СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с тяжёлым нарушением речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний"-3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с тяжёлым нарушением речи.»


Приложение



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

УМК «Планета знаний»

ГБОУ РО «Цимлянская школа – интернат»


Уровень общего образования-3а класс

Количество часов – 170 ч

Учитель – Орехова Анжелика Алексеевна




2018/2019учебный год





Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с тяжёлым нарушением речи разработана на основе:

Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» (под общей редакцией И.А. Петровой) в 2 ч. – 2-е изд., доработанное. – АСТ- Астрель  Москва 2012. (Новый стандарт начального образования), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, Программы курса «Русский язык» 1-4 классы

( Л Я. Желтовской, Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной). В программе учитываются требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Л.Я. Желтовская. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М.,АСТ,Астрель.

  2. Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради №1, №2. - М., АСТ, Астрель.

На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 170часов (5 часов в неделю):

В соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий на 2018-2019 учебный год, рабочая программа 3-а класса составлена на 170 ч. (при необходимых 176ч -6ч=170ч , 5 ч в неделю, 35 учебных недель) Праздничные дни - 08.03.2019, 01.05.2019, 02.05.19, 03.05.19, 09.05.2019, 10.05.19.

В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ТНР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе с тяжёлым нарушением речи очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний о русском языке. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития, нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.

Программа строит обучение  детей с ТНР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;

  • Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

  • Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;

  • Формирование навыков учебной работы;

  • Развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать языковые явления.

  • Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных.

  • Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).


Основные направления коррекционной работы

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционная работа:

  • новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;

  • систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;

  • используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;

  • выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

Данная программа предполагает дифференцированную помощь для воспитанников с ТНР:

- инструкция учителя для освоения работы с книгами,

-переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика,

- опора на жизненный опыт ребёнка,

- использование наглядных, дидактических материалов,

- итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм,

-реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий,

- использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов,

- использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма,

- использование перфокарт индивидуального содержания,

- при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные, дидактические материалы

Рабочая программа позволяет достичь планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты.



















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


К концу 3 класса


Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Русский язык»:

• осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития язы¬ка с развитием культуры и общества;

• внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;

• внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

• стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собе-седников;

• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего на-рода, своей страны;

• чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.

Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».

Регулятивные результаты освоения курса «Русский язык»:

• осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

• на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;

• осознавать и выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;

• руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;

• следовать инструкциям и алгоритмам при выполнении инструкций (памятки);

• осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографи¬ческие и пунктуационные ошибки на изученные правила.

Познавательные результаты освоения курса «Русский язык»:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

• использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для ре¬шения языковых задач;

• находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;

• осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложе¬ния, тексты;

• владеть общим способом проверки орфограмм;

• строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для по¬нимания слушателем.

Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:

• владеть диалоговой формой речи;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при ра¬боте в паре, группе;

• договариваться и приходить к общему решению;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты освоения программного материала:

• осознавать слово, предложение как главные средства языка;

• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

• производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением - и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

• оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при вы¬ражении своих мыслей и чувств;

• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

• осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

• осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;

• осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства язы¬ка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

• дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

• находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

• анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

• вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

• применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определенной орфограммой;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

• распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

• осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

• говорить и писать логично, четко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

• выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

• произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

• писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту);

осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.


















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ


  1. Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений

Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).


Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

  1. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)1

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Умения:

— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).

Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.



ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ


  1. Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений. Виды речевой деятельности.

Общие сведения о языке. Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.

Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).

Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как СЭ, ЗЕ, ХЖ, дб, ШМ, ГР, ЯФ, пр и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.


Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его значимые части (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).


Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.


Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.


Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол.. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.


Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.


Синтаксис. Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое вареньеваренье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.


Предложение. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Правописание и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.

Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.

Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);

— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).

Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.

















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Язык и речь

23 ч

2

Проводники наших мыслей и чувств

28ч

3

О главном

55 ч

4

Конкретизируем значение, распространяем мысль...

47 ч

5

Повторение изученного в 3 классе

17ч

Итого

170




























График контрольных и проверочных работ.


Период обучения

Диагностический и практический материал

Дата

1 четверть-40ч

Входной диктант№1

Словарный диктант №1

Проверочный диктант №2

Изложение№1«Свет осени»

Контрольный диктант №3(за 1чет)

12.09.18

24.09.18

28.09.18

02.10.18

23.10.18

2 четверть-39ч

Изложение №2

Сочинение «Снежинка»

Изложение №3

Словарный диктант №2

Контрольный диктант №4 (промежут.аттест)

Изложение №4

Контрольное списывание.

15.11.18

20.11.18

10.12.18

18.02.18

19.12.18

21.12.18

17.12.18

3 четверть-51ч

Проверочный диктант №5

Творческая работа.

Контрольный диктант №6(за 3чет)

12.02.19

14.02.19

19.03.19

4 четверть-40ч

Изложение №5

Проверочный диктант №7

Изложение №6

Контрольный словарный диктант №3

Контрольное списывание.

Промежуточная аттестация.

17.05.19

26.04.19

30.04.19

16.05.19

22.05.19

23.05.19



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.


