СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Логопедия» для учащихся 3 класса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Логопедия» для учащихся 3 класса»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Администрация муниципального образования

Мостовский район Краснодарского края

МБОУ СОШ № 5 им. А. П. Лимаренко поселка Псебай







УТВЕРЖДЕНО:

Директором МБОУ СОШ № 5

им. А. П. Лимаренко

_____________ А. А. Сулухия

от 30 августа 2022года

протокол № 1



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Логопедия»

для учащихся 3 класса

на 2022 -2023 учебный год





Составитель: Логвинова Елена Евгеньевна



2022 – 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по логопедии для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Минобрнауки РФ 19.12.2014 г. №1599, примерной Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрено решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.15 г. №4/15), Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ №5 им. А. П. Лимаренко п. Псебай.

Нарушения речи у детей с особыми образовательными потребностями встречаются гораздо чаще, чем в массовой школе, характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.

Речевые нарушения у детей в МБОУ СОШ № 5 им. А. П. Лимаренко п. Псебай носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.

Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу.

Цели и задачи рабочей программы по коррекции СНР

Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи:

-коррекция и развитие психологической базы речи;

-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе

развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового

состава слова; 

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи; 

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

Предполагаемый результат - коррекция системного нарушения речи обучающихся.

Методологические и теоретические основы программы

При составлении рабочей программы соблюдались следующие принципы:

  • онтогенетический;

  • этиопатогенетический;

  • принцип учёта «зоны ближайшего развития»;

  • принцип практической направленности (в соответствии с целями и задачами специального образования);

  • принцип комплексности;

  • принцип поэтапного формирования умственных действий.

Методологической основой является теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина и дополненная исследованиями ученых-дефектологов в отношении особенностей формирования речи у детей с интеллектуальными нарушениями (Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

При составлении рабочей программы по логопедии учитывалось следующее:

  1. У детей с интеллектуальными нарушениями системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), следовательно, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

  2. Ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на развитие и коррекцию высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия).

  3. Логопедическая работа подготавливает логопатов к усвоению материала школьной программы, поэтому ее содержание находится в соответствии с Программой в МБОУ СОШ № 5 им. А. П. Лимаренко п. Псебай.

  4. В силу того, что нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем при работе с детьми с сохранным интеллектом.

В виду отсутствия государственной программы логопедических занятий в школе, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, рабочая программа составлена на основе:

  1. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» (Министерство образования РСФСР. 1991 г.);

  2. рабочая программа Загляды Л.И. «Программа коррекции дисграфии и дислексии обучающихся 1-7 классов, имеющих нарушения познавательной сферы», утвержденной в КРИПК и ПРО;

  3. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

  5. Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007.

  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.

  8. Ткаченко Т.А. Формирование звукового анализа и синтеза. М., 2005.

  9. Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида.М.,2003.

  10. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.

  11. Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:

-Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

-Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983

-Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся данного вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в базисном учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Наполняемость групп для логопедических занятий 3-4 обучающихся. На коррекционные фронтальные (в 1 классе), индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. На занятия с каждой группой отводится:

1-3 классы - 2 часа в неделю;

4 -5 классы - 3 часа, 6-7 классы -2 часа в неделю.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения;

-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;

- работа над предложением;

- развитие связной речи.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Содержание изучаемого курса.

3 класс (68 часов).

Обследование – 4 часа

Предложение – 2 часа

Звуки речи – 3 часа

Слоговая структура слова – 2 часа

Ударение – 3 часа

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными – 7 часов

Мягкий знак в словах – 2 часа

Дифференциация звонких и глухих парных согласных – 13 часов

Дифференциация согласных – 4 часа

Слова, обозначающие предметы – 10 часов

Слова, обозначающие действия предметов – 3 часа

Слова, обозначающие признак предмета – 6 часов

Предложение – 3 часа

Текст – 3 часа

Обследование – 3 часа



Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи обучающихся 3 класса

2 часа в неделю по базисному учебному плану - формирование фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики (профилактика и коррекция дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического анализа и синтеза слов), развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи (групповое).

2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).

