СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с РАС (вариант 8.3) 5- 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с РАС (вариант 8.3) 5- 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Садовская средняя общеобразовательная школа № 2


Рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла


протокол № 1

от «31» августа 2021 г.


Принята

педагогическим советом МКОУ Садовской СОШ№2



протокол № 1

от «31» августа 2021 г.


«Утверждаю»

Директор

МКОУ Садовской СОШ№2 Г.Н.Мамонова


приказ № 45

от «31» августа 2021 г.






Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для обучающихся с РАС (вариант 8.3)

5- 9 класс









Составитель: учитель русского языка и литературы

Тереня Е. В.
















Садовое

2021 г.





Пояснительная записка


Данная программа представляет собой адаптированный практический курс русского языка для обучающихся с РАС (вариант 8.3)

Количество недельных часов Количество часов в год

5 класс - 4 5 класс – 140

6 класс - 4 6 класс - 140

7 класс - 4 7 класс - 140

8 класс - 4 8 класс - 140

9 класс - 4 9 класс - 140



Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (редакция от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

  • Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для детей с расстройством аутистического спектра МКОУ Садовской СОШ № 2 (вариант 8.3);

  • Устав МКОУ Садовской СОШ № 2.







Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитанияучащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цель программы – создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с УО, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации АОП предусматривает решение следующих основных задач:

  • овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с УО через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;

- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания.

Познавательные задачи:

  • изучать базовые основы таких разделов языка, как фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика,словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира;

  • формировать у обучающихся научно-лингвистическое мировоззрение;

  • формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точкизрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; уметь пользоваться различными лингвистическими словарями, в том числе и электронными.

  • совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное овладение русским литературным языкомв разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; формировать потребность к речевому самосовершенствованию и взаимодействию; совершенствовать умения и навыки устной и письменной речи;

  • развивать творческое и логическоемышление;

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитывать интерес и любовь к русскомуязыку.

Ввиду вышеуказанных психофизических особенностей обучающихся проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

  • совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитиемелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;

  • развитие восприятия, памяти, внимания; формированиеобобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), пространственных представлений и ориентаций, представлений о времени;

  • развитие различных видов мышления: наглядно-образного,словесно-логического;

  • развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать,анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной иписьменной инструкциями, алгоритму, планировать деятельность;

  • развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивойи адекватной самооценки, умений анализировать свою деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике;

−− развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и письменной речи, лексико-грамматических средств языка;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащениесловаря;

  • формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов взнаниях.

Планируемые результаты освоения русского языка.

Планируемые результаты освоения АООП обеспечивают связь между требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, образовательным процессом и системой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально -­личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  2. воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  3. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  8. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  9. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  10. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  11. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  12. проявление готовности к самостоятельной жизни.



Предметные результаты



Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по русскому языку учащимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на конец обучения (9 класс):



Минимальный уровень:

  • знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

  • разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросыучителя;

  • образование слов с новым значением с опорой на образец; представления о грамматических разрядахслов;

  • различение изученных частей речи по вопросу изначению;

  • использование на письме орфографических правил послепредварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

  • составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

  • установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросамучителя;

  • нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощьюучителя);

  • нахождение в тексте однородных членовпредложения;

  • различение предложений, разных поинтонации;

  • нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (спомощью учителя);

  • участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основноймысли;

  • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующихтеме текста;

  • оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

  • письмо небольших по объему изложений повествовательного текстаи повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентовтекста;

  • составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50слов)повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.



Достаточный уровень:

  • знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

  • разбор слова по составу с использованием опорныхсхем;

  • образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой насхему;

  • дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

  • определение некоторых грамматических признаков изученных частей существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросамучителя;

  • нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);

  • пользование орфографическим словарем для уточнения написанияслова;

  • составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т.д.;

  • установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорнойсхеме;

  • нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

  • составление предложений с однородными членами с опорой наобразец;

  • составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;различение предложений (с помощью учителя) различных по целивысказывания;

  • отбор фактического материала,необходимого для раскрытия темы текста;

  • отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощьюучителя);

  • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мыслитекста;

  • оформление всех видов изученных деловыхбумаг;

  • письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70слов);

  • письмо сочинений-повествований с элементами описанияпосле

предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).