Урока


Кол-во час

Дата

Тема урока


  1. Содержание программного материала

  1. Основные виды учебной деятельности обучающихся



1-я четверть-40ч




ЯЗЫК И РЕЧЬ (23 ч)

(повторение изученного во 2 классе)



Речь устная и письменная (5 ч)


1-2





03.09


Использование речи при общении. (вводные уроки)

Часть 1

С. 6—10, № 15

С. 8—10, № 20

На основе речевой темы: «Здравствуй, школа! 1 сентября», повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической); стимулировать устные высказывания (беседа по рисункам, высказывания по поводу авторской позиции текстов, ответы на вопросы заданий) и письменные (выборочное списывание текста, письмо по памяти, ответ на вопрос по тексту, высказывание собственного мнения о первом школьном дне).

Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей.

Выделять отличительные признаки устной и письменной речи.

Выявлять назначение и особенности разных видов речевой деятельности (слушания, чтения — говорения, письма, внутренней речи).

Понимать смысл всех условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом, композиционно.



3-5







05.09

06.09

07.09


Речевые действия .

С. 10—15, № 25



Углубить (с помощью таблицы) представление об основных видах речевой деятельности: при восприятии речи (слушании, чтении), при создании речи (говорении, письме). Ввести представление о речевом действии (№ 2), глаголах речи. Обратить внимание на особенности русской устной (говорение, слушание) и письменной (письме, чтении) речи. Дополнить сведения о таких видах речевой деятельности как воспроизведение (изложение), внутренняя речь (обдумывание).

Синонимы

(заяц, русак, беляк, косой)

Словарь:альбом, блокнот, фломастер,народ


Выявлять суть вопросов и заданий к упражнениям учебника.

Точно следовать «шагам» инструкции, памятки, заданию.

Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики



Правила записи слов (7 ч)



  1. 6



10.09

Основные типы записи слов

С. 16—17, № 32

Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4) переношу слова по слогам.

Ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова.

Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы.

Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки.


7-9










11.09


12.09


13.09

Проверяемые орфограммы в корне


Входной диктант №1

С. 17—19, № 5—11

С. 22, № 22

Проверяемые орфограммы в корне


Повторить правила, способы, приёмы подбора проверочных слов при проверке орфограмм: гласные, проверяемые ударением; парные звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные.

Способствовать обогащению словаря школьников подбором антонимов.

Словарь: цветы, цвета, фиолетовый (этимол. виола) аппетит


Обобщать варианты использования большой буквы в словах.

Правильно оформлять титульный лист ученической тетради

Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне


10





14.09

Непроверяемые орфограммы в корне

С.16—17, № 30

Повторить написание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне, с двойными согласными

Продолжить наблюдение над значением и употреблением в переносном значении выражения «волчий аппетит»


Организовать работу с орфографическим словарём. Активизировать письмо под диктовку.



11





17.09

Употребление мягкого знака

С. 18—19, №46


Повторить известные детям случаи употребления в словах мягкого знака: как показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака. Вспомнить об употреблении гласных после шипящих, об отсутствии мягкого знака в сочетаниях чн, щн, нщ, о наличии пробела между словами, включая предлоги.

Дать сведения из истории культуры: об использовании голубиной почты

Словарь: Киломéтр, километрóвый


Совершенствовать навыки письма: осложненное списывание, словарные диктанты, письмо текста под диктовку, письмо по памяти, письменный ответ на вопрос с выбором материала из текста.



12





18.09



Большая буква в именах собственных

С. 20—21, № 52

Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, названий улиц, населённых пунктов, кличек).

Дать сведения из истории русских фамилий, прозвищ, названий улиц и населённых пунктов, появления кличек

Словарь: Названия улиц

Оформление титула

Тетради



Обобщать варианты использования большой буквы в словах.

Правильно оформлять титульный лист ученической тетради

Упражнять в образовании фамилий от имён, высказывать предположения об истоках выбора кличек, учить правильно подписывать ученическую тетрадь.


Слово: его значение, значимые части (4 ч)


13




19.09

Лексическое значение слова

С. 22, № 59

Повторить сведения о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре.

Организовать наблюдение над спецификой называния предметов, лиц детьми (рыцарь, лопата, гвоздика, астра), над омонимами.

Дать сведения из истории развития языка: о разных путях пополнения слов в русском языке, в том числе заимствования из других языков (на примере названия цветов гладиолус, астра), призвать к уважению и бережному отношению к родному языку, предостеречь от бездумного его засорения иностранными словами и словами-сорняками

Основные понятия.Слова из словарей

Лексическое значение.Синонимы. Антонимы.Омонимы

лопата

рыцарь


Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами.

Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных.

Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении.

Наводить справки в толковых словарях и справочниках


14




20.09

Значимые части слов

С. 24, № 65


Повторить сведения о взаимосвязи лексического значения слова с оттенками значений, вносимых в слово значимыми частями слова: корнем, приставкой, суффиксом (основой), о роли окончания.

Дать сведения о происхождении названия морская свинка, наблюдение над фактом опрощения (срастание суффикса с корнем) в слове свинка, сравни свинка (от слова свинья)


Упражнять в анализе слов по составу, моделировании слов, в подборе однокоренных слов (изменяется лексическое значение), наблюдении над написанием их корней.


