СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний"-3 класс.
Приложение
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
УМК «Планета знаний»
ГБОУ РО «Цимлянская школа – интернат»
Уровень общего образования-3а класс
Количество часов – 170 ч
Учитель – Орехова Анжелика Алексеевна
2018/2019учебный год
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с тяжёлым нарушением речи разработана на основе:
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» (под общей редакцией И.А. Петровой) в 2 ч. – 2-е изд., доработанное. – АСТ- Астрель Москва 2012. (Новый стандарт начального образования), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, Программы курса «Русский язык» 1-4 классы
( Л Я. Желтовской, Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной). В программе учитываются требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Л.Я. Желтовская. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М.,АСТ,Астрель.
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради №1, №2. - М., АСТ, Астрель.
На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 170часов (5 часов в неделю):
В соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий на 2018-2019 учебный год, рабочая программа 3-а класса составлена на 170 ч. (при необходимых 176ч -6ч=170ч , 5 ч в неделю, 35 учебных недель) Праздничные дни - 08.03.2019, 01.05.2019, 02.05.19, 03.05.19, 09.05.2019, 10.05.19.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ТНР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе с тяжёлым нарушением речи очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний о русском языке. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития, нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа строит обучение детей с ТНР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Коррекционно-развивающие цели:
Максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;
Формирование навыков учебной работы;
Развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать языковые явления.
Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных.
Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).
Основные направления коррекционной работы
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа:
новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;
систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для воспитанников с ТНР:
- инструкция учителя для освоения работы с книгами,
-переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика,
- опора на жизненный опыт ребёнка,
- использование наглядных, дидактических материалов,
- итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм,
-реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий,
- использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов,
- использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма,
- использование перфокарт индивидуального содержания,
- при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные, дидактические материалы
Рабочая программа позволяет достичь планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу 3 класса
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Русский язык»:
• осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития язы¬ка с развитием культуры и общества;
• внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
• внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
• стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собе-седников;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего на-рода, своей страны;
• чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».
Регулятивные результаты освоения курса «Русский язык»:
• осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
• на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;
• осознавать и выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;
• руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;
• следовать инструкциям и алгоритмам при выполнении инструкций (памятки);
• осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографи¬ческие и пунктуационные ошибки на изученные правила.
Познавательные результаты освоения курса «Русский язык»:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
• использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для ре¬шения языковых задач;
• находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;
• осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложе¬ния, тексты;
• владеть общим способом проверки орфограмм;
• строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для по¬нимания слушателем.
Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:
• владеть диалоговой формой речи;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при ра¬боте в паре, группе;
• договариваться и приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения программного материала:
• осознавать слово, предложение как главные средства языка;
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
• производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением - и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
• оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при вы¬ражении своих мыслей и чувств;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
• осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
• осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;
• осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства язы¬ка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
• дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
• находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
• анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
• вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
• распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
• осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
• говорить и писать логично, четко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
• выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
• произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
• писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту);
осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств.
Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.
Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.
Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)1
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.
Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).
Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Умения:
— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).
Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).
Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений. Виды речевой деятельности.
Общие сведения о языке. Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.
Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол.. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис. Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.
Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Правописание и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.
Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.
Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):
— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);
— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).
Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Язык и речь | 23 ч |
2 | Проводники наших мыслей и чувств | 28ч |
3 | О главном | 55 ч |
4 | Конкретизируем значение, распространяем мысль... | 47 ч |
5 | Повторение изученного в 3 классе | 17ч |
Итого | 170 |
График контрольных и проверочных работ.
Период обучения | Диагностический и практический материал | Дата |
1 четверть-40ч | Входной диктант№1 Словарный диктант №1 Проверочный диктант №2 Изложение№1«Свет осени» Контрольный диктант №3(за 1чет) | 12.09.18 24.09.18 28.09.18 02.10.18 23.10.18 |
2 четверть-39ч | Изложение №2 Сочинение «Снежинка» Изложение №3 Словарный диктант №2 Контрольный диктант №4 (промежут.аттест) Изложение №4 Контрольное списывание. | 15.11.18 20.11.18 10.12.18 18.02.18 19.12.18 21.12.18 17.12.18 |
3 четверть-51ч | Проверочный диктант №5 Творческая работа. Контрольный диктант №6(за 3чет) | 12.02.19 14.02.19 19.03.19 |
4 четверть-40ч | Изложение №5 Проверочный диктант №7 Изложение №6 Контрольный словарный диктант №3 Контрольное списывание. Промежуточная аттестация. | 17.05.19 26.04.19 30.04.19 16.05.19 22.05.19 23.05.19 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
№ Урока | Кол-во час | Дата | Тема урока
|
|
|
| ||||||||||||||||
| 1-я четверть-40ч |
| ||||||||||||||||||||
| ЯЗЫК И РЕЧЬ (23 ч) (повторение изученного во 2 классе) |
| ||||||||||||||||||||
| Речь устная и письменная (5 ч) |
| ||||||||||||||||||||
1-2 | 2ч
|
03.09 |
Использование речи при общении. (вводные уроки) Часть 1 С. 6—10, № 15 С. 8—10, № 20 | На основе речевой темы: «Здравствуй, школа! 1 сентября», повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической); стимулировать устные высказывания (беседа по рисункам, высказывания по поводу авторской позиции текстов, ответы на вопросы заданий) и письменные (выборочное списывание текста, письмо по памяти, ответ на вопрос по тексту, высказывание собственного мнения о первом школьном дне).
| Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей. Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Выявлять назначение и особенности разных видов речевой деятельности (слушания, чтения — говорения, письма, внутренней речи). Понимать смысл всех условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом, композиционно. |
| ||||||||||||||||
3-5 | 3ч
| 05.09 06.09 07.09 | Речевые действия . С. 10—15, № 25
|
Углубить (с помощью таблицы) представление об основных видах речевой деятельности: при восприятии речи (слушании, чтении), при создании речи (говорении, письме). Ввести представление о речевом действии (№ 2), глаголах речи. Обратить внимание на особенности русской устной (говорение, слушание) и письменной (письме, чтении) речи. Дополнить сведения о таких видах речевой деятельности как воспроизведение (изложение), внутренняя речь (обдумывание). Синонимы (заяц, русак, беляк, косой) Словарь:альбом, блокнот, фломастер,народ
| Выявлять суть вопросов и заданий к упражнениям учебника. Точно следовать «шагам» инструкции, памятки, заданию. Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики |
| ||||||||||||||||
Правила записи слов (7 ч)
|
| |||||||||||||||||||||
| 1ч
| 10.09 | Основные типы записи слов С. 16—17, № 32 | Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4) переношу слова по слогам. | Ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова. Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки. | |||||||||||||||||
7-9 | 1ч 1ч
1ч | 11.09 12.09 13.09 | Проверяемые орфограммы в корне
Входной диктант №1 С. 17—19, № 5—11 С. 22, № 22 Проверяемые орфограммы в корне
| Повторить правила, способы, приёмы подбора проверочных слов при проверке орфограмм: гласные, проверяемые ударением; парные звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные. Способствовать обогащению словаря школьников подбором антонимов. Словарь: цветы, цвета, фиолетовый (этимол. виола) аппетит
| Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Правильно оформлять титульный лист ученической тетради Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне | |||||||||||||||||
10 | 1ч | 14.09 | Непроверяемые орфограммы в корне С.16—17, № 30 | Повторить написание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне, с двойными согласными Продолжить наблюдение над значением и употреблением в переносном значении выражения «волчий аппетит»
| Организовать работу с орфографическим словарём. Активизировать письмо под диктовку.
| |||||||||||||||||
11 | 1ч |
17.09 | Употребление мягкого знака С. 18—19, №46
| Повторить известные детям случаи употребления в словах мягкого знака: как показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака. Вспомнить об употреблении гласных после шипящих, об отсутствии мягкого знака в сочетаниях чн, щн, нщ, о наличии пробела между словами, включая предлоги. Дать сведения из истории культуры: об использовании голубиной почты Словарь: Киломéтр, километрóвый
| Совершенствовать навыки письма: осложненное списывание, словарные диктанты, письмо текста под диктовку, письмо по памяти, письменный ответ на вопрос с выбором материала из текста.
| |||||||||||||||||
12 | 1ч |
18.09 |
Большая буква в именах собственных С. 20—21, № 52 | Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, названий улиц, населённых пунктов, кличек). Дать сведения из истории русских фамилий, прозвищ, названий улиц и населённых пунктов, появления кличек Словарь: Названия улиц Оформление титула Тетради
| Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Правильно оформлять титульный лист ученической тетради Упражнять в образовании фамилий от имён, высказывать предположения об истоках выбора кличек, учить правильно подписывать ученическую тетрадь.
| |||||||||||||||||
Слово: его значение, значимые части (4 ч) | ||||||||||||||||||||||
13 | 1ч |
19.09 | Лексическое значение слова С. 22, № 59 | Повторить сведения о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре. Организовать наблюдение над спецификой называния предметов, лиц детьми (рыцарь, лопата, гвоздика, астра), над омонимами. Дать сведения из истории развития языка: о разных путях пополнения слов в русском языке, в том числе заимствования из других языков (на примере названия цветов гладиолус, астра), призвать к уважению и бережному отношению к родному языку, предостеречь от бездумного его засорения иностранными словами и словами-сорняками Основные понятия.Слова из словарей Лексическое значение.Синонимы. Антонимы.Омонимы лопата рыцарь
| Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами. Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении. Наводить справки в толковых словарях и справочниках
| |||||||||||||||||
14 | 1ч |
20.09 | Значимые части слов С. 24, № 65
| Повторить сведения о взаимосвязи лексического значения слова с оттенками значений, вносимых в слово значимыми частями слова: корнем, приставкой, суффиксом (основой), о роли окончания. Дать сведения о происхождении названия морская свинка, наблюдение над фактом опрощения (срастание суффикса с корнем) в слове свинка, сравни свинка (от слова свинья)
| Упражнять в анализе слов по составу, моделировании слов, в подборе однокоренных слов (изменяется лексическое значение), наблюдении над написанием их корней.
| |||||||||||||||||
15 16 | 2ч |
21.09 24.09 | Лексическое и общее значения слов С. 26, № 73 Словарный диктант №1 | Систематизировать знания о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи. Мотивировать детей к словесному творчеству и анализу работ (составить загадки о растениях (свой урожай) или на тему «Что, кого видели в лесу») Словарь: Общее (грамматическое) значение слов с обобщённым лексическим значением (урожай, злаки, плоды) урожай, горох, огурец, помидор
| Анализировать и составлять предложения и тексты. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Упражнять в определении частей речи в словосочетаниях и предложениях, в употреблении в тексте нужных по смыслу частей речи (речевая тема «Урожай»), их грамотной записи и произношении.
| |||||||||||||||||
Слово в предложении (2 ч) | ||||||||||||||||||||||
17 18 | 2ч |
25.09 26.09 | Слово в предложении и тексте С. 28,30 № 77 №85
| Повторить сведения о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе. Упражнять в анализе и составлении предложений, текстов, озаглавливании текстов, в наблюдении над употреблением слов в переносном значении, в пересказе текста (письменно)
Словарь: пурпур пурпуровый пурпурный и пурпурный |
Анализировать и составлять предложения и тексты. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.