Содержание учебного предмета

5 КЛАСС

Звуки и буквы. Текст

      Повторение.
      Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.
      Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.

     Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.

      Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
      Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
      Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.

Предложение. Текст

      Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
      Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).

Слово. Текст

Состав слова

      Корень и однокоренные слова.

      Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.

      Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.

      Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
      Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.

      Разделительныйъ в словах с приставками.

      Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)
      Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).

Части речи

      Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.

      Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.

      Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
      Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
      Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.

      Изменение имен существительных по числам.

      Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.

      Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.

      Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.
      Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
      Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.
      Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.

      Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).

      Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
      Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
      Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
      Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.
      Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.

      Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.
      Распространение предложений именами прилагательными.

      Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям.
      Глагол. Значение в речи.

      Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
      Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

      Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.
      Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.

Предложение. Текст

      Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.

      Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
      Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

      Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.
      Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.

      Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
      Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
      Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.
      Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.

Повторение

Связная речь

      Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
      Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.
      Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.
      Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.

     Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
      Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
      Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.

      Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
      Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.

      Словарь: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).

Основные требования к умениям учащихся

      списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;

      - писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
      - участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
      - коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
      - подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
      - различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

      - находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
      - пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
      2-й уровень

      - списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
      - писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
      - участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

      - подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

      - проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

      - учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.


6 класс

Грамматика. Правописание и развитие речи

Звуки и буквы. Текст

      Повторение. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды.
      Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим — слышим — пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка безударной гласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
      Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка сомнительной согласной изменением формы слова и подбором родственных слов.

      Непроизносимые согласные. Выделение проверочного слова в однокоренных словах.
      Составление словаря с двойными согласными в корне. Размещение слов по алфавиту. Выбор слов по определенной теме, составление рассказа по опорным словам.
      Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или основную мысль. Дополнение текста несколькими предложениями (2—3), развивающими основную мысль. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.

Предложение. Текст

      Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием схем, указывающих на изменение порядка слов в предложении. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Наблюдение за средствами связи предложений в тексте: местоимения, наречия, текстовые синонимы (без называния терминов).
      Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Использование в тексте однородных членов предложения.

      Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение задач диалога. Составление диалогов по аналогии.

Слово. Текст

Состав слова

      Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки (-оньк- — -еньк-, -ик, -ок, -к-, -ушк- — -юшк-, -ищ- и др.). Их употребление в речи.

      Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки.

      Непроизносимые согласные.

      Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса (осенний, длинный). Составление словаря наиболее употребительных слов.
      Приставка и предлог.

      Правописание приставок саи о, приставка пере-.

      Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).

      Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.
      Тема и основная мысль текста: определение в данных парах заголовков темы или основной мысли («Лесные малыши», «Будь другом леса»). Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия (отражение темы или идеи).

Части речи

      Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении.
      Имя существительное. Значение в речи.

      Наблюдение за многозначными словами. Составление с ними словосочетаний.
      Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.
      Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных (названия книг, газет, журналов).

      Существительные с шипящей на конце. Их правописание.
      Три типа склонения имен существительных. Упражнения в выделении безударных падежных окончаний существительных. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.

      Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (на родине  — на земле, на дереве  — на окнеи т. д.).
      Упражнения в составлении различных словосочетаний с опорой на картинку, на заданную тему, произвольно. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
      Составление коротких рассказов с использованием разных средств связи: текстовых синонимов, местоимений, наречий (без терминов), существительных в различных падежах — по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным.
      Имя прилагательное. Значение в речи.

      Дифференциация существительных и прилагательных, обозначающих цвет (красный — краснота), форму (круглый — круг), настроение (радостный — радость) и т. д.
      Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Упражнения в составлении предложений с подобранными словосочетаниями.

      Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде.

      Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее).
      Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе.
      Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе.

      Понятие о склонении прилагательных.

      Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
      Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части, выбор нужного прилагательного, использование образных средств языка (слова в переносном значении, сравнения).

      Глагол. Значение в речи.

      Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы (свет — светить, светлый).
      Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
      Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

      Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.

      Употребление глаголов в переносном значении. Включение их в текст. (Зима пришла, раскинулась по полям и лесам. Снег горит на солнце. Деревья надели белые пушистые шапки.)
      Составление рассказа по картинке с бытовым сюжетом. Правильное использование временных форм глагола.

Предложение. Текст

      Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Логическое ударение в предложениях.
      Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления.