15

16







21.09

24.09

Лексическое и общее значения слов

С. 26, № 73

Словарный

диктант №1

Систематизировать знания о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи.

Мотивировать детей к словесному творчеству и анализу работ (составить загадки о растениях (свой урожай) или на тему «Что, кого видели в лесу»)

Словарь: Общее (грамматическое) значение слов с обобщённым

лексическим значением (урожай, злаки, плоды)

урожай, горох, огурец, помидор


Анализировать и составлять предложения и тексты.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Упражнять в определении частей речи в словосочетаниях и предложениях, в употреблении в тексте нужных по смыслу частей речи (речевая тема «Урожай»), их грамотной записи и произношении.



Слово в предложении (2 ч)


17

18




25.09

26.09

Слово в предложении и тексте

С. 28,30 № 77

№85


Повторить сведения о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе.

Упражнять в анализе и составлении предложений, текстов, озаглавливании текстов, в наблюдении над употреблением слов в переносном значении, в пересказе текста (письменно)


Словарь: пурпур

пурпуровый

пурпурный и

пурпурный



Анализировать и составлять предложения и тексты.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.



Работы проверочного и творческого характера (5 ч)



19






27.09




С. 32№5

На уроке можно использовать материалы рубрики «Проверочные работы», а также невыполненные упражнения на предыдущих страницах


Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника

20*21






28.09

01.10

Проверочный диктант №2

и его анализ

С. 36—39


Можно использовать № 6, с.36, индивидуальные задания из материалов разворота «Школа Грамотея»





22

23









02.10

03.10

  1. Изложение №1 «Свет осени»

  2. С. 36—39, № 1—5

Анализ изложения. Урок-тренинг


Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану.

Учить анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочеты, давать совет и т.п.


Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста


ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (28 ч)


Слово, предложение, текст (1 ч)

(общее представление)



24





04.10

Слово, предложение, текст Вводный урок

С. 40—41, № 4

Дать представление о роли основных средств языка в общении: понимании через значения слов общего смысла высказывания (предложения, текста) и способности формулировать собственные мысли.

Словарь: cвитер [тэ]

велосипед

фотоаппарат


Обратить внимание на речевой факт: в речи важно употреблять многозначные слова в определенном значении, иначе будешь неправильно понят (снимать, понёс)


Слово и словосочетание (9 ч)



25





05.10

  1. Слово и словосочетание

С. 42—43№ 10

Сформировать понятие о словосочетании как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи.

Упражнять в составлении словосочетаний, обратив внимание на наличие в русском языке ситуативных синонимов (ученик, сын, пациент и др).

Словарь: Словосочетание

пациент [цыэ]


Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире.

Обнаруживать общее и различное в функциях слова и словосочетания.


26




08.10

Связь частей речи

в словосочетании

С. 44—47, № 16

Организовать наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях: согласованием имен существительных и прилагательных, подчинением имен существительных глаголам (без терминов); над наличием в русском языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок).

Упражнять в образовании словосочетаний с заданным значением


Словарь: комната

комнатный

слúвовый


Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.

Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний.



27-28





09.10

10.10


Род имён существительных

С. 48, № 25

№37


Организовать наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имён существительных. Дать понятие о роде имени существительного как его постоянном признаке (бывает …).

Упражнять в определении рода имен существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе

Словарь: Род

простыня

(нет) простынь и простыней

туфля

Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).



29-30











11.10

12.10


Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода

С. 52№43

С 53 , № 55





Познакомить с новой орфограммой. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы.

Упражнять в определении рода имен существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку.

Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах

Словарь: тюль (м.р.)

шампунь (м.р.)



Фразеологизмы

(идиомы)

Вертеться как белка в колесе

Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи



31







15.10


Связь частей речи в словосочетаниях

С. 56—57, № 59



Обратить внимание на родовые формы имен прилагательных (непостоянный признак), на наличие определенных окончаний (родовые окончания — орфограмма).

Упражнять в согласовании с существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи по культуре речи (как сказать правильно: … ужасный/ ужасная неряха?)





32-33









16.10

17.10

Изменение имён прилагательных

по родам

58,№65


Устойчивые

сочетания слов

С. 60—61, № 72

Углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов.

Организовать наблюдение над выразительностью русского фразеологизма вертеться как белка в колесе в сопоставлении с однозначными идиомами из других языков: быть занятым как пчела (англ.), стрелять из четырёх ружей (фр.), не знать ни отдыха, ни покоя (нем.)

Основные понятия: Фразеологизмы

(идиомы)

Вертеться как белка в колесе



Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи.


Предложение — языковое средство выражения мыслей и чувств (1 ч)


34





18.10

Предложение (вводный урок)

С. 62—63, № 77

Углубить представление о предложении: единица языка и речи, с помощью которой можно выразить мысль, чувство, связь слов не только по смыслу, но и грамматически (с помощью изменения слов и употребления предлогов, союзов).

Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе (по таблице)

Словарь: природа

природный

Запрос информации

(вопрос)

Сообщение (ответ)

Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков

Виды предложений по цели высказывания (6ч)



35






19.10

Вопросительные и повествовательные предложения

С. 64, № 82

Углубить представление о предложении с позиций его функции — цели высказывания, речевой задачи. Дифференциация вопросительных и повествовательных предложений по цели высказывания: задаем вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске.

Организовать наблюдение над наличием внешних признаков а) вопросительных предложений: вопросительной интонации, вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц; б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце

Основные понятия: Запрос информации

(вопрос)

Сообщение (ответ)


Запрос информации

(вопрос)

Сообщение (ответ)

Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации.



36














22.10


Повествовательные предложения (утверждаем, отрицаем)

С. 66—67, № 87

Познакомить с вариантами повествовательных предложений: утвёрдительными, отрицательными. Показать роль частицы не в выражении отрицательного смысла предложения.

Познакомить с орфограммой — раздельное написание не с глаголами.

Словарь: Основные понятия Отрицательная частица не


Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы



Проверочные работы и подготовка к ним (3 ч)




37

38






39















23.10

24.10




25.10






Контрольный диктант №2

Анализ контрольного диктанта.С. 88—92


Урок-тренинг.

Наблюдение над употреблением частицы не перед словами в художественных текстах, загадках, пословицах, её смысловой нагрузкой, написанием





40




26.10

Побудительные предложения

С. 72—73, №90

Познакомить с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой «повелительной формой» глаголов, наличием обращений.

Наблюдение над употреблением частицы не с глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях.

Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь»

Словарь: Речевая задача

Восклицательная

Интонация

Уместно пользоваться разными типами предложений при беседе (диалоге) в разных речевых ситуациях


2 четверть-39ч



41





06.11

Восклицательные предложения

с 70,№100

Углубить представления о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией (характеристика по интонации). Обратить внимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.

Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний

Словарь: Основные понятия

Пунктуация

Знаки препинания

в конце предложений

Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства



42

43






07.11

08.11

  1. Знаки препинания в конце предложений (обобщение)

С. 71-73, № 107,106,108

Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи.

Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно

Словарь: Основные понятия Текст

Объёмное высказывание


«Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений.

Сопоставлять интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь



Текст - как основное языковое средство выражения объёмных высказываний (8ч)




44







09.11


Текст

С. 76, № 114

  1. Обобщить известные детям признаки текста (тематическое единство), углубить представления о функциях (речевых задачах) тексто Основные понятия в

  2. Словарь:

Пунктуация

Знаки препинания

в конце предложений

Организовать наблюдение над текстами разных типов




45














12.11





Типы текстов

С. 83—87, № 11

Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче)

Словарь: Основные понятия Повествование

Описание

  1. Рассуждение

Организовать наблюдение над текстами разных типов.

Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам


46-47









13.11

14.11



Разные типы текстов (повторение)

С. 80-81

Повторение по избранным материалам разворота «Мастерская слова» на тему «Наступление зимы. Первый снег», репродукции картины А. Пластова «Первый снег» (учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 2 класс)


Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы.

48-49







15.11

16.11



Изложение №2 и его анализ

С. 86

Учить воспроизведению текста повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план. Углубить представление о назначении плана, его информативности, структуре. Работа с памяткой по написанию изложений.

Организовать наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который легче поможет воспроизвести содержание текста.

Анализ работ учащихся, работа над речевыми и другими недочётами

Основные понятия Изложение

План текста, его информативность


Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана.

Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением.


50

19.11


Творческая работа: составление текста загадки

С. 87, № 4—5

Учить анализировать особенности содержания, структуры и языка текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составлять собственные тексты (по желанию).

Учить слушать загадки, составленные одноклассниками, давать советы по их корректировке

Основные понятия Особенности

текста загадки

Изобразительно-выразительные

Средства.

«Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин.

Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.




51






20.11


Творческая работа:

Сочинение «Снежинка»

С.87 № 6—7



Учить различать узкие и широкие темы, выбирать и подбирать материал для избранной темы, логично излагать мысли при составлении собственного текста на темы «Снежинка», «Первый снег» и др.

Основные понятия Сочинение

Жанр текста

Узкие и широкие темы высказываний



Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы



О главном… (главные части в средствах языка) (55ч)



52




21.11

Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте)

С. 90-91 № 1—6


Учить анализировать материал таблицы и делать выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей.

Организовать наблюдение над текстами, отражающими ситуации общения по телефону, актуализировать правила ведения беседы по телефону

Словарь - беседа

беседовать

собеседник

собеседование

Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их.

Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию.











53




22.11

Главная (основная) мысль текста

С.91

На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста. Организовать наблюдение над приёмами выражения основной мысли основного чувства в баснях и других жанрах.

Упражнять в безошибочном списывании текстов с учебника

Основные понятия Основная мысль



Выявлять основную мысль высказывания.


54




23.11

Роль корня как смыслового ядра слова

С. 92-93

Углубить представление о роли корня в словах и правописании орфограмм в корнях, дать общее представление об историческом корне слова.

Упражнять в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова, 2) от синонимов.

Учить обращаться за справками к этимологическому словарю и работать с ним, в частности, исследовать исторические корни в словах русский, Россия, родник, родина, народ

Основные понятия Исторический корень слова

Этимология слова

модель [дэ]



Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества.