| |||||||||||||||||
Работы проверочного и творческого характера (5 ч) | ||||||||||||||||||||||
19 |
1ч
|
27.09 |
С. 32№5 | На уроке можно использовать материалы рубрики «Проверочные работы», а также невыполненные упражнения на предыдущих страницах
| Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника | |||||||||||||||||
20*21 | 2ч
|
28.09 01.10 | Проверочный диктант №2 и его анализ С. 36—39
| Можно использовать № 6, с.36, индивидуальные задания из материалов разворота «Школа Грамотея»
|
| |||||||||||||||||
22 23 | 2ч |
02.10 03.10 |
Анализ изложения. Урок-тренинг
| Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану. Учить анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочеты, давать совет и т.п.
| Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста | |||||||||||||||||
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (28 ч) | ||||||||||||||||||||||
Слово, предложение, текст (1 ч) (общее представление) | ||||||||||||||||||||||
24 | 1ч |
04.10 | Слово, предложение, текст Вводный урок С. 40—41, № 4 | Дать представление о роли основных средств языка в общении: понимании через значения слов общего смысла высказывания (предложения, текста) и способности формулировать собственные мысли. Словарь: cвитер [тэ] велосипед фотоаппарат
| Обратить внимание на речевой факт: в речи важно употреблять многозначные слова в определенном значении, иначе будешь неправильно понят (снимать, понёс)
| |||||||||||||||||
Слово и словосочетание (9 ч) | ||||||||||||||||||||||
25 |
1ч |
05.10 |
С. 42—43№ 10 | Сформировать понятие о словосочетании как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. Упражнять в составлении словосочетаний, обратив внимание на наличие в русском языке ситуативных синонимов (ученик, сын, пациент и др). Словарь: Словосочетание пациент [цыэ]
| Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире. Обнаруживать общее и различное в функциях слова и словосочетания.
| |||||||||||||||||
26 | 1ч |
08.10 | Связь частей речи в словосочетании С. 44—47, № 16 | Организовать наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях: согласованием имен существительных и прилагательных, подчинением имен существительных глаголам (без терминов); над наличием в русском языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок). Упражнять в образовании словосочетаний с заданным значением
Словарь: комната комнатный слúвовый
| Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний.
| |||||||||||||||||
27-28 |
2ч |
09.10 10.10 |
Род имён существительных С. 48, № 25 №37 |
Организовать наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имён существительных. Дать понятие о роде имени существительного как его постоянном признаке (бывает …). Упражнять в определении рода имен существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе Словарь: Род простыня (нет) простынь и простыней туфля | Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).
| |||||||||||||||||
29-30 | 2ч |
11.10 12.10 |
Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода С. 52№43 С 53 , № 55
|
Познакомить с новой орфограммой. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы. Упражнять в определении рода имен существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку. Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах Словарь: тюль (м.р.) шампунь (м.р.)
|
Фразеологизмы (идиомы) Вертеться как белка в колесе Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных. Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи | |||||||||||||||||
31 | 1ч | 15.10 |
Связь частей речи в словосочетаниях С. 56—57, № 59
|
Обратить внимание на родовые формы имен прилагательных (непостоянный признак), на наличие определенных окончаний (родовые окончания — орфограмма). Упражнять в согласовании с существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи по культуре речи (как сказать правильно: … ужасный/ ужасная неряха?)
|
| |||||||||||||||||
32-33 | 2Ч | 16.10 17.10 | Изменение имён прилагательных по родам 58,№65
Устойчивые сочетания слов С. 60—61, № 72 | Углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов. Организовать наблюдение над выразительностью русского фразеологизма вертеться как белка в колесе в сопоставлении с однозначными идиомами из других языков: быть занятым как пчела (англ.), стрелять из четырёх ружей (фр.), не знать ни отдыха, ни покоя (нем.) Основные понятия: Фразеологизмы (идиомы) Вертеться как белка в колесе
| Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи.
| |||||||||||||||||
Предложение — языковое средство выражения мыслей и чувств (1 ч) | ||||||||||||||||||||||
34 |
1Ч |
18.10 | Предложение (вводный урок) С. 62—63, № 77 | Углубить представление о предложении: единица языка и речи, с помощью которой можно выразить мысль, чувство, связь слов не только по смыслу, но и грамматически (с помощью изменения слов и употребления предлогов, союзов). Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе (по таблице) Словарь: природа природный | Запрос информации (вопрос) Сообщение (ответ) Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков | |||||||||||||||||
Виды предложений по цели высказывания (6ч)
| ||||||||||||||||||||||
35 |
1Ч |
19.10 | Вопросительные и повествовательные предложения С. 64, № 82 | Углубить представление о предложении с позиций его функции — цели высказывания, речевой задачи. Дифференциация вопросительных и повествовательных предложений по цели высказывания: задаем вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Организовать наблюдение над наличием внешних признаков а) вопросительных предложений: вопросительной интонации, вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц; б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце Основные понятия: Запрос информации (вопрос) Сообщение (ответ)
| Запрос информации (вопрос) Сообщение (ответ) Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации.