      Однородные члены предложения с союзами а,но. Интонация сопоставления.
      Выбор лексического материала для построения различных предложений в зависимости от речевой ситуации (говорить о деле, живо о чем-то рассказывать, что-то доказывать). Составление диалогов с речевыми задачами: хочу сообщить, хочу рассказать, хочу убедить.

      Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания.
      Составление коротких повествовательных текстов с последовательным, развертыванием событий или действий во времени. Использование соответствующих средств связи предложений в тексте: однажды, утром, вечером или сначала, потом, затем, наконец.

      Исправление в тексте нарушений в логике и последовательности высказывания (с помощью учителя). Нахождение в тексте речевых недочетов, вызванных неточным или неправильным употреблением слов, неоправданным повтором, нарушением границ предложений, неверным употреблением слов, связывающих одно предложение с другим.

Повторение

Связная речь

      Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.
      Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи предложений, подбором заголовка. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части.

      Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, образных слов, подбором заглавия. Самостоятельная запись основной части текста.
      Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста (тема или основная мысль). Восстановление текста по опорным словам.

      Коллективное описание предмета с опорой на картинку или на сам предмет по данному плану. Использование изобразительных средств языка.

      Самостоятельное составление текста — описание предмета с предварительным разбором темы, языковых средств и средств связи.

      Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с предварительным анализом текста (тема, основная мысль, средства связи, изобразительные средства языка). Самостоятельное его воспроизведение.
      Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, изобразительных средств языка.

      Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи.
      Словарь: антенна, апельсин, балкон, блокнот, богатство, везде, вдруг, внезапно, вокруг, впереди, вытачка, география, гербарий, гореть, горизонт, директор, договор, естествознание, женщина, интересный, календарь, кефир, командир, комбайн, компас, конфета, материал, металл, мужчина, океан, остров, перрон, печенье, пожалуйста, портрет, прекрасный, равнина, растение, сейчас, семена, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, словно, телеграмма, теперь, фанера, хозяин, шоколад, шоссе, экспресс (53 слова).

Основные требования к умениям учащихся

      - списывать текст целыми словами;

      - писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
      - участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

      - исправлять текст с помощью учителя;

      - подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

      - различать части речи по вопросам с помощью учителя;

      - пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.




7 класс

Грамматика. Правописание и развитие речи


Звуки и буквы. Текст

      Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Их дифференциация.
      Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие произношения написанию в корне, приставке, окончании).

      Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить орфограмму, устанавливать ее место (приставка, корень, окончание), выбирать способ решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного слова).
      Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах. Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит.

      Единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, части текста (вступление, основное содержание, заключение), изобразительные средства языка (сравнение, определение, употребление слов в переносном значении).

Предложение. Текст

      Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной связью. Союзыи,а,но. Знаки препинания.

      Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными членами. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях.

      Использование различных грамматических категорий (существительное, прилагательное, глагол) в качестве однородных членов.

      Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств связи предложений, образных выражений. Изложение текста.

Слово. Текст

Состав слова

      Повторение.
      Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания.
      Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок — волчище, Маша — Машенька).

      Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.

      Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

      Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне.

      Правописание приставок на аи о, приставка пере-. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ).
      Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.

Части речи

      Имя существительное. Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера.

      Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте.
      Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу.

      Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием.

      Склонение существительных во множественном числе.

      Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце. Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч).

      Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен существительных).

      Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии.

      Имя прилагательное. Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный).

      Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.

      Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение).

      Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.
      Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям.
      Местоимение. Значение личных местоимений в речи.
      Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.
      Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
      Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
      Раздельное написание предлогов с местоимениями.

      Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте.

      Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление).

      Глагол. Роль в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания).

      Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто.

      Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься(что делать? что сделать?).

      Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени.

      Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (-тся, -ться).

      Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение).
      Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
      Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи.

      Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).

Предложение. Текст

      Сложное предложение с союзами и, а,но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.
      Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование схем. Знаки препинания.
      Выделение простых и сложных предложений из литературного текста. Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по теме.
      Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач: сообщение новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего. Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу согласиться. Мне трудно тебя убедить и т. д.

     Использование обращения в деловых бумагах.

      Рассказ и описание как типы текстов. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. Их структура. Сравнение планов:

Рассказ

Описание

1. Вступление.
    Введение в обстановку.

1. Вступление.
    Представление предмета.

2. Главная часть
    Последовательное развитие событий.