Выявлять главную смысловую часть слова — корень.

Наблюдать факты чередования гласных и согласных в корнях слов.



55

56

57









26.11

27.11

28.11




Правописание корня (повторение, обобщение)

С. 94-97

Упражнять в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов.

Организовать наблюдение за написанием корней, в которых имеется чередование согласных к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и.

Упражнять в совершенствовании разных видов письма, особенно под диктовку

Основные понятия Чередование

согласных

солома

соломенный



Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне.

Развивать графическую и орфографическую зоркость.

Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку.



58-59







29.11

30.11



Если в корне две безударные гласные…

С. 98-101

Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород, 3) новый: сопоставление буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре.

Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город-град, золото-злато.

Учить извлекать народную мудрость, выраженную в пословицах: «Мудрость в голове, а не в бороде», «Огород — для семьи доход»

Основные понятия Старославянизмы

Полногласие

Неполногласие

огород

огородный

полотенце

полотно



Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне.

Развивать графическую и орфографическую зоркость.

Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку.




60-61









03.12

04.12




Слова

с непроверяемыми гласными в корне

С. 102-103

Упражнять в написании слов из словаря. Актуализировать возможные способы проверки слов такого типа: 1) сопоставление слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, 2) экскурс в этимологию слова (поиск исторического корня).

Провести этимологический экскурс: древнерусское слово коло — «круглое» как исторический корень слов около, околица, колесо, колея, кольцо, кольчуга, колобок и др.

Познакомить с разновидностью колоколов и их «голосов» (по тексту Л. Яхнина «Колокола России»)

Словарь: молоко

корова

сторона

колокол

колокольчик


Развивать графическую и орфографическую зоркость.




62

63









05.12

06.12

Правописание гласных и согласных в корне (обобщение)

С. 104-105


Упражнять использование разных способов, приемов проверки безударных гласных в корне слова при разных видах письма: списывании, письме по памяти, письме под диктовку


Развивать графическую и орфографическую зоркость


64




07.12

Сложные слова (вариатив)

С. 105

Дать сведения о наличии в языке сложных слов, состоящих из двух корней и соединительных гласных о, е типа снегопад

Словарь: автограф



65

66










10.12

11.12



Изложение и его анализ (по рассказу Н. Сладкова «Ухоронки»)

С. 104, №49

Учить устному прогнозированию содержания по заголовку и отдельных пунктов плана, составлению плана текста.

Возможно дифференцированное выполнение текста: а) контрольное списывание, б) воспроизведение содержания текста с опорой на план, который нужно предварительно закончить

Словарь: схорониться

Спрятаться


Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку


67

-70











12.12

13.12

14.12


17.12






Главное слово в словосочетании

С. 106-107


Контрольное списывание.

Углубить представление о словосочетании: роли в нём главного слова — от него задается вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова. Познакомить со схемой анализа словосочетания.

На основе словосочетания повторить орфограммы в корнях слов

Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам).

Обобщать сведения о главных структурных частях слов и словосочетаниях.



71





18.12

Систематизация материала по разделу

С. 124, № 3

Словарный диктант №2



Подготовка к контрольному диктанту

Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера


72-73






19.12

20.12


Контрольный диктант №4(Промежуточная аттестация)

Урок – тренинг.



При анализе диктанта могут активно использоваться материалы разворота «Школа Грамотея»

Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.



74

75







21.12

24.12


Творческие работы детей по теме: «Новогодняя ёлка».

Изложение №4

С. 128—129, № 1—6

Дифференцированная работа с материалами разворота «Мастерская слова»: 1) изложение,* 2) описание изготовления ёлочной игрушки, 3) описание новогодней ёлки. Анализ детских работ.

Примечание. На анализ текстов для изложений можно использовать часы уроков литературного чтения

Словарь: Новый год

гирлянда

сверкать

конфетти

серпантин

мишура

украшения


Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.



76-79














25.12

26.12

27.12

28.12






Урок – тренинг.




Обсуждение материала последнего разворота: 1) обобщающее исследовательские вопросы, 2) зимние проекты

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Готовить презентации результатов проектной деятельности


Главные члены предложения-27ч


3 четверть-51ч


80

-82







10.01

11.01

14.01


Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое.

С.108-109-111


Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения.

Дать представление о главных членах предложения —подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов)

Словарь : подсвечник

по[ц]ве[ш]ник

.




Выявлять замысел, основную мысль высказывания и

выражать её соответствующими языковыми средствами.




83

84













15.01

16.01





Главные члены предложения

С. 112-115





Упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения.

Обратить внимание на частотность выражения подлежащего одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, изредка словосочетаниями типа Света и Гриша, Света с мамой, два щенка.


Выявлять замысел, основную мысль высказывания и

выражать её соответствующими языковыми средствами.



85

86



87









17.01

18.01



21.01


Главная (основная)мысль текста.с. 116-117


Главные части слова и словосочетания.

Часть-2.с 6-7





Упражнять в определении темы, основной мысли, главной части текстов; в выборочном списывании, в составлении пропущенных частей текстов


Упражнять в восстановлении и составлении словосочетаний, в анализе слова и словосочетаний, в решении орфографических задач при записи слов


88





22.01


Части речи в роли главных членов предложения. С 8-9

Обратить внимание на выражение главных членов предложения разными частями речи.

