | 1ч | | |
13 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1ч | | |
14 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1ч | | |
15 | Связь слов в предложении. | 1ч | | |
16 | Р.р.Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1ч | | |
17 | Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант. Закрепление пройденного материала по теме «Предложение». | 1ч | | |
18 | Проверочная работа по теме «Предложение». | 1ч | | |
Слова, слова, слова… (17 ч) |
19 | Слово и его значение. Лексическое значение слова. | 1ч | | |
20 | Однозначные и многозначные слова. | | | |
21 | Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | 1ч | | |
22 | Что такое синонимы? | 1ч | | |
23 | Что такое антонимы? | 1ч | | |
24 | Контрольный диктант №2 «Осень в лесу» по теме «Слова, слова, слова…». | 1ч | | |
25 | Работа над ошибками. Что такое родственные слова? | 1ч | | |
26 | Корень слова. | 1ч | | |
27 | Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. | 1ч | | |
28 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1ч | | |
29 | Какие бывают слоги? | 1ч | | |
30 | Словесное и логическое ударение. | 1ч | | |
31 | Как определить ударный слог? | 1ч | | |
32-33 | Как переносить слова с одной строки на другую. | 2ч | | |
34 | Проверочная работа по теме «Слова и значение слов». | 1ч | | |
35 | Р.р.Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1ч | | |
Звуки и буквы (59 ч) |
36 | Работа над ошибками. Различие звуков и букв. | 1ч | | |
37 | Как мы используем алфавит. | 1ч | | |
38 | Какие слова пишутся с заглавной буквы | 1ч | | |
39 | Р.р. Обучающее сочинение по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом» | 1ч | | |
40 | Работа над ошибками. Гласные звуки. | 1ч | | |
41 | Диктант №3 «Гроза» по теме «Слова, слова, слова» | 1ч | | |
42 | Работа над ошибками. Проверочная работа «Страничка для любознательных» | 1ч | | |
43-49 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 7ч | | |
50 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1ч | | |
51-52 | Слова с непроверяемыми орфограммами. | 2ч | | |
53 | Диктант№4 «В роще» по теме «Безударные гласные в корне слова». | 1ч | | |
54 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного по теме « Правописание слов безударными гласными в корне слова». | 1ч | | |
55 | Р. р. Сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | 1ч | | |
56 | Работа над ошибками .Согласные звуки. | 1ч | | |
57 | Р.р. Восстановление деформированного текста по рисунку(упражнение 182). | 1ч | | |
58 | Словарный диктант. Согласный звук [й'] и буква «и краткое» | 1ч | | |
59 -60 | Слова с удвоенными согласными. | 2ч | | |
61 | Р.р.Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам А. С Степанов «Лоси». | 1ч | | |
62 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1ч | | |
63 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме. | 1ч | | |
64 | Правописание мягкого знака(ь) на конце ив середине перед другими согласными. | 1ч | | |
65 | Правописание мягкого знака(ь) на конце ив середине перед другими согласными. | 1ч | | |
66 | Р. р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо». | 1ч | | |
67 | Контрольный диктант№5 «Зимой» по теме «Звуки и буквы». | 1ч | | |
68 | Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками . | 1ч | | |
69 | Контрольное списывание. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | 1ч | | |
70 | Р.р. Работа с текстом (упражнение 9). | 1ч | | |
71-73 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. | 3ч | | |
74 | Наши проекты. Подготовка к осуществлению проекта «Рифма» | 1ч | | |
75 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1ч | | |
76 | Правописание слов с парным согласным. | 1ч | | |
77 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне. Словарный диктант. | 1ч | | |
78 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по звонкости–глухости согласного. | 1ч | | |
79- 85 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце и перед согласным в корне. | 7ч | | |
86 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1ч | | |
87 | Закрепление пройденного материала «Правописание гласных и согласных в корне слова.» | 1ч | | |
88 | Диктант №6«Утром» по теме ««Правописание гласных и согласных в корне слова.» | 1ч | | |
89 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала «Правописание гласных и согласных в корне слова.» | 1ч | | |