2. Главная часть.
    Признаки предмета.

3. Заключение.
    Окончание событий.

3. Заключение.
    Впечатление о предмете.

      Упражнения в составлении коротких текстов описательного или повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных предложений.
      Исправление в тексте нарушений логики и последовательности изложения темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений, текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной лексики (был, был... стоит, стоит...), неточного использования изобразительных средств.

Повторение

Связная речь

      Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором опорных слов.

      Свободный диктант по тексту описательного характера.

      Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана.

      Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала.
      Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.

      Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему.

      Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого материала.

      Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему.

      Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по данному плану.
      Словарь: антракт, аппарат, бассейн, беречь, бутерброд, будто, вдали, велосипед, верстак, гардероб, гастроном, издалека, кабинет, километр, лекарство, литература, Масленица, мастер, масштаб, материк, мороженое, мотор, насекомое, около, патриот, похож, почтальон, приветливо, программа, расстояние, рецепт, Рождество, сверкать, сиять, сантиметр, сверху, светофор, семафор, серебряный, слесарь, снизу, спектакль, стадион, стеречь, театр, температура, токарь, тренер, тренировать, чемодан, чувство, электровоз, экзамен (53 слова).



Основные требования к умениям учащихся

            писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
      - исправлять текст;

      - подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

      - различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;

      - решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя.


8 класс Грамматика. Правописание и развитие речи

Предложение. Текст

      Простое и сложное предложения. Их сравнение. Союзы и, а,но в простом и сложном предложениях. Знаки препинания. Нахождение простых и сложных предложений в текстах учебников по литературе, географии и др.

      Использование простых и сложных предложений в структуре текста. Отражение в тексте темы и идеи, наличие вступления, главной части, заключения, средств связи предложений, образных слов и выражений.

Слово. Текст

Состав слова

      Однокоренные слова: подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, их дифференциация, разбор по составу. Систематизация орфографических правил: способы проверки гласных и согласных в корне, окончании имен существительных и прилагательных. Запоминание непроверяемых безударных гласных в корне слова, гласных и согласных в приставках.

      Сложные слова с соединительной гласной и без нее (треугольник, турпоход).
      Образование разных слов с помощью одних и тех же приставок и суффиксов. Наблюдение за значением этик слов. Слова с суффиксами оценки: уменьшения, увеличения, ласковости, пренебрежения.

      Составление рассказа или описания. Использование в тексте слов с оценочными суффиксами.

Части речи

      Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение как части речи. Обобщение. Упражнения в составлении различных словосочетаний с предлогом или без предлога. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
      Наблюдение за различными частями речи в текстах разного типа: в описании, повествовании (рассказ, сказка). Упражнения в составлении рассказа, сказки, описаний с использованием соответствующей лексики.

      Имя существительное. Значение в речи. Основные грамматические признаки (род, число, падеж, склонение). Анализ имен существительных с опорой на таблицу.
      Использование имен существительных в качестве образных средств языка (бусы рябины, головка ромашки) и текстовых синонимов для связи предложений. (В наших лесах растет рябина.Это нарядное дерево красиво в любое время года.)
      Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Проверка безударных окончаний способом подстановки существительного с ударным окончанием.

      Составление словосочетаний существительных во множественном числе с другими словами (много тетрадей, килограмм конфет, пара чулок, носков).
      Правописание существительных единственного и множественного числа с шипящей на конце.

      Составление рассказа с последовательным развитием действия или события.
      Имя прилагательное. Значение в речи. Основные грамматические признаки (род, число, падеж). Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.
      Составление текстов, характеризующих предметы по сходным или противоположным признакам (лимон и яблоко, лев и мышь).

      Склонение прилагательных во множественном числе.

      Употребление имен прилагательных в прямом и переносном лишении. Выделение из литературного текста словосочетаний прилагательного с существительным и в том и в другом значении для описания предмета, места, пейзажа, характера человека.
      Упражнения в самостоятельном подборе прилагательных для описания картины или рассказа по ней. Составление текста.

      Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Основные грамматические признаки (лицо, число, падеж).

      Род местоимений 3-го лица единственного числа.

      Склонение личных местоимений. Правописание местоимений с предлогами.
      Упражнения в правильном употреблении местоимений в тексте.
      Составление текстов-рассуждений о просмотренной телепередаче, о прочитанной книге, о событиях в классе.

