СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) во 2Б классе, УМК "Школа России".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО

(Вариант 2.2)

2020 – 2021 учебный год

2Б класс (1 час в неделю) 35 часов

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) во 2Б классе, УМК "Школа России".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»





Утверждаю:

Директор ____________Михайлова Н.В

Приказ №_________________

От______________2020г.



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО

(Вариант 2.2)

2020 – 2021 учебный год

2Б класс (1 час в неделю) 35 часов











Составил: О. А. Полуэктова

учитель начальных классов

категория:

соответствие занимаемой должности







Программа представлена следующими структурными элементами:

  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».

  3. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».

  4. Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство».

Пояснительная записка.

1. Целевой раздел.

Адаптированная образовательная программа курса «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся 2 класса и разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ от 6 октября 2009 г. № 373);

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ от 31 марта 2014 г. N 253);

4. Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2);

5. Программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

Цели изучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;

– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;

- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления

Задачи курса изобразительного искусства состоят в том, чтобы:

– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.

- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

- моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учётом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентстного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возратсных возможностей ребёнка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач..

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

В классе обучаются дети с ОВЗ . Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

Программа учитывает особенности слабослышащих детей:

1. наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо;

2. нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью;

3. нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный;

6. у слабослышащих детей наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование);

7. слабослышащие учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Программа строит обучение слабослышащих детей на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Коррекционная работа

Цель коррекционной работы  – оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.

Задачи коррекционной работы:

  • создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших;

  • коррекционная помощь в овладении ими основной общеобразовательной программы начального общего образования;

  • специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;

  • специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Особенности слабослышащих детей.

  • организм слабослышащих детей быстро утомляется;

  • неустойчивое состояние вегетативной истемы;

  • лабильность эмоциональной сферы;

  • кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у слабослышащих играют также осязательные и двигательные ощущения;

  • аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим;

  • продуктивность внимания слабослышащих учащихся остаётся более низкой по сравнению со слышащими сверстниками;

  • уровень самооценки неадекватно завышенный или заниженный и низкий уровень притязаний;

  • интеллектуальное развитие идёт медленнее и связано с наглядным материалом;

  • психофизическое ограничение ведёт к регрессии смысловой сферы ,проявляющейся в замедленном формировании всех смысловых структур, в особенностях самовосприятия, в отношении к референтной группе, к миру, к обществу и жизненным перспективам.

Особенности коммуникативных способностей у детей с нарушением слуха.

  • у детей с нарушением слуха черезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве;

  • наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие;

  • доминирование в речи имён существительных;

  • недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения;

  • бедность речевого общения.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» обеспечивает интеграцию в образовательном процессе различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья.

На уроках Изобразительного искусства закрепляются речевые навыки и умения, которые слабослышащие обучающиеся получают на уроках Русского языка, Литературного чтения, на коррекционных курсах. Большое внимание уделяется развитию и пониманию речи: умению вслушиваться в речь и вопросы учителя, выполнять по его инструкциям трудовые операции и отбирать соответствующий материал, а также различать и знать основные качества материалов, из которых изготавливают изделия.

Развитие изобразительных умений, необходимых в разных жизненных сферах, умений позволяет адекватно применять доступные технологии и освоенные изобразительные навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. На уроках Изобразительного искусства осуществляется развитие психических процессов, мелкой моторики. Обогащение словарного запаса обучающихся лексикой, обозначающей материалы, их признаки, действия, производимые во время изготовления изделия. Развитие умений на основе последовательности трудовых операций при изготовлении изделия составлять план связного рассказа о проделанной работе. Развитие творческих способностей учащихся, художественного мышления, конструкторских способностей.

Основные направления коррекционо – педагогической работы со слабослышащими школьниками:

1. психологическая (коррекция нарушений личностного развития, ВПФ);

2. педагогическая (развитие познавательной деятельности, формирование навыков самообслуживания, занятия всем видам );

3. логопедическая (развитие речи, коррекция дизартрических расстройств);

4. социальная адаптация;

5. коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

6. развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;

7. развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

8. формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

9. коррекция нарушений устной и письменной речи.