Основные понятия: Члены предложения

Главные члены предложения

Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).


89




23.01

Подлежащее. Употребление личных местоимений.

С. 10—11, № 1—6

Дать представление о личных местоимениях (пока в начальной форме).

Основные понятия: Языковые средства

выражения

подлежащего

Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями.

Сопоставлять временные формы глаголов по таблице.

Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени.


90




24.01

Подлежащее, выраженное личными местоимениями

С. 12—13, № 7—11

Организовать наблюдение над выражением подлежащего местоимениями

Словарь: беречь

берёза

оберег


Анализировать не пунктированный текст, выделять в нём предложения.


91




25.01

Подлежащее (обобщение)

С. 14—15, № 12—14

Обратить внимание, что слова-обращения не являются членами предложения

Словарь : корабль

корабельный


Организовать наблюдение над разными способами выражения подлежащего: именами существительными, личными местоимениями.


92






28.01

Сказуемое. Употребление форм глагола.

С. 16—17, № 21

Дать представление об изменении глаголов по временам. Прошедшее, настоящее, будущее время глагола.

Организовать наблюдение над сказуемыми, выраженными глаголами разного вида: что делал?, что сделал?

Словарь : понял, но поняла

сняли, но сняла



93

94






29.01

30.01


Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени

С. 18—21 № 24

Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего времени от рода и числа имени существительного, на изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам.

Познакомить с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед -л. Упражнять в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма

Словарь : образ

воображение

изобразить

изображение

горизонт

песок

песчаный [щщ]



95-97















31.01

01.02

04.02






Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени

С. 22—27, табл.,

№ 26

Организовать наблюдение по таблице над изменением глаголов по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени. Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Дать общее (первичное) представление о глаголах неопределённой формы, входящих в состав сказуемых (буду читать, начал петь).

Упражнять в анализе и составлении предложений, опираясь на выбор главных членов предложения


Словарь : восхищение

восхищаться

восхитительный

Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями.

Сопоставлять временные формы глаголов по таблице.

Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.


98






05.02

Сказуемое (обобщение)

С. 28—29, № 32

Обобщить, какими формами глаголов может быть выражено сказуемое.

Обратить внимание на выражение сказуемых в повелительных предложениях.


Упражнять в построении предложений из набора слов с выбором нужной формы сказуемых

99

100







06.02

07.02

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения (обобщение)

С. 30—31, № 33—40

Организовать наблюдение над предложениями, в которых сказуемые выражены именами существительными и прилагательными типа «Юра — хороший друг», «Свеж воздух зимой!»

Мотивировать к поиску «первородного смысла» слов и выражений (по основной мысли стихотворения «Первородство» С. Острового)

Словарь : Грамматическая

основа

костёр

корзина

извини

извиниться

извинение

ровесник

сверстник

Формировать понятие о главных членах предложения с определениями подлежащего и сказуемого.

Упражнять в выделении главных членов в предложениях, в самостоятельном построении предложений с опорными словами и без них.


101












08.02





Главная мысль в тексте (углубление, повторение)

С. 32—33, № 41



Упражнять в определении типа текста, его темы и основной мысли, внимание тексту-описанию.

Дать представление о разных языковых средствах выражения основной мысли в текстах (по теме «Помогите птицам») на основе защитной проектной работы по плакату (с. 131).




Организовать наблюдение над предложениями с двумя грамматическими основами (сложными)




102










11.02




Урок –тренинг.Школа грамотея. с34-36




Упражнять в выделении главных структурных частей в предложении, словосочетании, слове, в правописании слов, постановке знаков препинания в конце предложений с использованием работ проверочного характера.


103

104





12.02

13.02

Проверочный диктант № 5

С. 35, № 5


Проверка усвоения раздела «О главном…»




Учить составлять текст-инструкцию, используя знания о главных частях средств языка

105

106





14.02

15.02

Творческая работа. Текст-инструкция.

С. 38—39, № 1—5

Анализ творческих работ

С. 39—40

. Работа с материалами раздела «Мастерская слова»

Работа над ошибками и речевыми недочётами с использованием по выбору материалов раздела «Школа Грамотея»

Словарь : фанера [н´]

картон [н]

клеить

клею





Конкретизируем значение, распространяем мысль…47ч

Роль приставок и суффиксов в словах (22ч)





107







18.02



Состав слова с позиции его значимых частей

С. 42—43, №






Учить разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова, образовывать слова (с опорой на таблицу), подбирать однокоренные слов с целью обогащения словаря и выявлять среди них проверяемые и проверочные слова.




108

109







19.02

20.02


Роль приставок и суффиксов всловах.

С.44-47

Продолжить работу над исправлением речевых недочётов (№14)

Словарь : сторожа, сторожей (мн.ч.)

столяр, столяра (ед.ч.)

столяра (мн.ч.)


Организовать наблюдение над значениями, вносимыми в слово приставками или суффиксами (особенно уменьшительно-ласкательными).



Познакомить с алгоритмом определения приставки.