В 3 классе продолжается работа по формированию фонематического восприятия , но уже на материале дифференциации звуков, более сложных по артикуляции: [ с-з, с’-з'], [ ш-ж], [ с, с', ш], [ з, з', ж], [ ч-щ], [ ч-т’], [ ш-щ], [ ч-ц], [ с-ц].

Тематика лексико-грамматических занятий: «Сентябрь – первый осенний месяц», «Осень. Листопад», «Овощи. Картофель. Капуста», «Овощи. Свёкла. Горох», «Бахчевые культуры. Арбуз. Дыня», «Ягоды. Малина. Земляника», «Сезонные изменения в природе», «Лиственные деревья. Дуб. Тополь», «Ноябрь- последний осенний месяц», «Транспорт. Наземный транспорт», «Одежда. Сезонная осенняя одежда», «Посуда. Виды посуды», «Сезонные изменения в природе. Зима», «Одежда. Сезонная зимняя одежда», «Обувь. Виды обуви», «Зимующие птицы. Синица. Снегирь», «Составление описания дятла по предметной картине по плану», «Хвойные деревья. Ель», «Февральские приметы», «День Защитника Отечества. Военные профессии», «Конец зимы», «8-е Марта. Женские профессии», «Март-первый весенний месяц», «Дикие животные нашего края. Медведь. Еж», «Домашние животные. Коза.Овца», «День космонавтики», «Комнатные растения и уход за ними», «Раннецветущие растения. Подснежник», «Насекомые. Муравей. Муха», «Охрана здоровья. Человек».

Цель курса – развитие и коррекция всех компонентов речевой системы, письменной речи, чтения.

Основными задачами коррекционно-логопедической работы в 3 классе являются:

  1. Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи.

  2.  Формирование фонематического восприятия.

  3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

  4. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность).

  5. Обогащение словарного запаса (правильное понимание значения слов, точность словоупотребления, формирование представлений о многозначности слова).

  6. Развитие грамматического строя речи: построение распространенных предложений, согласование и изменение слов.

  7. Развитие связной речи – диалогической и монологической (в диалоге все разновидности повествовательных (просьба, требование), вопросительных предложений; формирование умения строить диалог: спросить, ответить, объяснить, попросить. Формирование элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями.Развитие навыков и умений связного устного высказывания.

  8. Развитие высших психических функций.

  9. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

  10. Воспитание мотивации к учению.



Планируемые результаты по курсу

Регулятивные УУД:

  • следовать режиму организации учебной деятельности;

  • корректировать выполнение заданий в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным логопедом.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в собственном теле, пространстве, в тетради, у доски;

  • уметь слушать, отвечать на вопросы логопеда, самостоятельно их задавать, уметь пересказывать прочитанное или прослушанное;

  • называть, характеризовать предметы по их основным свойствам. Сравнивать, анализировать, моделировать, классифицировать предметы, делать обобщения.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;

  • отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;

  • отвечать на вопросы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

  • грамматически правильно оформлять высказывания.

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть 5-8 стихотворений;

  • звукобуквенный анализ и синтез слов;

  • чистоговорки, скороговорки на каждый звук.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать слова по звуковому составу;

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

  • различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;

  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

  • списывать текст целыми словами;

  • писать под диктовку текст (20-25 слов), осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами, трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному;

  • высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

  • пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие их интересам.


Календарно - тематическое планирование по логопедии 3 класс Всего за год - 68 часов, 2 часа в неделю



п/п

урока по теме

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Информационное сопровождение

Дата


По плану

Факт


Обследование 4 ч.


1

1

Обследование импрессивной речи

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007г.






2

2

Обследование связной речи (экспрессивной), словарного запаса, грамматического строя речи

Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007г.




3

3

Обследование слоговой структуры слова и звукопроизносительной стороны речи.

Выявить степень владения слоговой структурой

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007г.




4

4

Обследование письма, чтения.

Заполнение протоколов

Выявить наличие нарушений звукопроизношения

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007г.




Предложение 2 ч.


5

1

Предложение

Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово»

Схемы предложений. Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.




6

2

Слово

Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово»

Схемы предложений. Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.




Звуки речи 3 ч.


7

1

Звуки и буквы. Алфавит

Закрепить различие в понятиях «звук» и «буква»

Схемы гласных и согласных звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.




