государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат»
Рассмотрена и рекомендована на утверждение.
МО педагогов первой ступени.
от ___._______.2017 г. Протокол № 1
Руководитель МО: ________/Кострубина Н.В./
Утверждена.
Директор: ________/Л.Г. Землянская/
Приказ № ____ от _____ ______2017 г.
Обсуждена и принята на заседании педагогического совета.
от __._____2017 г. Протокол № ____
Адаптированная рабочая программа
по трудовому обучению
для 3 класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Кострубина Наталья Владимировна
Учитель первой категории
Пояснительная записка.
1.Цели изучения предмета: обучение доступным приёмам труда, выработка первоначальных трудовых навыков.
Трудовое обучение носит элементарно-практический характер и направлено на решение задач:
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования многократно повторяющихся действий с применением разнообразного материала;
формировать умение предварительно планировать ход работы;
повышать уровень общего развития обучающихся;
формировать нравственные качества и элементарные трудовые навыки обучающихся;
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников, путём систематического и целенаправленного трудового воспитания.
2.Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по трудовому обучению для 1- 4 классов (автор Н.Н. Павлова) и требований к уровню подготовки обучающихся. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское и трудовое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня знаний по трудовому обучению, которые необходимы им для социальной адаптации. Особое внимание обращено на коррекцию недостатков общего и речевого развития в процессе овладения учебным предметом: коррекция речи, развитию ВПФ. Программа состоит из разделов: «Работа с пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами».
Содержание обучения имеет достаточные коррекционные возможности. Коррекционная работа выражается и в формировании умений:
-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
-контролировать свою работу (определять правильность своих действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся.
3.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
1) Закон «Об образовании» в РФ 273 от 30.12.12.
2) Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.4.2.3286-15
3) Закон «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013
4) Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
5) Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр. МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
6) Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под ред. В.В. Воронковой М., «Просвещение», 2001 год.
7) Учебный план государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2017-2018 год.
Используемая методическая литература:
И. Агапова, М. Давыдов «Поделки из природного материала», Лада. Москва, 2007 год
В.С. Горичева, М.И. Нагибина «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина», Ярославль «Академия развития», 1998 год
А.М. Гусаков «Рукоделие в начальных классах», Москва, «Просвещение», 1984 год.
М.И. Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги», Ярославль, «Академия развития», 1998 год
М.И. Перевертень «техническое творчество в начальных классах», Москва, «Просвещение», 1988 год
4.В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
5. . Для оценки знаний и умений обучающихся применяется Положение об оценке знаний, умений и навыков обучающихся 1-4 классов ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат». Контроль осуществляется с помощью контрольно-измерительных материалов, разработанных и утвержденных методическим объединением учителей начальных классов. Показателем усвоения являются оценки «5-отлично», «4-хорошо», «3-удовлетворительно», «2-неудовлетворительно».
6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
-технологические карты, образцы изделий;
-таблицы по трудовому обучению, раздаточный материал;
-обучающее видео;
-ТСО, ИКТ (музыкальный центр, интерактивная доска);
-учебно-практическое оборудование.