| |||||||||||||||||
36 | 1ч
|
22.10 |
Повествовательные предложения (утверждаем, отрицаем) С. 66—67, № 87 | Познакомить с вариантами повествовательных предложений: утвёрдительными, отрицательными. Показать роль частицы не в выражении отрицательного смысла предложения. Познакомить с орфограммой — раздельное написание не с глаголами. Словарь: Основные понятия Отрицательная частица не
| Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы | |||||||||||||||||
|
Проверочные работы и подготовка к ним (3 ч)
|
| ||||||||||||||||||||
37 38 39 | 2ч 1ч
|
23.10 24.10
25.10
|
Контрольный диктант №2 Анализ контрольного диктанта.С. 88—92
Урок-тренинг. | Наблюдение над употреблением частицы не перед словами в художественных текстах, загадках, пословицах, её смысловой нагрузкой, написанием
|
| |||||||||||||||||
40 |
1ч |
26.10 | Побудительные предложения С. 72—73, №90 | Познакомить с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой «повелительной формой» глаголов, наличием обращений. Наблюдение над употреблением частицы не с глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях. Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь» Словарь: Речевая задача | Восклицательная Интонация Уместно пользоваться разными типами предложений при беседе (диалоге) в разных речевых ситуациях | |||||||||||||||||
2 четверть-39ч |
| |||||||||||||||||||||
41 |
1ч |
06.11 | Восклицательные предложения с 70,№100 | Углубить представления о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией (характеристика по интонации). Обратить внимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний Словарь: Основные понятия | Пунктуация Знаки препинания в конце предложений Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства
| |||||||||||||||||
42 43 |
2ч
|
07.11 08.11 |
С. 71-73, № 107,106,108 | Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи. Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно Словарь: Основные понятия Текст Объёмное высказывание
| «Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений. Сопоставлять интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь | |||||||||||||||||
|
| Текст - как основное языковое средство выражения объёмных высказываний (8ч)
| ||||||||||||||||||||
44 |
1ч |
09.11 |
Текст С. 76, № 114 |
| Пунктуация Знаки препинания в конце предложений Организовать наблюдение над текстами разных типов
| |||||||||||||||||
45 |
1ч
|
12.11
|
Типы текстов С. 83—87, № 11 | Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче) Словарь: Основные понятия Повествование Описание
| Организовать наблюдение над текстами разных типов. Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам | |||||||||||||||||
46-47 |
2ч
|
13.11 14.11
| Разные типы текстов (повторение) С. 80-81 | Повторение по избранным материалам разворота «Мастерская слова» на тему «Наступление зимы. Первый снег», репродукции картины А. Пластова «Первый снег» (учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 2 класс)
| Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы. | |||||||||||||||||
48-49 | 2ч
|
15.11 16.11
| Изложение №2 и его анализ С. 86 | Учить воспроизведению текста повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план. Углубить представление о назначении плана, его информативности, структуре. Работа с памяткой по написанию изложений. Организовать наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который легче поможет воспроизвести содержание текста. Анализ работ учащихся, работа над речевыми и другими недочётами Основные понятия Изложение План текста, его информативность
| Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана. Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением.
| |||||||||||||||||
50 | 1ч 19.11 |
| Творческая работа: составление текста загадки С. 87, № 4—5 | Учить анализировать особенности содержания, структуры и языка текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составлять собственные тексты (по желанию). Учить слушать загадки, составленные одноклассниками, давать советы по их корректировке Основные понятия Особенности текста загадки Изобразительно-выразительные Средства. | «Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.
| |||||||||||||||||
51 |
1ч
|
20.11 |
Творческая работа: Сочинение «Снежинка» С.87 № 6—7
| Учить различать узкие и широкие темы, выбирать и подбирать материал для избранной темы, логично излагать мысли при составлении собственного текста на темы «Снежинка», «Первый снег» и др. Основные понятия Сочинение Жанр текста Узкие и широкие темы высказываний
| Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы | |||||||||||||||||
|
| О главном… (главные части в средствах языка) (55ч)
| ||||||||||||||||||||
52 |
1ч
|
21.11 | Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте) С. 90-91 № 1—6
| Учить анализировать материал таблицы и делать выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей. Организовать наблюдение над текстами, отражающими ситуации общения по телефону, актуализировать правила ведения беседы по телефону Словарь - беседа беседовать собеседник собеседование | Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию.
| |||||||||||||||||
53 |
1ч
|
22.11 | Главная (основная) мысль текста С.91 | На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста. Организовать наблюдение над приёмами выражения основной мысли основного чувства в баснях и других жанрах. Упражнять в безошибочном списывании текстов с учебника Основные понятия Основная мысль
| Выявлять основную мысль высказывания. | |||||||||||||||||
54 |
1ч
|
23.11 | Роль корня как смыслового ядра слова С. 92-93 | Углубить представление о роли корня в словах и правописании орфограмм в корнях, дать общее представление об историческом корне слова. Упражнять в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова, 2) от синонимов. Учить обращаться за справками к этимологическому словарю и работать с ним, в частности, исследовать исторические корни в словах русский, Россия, родник, родина, народ Основные понятия Исторический корень слова Этимология слова модель [дэ]
| Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества. Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Наблюдать факты чередования гласных и согласных в корнях слов.
| |||||||||||||||||
55 56 57 |
3ч
|
26.11 27.11 28.11
| Правописание корня (повторение, обобщение) С. 94-97 | Упражнять в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов. Организовать наблюдение за написанием корней, в которых имеется чередование согласных к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и. Упражнять в совершенствовании разных видов письма, особенно под диктовку Основные понятия Чередование согласных солома соломенный
| Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне. Развивать графическую и орфографическую зоркость. Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку.
| |||||||||||||||||
58-59 |
2ч
|
29.11 30.11
|
Если в корне две безударные гласные… С. 98-101 | Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород, 3) новый: сопоставление буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре. Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город-град, золото-злато. Учить извлекать народную мудрость, выраженную в пословицах: «Мудрость в голове, а не в бороде», «Огород — для семьи доход» Основные понятия Старославянизмы Полногласие Неполногласие огород огородный полотенце полотно
|
Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне. Развивать графическую и орфографическую зоркость. Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку.