110

111





21.02

22.02

Слитное написание приставок. Приставки и предлоги

С. 48—51

Учить распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня (надоить, надломить, надеть). Дать сведения из истории языка: этимологию слова внимать («вън» «имать») — внутрь брать

Словарь : внимание

внимательный

внимательно

112




25.02

Наблюдение над значениями приставок

С. 52—53,

Организовать наблюдение над приставками со значениями: начала, конца действия, противоположности, совместности действия и др. (приставки чаще употребляются в глаголах). Обратить внимание на случаи, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется.

Обратить внимание на роль в истории языка слов с приставкой со-

(вместе, воедино)


Упражнять в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки.


113

114





26.02

27.02

Правописание гласных в приставках

С. 54—57, № 112

Познакомить с новой орфограммой — правописанием гласных в приставках, с приёмами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки).


Обратить внимание на значения слов, выражающих нравственные понятия, мотивировать запись высказываний о них в записную книжку





Организовать наблюдение над использованием приставок в наречиях



115

116








28.02

01.03



Правописание согласных в приставках

С. 56—61


Познакомить с орфограммой — одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, с приёмами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа под-подо, от-ото).

Словарь : Безвозмездно

здание

здоровье

здесь

здешний


117

118






04.03

05.03


Употребление разделительного твёрдого знака после приставок

С. 62—65,


Познакомить с новой орфограммой, её условиями. Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах: одинакова природа (как заместители звука [й]), признаки, кроме варианта перед и: воробьи, но предыстория. Перенос слов с разделительными знаками.

Дать сведения из истории русского языка: как изменялись условия употребления твёрдого знака в русской графике (№2). Работа с пословицами

Словарь: объектив


119

120






06.03

07.03

Употребление и написание слов с приставками (закрепление)

С. 66—67

Упражнять в применении изученных орфограмм при разных видах письма, особенно под диктовку

Словарь : противень

нет противня


Упражнять в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку.




121









11.03



Обучение написанию текста объявления

С. 68-69, № 76



Познакомить с признаками, структурой текста объявления как делового текста. Учить составлять текст объявления в зависимости от речевой задачи


122

123






12.03

13.03

Употребление слов с суффиксами

С. 70—74

Организовать наблюдение над значениями, которые вносят в слова суффиксы: уменьшительно-ласкательные (-очк-, -оньк-, -еньк- в существительных и прилагательных); указывающие на род занятий, профессию, на оттенки признаков и пр.

профессия

профессиональный

специальность


Совершенствовать качество исполнения всех видов письма, в частности творческое списывание (№18).


124

125








14.03

15.03


Употребление слов с суффиксами




Подготовка к контрольному диктанту

С. 103—105

Можно использовать материалы из раздела «Проверочные работы», «Школа Грамотея»









Упражнять в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку.


126





18.03



Обобщение изученного.


127-

128





19.03

20.03

Контрольный диктант №6 и его анализ


Назначение зависимого слова в словосочетании (25ч)




129-130










21.03

22.03



Синтаксический анализ словосочетания

С. 76—77






Повторить назначение и строение словосочетаний, их графический разбор.

Организовать наблюдение над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в предложениях.


Упражнять в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным.







4 четверть-40ч



131





01.04


Связь слов в словосочетании

С. 78—81, № 94

Познакомить (первично, с помощью таблицы) со словоизменительными (падежными) формами имен существительных и прилагательных, с ролью предлогов в опознавании падежной формы.


Обратить внимание на написание ударных окончаний в вопросах имен прилагательных, возможностью их использования и для написания безударных окончаний

132

133





02.04

03.04

Падежные формы разных частей речи.

С.82-85

Обратить внимание на сохранение управления при однокоренных именных и глагольных главных словах в словосочетаниях типа заведовать аптекой — заведующий аптекой

Память (о ком?)

Памятник (кому?)

На базе словосочетаний повторить орфограммы в разных частях слова.

134

135





04.04

05.04

Склонение личных местоимений.

С.86-87.

Дать представление о согласовании прилагательных с именами существительными, управлении глаголами имен существительных, местоимений (без называния термина).



Дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях.

Способствовать развитию чувства языка: роль порядка слов в предложении



136






08.04


Понятие о предложениях

с второстепенными членами

С. 90—93, № 1—7

Распространённые,

нераспространённые

предложения



137







09.04

Связь второстепенных членов с главными членами предложений

С.94, № 8—12

Роль предлогов и окончаний в установлении связи членов предложения (№ 8,10).

Организовать наблюдение над смысловой нагрузкой второстепенных членов,

относящихся к подлежащему (№ 8),

Место действия

Время действия

Образ действия сказуемому (№ 9)

Упражнять в согласовании второстепенных членов (определений) с подлежащим, управлении сказуемым второстепенными членами.


Обратить внимание на наличие в нераспространенных предложениях однородных подлежащих, сказуемых


Совершенствовать способность безошибочного письма по памяти (№ 13).

Ознакомить с памяткой анализа простого предложения по членам предложения (памятка 8).


138

139






10.04

11.04

Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения

С. 95—96, № 13—17

Синтаксический

разбор

предложения по членам

предложения

140-

142







12.04

15.04

16.04

Развиваем главные мысли в текстах

С. 96—98,

Наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идёт дождь?» (№ 1, 3).