      Устранение речевых недочетов при употреблении местоимений в тексте.
      Глагол. Значение в речи. Основные грамматические признаки (время, число, лицо).
      Неопределенная форма глаголов на -ть, -ти, -чь, -ться. Правописание глаголов на -тся, -ться.

      Употребление однокоренных глаголов с различными приставками (сказать, пересказать, высказать; спросить, допросить, переспросить и т. п.).
      Упражнения в выборе глагольной лексики для художественного описания предмета, места, пейзажа. Составление текстов.

      Понятие о I и II спряжении. Упражнения в спряжении глаголов с ударным окончанием. Наблюдение за безударными окончаниями глаголов I и II спряжения. Запоминание написаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Использование таблицы, школьного орфографического словаря.

      Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.      Изложение небольшого отрывка из литературного текста. Правильное использование временных форм глагола.
      Наречие. Роль в речи (признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? куда? откуда? когда?).

      Образование наречий от прилагательных (веселый — весело).

      Составление словосочетаний наречий с глаголами движения, речи, состояния, труда и т. д. Включение их в текст по определенной теме.

      Употребление наречий для связи предложений в тексте (однажды, вдруг, внезапно, как-то раз, утром, днем, вечером, сначала, потом, затем, наконец, там, тут, здесь, везде, вокруг, впереди, вдали, рядом).

      Имя числительное. Понятие об имени числительном. Случаи употребления в устной и письменной речи.

      Упражнения в правописании числительных от 5 до 20, 30; от 50 до 80; от 100 до 900.
      Упражнения в правописании составных числительных (двести восемьдесят пять).
      Оформление доверенности, расписки, объявления, денежного перевода.

Предложение. Текст

      Сложное предложение с союзами и, а, но и простое с однородными членами с теми же союзами.
      Сложное предложение с союзами что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который.
      Упражнения в составлении сложных предложений для рассуждения о чем-то (с опорой на схему), например: отнесение слова к определенной части речи с доказательством; объяснение времени, цели, причины поступка и т. д.

      Составление простых и сложных предложений для последующего составления рассказа, описания, рассуждения.

      Составление простых и сложных предложений для оформления деловых бумаг. Написание заявления.

      Исправление текста.

Повторение

Связная речь

      Свободный диктант по тексту повествовательного характера с предварительным анализом.
      Сочинение с опорой на картинку (описание места) и план-схему: вступление; главная часть (где? что?); заключение.

      Изложение текста с элементами рассуждения с предварительным анализом.
      Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала.
      Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.

      Составление текста на основе заглавия-темы и плана или заголовка-идеи и плана.
      Сочинение с элементами рассуждения («Мое любимое занятие», «Какая современная музыка мне нравится и почему», «Самая интересная компьютерная игра», «Почему надо беречь природу» и др.).

      Письмо с элементами рассуждения.


      Словарь: авторучка, бандероль, вдалеке, галерея, государство, гражданин, деликатный, демонстрация, депутат, доверие, документ, заявление, издалека, изображение, изредка, искусство, испуганно, кажется, кафе, квалификация, квитанция, клиент, комитет, конституция, милиция, митинг, недалеко, независимость, образованный, операция, Отечество, поэт, паспорт, пациент, пейзаж, планета, посредине, правительство, председатель, профессия, путешествие, республика, рядом, секретарь, станция, телеграф, телепередача, территория, удивленно, электростанция, электричество, экскаватор, эскалатор (53 слова).

Основные требования к умениям учащихся

      писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
      - принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
      - исправлять текст;

      - составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
      - решать орфографические задачи с помощью учителя.

9 класс Грамматика. Правописание и развитие речи

Предложение. Текст

      Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после окончания школы»).
      Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность).
      Решение орфографических задач в процессе работы над текстом.
      Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов.

      Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем типам текстов.

      Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения. Включение образных слов и выражений.

Слово. Текст

Состав слова

      Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов.
      Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон).
      Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).

      Правописание приставок без-(бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как слышим, так и пишем).

      Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов проверки орфограмм.

Части речи

      Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с опорой на таблицу или без нее).

      Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапалапочка, пожар — пожарник, сила — сильный, бурить бурильщик).

      Имя существительное. Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.
      Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых имен существительных. Составление рассказа по опорным словам.

      Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии).
      Имя прилагательное. Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
      Подбор лексического материала (словосочетаний существительных с прилагательными) для составления портретной характеристики с опорой на картину известного художника или литературное произведение. Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение).
      Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их правописании.
      Местоимение. Правописание личных местоимений с предлогами.
      Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте.

      Глагол. Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа.

      Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тсяи -тьсяи написание глаголов 2-го лица единственного числа.
      Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим — слышим — пишем) и безударным (запоминаем — сверяем по таблице и по школьному орфографическому словарю) окончанием.
      Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.
      Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок (возможно, комиксы). Использование образных средств языка, решение орфографических задач.

      Наречие. Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость.
      Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека.

      Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т. д.). Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.

      Правописание наречий на -аи с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо).

      Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу).
      Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
      Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных.

Предложение. Текст

      Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и существительное, существительное и существительное, прилагательное и существительное.
      Простое и сложное предложения с союзами и, а, но,что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Построение схем этих предложений. Выделение главных и второстепенных членов предложения.

      Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов: повествовании, описании, рассуждении. Определение типов текстов по началу, его развертывание. Составление текстов на основе данного заглавия (например:«Как я удил рыбу», «Как надо удить рыбу», «Почему полезен этот вид отдыха»).
      Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину, прочитанное произведение, практическую деятельность. Выделение вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений. Правильное их интонирование в диалоге. Работа с неполными диалогами.

      Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы.
      Исправление текстов, составленных учащимися в течение года (нарушение логики изложения, искажение фактов, последовательность их изложения; неточный подбор слов, нарушение границ предложений, неправильная структура предложений, грамматические и орфографические ошибки).

Повторение

Связная речь

      Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов. Использование образных средств языка.

      Составление автобиографии по данному плану.

      Изложение статьи учебника географии или естествознания.

      Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок (комиксов) с предварительной отработкой сюжета словаря.

      Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой этого материала.

      Сочинение-повествование по картине известного художника. Предварительная отработка плана и словаря к каждому пункту плана.

      Сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств языка.

      Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда. Предварительная отработка плана и словаря.

      Сочинение творческого характера (например:«Мой лучший друг (подруга)», «Моя цель в жизни» и т. д.).

      Словарь: автобиография, авторитет, администратор, ансамбль, аттестат, безопасность, биография, благодаря (чему), бюллетень, бухгалтер, бухгалтерия, великодушный, видеомагнитофон, демократия, депозит, диагноз, досуг, дубликат, живопись, жюри, забастовка, за счет, иждивенец, избиратель, карикатура, комиссия, компьютер, малодушный, население, общежитие, организация, парламент, правонарушение, православный, предприниматель, путешествие, религия, религиозный, сбербанк, свидетельство, совершеннолетний, торжественный, увлечение, фермер, характеристика (45 слов).

Основные требования к умениям учащихся

            - писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
      - принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
      - составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов);

      - составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);

      - решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
      - пользоваться школьным орфографическим





Тематическое планирование

5 класс

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Повторение

12

Состав слова. Текст

23

Части речи

87

Предложение. Текст

11

Повторение. Связная речь

7

Итого: 140 часов



6 класс

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Русский язык - один из развитых языков мира

1

Повторение изученного в 5 классе

10

Лексика. Фразеология. Культура речи

11

Словообразование и орфография. Культура речи

15

Имя существительное

15

Имя прилагательное

20

Имя числительное

20

Местоимение

20

Глагол

20

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

8

Итого: 140 часов



7 класс

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Повторение пройденного материала

9

Причастие

28

Деепричастие

18

Наречие

16

Категория состояния

16

Предлог

14

Союз

14

Частица

11

Междометие

6

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

8

Итого: 140 часов

8 класс

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Функции русского языка в современном мире

1

Повторение изученного в 5-7 классах

9

Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Словосочетание

8

Предложение. Простое предложение

8

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения

15

Второстепенные члены предложения

15

Простые односоставные предложения

14

Неполные предложения

9

Однородные члены предложения

15

Обращения, вводные слова и междометия

15

Обособленные члены предложения

16

Прямая и косвенная речь

8

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

7

Итого: 140 часов



9 класс

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Повторение

8

Звуки и буквы

13

Состав слова

15

Части речи

79

Предложение

17

Повторение

8

Итого: 140 часа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!