СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» для 1 класса Предметная область «Физическая культура» (2 вариант)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная программа для первого класса .

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» для 1 класса Предметная область «Физическая культура» (2 вариант)»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Тацинская специальная школа-интернат».




Рассмотрена методическим объединением учителей начальных классов

протокол №1 от 28.08.2018

Руководитель МО________Поторокина И.А.



Согласована и рекомендована к утверждению

педагогическим советом школы

протокол №1 от 31.08.2018

зам.директора по УР __________Акименко С.И.

Утверждена приказом № 76 от 1.09.2018 ГКОУ РО «Тацинская специальная школа-интернат»

Директор _________________ Иванова Г.Д.





Адаптированная рабочая программа по учебному предмету

«Адаптивная физкультура» для 1 класса

Предметная область «Физическая культура»



(вариант 2)





Учитель: Петрушова В. Г.

2018-2019 учебный год.



I. Пояснительная записка.

Рабочая программа предмета «Адаптивная физкультура» для обучающихся 1класса составлена для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), и является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.

Целью занятий по адаптивной физической культуре: является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Основные задачи:

- формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

- формирование туристических навыков, умения играть в спортивные игры;

- укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

-преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений;

- укреплять и развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата;

- содействовать формированию у учащихся правильной осанки;

- воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность;

Основные направления коррекционной работы:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие наглядно – образного и словесно - логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально – логической сферы;

- обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях умениях, навыках.

Нормативно – правовые документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012.

  2. Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». Закон «Об образовании в Ростовской области».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ № от 22.12.2014.

  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа ( ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  5. Приказ Минобрнауки РФ № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013.

  6. Устав ГКОУ РО «Тацинская специальная школа-интернат».

  7. Адаптированная общеобразовательная программа ГКОУ РО «Тацинская специальная школа-интернат» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  8. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО «Тацинская специальная школа-интернат».



II. Планируемые результаты изучения курса «адаптивная физкультура» 1 класса.

Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.



Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся учебного предмета «Адаптивная физкультура» могут стать:

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

  • Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: спортивные игры.

  • Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: спортивные и подвижные игры, физическая подготовка.

  • Умение кататься на санках, играть в подвижные игры и др.





Иметь представление

о режиме дня, гигиенических требованиях к одежде и обуви при занятиях физической культурой, о значении утренней гигиенической гимнастики, правильной осанке.

Знать

основные правила поведения на уроках физической культуры, технике безопасности при выполнении физических упражнений, основные команды.

Выполнять

основные движения, построения, общеразвивающие упражнения по показу и по словесной инструкции.

Уметь

Играть и взаимодействовать со сверстниками в подвижных играх.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Устанавливаются требования к результатам: личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Личностные результаты освоения АООП могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной физической культуры:

1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание:

2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка;

2.2 умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.

3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Формирование базовых учебных действий включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию).

3. Формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами).

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание предмета отражено в двух разделах: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры».

Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры.

Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Рабочая программа учебного предмета ««Адаптивная физкультура»» (1 класс) организуется в форме уроков, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии / консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Урок проводится для состава всего класса или для группы обучающихся.

Таблица 2 – Освоение разделов примерной рабочей программы в течение учебного года.











Учебный план

п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов

1

«Физическая подготовка»

72


1 четверть

27


2 четверть

21





4 четверть

24

2

«Коррекционные подвижные игры»

27


3 четверть

27




3

Всего часов

99



























IV. Тематическое планирование.

I четверть – 27 часов

уроков


Раздел. Тема уроков

Кол-во часов


Дата


Виды учебной деятельности


Мониторинг

1

2

3

4

5

6


1.



2 – 3.


4 – 5.


6 – 7.


8 – 9.


10 -11.


12 -13.


14 –15.

16 – 17


18 – 19

20 - 21


22 – 23

24 - 25

26 - 27




28.


29 – 30


31 – 32


33 – 34


35 – 36

37 – 38


39 – 40


41 – 42

43 – 44


45 – 46

47 - 48








49 – 50



51 – 52



53 - 54

55 – 56

57 - 58

59 – 60

61 – 62

63 – 64

65 – 66


67 – 68

69 – 70

71 – 72

73 – 74

75 .




76- 77


78 – 79

80 – 81


82 - 83


84 – 85


86 – 87


88 – 89

90 – 91


92 – 93


94 – 95


96 – 97



98.



1. Вводный урок. Назначение спортивного инвентаря и оборудования. Правила поведения при занятиях физической культурой.

2. Ходьба и бег. Построение, общеразвивающие и корригирующие упражнения, ходьба и бег.

3. Принятие исходного положения для построения и перестроения. Основная стойка. ОРУ без предметов.

4. Ходьба и бег стайкой за учителем.

Ходьба и бег в заданном направлении.

5. Принятие исходного положения для построения и перестроения. Основная стойка. ОРУ без предметов.

6. Корригирующие дыхательные упражнения: 

произвольный вдох (выдох) через рот (нос) Ходьба и бег.

7. Построение, общеразвивающие и корригирующие упражнения, ходьба и бег.

8. Стойка ноги врозь. ОРУ с предметами.

9.Корригирующие дыхательные упражнения: 

произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот(нос)

10. Ходьба и бег в колонне по одному за учителем.

11. Ходьба и бег в колонне по одному за учителем с изменением темпа.