90 | Р.р.Составление поздравительной открытки:: письменное изложение текста по вопросам. | 1ч | | |
91 | Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак. | 1ч | | |
92 | Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь) . | 1ч | | |
93 | Р. р. Составление устного рассказа по серии рисунков (упражнение 66). | 1ч | | |
94 | Проверочная работа «Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь)» . | 1ч | | |
| Части речи (66ч) | | | |
95-96 | Части речи. | 2ч | | |
97 | Употребление частей речи в тексте. | 1ч | | |
98 -99 | Имя существительное как часть речи. | 2ч | | |
100-103 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 4ч | | |
104 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1ч | | |
105 | Заглавная буква в именах собственных. | 1ч | | |
106 | Р.р. Составление рассказа по репродукции картины В. М Васнецова «Богатыри». | 1ч | | |
107 | Работа над ошибками. Заглавная буква в именах собственных. | 1ч | | |
108 | Словарный диктант. Число имён существительных. | 1ч | | |
109 | Изменение имен существительных по числам. | 1ч | | |
110-111 | Обобщение знаний об имени существительном. | 2ч | | |
112 | Р. р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам (упражнение 115). | 1ч | | |
113-114 | Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Имя существительное» | 2ч | | |
115 | Диктант №7 «Дружная работа» по теме «Имя существительное». | 1ч | | |
116 | Работа над ошибками. Глагол как часть речи. | 1ч | | |
117 | Глагол как часть речи. | 1ч | | |
118-119 | Значение глаголов в речи. | 2ч | | |
120 | Р. р. Сочинение по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1ч | | |
121 | Работа над ошибками. Признаки глагола. | 1ч | | |
122 | Единственное и множественное число глаголов. | 1ч | | |
123 | Правописание частицы не с глаголом. | 1ч | | |
124 | Обобщение знаний о глаголе. | 1ч | | |
125 | Р. р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений (упражнение 143). | 1ч | | |
126 | Диктант № 8 «Старый Полкан» по теме «Глагол». | 1ч | | |
127 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по теме «Глагол». | 1ч | | |
128-129 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 2ч | | |
130 | Закрепление пройденного материала по теме «Глагол». | 1ч | | |
131 | Что такое имя прилагательное? | 1ч | | |
132 | Значение имён прилагательных. | 1ч | | |
133-136 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 4ч | | |
137-138 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 2ч | | |
139-140 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 2ч | | |
141 | Контрольный диктант№9 «Дети в лесу» по теме «Имя прилагательное». | 1ч | | |
142 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1ч | | |
143-144 | Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | 2ч | | |
145 | Р. р.Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). | 1ч | | |
146 | Р. р.Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1ч | | |
147-148 | Местоимение (личное) как часть речи. | 2ч | | |
149 | Р. р. Редактирование текста с повторяющими именами существительными. | 1ч | | |
150 | Составление по рисункам текста-диалога(упражнение 179. | 1ч | | |
151 | Словарный диктант. Структура текста-рассуждения. | 1ч | | |
152 | Закрепление пройденного материала теме «Местоимение» | 1ч | | |
153 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | 1ч | | |
154 | Общее понятие о предлоге. | 1ч | | |
155 | Роль предлогов в речи. | 1ч | | |
156-157 | Раздельное написание предлогов со словами. | 2ч | | |
158 | Р.р.Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. (упражнение 192). | 1ч | | |
159 | Контрольный диктант годовой промежуточной аттестации №10 «Утро» по теме «Закрепление изученного материала» | 1ч | | |
160 | Работа над ошибками. Проверочная работа «Предлог». | 1ч | | |
Повторение 10 ч. |
161 | Проект «В словари — за частями речи!» | 1ч | | |
162 | Повторение по теме «Текст» «Речь устная и письменная». | 1ч | | |
163 | Повторение по теме «Предложение» « Главные и второстепенные члены предложения». | 1ч | | |
164 | Повторение по теме «Слово и его значение» «Синонимы и антонимы». | 1ч | | |
165-167 | Повторение по теме « Части речи». | 3ч | | |
168 | Повторение по теме « Звуки и буквы» « Алфавит» | 1ч | | |
169 | Правила правописания».Повторение по теме. | 1ч | | |
170 | Контрольное списывание. Повторение по теме « Правила правописания». | 1ч | | |