| |||||||||||||||||
60-61 |
2ч
|
03.12 04.12
|
Слова с непроверяемыми гласными в корне С. 102-103 | Упражнять в написании слов из словаря. Актуализировать возможные способы проверки слов такого типа: 1) сопоставление слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, 2) экскурс в этимологию слова (поиск исторического корня). Провести этимологический экскурс: древнерусское слово коло — «круглое» как исторический корень слов около, околица, колесо, колея, кольцо, кольчуга, колобок и др. Познакомить с разновидностью колоколов и их «голосов» (по тексту Л. Яхнина «Колокола России») Словарь: молоко корова сторона колокол колокольчик
| Развивать графическую и орфографическую зоркость.
| |||||||||||||||||
62 63 |
2ч
|
05.12 06.12 | Правописание гласных и согласных в корне (обобщение) С. 104-105
| Упражнять использование разных способов, приемов проверки безударных гласных в корне слова при разных видах письма: списывании, письме по памяти, письме под диктовку
| Развивать графическую и орфографическую зоркость | |||||||||||||||||
64 |
1ч
|
07.12 | Сложные слова (вариатив) С. 105 | Дать сведения о наличии в языке сложных слов, состоящих из двух корней и соединительных гласных о, е типа снегопад Словарь: автограф |
| |||||||||||||||||
65 66 |
2ч
|
10.12 11.12
| Изложение и его анализ (по рассказу Н. Сладкова «Ухоронки») С. 104, №49 | Учить устному прогнозированию содержания по заголовку и отдельных пунктов плана, составлению плана текста. Возможно дифференцированное выполнение текста: а) контрольное списывание, б) воспроизведение содержания текста с опорой на план, который нужно предварительно закончить Словарь: схорониться Спрятаться
| Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку | |||||||||||||||||
67 -70 |
4ч
|
12.12 13.12 14.12
17.12
|
Главное слово в словосочетании С. 106-107
Контрольное списывание. | Углубить представление о словосочетании: роли в нём главного слова — от него задается вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова. Познакомить со схемой анализа словосочетания. На основе словосочетания повторить орфограммы в корнях слов | Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам). Обобщать сведения о главных структурных частях слов и словосочетаниях.
| |||||||||||||||||
71 |
1ч
|
18.12 | Систематизация материала по разделу С. 124, № 3 Словарный диктант №2
| Подготовка к контрольному диктанту | Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера | |||||||||||||||||
72-73 |
2ч
| 19.12 20.12
| Контрольный диктант №4(Промежуточная аттестация) Урок – тренинг.
| При анализе диктанта могут активно использоваться материалы разворота «Школа Грамотея» | Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.
| |||||||||||||||||
74 75 |
2ч
|
21.12 24.12
| Творческие работы детей по теме: «Новогодняя ёлка». Изложение №4 С. 128—129, № 1—6 | Дифференцированная работа с материалами разворота «Мастерская слова»: 1) изложение,* 2) описание изготовления ёлочной игрушки, 3) описание новогодней ёлки. Анализ детских работ. Примечание. На анализ текстов для изложений можно использовать часы уроков литературного чтения Словарь: Новый год гирлянда сверкать конфетти серпантин мишура украшения
| Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.
| |||||||||||||||||
76-79 |
4ч
|
25.12 26.12 27.12 28.12
|
Урок – тренинг.
|
Обсуждение материала последнего разворота: 1) обобщающее исследовательские вопросы, 2) зимние проекты | Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Готовить презентации результатов проектной деятельности | |||||||||||||||||
| Главные члены предложения-27ч
3 четверть-51ч | |||||||||||||||||||||
80 -82 |
3ч |
10.01 11.01 14.01 |
Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое. С.108-109-111
| Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения. Дать представление о главных членах предложения —подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов) Словарь : подсвечник по[ц]ве[ш]ник
. |
Выявлять замысел, основную мысль высказывания и выражать её соответствующими языковыми средствами.
| |||||||||||||||||
83 84 |
2ч
|
15.01 16.01
|
Главные члены предложения С. 112-115
|
Упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения. Обратить внимание на частотность выражения подлежащего одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, изредка словосочетаниями типа Света и Гриша, Света с мамой, два щенка. |
Выявлять замысел, основную мысль высказывания и выражать её соответствующими языковыми средствами.
| |||||||||||||||||
85 86 87 |
2ч
1ч
|
17.01 18.01
21.01 |
Главная (основная)мысль текста.с. 116-117
Главные части слова и словосочетания. Часть-2.с 6-7
|
Упражнять в определении темы, основной мысли, главной части текстов; в выборочном списывании, в составлении пропущенных частей текстов
Упражнять в восстановлении и составлении словосочетаний, в анализе слова и словосочетаний, в решении орфографических задач при записи слов |
| |||||||||||||||||
88 | 1ч |
22.01 | Части речи в роли главных членов предложения. С 8-9 | Обратить внимание на выражение главных членов предложения разными частями речи. Основные понятия: Члены предложения Главные члены предложения | Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).
| |||||||||||||||||
89 | 1ч |
23.01 | Подлежащее. Употребление личных местоимений. С. 10—11, № 1—6 | Дать представление о личных местоимениях (пока в начальной форме). Основные понятия: Языковые средства выражения подлежащего | Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями. Сопоставлять временные формы глаголов по таблице. Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
| |||||||||||||||||
90 | 1ч |
24.01 | Подлежащее, выраженное личными местоимениями С. 12—13, № 7—11 | Организовать наблюдение над выражением подлежащего местоимениями Словарь: беречь берёза оберег
| Анализировать не пунктированный текст, выделять в нём предложения. | |||||||||||||||||
91 | 1ч |
25.01 | Подлежащее (обобщение) С. 14—15, № 12—14 | Обратить внимание, что слова-обращения не являются членами предложения Словарь : корабль корабельный
| Организовать наблюдение над разными способами выражения подлежащего: именами существительными, личными местоимениями.