12. Ходьба и бег стайкой за учителем.

13. Мягко приземляться в прыжках.

14. Построение, общеразвивающие и корригирующие упражнения, ходьба и бег.


II четверть – 21 час


15.Построение в шеренгу по одному. ОРУ с предметами. Корригирующие дыхательные упражнения: сюжетные.

16.Ходьба и бег в колонне по одному за учителем с изменением направления движения.

17.Ходьба и бег в колонне по одному за учителем противоходом.

18. Принятие исходного положения для построения и перестроения. Основная стойка. ОРУ без предметов.

19.Ползание на четвереньках по прямой линии.

20.Построение, общеразвивающие и корригирующие упражнения.

21.Построение в колонну по одному. ОРУ с предметами.

Ползание на четвереньках.

22. Подлезание под препятствия на четвереньках.

23. Корриги рующие упражнения: одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев.

21Упражнения в проползании на четвереньках под дугой

25. Построение, общеразвивающие и корригирующие упражнения. Упражнения в проползании на четвереньках в ворота.




III четверть – 27 часов


26.  Подвижные игры с бегом

Сообщение сведений о подвижных играх и взаимодействии игроков.

27. Коррекционная игра для формирования способности вести совместные действия с партнером, ориентирования в пространстве зала.

28. Сюжетные ОРУ. Игра «Догони меня».

29. Коррекционная игра «Найди предмет в зале»

30. Подвижные игры с прыжками

31. Прокатывание мяча двумя руками и ловля его.

32. Сюжетные ОРУ. Игра «Удочка».

33. Коррекционная игра «Паук»

34. Подвижные игры с мячом.

Сюжетные ОРУ. Игра «Солнышко».

35. Коррекционная игра «Рука все помнит»

36. Подвижные игры с бегом.

37. Подвижная игра «Кошка и мышка».

38. Коррекционная игра «Повторяй за мной».

39. Коррекционная игра «Что пропало».


IV четверть – 23 часа


40. Построение в круг. ОРУ с предметами. Ползание на животе.

41. Подлезание под препятствия на животе.

41. Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке.

42. Прыжки на месте на двух ногах слегка продвигаясь вперед.

43. Построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения, ползание.

44. Построение в шеренгу. Перестроение из шеренги в круг. ОРУ с предметами.

45. Прыжки на двух ногах на месте с мячом в руках.

46. Ходьба парами, взявшись за руки.

Построение в круг по ориентиру. Игра «Космонавты».

47. Прыжки на 1; 2 ногах в движении. Игра «Прыгающие воробушки».

48. Построение в колонну. Размыкание и смыкание в шеренге. ОРУ с предметами.

49. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Корригирующие упражнения: круговые движения кистью.

50. Закрепление построения. Игра «Летает – не летает».



1



2


2


2


2


2


2


2

2


2

2


2

2

2





1


2


2


2


2

2


2


2

2


2

2








2



2



2

2

2

2


2

2

2

2

2

2

2

1




2


2

2


2


2


2


2

2


2


2


2



1





04.09



05 -06.09


11 -12.09


13 -18.09


19 -20.09


25 -26.09


27.09-02.10


03 -04.10

07 – 10.10


11 – 14.10

17 – 18.10


21 – 24.10

25 – 28.10

31.10 -01.11





14.11


15 – 18.11


21 – 22.11


25 – 28.11


29.11-02.12

05– 06.12


09 – 12.12


13 – 16.12

19 – 20.12


23 – 26.12

27 – 30.12








13 – 16.01



17 – 20.01



23 – 24.01

27 – 30.01

31.01 -03.02

06 – 07.02


10 – 20.02

21 – 27.02

28.02 -03.03

06 – 07.03

10 – 13.03

14 – 17.03

20 – 21.03

24.03




03 – 04.04


07 – 10.04

11 – 14.04


17 – 18.04


21 – 24.04


25 – 28.04


02 – 05.05

12 – 15.05


16 – 19.05


22 – 23.05


26 – 29.05



30.05




Выполнять строевые команды

Знать свое место в строю.

Правильно выполнять строевые движения при ходьбе и беге.

Овладение приемами правильного дыхания (по показу учителя) и выполнение простейших заданий по словесной инструкции учителя.






Знать движения в различных пространственных направлениях.


Правильное построение и знание своего места в строю.




Преодолевать различные препятствия.












Формирование умений прыгать, навыков правильного захвата различных предметов.


Правильно выполнять основные движения при захвате и броске мяча.


Умение преодолевать различные препятствия.




Выполнять строевые команды

Знать свое место в строю.

Правильно выполнять строевые движения при ходьбе и беге.

Овладение навыками координации толчка двумя ногами в различных видах прыжков и умение мягко приземлятся в прыжке. Формирование умений прыгать,





Знание теоретических сведений.



Регулярность выполнения упражнений.




Регулярность выполнения упражнений.


Техника упражнений.




Техника упражнений.

Регулярность выполнения упражнений.




Регулярность выполнения упражнений.



Техника упражнений.




Регулярность выполнения упражнений.





Техника упражнений.




Регулярность выполнения упражнений.



Техника упражнений.






Техника упражнений.




Регулярность выполнения упражнений.





Техника упражнений.



Регулярность выполнения упражнений.

Техника упражнений.



Соревновательная деятельность.


Техника упражнений.


Регулярность выполнения упражнений.