8

2

Гласные звуки и буквы

Уточнить способ образования гласных звуков

Схемы гласных звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр.

№9




9

3

Согласные звуки и буквы

Уточнить различие в образовании гласных и согласных звуков

Схемы согласных звуков, набор букв, картинный материал. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.




Слоговая структура слова 2 ч.


10

1

Анализ односложных слов

Закрепить понятие о слоге как части слова

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.




11

2

Анализ двусложных

слов

Закрепить понятие о слоге как части слова

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением 3языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.





Ударение 3 ч.


12

1

Слогообразующая роль гласных

Закрепить умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.





13

2

Ударение.


Закрепить умение выделять ударный слог. Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.




14

3

Ударные и безударные гласные

Формировать первоначальные представления о единообразном написании ударных и безударных гласных в родственных словах

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.




Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными 7 ч.


15

1

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах и словах.



Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.


Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв»,

2004 г.




16

2

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах и словах

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв»,

2004 г.






17

3

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах и словах

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв»,

2004 г.




18

4

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах и словах

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв»,

2004 г.




19

5

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах и словах

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв»,

2004 г.




20

6

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах

Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова.

Стихотворный текст, карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.




21

7

Итоговое занятие по теме «твердые и мягкие согласные»

Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные. Проверить уровень знаний учащихся

Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.




Мягкий знак в словах 2 ч.


22

1

Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, и

Показать и обосновать роль разделительного «ь» в словах

Раздаточный материал с заданиями, карточки, мяч. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.




23

2

Дифференциация смягчающего и разделительного «ь»

Учить различать смягчающий и разделительный «ь»

Раздаточный материал с заданиями, карточки, мяч. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.




Дифференциация звонких и глухих парных согласных 13 ч.


24

1

Дифференциация Б – П в слогах и словах

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания»,

2005 г.




25

2

Дифференциация Б – П в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания»,

2005 г.





26

3

Дифференциация В - Ф в слогах и словах

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания»

2005 г.





27

4

Дифференциация В -Ф в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания»

2005 г.





28

5

Дифференциация

Г-К в слогах и словах

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания»

2005 г.




29

6

Дифференциация Г – К в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.







30

7

Дифференциация Д-Т в слогах и словах

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.




31

8

Дифференциация Д-Т в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания»

2005 г.





32

9

Дифференциация

Ж-Ш в слогах и словах

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания»

2005 г.




33

10

Дифференциация

Ж - Ш в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания»

2005 г.






34

11

Дифференциация З-С в слогах и словах

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.




35

12

Дифференциация З-С в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.




36

13

Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные»

Проверить уровень знаний учащихся по данной теме

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания»

2005 г.




Дифференциация согласных 4 ч.


37

1

Дифференциация согласных

С-Ц в слогах и словах

Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении

Слоговые таблицы для чтения, веера букв,. .Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение»,

1991 г.




38

2

Дифференциация согласных

С-Ц в предложении


Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении

Раздаточные карточки с заданиями. Кассы букв. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.




39

3

Дифференциация согласных

Ч-Ц в слогах и словах


Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении

Слоговые таблицы для чтения, веера букв. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение»,

1991 г.




40

4

Дифференциация согласных

Ч-Ц в предложении


Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении

Раздаточные карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение»,

1991 г.




Слова, обозначающие предметы 10 ч.

41

1

Слова, обозначающие предметы

Закрепить понятие о словах , обозначающих предмет

Раздаточные предметные картинки. Карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



42

2

Различение одушевленных и не одушевлённых предметов

Учить различать предметы по вопросам «кто это?», «что это?»

Предметные картинки с одуш. и неодуш. предметами. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



43

3

Слова, обозначающие один и много предметов

Закрепить умение образовывать множественное число имени существительного

Раздаточный материал с ед. числом предметов и мн. числом предметов. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



44

4

Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа

Учить образовывать множественное число имени существительного в родительном падеже

Парные картинки, таблица для составления предложений карточки с деформированными предложениями. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



45

5

Существительные мужского рода

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (он)

Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



46

6

Существительные женского рода

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (она)

Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



47

7

Существительные среднего рода

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (оно)

Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



48

8

Слова, обозначающие большой и маленький предмет

Учить образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв»,

2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



49

9

Сравнение двух предметов

Учить сравнивать 2 похожих предмета и определять признаки сходства и различия

Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв»,

2004 г.