| |||||||||||||||||
92 | 1ч |
28.01 | Сказуемое. Употребление форм глагола. С. 16—17, № 21 | Дать представление об изменении глаголов по временам. Прошедшее, настоящее, будущее время глагола. Организовать наблюдение над сказуемыми, выраженными глаголами разного вида: что делал?, что сделал? Словарь : понял, но поняла сняли, но сняла
|
| |||||||||||||||||
93 94 | 2ч |
29.01 30.01 | Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени С. 18—21 № 24 | Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего времени от рода и числа имени существительного, на изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам. Познакомить с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед -л. Упражнять в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма Словарь : образ воображение изобразить изображение горизонт песок песчаный [щщ] |
| |||||||||||||||||
95-97 |
3ч
|
31.01 01.02 04.02
| Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени С. 22—27, табл., № 26 | Организовать наблюдение по таблице над изменением глаголов по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени. Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Дать общее (первичное) представление о глаголах неопределённой формы, входящих в состав сказуемых (буду читать, начал петь). Упражнять в анализе и составлении предложений, опираясь на выбор главных членов предложения
Словарь : восхищение восхищаться восхитительный | Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями. Сопоставлять временные формы глаголов по таблице. Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.
| |||||||||||||||||
98 |
1ч
|
05.02 | Сказуемое (обобщение) С. 28—29, № 32 | Обобщить, какими формами глаголов может быть выражено сказуемое. Обратить внимание на выражение сказуемых в повелительных предложениях.
| Упражнять в построении предложений из набора слов с выбором нужной формы сказуемых | |||||||||||||||||
99 100 | 2ч |
06.02 07.02 | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения (обобщение) С. 30—31, № 33—40 | Организовать наблюдение над предложениями, в которых сказуемые выражены именами существительными и прилагательными типа «Юра — хороший друг», «Свеж воздух зимой!» Мотивировать к поиску «первородного смысла» слов и выражений (по основной мысли стихотворения «Первородство» С. Острового) Словарь : Грамматическая основа костёр корзина извини извиниться извинение ровесник сверстник | Формировать понятие о главных членах предложения с определениями подлежащего и сказуемого. Упражнять в выделении главных членов в предложениях, в самостоятельном построении предложений с опорными словами и без них.
| |||||||||||||||||
101 | 1ч |
08.02 | Главная мысль в тексте (углубление, повторение) С. 32—33, № 41
| Упражнять в определении типа текста, его темы и основной мысли, внимание тексту-описанию. Дать представление о разных языковых средствах выражения основной мысли в текстах (по теме «Помогите птицам») на основе защитной проектной работы по плакату (с. 131). |
Организовать наблюдение над предложениями с двумя грамматическими основами (сложными) | |||||||||||||||||
102 | 1ч |
11.02 |
Урок –тренинг.Школа грамотея. с34-36 |
Упражнять в выделении главных структурных частей в предложении, словосочетании, слове, в правописании слов, постановке знаков препинания в конце предложений с использованием работ проверочного характера.
| ||||||||||||||||||
103 104 | 2ч |
12.02 13.02 | Проверочный диктант № 5 С. 35, № 5
| Проверка усвоения раздела «О главном…»
|
Учить составлять текст-инструкцию, используя знания о главных частях средств языка | |||||||||||||||||
105 106 | 2ч |
14.02 15.02 | Творческая работа. Текст-инструкция. С. 38—39, № 1—5 Анализ творческих работ С. 39—40 | . Работа с материалами раздела «Мастерская слова» Работа над ошибками и речевыми недочётами с использованием по выбору материалов раздела «Школа Грамотея» Словарь : фанера [н´] картон [н] клеить клею
| ||||||||||||||||||
|
Конкретизируем значение, распространяем мысль…47ч Роль приставок и суффиксов в словах (22ч)
|
| ||||||||||||||||||||
107 | 1ч | 18.02 |
Состав слова с позиции его значимых частей С. 42—43, №
|
Учить разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова, образовывать слова (с опорой на таблицу), подбирать однокоренные слов с целью обогащения словаря и выявлять среди них проверяемые и проверочные слова.
|
| |||||||||||||||||
108 109 | 2ч |
19.02 20.02 |
Роль приставок и суффиксов всловах. С.44-47 | Продолжить работу над исправлением речевых недочётов (№14) Словарь : сторожа, сторожей (мн.ч.) столяр, столяра (ед.ч.) столяра (мн.ч.)
| Организовать наблюдение над значениями, вносимыми в слово приставками или суффиксами (особенно уменьшительно-ласкательными).
Познакомить с алгоритмом определения приставки.
| |||||||||||||||||
110 111 | 2ч |
21.02 22.02 | Слитное написание приставок. Приставки и предлоги С. 48—51 | Учить распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня (надоить, надломить, надеть). Дать сведения из истории языка: этимологию слова внимать («вън» «имать») — внутрь брать Словарь : внимание внимательный внимательно | ||||||||||||||||||
112 | 1ч |
25.02 | Наблюдение над значениями приставок С. 52—53, | Организовать наблюдение над приставками со значениями: начала, конца действия, противоположности, совместности действия и др. (приставки чаще употребляются в глаголах). Обратить внимание на случаи, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется. Обратить внимание на роль в истории языка слов с приставкой со- (вместе, воедино)
| Упражнять в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки.
| |||||||||||||||||
113 114 | 2ч |
26.02 27.02 | Правописание гласных в приставках С. 54—57, № 112 | Познакомить с новой орфограммой — правописанием гласных в приставках, с приёмами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки).