Примечание. В классе с низким уровнем подготовки урок на эту тему можно перенести на 4-й год обучения

Познакомить со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод).



143

144






17.04

18.04


Изложение № 5 текста и анализ его выполнения

С. 99. №4


Учить воспроизводить содержание текста-описания народной игрушки — матрёшки (текст дан в методическом пособии, восприятие текста на слух).

Учить замечать и исправлять речевые недочёты, а также орфографические, пунктуационные ошибки. Рекомендуется использовать материалы из раздела «Школа Грамотея» (по выбору)



Анализ отрывков, в которых даются описания куклы, из книги Ю. Олеши «Три толстяка». Что из внешнего вида подчёркивается автором?

Вариатив. Построение текста-описания о собственной любимой игрушке



145

146






19.04

22.04

Конкретизируем значение слова

С. 100—102, № 9—13

Обобщение средств, с помощью которых конкретизируется значение слова: 1) приставки, суффиксы, окончания в слове; 2) части речи в словосочетании. Самостоятельная работа проверочного характера (№1, с.103), по потребности — из рубрики «Школа Грамотея» № 1,2, 5,6, 7




147

148






23.04

24.04

Распространяем мысли в предложениях, текстах

С. 100—102, № 9, 14, 15

С. 103, № 2

Обобщение средств, с помощью которых распространяется мысль: 1) в предложениях, 2) в текстах. Опорный материал: № 9, 3-я и 4-я части таблицы, упражнение № 14, вариатив — № 15. Проверочная работа — списывание текста с ответами на вопросы («Проверочные работы», с.103, №2)




149







25.04

Подготовка к проверочному диктанту

С. 104, № 3, 4


Анализ итогов выполнения работы по проверке графической зоркости детей. Упражнения № 3, 4 из рубрики «Школа Грамотея». Примечание. Если контрольный годовой диктант проводится в школе в конце апреля, рекомендуется в этот период взять для повторения материал уроков 152-155

Письмо предложений под диктовку.


150

151






26.04

29.04

Проверочный диктант № 7 и его анализ

С. 103, № 3

Можно дать на базе упражнения № 3 («Проверочные работы», с.103). При анализе можно взять для работы неиспользованные упражнения из рубрики «Школа Грамотея»


152

153






30.04

06.05

Изложение текста №6 «Март в лесу» (по слуху) и его анализ

С. 101, № 3, 4, 5

Восстановить текст с помощью простейшего сложного плана (с.107).

Вариатив. Составление собственного текста об особенностях месяца апреля («Мастерская слова», с.107, № 3-5)






Повторение изученного в 3 классе (17ч)



154

155





07.04

08.04


Основные

средства языка

С. 108—111, № 1—15


Повторить основные средства (единицы) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника)




156







13.05


Фонетико-графические написания слов

С. 113—115, № 1—6


Работа над написанием слов, обусловленных произношением или закономерностями графики: 1) запись в соответствии со звуками, 2) по законам обозначения на письме мягких согласных, 3) сопоставление произносительных и графических норм, 4) употребление разделительных мягкого и твёрдого знака





157







14.05

Способы проверки слов с безударными гласными

С. 114—117

Формировать орфографическую зоркость и умение решать орфографические задачи при написании слов

Написание слов по правилам орфографии, связанных с проверкой орфограмм.


158

159









15.05



16.05


Письмо слов с орфограммами-согласными

С. 117—119

Контрольный словарный диктант №3

Обобщить способы проверки парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных


160





17.05

Повторение постоянных признаков изученных частей речиС. 119—120

Учить систематизировать знания с помощью таблицы, составлять подобную таблицу по аналогии


161




20.05

Обобщающее наблюдение над формами изменения разных частей речи

С. 123

Учить систематизировать знания с помощью таблицы форм частей речи




162

163









21.05

22.05

Члены предложения

С. 124, № 1—2

Проверочная работа: Контрольное списывание текста.

Проверить уровень сформированности графической зоркости. Дать дополнительное задание по разбору предложений по членам предложения

Сопоставление словосочетания и предложения как единиц синтаксиса


164

165





23.05

24.05

Контрольный диктант №8 промежуточная аттестация)и его анализ

С. 126

Можно использовать для «слухового» диктанта текст на с. 126


Письмо под диктовку текста с последующим анализом предложений по членам предложения, выявления связи между ними.



166





27.05


Воспроизведение содержания текста с

прогнозированием его содержания

С.127, № 1

Проводится по материалам рубрики «Мастерская слова»


167



28.05



Проверочный тест.

Углубить представления на примере текстов о письме и самого письма




168


169





29.05

30.05

Тема и основная мысль текста.

С. 124—125

Анализ текста смешанного типа

С. 127, № 2


Текст М. Пришвина (общение деревьев)

Проба пера…Сочинение на основе фантазии (о чём могут общаться деревья, цветы?).

170




31.05



Обобщение изученного.

Презентация детских работ





СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» _________________Ф.И.О.

от ________ 20____ года № _____ ______20_____ года

_________________ _________________________

(подпись руководителя)













1 Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, типы, жанры и тематика которых указаны выше, в подразделе «Текст».

53