10. коррекционная работа направлена также на развитие фонематического слуха. Работа по развитию фонематического слуха проводится совместно с коррекцией звукопроизношения, обогащением словарного запаса и предупреждениями аграмматизмов.

Специфические принципы обучения и воспитания слабослышащих детей.

- принцип единства воспитательных, коррекционо-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип доступности учёта уровня психического развития ребёнка с нарушением слуха, структуры дефекта, индивидуальных особенностей в построении коррекционно-воспитательной работы;

- принцип использования остаточного слуха и применения звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования , индивидуальных слуховых аппаратов, кохлеарных имплантантов на всех занятиях и в режимных моментах;

- принцип использования речевых средств в естественных и в специально созданных условиях;

- принцип активности , инициативности и субъектности в развитии ребёнка;

- принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.

Рекомендации педагогам, работающим со слабослышащими детьми.

- учитель должен говорить голосом нормальной громкости, чётко и внятно;

- новые слова проговаривать медленнее;

- лицо говорящего должно быть освещено и находится на уровне глаз ребёнка;

- фразы должны быть лаконичны и знакомы;

- речь учителя должна быть эмоционально окрашена;

- нельзя ходить по классу во время объяснения материала.

График коррекционных занятий с детьми ОВЗ (ТНР), обучающихся по программе Вариант 5.1.

урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1






2

Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Котельников К.

Упоров С.


Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Чурсина Д.

Капалеев И.




3






4






5

Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Занятия

с логопедом:

По ½ урока

Котельников К.

Упоров С.


Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Занятия

с логопедом:

Чурсина Д.

Групповое занятие с логопедом:

Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.



Описание места учебного предмета в учебном плане

Предметная область «Искусство» - учебный предмет «Изобразительное искусство».

На изучение Изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан 35 ч - (35 учебных недель).

Обучающиеся должны уметь:

  • рисовать карандашом мягкой лёгкой линией, пользоваться ластиком при исправлении рисунка; хорошо работать кончиком и корпусом кисти, окрашивая лепные поделки, раскрашивая силуэты изображений;

  • рисовать предметы простой формы; рисовать и лепить фигуру человека в движении под руководством учителя и самостоятельно; изображать деревья изучаемых пород;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и с правильным изображением этого предмета, исправлять замеченные в рисунке ошибки (с помощью учителя);

  • передавать смысловые связи между объектами в сюжетном рисунке;

  • передавать в изображениях на плоскости пространственные отношения объектов, учитывать явление зрительного уменьшения предметов по мере их удаления;

  • изображения деревьев в разные времена года, при ветреной погоде;

  • планировать свою деятельность (определять и словесно передавать содержание и последовательность выполнения замысла);

  • выполнять узор и сочинять его, используя ритмическое повторение или чередование формы, цвета, положений элементов.

Обучающиеся должны знать:

  • характерные внешние признаки объектов, передаваемых в лепке, рисунке, аппликации;

  • правила организации рабочего пространства при осуществлении изобразительной деятельности;

  • элементарно – о деятельности художника, декоратора, скульптора;

  • фамилии наиболее известных художников и их картины;

  • приёмы работы с пластилином, красками, бумагой, ножницами и клеем, цветными мелками;

  • требования к композиции изображения на листе бумаги, расположенном горизонтально или вертикально;

  • речевой материал, изучавшийся на уроках изобразительного искусства в 1 и 2 классах.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые личностные результаты:

  • положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

  • понимание красоты окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

  • осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны), формирование чувства гордости за свою родину;

  • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека;

  • элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

  • любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нём; стремление к дальнейшему развитию собственных навыков и накоплению общекультурного опыта;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества (с учётом возможного для второклассника уровня общего и речевого развития);

  • проявление эстетических потребностей, понимание ценностных ориентиров;

  • адекватные представления о собственных возможностях;

  • осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;

  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;

  • проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству; бережное отношение к результату чужого труда;

  • стремление к использованию приобретённых знаний и умений, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности;

  • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

  • готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач;

  • бережное отношение к природе, проявление элементарной экологической грамотности;

  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;

  • стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • наличие элементарных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебных, игровых и бытовых ситуациях;

  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.