50

10

Предмет и его части

Закрепить умение определять предмет по названию его составных частей

Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв»,

2004 г.



Слова, обозначающие действия предметов 3 ч.

51

1

Слова, обозначающие действие предмета

Закрепить умение правильно употреблять грамматическую форму глагола

Таблица с вопросами, на которые отвечают слова-действия, схема, используемая для обозначения слов-действий на письме, наборы букв. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



52

2

Изменение слов, обозначающих действия, по числам

Учить образовывать множественное число глаголов

Карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



53

3

Упражнения в подборе слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы

Совершенствовать смысловую сторону речи

Картинки для оргмомента; карточки с графическим изображением слов- предметов, слов-действий, карточки со словами предметами. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти»,

2007 г.



Слова, обозначающие признаки предмета 6 ч.

54

1

Слова, обозначающие признаки предметов

Закрепить представление о словах , обозначающих признак предмета

Карточки с заданиями, таблица с предметными картинками. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти»,

2007 г.



55

2

Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина)

Учить выделять ведущие признаки предметов

Таблица с предметными картинками. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



56

3

Выделение ведущих признаков предметов (форма, вкус)

Учить выделять ведущие признаки предметов

Таблица с предметными картинками. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



57

4

Выделение ведущих признаков предметов (материал)

Учить выделять ведущие признаки предметов

Таблица с предметными картинками. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



58

5

Образование относительных прилагательных

Учить образовывать имена прилагательные от существительных с помощью суффиксов

Карточки с предложениями, Предметные картинки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



59

6

Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением

Учить образовывать прилагательные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы

Карточки по словообразованию, карточки с прилагательными. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти»,

2007 г.




Предложение 3 ч.



60

1

Обозначение границ предложения

Закрепить умение правильно оформлять границы предложения

Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.





61

2

Определение количества предложений в тексте

Закрепить умение выделять законченные предложения из сплошного текста

Карточки с текстом. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.





62

3

Дополнение предложений по вопросам

Закрепить умение распространять простое двусоставное предложение

Карточки для индивидуальной работы. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.





Текст 3 ч.



63

1

Восстановление деформированного текста

Закреплять умение устанавливать последовательность предложений в тексте

Карточки с деформированным текстом. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение»,

1991 г.





64

2

Восстановление текста с пропущенными словами

Формировать умение точно употреблять слова в тексте

Карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.





65

3

Составление рассказа по серии картинок

Развивать умение выделять части в рассказе, последовательно излагать текст

Серия картинок. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.





Обследование 3 ч.



66

1

Фронтальное обследование импрессивной речи


Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007г.





67

2

Обследование навыков языкового анализа и синтеза, связной речи

Определить в какой мере произошли овладения понятиями «звук», «слог», «предложение» и навыками выделения их из потока речи. Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007г.





68

3

Фронтальное обследование письменной речи и чтения

Выявить наличие нарушений письма и чтения

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007г.




Ресурсное обеспечение рабочей программы.

  1. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

  2. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.

  3. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

  4. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.

  5. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:,

«Просвещение» , 1981 г.

  1. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.

  2. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.

  3. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.

  4. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

  5. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

  6. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.

  7. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:,

«Аквариум», 1996 г.

  1. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.

  2. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

  3. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

  4. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.

  5. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

  6. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.

  7. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.

  8. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:,

«Аркти», 2007 г.

  1. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

  2. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

  3. Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». - Ярославль:,

«Академия развития»,1999 г.

  1. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». - Ярославль:,

«Академия развития», 1999 г.

  1. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль:,

«Академия развития», 1999 г.

  1. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.


Литература, используемая в работе над программой.

1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.

  1. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.

  2. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.

  3. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.

  4. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.:

«Владос»,1999 г.



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 5 им. А П. Лимаренко п. Псебай

____________ Н. В. Беликова

« 30» _августа_20­­22 г










13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!