| Обратить внимание на значения слов, выражающих нравственные понятия, мотивировать запись высказываний о них в записную книжку
Организовать наблюдение над использованием приставок в наречиях
| |||||||||||||||||
115 116 | 2ч |
28.02 01.03 |
Правописание согласных в приставках С. 56—61 |
Познакомить с орфограммой — одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, с приёмами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа под-подо, от-ото). Словарь : Безвозмездно здание здоровье здесь здешний | ||||||||||||||||||
117 118 | 2ч |
04.03 05.03 |
Употребление разделительного твёрдого знака после приставок С. 62—65, |
Познакомить с новой орфограммой, её условиями. Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах: одинакова природа (как заместители звука [й]), признаки, кроме варианта перед и: воробьи, но предыстория. Перенос слов с разделительными знаками. Дать сведения из истории русского языка: как изменялись условия употребления твёрдого знака в русской графике (№2). Работа с пословицами Словарь: объектив
| ||||||||||||||||||
119 120 | 2ч |
06.03 07.03 | Употребление и написание слов с приставками (закрепление) С. 66—67 | Упражнять в применении изученных орфограмм при разных видах письма, особенно под диктовку Словарь : противень нет противня
| Упражнять в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку.
| |||||||||||||||||
121
|
1ч
|
11.03
|
Обучение написанию текста объявления С. 68-69, № 76
|
Познакомить с признаками, структурой текста объявления как делового текста. Учить составлять текст объявления в зависимости от речевой задачи |
| |||||||||||||||||
122 123 | 2ч |
12.03 13.03 | Употребление слов с суффиксами С. 70—74 | Организовать наблюдение над значениями, которые вносят в слова суффиксы: уменьшительно-ласкательные (-очк-, -оньк-, -еньк- в существительных и прилагательных); указывающие на род занятий, профессию, на оттенки признаков и пр. профессия профессиональный специальность
| Совершенствовать качество исполнения всех видов письма, в частности творческое списывание (№18).
| |||||||||||||||||
124 125 | 2ч |
14.03 15.03 | Употребление слов с суффиксами
|
Подготовка к контрольному диктанту С. 103—105 Можно использовать материалы из раздела «Проверочные работы», «Школа Грамотея»
|
Упражнять в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку. | |||||||||||||||||
126 | 1ч | 18.03 |
Обобщение изученного.
| |||||||||||||||||||
127- 128 | 2ч |
19.03 20.03 | Контрольный диктант №6 и его анализ | |||||||||||||||||||
| Назначение зависимого слова в словосочетании (25ч)
| |||||||||||||||||||||
129-130 | 2ч |
21.03 22.03 |
Синтаксический анализ словосочетания С. 76—77
|
Повторить назначение и строение словосочетаний, их графический разбор. Организовать наблюдение над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в предложениях. |
Упражнять в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным.
| |||||||||||||||||
|
4 четверть-40ч
|
| ||||||||||||||||||||
131 | 1ч |
01.04 | Связь слов в словосочетании С. 78—81, № 94 | Познакомить (первично, с помощью таблицы) со словоизменительными (падежными) формами имен существительных и прилагательных, с ролью предлогов в опознавании падежной формы.
| Обратить внимание на написание ударных окончаний в вопросах имен прилагательных, возможностью их использования и для написания безударных окончаний | |||||||||||||||||
132 133 | 2ч |
02.04 03.04 | Падежные формы разных частей речи. С.82-85 | Обратить внимание на сохранение управления при однокоренных именных и глагольных главных словах в словосочетаниях типа заведовать аптекой — заведующий аптекой Память (о ком?) Памятник (кому?) | На базе словосочетаний повторить орфограммы в разных частях слова. | |||||||||||||||||
134 135 | 2ч |
04.04 05.04 | Склонение личных местоимений. С.86-87. | Дать представление о согласовании прилагательных с именами существительными, управлении глаголами имен существительных, местоимений (без называния термина).
| Дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях. Способствовать развитию чувства языка: роль порядка слов в предложении
| |||||||||||||||||
136 | 1ч |
08.04 | Понятие о предложениях с второстепенными членами С. 90—93, № 1—7 | Распространённые, нераспространённые предложения | ||||||||||||||||||
137 | 1ч |
09.04 | Связь второстепенных членов с главными членами предложений С.94, № 8—12 | Роль предлогов и окончаний в установлении связи членов предложения (№ 8,10). Организовать наблюдение над смысловой нагрузкой второстепенных членов, относящихся к подлежащему (№ 8), Место действия Время действия Образ действия сказуемому (№ 9) | Упражнять в согласовании второстепенных членов (определений) с подлежащим, управлении сказуемым второстепенными членами.
Обратить внимание на наличие в нераспространенных предложениях однородных подлежащих, сказуемых
Совершенствовать способность безошибочного письма по памяти (№ 13). Ознакомить с памяткой анализа простого предложения по членам предложения (памятка 8).
| |||||||||||||||||
138 139 | 2ч |
10.04 11.04 | Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения С. 95—96, № 13—17 | Синтаксический разбор предложения по членам предложения | ||||||||||||||||||
140- 142
| 3ч
|
12.04 15.04 16.04 | Развиваем главные мысли в текстах С. 96—98, | Наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идёт дождь?» (№ 1, 3). Примечание. В классе с низким уровнем подготовки урок на эту тему можно перенести на 4-й год обучения | Познакомить со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод).