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий | Планируемые результаты на базовом уровне | Планируемые результаты на пониженном уровне |
знать | уметь | знать | уметь |
1 | Работа с пластилином. | 8 | Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел. Лепка дидактического материала с применением стеки. Лепка по образцу игрушек. Лепка предметов цилиндрической формы. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц и животных. Лепка по представлению свободных композиций. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасности при работе с пластилином. | Правила техники безопасности при работе с пластилином. | Ориентироваться в задании по вопросам и самостоятельно. Сравнивать образец с натуральным объектом. Составлять план работы. Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. | Правила техники безопасности при работе с пластилином. | Ориентироваться в задании по вопросам Сравнивать образец с натуральным объектом. |
2 | Работа с природными материалами. | 7 | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Свойства материала. используемого в работе. Рациональное использование случайных материалов. Виды соединений. Инструменты. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасности при работе. | Правила техники безопасности при работе с природным материалом Свойства природных материалов. | Изготавливать по замыслу объемные изделия из различных материалов. | Правила техники безопасности при работе с природным материалом. | Изготавливать объемные изделия из различных материалов с помощью учителя. |
3 | Работа с бумагой и и картоном. | 33 | Виды картона и бумаги. Разметка картона и бумаги по линейке, по шаблонам. Резание картона, прорезание отверстий, склеивание, прошивание. Инструменты. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасности при работе с бумагой и картоном. | Технологию изготовления изделия. Технику безопасности при работе с клеем, колющими и режущими предметами. | Подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя и самостоятельно. Самостоятельно отчитываться об этапах изготовления изделия. Анализировать свое изделие и изделие товарищей. | Технологию изготовления изделия по вопросам учителя. | Подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя. |
4 | Работа с текстильными материалами. | 20 | Нитки, ткани, их свойства и назначение. Виды стежков. Инструменты. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасности при работе | Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Правила организации своего рабочего места. | Правильно пользоваться иглой и ножницами. Выполнять изученные виды швов самостоятельно. Вышивать по линиям рисунок. Оформлять бахромой. | Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами. | Правильно пользоваться иглой и ножницами. Выполнять изученные виды швов с помощью учителя. |
Проверено «___» ______________ 2017 г. зам. дир. по УР ___________Л.Н. Полуэктова |
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению в 3 классе.
1 полугодие (32 часа)
№ п/п | ДАТА | ТЕМА | Кол-во часов | Виды учебной деятельность. |
устная | письменная |
1 четверть (16 часов). Работа с бумагой и картоном (11 ч.). |
1-2 | 05.09 06.09 | Изготовление фигурок животных из листа бумаги. | 2 | Игра «Узнай по описанию» | «Констр. и ручной труд» № 14, с. 52 |
3 | 12.09 | Изготовление корзиночки. | 1 | Анализ образца изделия. | «Констр. и ручной труд» № 15, с. 53. |
4-5 | 13.09 19.09 | Изготовление игрушек из конусов (зайчик, лисичка). | 2 | Оценка своего изделия и изделия товарищей. | «Констр. и ручной труд» № 23, с. 55. |
6 | 20.09 | Аппликация «Осень». | 1 | Составление плана работы над изделием. | «Аппликация» с.43. |
7 | 26..09 | Аппликация «Осеннее дерево». | 1 | Беседа по вопросам учителя. | Учебник 1 |
8 | 27.09 | Аппликация «Веточка рябины». | 1 | Беседа по вопросам учителя. | Учебник 1 |
9 | 03.10 | Аппликация «Радуга». | 1 | Составление плана работы над изделием. | Учебник 1 |
10 | 04.10 | Изготовление игрушки «Цыпленок в скорлупе». | 1 | Составление плана работы над изделием. | Учебник 1 |
11 | 10.10 | Складная сумочка. | 1 | Беседа по вопросам учителя. | С.83, урок 11 |