Планируемые метапредметные результаты:

  • овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием изобразительной деятельности и в связи с наблюдениями за окружающей действительностью, приобщением к культуре общества и знакомством с предметами искусства;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств решения поставленных задач;

  • понимание назначения учебных принадлежностей, материалов и инструментов деятельности;

  • умение ориентироваться в учебной книге (на страницах учебной книги, в условных обозначениях);

  • понимание и использование знаково-символических средств представления информации;

  • овладение умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • овладение умениями понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (по возможности исправлять допущенную ошибку, запоминать положительный и отрицательный опыт и использовать его в других ситуациях);

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления простейших аналогий и элементарных причинно-следственных связей;

  • проявление желания и демонстрация элементарных умений вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и творческих задач;

  • развитие умения осуществлять контроль деятельности (своей и совместной), адекватно оценивать собственные действия и действия окружающих;

  • овладение умением работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием изобразительной деятельности; понимание знаково-символических средств представления информации, применяемых в учебных и практических задачах;

  • умение находить и использовать интересующую информацию (с помощью учителя – в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.

2. Содержательный раздел.

Содержание курса

Как и чем работает художник?(8ч)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Коррекционная работа. Представление о разнообразии и выразительных возможностях художественных материалов.

Реальность и фантазия (7 ч)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.

Коррекционная работа. Развитие выразительных возможностей с помощью средств художественной выразительности.

О чём говорит искусство (11ч)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому , что он изображает, украшает, и строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Коррекционная работа. Развитие выразительных возможностей с помощью средств художественной выразительности.

Как говорит искусство (8 ч) Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: тёплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма, ритм пятен, линий.

Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств.

Коррекционная работа. Выражение мыслей и чувств художника с помощью языка изобразительного искусства.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Формы организации учебных занятий

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.

Основные направления работы в связи с задачами курса:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству;

  • раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

  • воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

  • формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах; расширение художественно-эстетического кругозора;

  • развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;

  • обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

  • обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);

  • обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

  • формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;

  • развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;

  • воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

ОБУЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Уточнение понятий «середина листа», «край листа» (верхний, нижний, левый, правый).

  • Закрепление умения определять положение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета.

  • Обучение детей способам построения рисунка: многопредметное, с использованием элементов перспективного построения изображения (уменьшение величины удалённых предметов, загораживание одних предметов другими); фризовое построение. Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу.

  • Обучение детей приёмам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Выполнение по образцу и самостоятельное составление узоров сначала в аппликации, затем в рисунке из стилизованных растительных форм.

  • Различные варианты построения композиции в декоративной работе (в горизонтальном и вертикальном формате).

  • Формирование умений планировать деятельность в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе (выделение этапов очерёдности).

  • Планирование сюжетной композиции (определение содержания и последовательности выполнения замысла). Формирование представлений об основных направлениях: вертикальном, горизонтальном, наклонном.

  • Примерные задания

  • Коллективное составление композиций: из вылепленных человечков — «Хоровод»; из наклеенных на общий фон аппликаций — «Весёлый Петрушка на празднике», «Игрушки на полке», «Разные дома в городе (деревне)».

  • Выполнение барельефов: «Ветка с вишнями», «Птичка на ветке»; лепка объёмных композиций: «Девочка играет с кошкой» или «Девочка пасёт козу под деревом»; «Домик и два дерева рядом с ним».

  • Выполнение аппликаций: «Ваза с цветами» (с надписью «8 Марта»), «Закладка для книг» (узор из листьев и цветов).

  • Композиция узора с помощью картофельного штампа (в полосе, в квадрате) «Снежинки».

  • Зарисовка аппликаций: «Хоровод», «Закладка для книг» и рельефов: «Ветка с вишнями», «Птичка на ветке», объёмной композиции «Девочка играет с кошкой» или других.

  • Рисование на темы: «Утки на реке», «В магазине игрушек», «Осень в лесу», «Дети лепят снеговика», «Новогодняя ёлка и Дед Мороз», «Дед Мороз и Снегурочка», «Моя школа»; иллюстрирование сказки «Колобок» («Колобок лежит на окне» или «Колобок покатился по дорожке»).