| |||||||||||||||||
143 144 | 2ч |
17.04 18.04 |
Изложение № 5 текста и анализ его выполнения С. 99. №4 |
Учить воспроизводить содержание текста-описания народной игрушки — матрёшки (текст дан в методическом пособии, восприятие текста на слух). Учить замечать и исправлять речевые недочёты, а также орфографические, пунктуационные ошибки. Рекомендуется использовать материалы из раздела «Школа Грамотея» (по выбору)
|
Анализ отрывков, в которых даются описания куклы, из книги Ю. Олеши «Три толстяка». Что из внешнего вида подчёркивается автором? Вариатив. Построение текста-описания о собственной любимой игрушке
| |||||||||||||||||
145 146 |
2ч |
19.04 22.04 | Конкретизируем значение слова С. 100—102, № 9—13 | Обобщение средств, с помощью которых конкретизируется значение слова: 1) приставки, суффиксы, окончания в слове; 2) части речи в словосочетании. Самостоятельная работа проверочного характера (№1, с.103), по потребности — из рубрики «Школа Грамотея» № 1,2, 5,6, 7
|
| |||||||||||||||||
147 148 | 2ч |
23.04 24.04 | Распространяем мысли в предложениях, текстах С. 100—102, № 9, 14, 15 С. 103, № 2 | Обобщение средств, с помощью которых распространяется мысль: 1) в предложениях, 2) в текстах. Опорный материал: № 9, 3-я и 4-я части таблицы, упражнение № 14, вариатив — № 15. Проверочная работа — списывание текста с ответами на вопросы («Проверочные работы», с.103, №2) |
| |||||||||||||||||
149 |
1ч |
25.04 | Подготовка к проверочному диктанту С. 104, № 3, 4
| Анализ итогов выполнения работы по проверке графической зоркости детей. Упражнения № 3, 4 из рубрики «Школа Грамотея». Примечание. Если контрольный годовой диктант проводится в школе в конце апреля, рекомендуется в этот период взять для повторения материал уроков 152-155 | Письмо предложений под диктовку.
| |||||||||||||||||
150 151 | 2ч |
26.04 29.04 | Проверочный диктант № 7 и его анализ С. 103, № 3 | Можно дать на базе упражнения № 3 («Проверочные работы», с.103). При анализе можно взять для работы неиспользованные упражнения из рубрики «Школа Грамотея» |
| |||||||||||||||||
152 153 | 2ч |
30.04 06.05 | Изложение текста №6 «Март в лесу» (по слуху) и его анализ С. 101, № 3, 4, 5 | Восстановить текст с помощью простейшего сложного плана (с.107). Вариатив. Составление собственного текста об особенностях месяца апреля («Мастерская слова», с.107, № 3-5)
|
| |||||||||||||||||
| |
Повторение изученного в 3 классе (17ч)
| ||||||||||||||||||||
154 155 | 2ч
| 07.04 08.04 |
Основные средства языка С. 108—111, № 1—15 |
Повторить основные средства (единицы) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника) |
| |||||||||||||||||
156 |
1ч |
13.05 |
Фонетико-графические написания слов С. 113—115, № 1—6 |
Работа над написанием слов, обусловленных произношением или закономерностями графики: 1) запись в соответствии со звуками, 2) по законам обозначения на письме мягких согласных, 3) сопоставление произносительных и графических норм, 4) употребление разделительных мягкого и твёрдого знака
|
| |||||||||||||||||
157 |
1ч |
14.05 | Способы проверки слов с безударными гласными С. 114—117 | Формировать орфографическую зоркость и умение решать орфографические задачи при написании слов | Написание слов по правилам орфографии, связанных с проверкой орфограмм. | |||||||||||||||||
158 159 | 2ч |
15.05 16.05 | Письмо слов с орфограммами-согласными С. 117—119 Контрольный словарный диктант №3 | Обобщить способы проверки парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных | ||||||||||||||||||
160
|
1ч
|
17.05 | Повторение постоянных признаков изученных частей речиС. 119—120 | Учить систематизировать знания с помощью таблицы, составлять подобную таблицу по аналогии | ||||||||||||||||||
161
|
1ч
|
20.05 | Обобщающее наблюдение над формами изменения разных частей речи С. 123 | Учить систематизировать знания с помощью таблицы форм частей речи
|
| |||||||||||||||||
162 163 |
2ч |
21.05 22.05 | Члены предложения С. 124, № 1—2 Проверочная работа: Контрольное списывание текста. | Проверить уровень сформированности графической зоркости. Дать дополнительное задание по разбору предложений по членам предложения | Сопоставление словосочетания и предложения как единиц синтаксиса | |||||||||||||||||
164 165 |
2ч |
23.05 24.05 | Контрольный диктант №8 промежуточная аттестация)и его анализ С. 126 | Можно использовать для «слухового» диктанта текст на с. 126
| Письмо под диктовку текста с последующим анализом предложений по членам предложения, выявления связи между ними.
| |||||||||||||||||
166 |
1ч |
27.05
| Воспроизведение содержания текста с прогнозированием его содержания С.127, № 1 | Проводится по материалам рубрики «Мастерская слова» |
| |||||||||||||||||
167 | 1ч | 28.05
| Проверочный тест. | Углубить представления на примере текстов о письме и самого письма
|
| |||||||||||||||||
168 169 | 2ч | 29.05 30.05 | Тема и основная мысль текста. С. 124—125 Анализ текста смешанного типа С. 127, № 2
| Текст М. Пришвина (общение деревьев) | Проба пера…Сочинение на основе фантазии (о чём могут общаться деревья, цветы?). | |||||||||||||||||
170 | 1ч | 31.05 | Обобщение изученного. | Презентация детских работ |
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» _________________Ф.И.О.
от ________ 20____ года № _____ ______20_____ года
_________________ _________________________
(подпись руководителя)
1 Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, типы, жанры и тематика которых указаны выше, в подразделе «Текст».
53