МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
********************************
«Рассмотрено» на заседании ППк Протокол № ____ от «__»______20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/_________/ «___» __________ 20____г. | «Утверждаю» Директор ________/________/ Приказ №_____ от «___» _______20___г. |
Адаптированная рабочая программа
По учебному предмету
«Технология»
для учащегося 4-г класса
*****
Составитель:
Созонтова Т.Ю.,
учитель начальных классов
****
2019-2020 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Приказа Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановления Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);
-Основная образовательная программа начального общего образования (2019-2023 г.г.) утвержденная приказом МБОУ ******* №284 от 29.08.2019г.;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 7.2), утвержденная приказом МБОУ ********* №19/1 от 17.01.2019г.;
- Положения об адаптированной основной общеобразовательной программе по учебному предмету (курсу) утвержденная приказом МБОУ ********* №284 от 29.08.2019г.;
- Примерной программы начального общего образования по технологии для образовательных учреждений авторов Н.И.Роговцевой, С.В. Анащенковой «Технология 1-4 кл.», рекомендованных МО и науки РФ, и отражающих пути реализации содержания учебного предмета.
Программа рассчитана на преподавание в классе, обучающемся по УМК «Школа России».
Психолого - педагогическая характеристика
Уровень актуального развития ****** не соответствует возрасту. У мальчика отмечается низкая продуктивность и неустойчивость произвольного внимания. Недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухоречевого и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.
Речевая коммуникация с детьми и взрослыми снижена. **** редко принимает участия в ходе урока. При выполнении учебных заданий ему постоянно требуется помощь учителя, в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Самостоятельно применяет изученный материал на уроке редко. В течение всех уроков работает в замедленном темпе. Уровень самостоятельной учебной деятельности. Выполнять задания по собственному замыслу не способен, продуктивность творческой деятельности низкая. В течение всех уроков работает в замедленном темпе и быстро утомляется, истощается.
**** плохо ориентироваться в заданиях, не может выстроить план работы,(устанавливать логическую последовательность). Испытывает затруднения в самоконтроле (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). Также присутствует недоразвитие моторных функций, эмоционально-волевой сферы, недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Технология» относится к образовательной области «Искусство», изучается с 1 по 4 класс. На изучение учебного предмета в инвариантной части Базисного учебного плана с 1 по 4 класс выделен 1 час в неделю.
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недель), во 2—4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
-
Планируемые результаты освоения обучающимся с ЗПР учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
-
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
-
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
-
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
-
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
-
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
-
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
-
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
-
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
-
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
2) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
3) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)
4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
Требования к уровню подготовки обучающегося.
Обучающийся должн знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приёмы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Обучающийся должн уметь:
- правильно использовать инструменты и приспособления в работе;
- выполнять правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- запускать и завершать компьютерные программы;
- выполнять основные операции при создании презентации;
- сохранять созданную презентацию и вносить в неё изменения;
- контролировать правильность выполнения работы.
IV. Содержание тем учебного курса
Как работать с учебником (1 ч)
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Последовательность работы над проектом. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Человек и земля (18 ч)
Знакомство с основными видами деятельности человека в производственной сфере, основными промышленными производствами нашей страны (вагоностроительный и автомобильный заводы; фаянсовая, швейная, обувная, кондитерская фабрики; деревообрабатывающее производство, тепличное хозяйство, использование бытовой техники). Использование приёмов работы с конструктором, тканями, бумагой. Освоение новых приёмов работы с металлом, пластичными и волокнистыми, бросовыми материалами. Соблюдение правил безопасной работы со знакомыми и новыми инструментами и приспособлениями. Знакомство с правилами эксплуатации бытовой техники, электронагревательных приборов и способами утилизации батареек, составление правил эксплуатации электрического чайника, выполнение сборки простой электрической цепи. Сравнение собственной деятельности с производственной.
Человек и вода (3ч)
Знакомство с системой водоснабжения городов и посёлков как производственным процессом, обеспечивающим жизнедеятельность людей и работу производства; со способом очистки воды, определение объёма её расходования; знакомство с производственными процессами в порту и профессиями людей; освоение способов завязывания морских узлов в технике “макраме”.
Человек и воздух (3 ч)
Знакомство с историей и элементами авиакосмической промышленности. С самолётами и космическими ракетами; повторение правил разметки деталей; составление плана работы, технологической карты.
Человек и информация (9 ч)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании. Повторение правил безопасной работы на компьютере. Знакомство с приемами работы над мультимедийными презентациями.
Учебно – тематический план
| раздел | Кол-во часов | Практическая часть | Форма контроля предметных результатов |
1 | Как работать с учебником | 1 | | тест |
2 | Человек и земля | 18 | Проект-4 | оценка качества изготовления практических изделия |
3 | Человек и вода | 3 | |
4 | Человек и воздух | 3 | |
5 | Человек и информация | 9 | проект -1 | защита самопрезентации |
| | 34 | 5 | |
V. Основные направления коррекционной работы.
1. Сенсомоторное развитие:
-развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ.
2. Формирование пространственных представлений:
- формирование умения ориентироваться в собственном теле;
- формирование умения ориентировки на плоскости (альбом, книга);
- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
3. Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:
- развитие слухо - моторной координации;
- развитие зрительно – моторной координации;
- развитие слухо - зрительной и зрительно – двигательной координации.
5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование способов самоконтроля выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии.
6. Развитие лексико-грамматической стороны речи:
-уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов;
- актуализация словаря.
7. Формирование коммуникативных навыков и умений, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ролевые игры “Ты – ученик”, “У нас порядок”;
8. Расширение общего кругозора:
- формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.
Коррекционная работа по предмету
ЭТАПЫ УРОКА | ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ |
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса. |
2. При изложении нового материала | Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения. |
3. В ходе самостоятельной работы | Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание. |
4. При организации самостоятельной работы вне класса | Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях. |
Система специальных условий реализаций.
Критерии (нормы) оценок письменных работ по технологии
для учащихся с ЗПР
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьника, содержание и характер труда.
Оценка устных ответов
Оценка «5»
-
полностью усвоил учебный материал;
-
умеет изложить его своими словами;
-
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
-
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
-
в основном усвоил учебный материал;
-
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
-
подтверждает ответ конкретными примерами;
-
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
-
не усвоил существенную часть учебного материала;
-
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
-
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
-
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
-
почти не усвоил учебный материал;
-
не может изложить его своими словами;
-
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
-
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
-
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
-
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
-
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
-
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
-
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
-
в основном правильно выполняются приемы труда;
-
работа выполнялась самостоятельно;
-
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
-
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
-
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
-
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
-
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
-
самостоятельность в работе была низкой;
-
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
-
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
-
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
-
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
-
неправильно выполнялись многие приемы труда;
-
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
-
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
-
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
-
не соблюдались многие правила техники безопасности.