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ВОСПРИНИМАТЬ  ПЕРЕДАВАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ, ПРОПОРЦИИ И КОНСТРУКЦИЮ

  • Развитие наблюдательности, умения обследовать предмет (выявлять форму, конструкцию или строение предмета; сопоставлять с другими предметами, определяя величину; находить пропорции частей в целом).

  • Сравнение формы и строения предметов в состоянии покоя и в движении.

  • Передача основных пропорций фигуры человека и животного. Изображение человека и животного в движении.

  • Изображение различных деревьев в ветреную погоду («дерево под ветром») и в состоянии покоя (передача изгибов ветвей); отражение в рисунке признаков «старого» дерева и «молодого» деревца (различия в высоте, толщине, кроне деревьев).

  • Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа, разные дома деревенского типа (дом из брёвен).

  • Формирование элементарных представлений о явлениях симметрии и асимметрии в природе.

  • Формирование приёмов работы с новыми художественными материалами и принадлежностями (палочка и тушь или гуашь чёрная; шариковая ручка с черным стержнем).

  • Примерные задания

  • Лепка человека, животного (коза, собака, кошка, заяц) в легко изображаемом движении (пластилин, солёное тесто или глина). Выполнение барельефов: «Молодые и старые деревья в ветреную погоду» (картон, пластилин, стека; изображаются берёзы, ёлочки и одна сосна). Лепка дымковской игрушки из солёного теста или глины.

  • Составление аппликации из заранее вырезанных частей (кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих определённой форме части тела изображаемого объекта): «Петрушка»; «Сказочная птица» (с составлением частей её тела из обрывков цветной бумаги).

  • Зарисовки по памяти вылепленных изображений человека и животного, аппликаций «Петрушка», «Сказочная птица» (простой карандаш, силуэтное изображение).

  • Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но имеющих различные пропорции (кружки разных размеров, бутылки из-под сока, банки из-под майонеза и т. п.; разные кастрюли; разные горшки для цветов и т. п.).

  • Рисование на темы на основе наблюдений: «Дерево зимой», «Разные домики», «Молодое и старое дерево», «Дерево в ветреную погоду», «Мама» (или «Женщина»).

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ПРЕДМЕТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПЕРЕДАВАТЬ ЕГО В ЖИВОПИСИ

  • Краски гуашь и акварель; цветные мелки (пастель). Формирование или закрепление приёмов работы. Приёмы смешения основных красок на палитре, получение более светлых и более тёмных тонов цвета путём разведения краски водой; путём добавления белой или чёрной краски (с помощью учителя).

  • Совершенствование умения узнавать и называть цвет предметов. Закрепление приёма работы кистью по сухой и влажной бумаге.

  • Развитие эмоционального восприятия цвета: использование в работе цветовых тонов, вызывающих радостное или мрачное настроение у человека («радостные» или «мрачные» цвета в зависимости от содержания рисунка).

  • Примерные задания

  • Зарисовки по памяти вылепленных фигурок (человека, животных), барельефов с изображением разных деревьев (работа сразу кистью чёрной гуашью, «пятном» и кончиком кисти); работа палочкой и тушью или гуашью.

  • Рисование по памяти или по представлению: «Туча», «Дождь начинается», «Весенний праздник» (цвета «радостные» и «мрачные»).

  • Раскрашивание выполненных по памяти изображений: «Петрушка», «Сказочная птица» с использованием «радостных» цветов.

  • Рисование с натуры листьев и цветов: «Листья дуба, клевера, акации и т. п.», «Цветы ромашки, нарцисса, подснежника и т. п.» (на тонированной бумаге сразу кистью цветной гуашью; разноцветной пастелью); рисование фруктов и овощей с ровной и неравномерной окраской в сопоставлении (по тонированной бумаге сразу кистью гуашью; пастелью; акварелью).

  • Роспись дымковских игрушек, вылепленных из солёного теста.

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

  • Формирование у учащихся представления о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.

  • Беседа по плану:

  • 1. Как художник наблюдает природу.