Работа с природным материалом (7 ч.). |
12 | 11.10 | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | 1 | Беседа по вопросам учителя. Повторение правил техники безопасности во время экскурсии. | |
13 | 17.10 | Изготовление бабочки. | 1 | Анализ образца изделия. | Учебник 1 |
14 | 18.10 | Изготовление птицы. | 1 | Составление плана работы над изделием. | Учебник 1 |
15 | 24.10 | Изготовление рыбки. | 1 | Анализ образца изделия. | Учебник 1 |
16 | 25.10 | Изготовление вазочки. | 1 | Составление плана работы над изделием. | Учебник 1 |
2 четверть (16 часов) Работа с пластилином (8 ч.). |
17 | 07.11 | Расписной пластилин | 1 | Беседа по вопросам учителя. | |
18 | 08.11 | Пластилиновая живопись «Осенний ветер» | 1 | Описание способа выполнения работы. | |
19 | 14.11 | Комбинированная работа «Цветущая яблоня». | 1 | Составление плана работы над изделием. | |
20 | 15.11 | Аппликация из пластилина «Барашек» | 1 | Игра «Узнай по описанию» | Учебник 1 |
21 | 21.11 | Лепка клоуна. | 1 | Анализ образца изделия. | Учебник 1 |
22 | 22.11 | Лепка лошадки. | 1 | Игра «Узнай по описанию» | Учебник 1 |
23 | 28.11 | Лепка кота. | 1 | Составление плана работы над изделием. | Учебник 1 |
24 | 29.11 | Лепка ёлки и снеговика. | 1 | Беседа о зимних забавах детей. | |
Работа с текстильным материалом (8 ч.) |
25 | 05.12 | Виды текстильных материалов. | 1 | Беседа по вопросам учителя. | |
26-27 | 06.12 12.12 | Аппликация из ткани «Букет в вазе». | 2 | Составление плана работы над изделием. | |
28-29 | 13.12 19.12 | Аппликация из ткани «Цветы в корзине». | 2 | Оценка своего изделия и изделия товарищей. | |
30-32 | 20.12 26.12 27.12 | Изготовление одуванчика из ниток. | 3 | Оценка своего изделия и изделия товарищей. | |
Проверено «___» ______________ 2018 г. зам.дир. по УР ___________Л.Н. Полуэктова |
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению в 3 классе.
2 полугодие (36 часов)
№ п/п | ДАТА | ТЕМА | Кол-во часов | Виды учебной деятельность. |
устная | письменная |
3 четверть (21 ч.) РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (14 ч.) |
33 | 10.01 | Упражнения в разметке бумаги и картона. | 1 | Оценка своей работы. | |
34-35 | 16.01 17.01 | Объёмная аппликация из цветной бумаги «Цветы». | 2 | Игра «Узнай по описанию». | |
36-37 | 23.01 24.01 | Изготовление складной доски для игры в шашки. | 2 | Анализ образца. | |
38-39 | 30.01 31.01 | Изготовление открытой коробки из тонкого картона. | 2 | Составление плана работы над изделием. | |
40-41 | 06.02 07.02 | Изготовление футляра для ножниц. | 2 | Беседа по вопросам учителя. | |
42 | 13.02 | Изготовление из бумаги стаканчика. | 1 | Оценка своей работы. | |
43-46 | 14.02 20.02 21.02 27.02 | Складывание бумаги. Оригами. | 4 | Игра «Узнай по описанию». | |
| | РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНИМ МАТЕРИАЛОМ (7 Ч.) | | | |
47-48 | 28.02 06.03 | Ознакомление с косым обмёточным швом. | 2 | Составление плана работы над изделием. | |
49-50 | 07.03 13.03 | Пришивание косыми стежками вешалки. | 2 | Беседа по вопросам учителя. | |
51-53 | 14.03 20.03 21.03 | Изготовление игольницы. | 3 | Оценка своей работы. | |
4 ЧЕТВЕРТЬ (15 Ч.) РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (8 ч.) |
54 | 03.04 | Изготовление игрушек из полосок бумаги (петушок). | 1 | Игра «Узнай по описанию». | |
55 | 04.04 | Изготовление игрушек из полосок бумаги ( заяц). | 1 | Составление плана работы над изделием. | |
56-58 | 10.04 11.04 17.04 | Изготовление игрушек из полосок бумаги ( цветок). | 3 | Беседа по вопросам учителя. | |
59-61 | 18.04 24.04 25.04 | Моделирование из готовых геометрических форм (игр. мебель). | 3 | Составление плана работы над изделием. | |
| | РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (7 Ч.) | | | |
62 | 08.05 | Составление рисунка на листе бумаги в клетку. | 1 | Игра «Узнай по описанию». | |
63-64 | 15.05 16.05 | Изготовление салфетки. | 2 | Оценка своей работы. | |
65-67 | 22.05 23.05 29.05 | Вышивание салфетки простыми стежками. | 3 | Составление плана работы над изделием. | |
68 | 30.05 | Выставка детского творчества. | 1 | | |
10