  • 2. Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать.

  • 3. Как художник изображает деревья в разные времена года; как выглядят деревья, когда дует ветер и когда его нет.

  • 4. Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др. Русский народный узор.

  • Материал к урокам. Произведения живописи: И. Левитан. «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Берёзовая роща»; И. Шишкин. «Лес зимой», «Рожь», «Дубы»; А. Саврасов. «Грачи прилетели»; В. Серов «Октябрь. Домотканово»; И. Бродский. «Опавшие листья»; А. Пластов. «Колокольчики и ромашки», «Первый снег»; К. Коровин. «Зимой»; Ф. Толстой. «Ветка липы». Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, городецкие деревянные изделия, игрушки дымковские, филимоновские, полхов-майданские.

  • Речевой материал

  • Слова, словосочетания, термины:

  • художник, природа, красота, белила, тушь, палочка, пастель, штамп, штрих(-и), фон, роспись, середина;

  • расположить, загораживать, украшать, изображать, наблюдать, рассматривать, придумывать, примакивать, высыхать;

  • светлый, тёмный, светло-синий и др., голубой, розовый, широкий, узкий, длинный;

  • вертикальная, горизонтальная, наклонная, округлая*1, ломаная (линия), толстая, тонкая; интересный; жидкая, густая (краска); «радостный», «мрачный»* (цвет), радостное (грустное) настроение*;

  • широко, узко, близко, далеко, низко, высоко;

  • форма предмета, кончик кисти; форма круга (квадрата, прямоугольника) изменяется; часть узора, ритм в узоре (повторение), край листа бумаги; праздничный узор, русский народный узор, узор ветвей деревьев, красота природы.

  • Типовые фразы:

  • Приготовь рабочее место. Поставь (принеси) банку с водой. Разложи правильно на парте альбом, карандаши, краски, ластик, тряпочку, кисть, палитру. Рисуй хорошо, красиво, чтобы было похоже.* Рисуй, как запомнил (по памяти*). Работай кончиком (корпусом) кисти. Рисуй предмет так, как его видишь.* Смой краску чистой водой.* Осуши кисть.* Нарисуй о самом интересном в сказке.

  • В узоре повторяется форма и цвет. Фон в узоре красный.

  • Форма предмета похожа на овал (квадрат и др.). Лист бумаги расположен вертикально (горизонтально).*

  • Я работаю кончиком (корпусом) кисти. Я работаю красками правильно: краска жидкая, прозрачная (густая). Сначала я нарисую ствол, потом ветки, потом листья на ветках. Сначала я нарисую дом, потом рядом с ним – много деревьев (сад). Перед домом нарисую машину. Она загораживает дом.

Формы организации учебных занятий

Обучение осуществляется:

а) на специально выделенных уроках по изобразительному искусству;

г) в условиях организованной деятельности под руководством воспитателей в интернате.

Основная форма организации учебных занятий – урок. Продолжительность урока со 2 по 4 классы составляет 40 минут.

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная; групповая; парная; индивидуальная.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательно-коррекционного процесса в образовательной организации.

Во внеурочной деятельности учителем организуются экскурсии в связи с изучаемыми темами курса, а также дополнительные занятия по завершению начатой на уроке деятельности (творческая индивидуальная деятельность обучающихся по обработке изделий), коллективные выставки детских работ, викторины по изученным темам и др.

Нормы оценивания.

Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения программы «Изобразительное искусство» требуют учёта особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся: адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.); специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.

При оценке результатов освоения программы «Изобразительное искусство» обеспечивается необходимость ребенку с нарушением слуха права проходить итоговую аттестацию не только в общих, но и в иных формах – индивидуально, в привычной обстановке, в присутствии знакомого взрослого и с использованием средств, облегчающих организацию его ответа, без заявленных для ребенка ограничениях во времени.

При оценке результатов обучения используется традиционная система отметок по 5‑балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке итоговых пред­мет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование (социальных) жизненных ком­пе­тен­ций.

Для контроля усвоения учащимися требований программы по предмету «Изобразительное искусство» рекомендуются следующие виды работ (на выбор учителя):

фронтальная работа – воспроизведение содержания закрытой картинки «В парке весной» (работа красками, умение передавать содержание сюжета исходной картинки по описанию учителя, оперирование знаниями композиционного построения сюжета с учётом наличия нескольких планов на изображаемой плоскости, умение изображать фигуры людей в движении и покое, умение правильно подбирать цвета для рисунка с учётом темы и настроения картинки);

фронтальная работа – разгадывание кроссворда, составленного учителем на основе полученных обучающимися представлений и изученного словарного материала во 2 классе (понятия «пейзаж», «натюрморт», «сюжет», «портрет»; имена художников, с картинами которых знакомились на уроках; названия материалов и инструментов, используемых на занятиях по лепке, рисованию, изготовлению аппликации – акварель, гуашь, пластилин, глина, стека, кисть и др.; названия видов изображений (рисунок, аппликация, лепка);

индивидуальная самостоятельная работа – рисунок по тексту-описанию, предложенному учителем в словесной форме. Инструкция и рассказ описание:

Весь учебный год ты учился (училась) рисовать деревья, цветы, человека, птиц, зверей. Ты запомнил(а), как работать кистью и красками?

Сегодня ты будешь рисовать. Посмотри страницы учебника. Вспомни, как рисовать деревья, человека, птиц. Попроси у учителя лист бумаги.

Посмотри, как можно нарисовать маму и девочку, кошку и собаку, уточек, берёзу и подснежники (предлагаются образцы изображений объектов и персонажей – дерево с распускающимися листочками, весенние цветочки, мама с дочкой, бегущие кошка и собака, плавающие уточки).

Прочитай рассказ и нарисуй свою картинку.

Раскрась картинку красками акварель или гуашь, дорисуй цветными карандашами.

Весна наступила

Парк. В парке растут разные деревья (берёзы, дубы, ели и сосны). Под берёзами показались весенние цветы: подснежники.

В парк пришла мама с девочкой. Мама с девочкой стоят у пруда. В пруду плавают белые уточки. Девочка держит маму за руку. Они смотрят на уточек.

По дорожке бежит кошка, а за кошкой – собака.

При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5» cтавится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.

3. Организационный раздел.

Тематическое планирование

2 класс (35 ч)

№ п/п

Тема

Виды деятельности обучающихся на уроке

Как и чем работает художник (8 ч)

Три основные краски – красная, синяя, желтая.

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Коррекционная работа. Представление о разнообразии и выразительных возможностях художественных материалов.


Пять красок - всё богатство цвета и тона.

Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным.

Реальность и фантазия (7 ч)

Изображение и реальность.

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.

Коррекционная работа. Развитие выразительных возможностей с помощью средств художественной выразительности.


10.

Изображение и фантазия.

11.

Украшение и реальность.

12.

Украшение и фантазия.

13.

Постройка и реальность.

14.

Постройка и фантазия.

15.

Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе.

О чём говорит искусство (11 ч)

16.

Выражение характера изображаемых героев.

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому , что он изображает, украшает, и строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Коррекционная работа. Развитие выразительных возможностей с помощью средств художественной выразительности.


17.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

18.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

19.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

20.

Изображение природы в разных состояниях.

21.

Выражение характера человека через украшения.

22.

Выражение намерений через украшение.

23.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

24.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

25.

Создание композиций, передающих мир сказочных героев.

26.

Создание композиций, передающих мир сказочных героев.

Как говорит искусство (8 ч)

27.

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: тёплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма, ритм пятен, линий.

Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств.

Коррекционная работа. Выражение мыслей и чувств художника с помощью языка изобразительного искусства.


28.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

29.

Линия как средство выражения: ритм линий.

30.

Линия как средство выражения: характер линий.

31.

Ритм пятен как средство выражения.

32.

Пропорции выражают характер.

33.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

34.

Подведение итогов года.

35.

Резерв.



Учебно-методический комплект.

1. Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2014 г

2. Под ред. Неменского Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 класс. М.: Просвещение, 2015 г.






1 Здесь и далее звёздочкой (*) отмечены слова, словосочетания, термины и фразы, которые учащиеся должны понимать без обязательного употребления в устной речи.