СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Логопедия» для учащихся 4 класса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса – развитие и коррекция всех компонентов речевой системы, письменной речи, чтения.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Логопедия» для учащихся 4 класса»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Администрация муниципального образования

Мостовский район Краснодарского края

МБОУ СОШ № 5 им. А. П. Лимаренко поселка Псебай








УТВЕРЖДЕНО:

Директором МБОУ СОШ № 5

им. А. П. Лимаренко

_____________ А. А. Сулухия

от 30 августа 2022года

протокол № 1



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Логопедия»

для учащихся 4 класса

на 2022 -2023 учебный год




Составитель: Логвинова Елена Евгеньевна





2022 – 2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по логопедии для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Минобрнауки РФ 19.12.2014 г. №1599, примерной Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрено решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.15 г. №4/15), Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ №5 им. А. П. Лимаренко п. Псебай.

Нарушения речи у детей с особыми образовательными потребностями встречаются гораздо чаще, чем в массовой школе, характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.

Речевые нарушения у детей в МБОУ СОШ №5 им. А. П. Лимаренко п. Псебай носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.

Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу.

Цели и задачи рабочей программы по коррекции СНР

Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи:

-коррекция и развитие психологической базы речи;

-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе

развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового

состава слова; 

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи; 

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

Предполагаемый результат - коррекция системного нарушения речи обучающихся.

Методологические и теоретические основы программы

При составлении рабочей программы соблюдались следующие принципы:

  • онтогенетический;

  • этиопатогенетический;

  • принцип учёта «зоны ближайшего развития»;

  • принцип практической направленности (в соответствии с целями и задачами специального образования);

  • принцип комплексности;

  • принцип поэтапного формирования умственных действий.

Методологической основой является теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина и дополненная исследованиями ученых-дефектологов в отношении особенностей формирования речи у детей с интеллектуальными нарушениями (Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

При составлении рабочей программы по логопедии учитывалось следующее:

  1. У детей с интеллектуальными нарушениями системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), следовательно, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

  2. Ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на развитие и коррекцию высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия).

  3. Логопедическая работа подготавливает логопатов к усвоению материала школьной программы, поэтому ее содержание находится в соответствии с Программо МБОУ СОШ № 5 им. А. П. Лимаренко.

  4. В силу того, что нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем при работе с детьми с сохранным интеллектом.

В виду отсутствия государственной программы логопедических занятий в школе, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, рабочая программа составлена на основе:

  1. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» (Министерство образования РСФСР. 1991 г.);

  2. рабочая программа Загляды Л.И. «Программа коррекции дисграфии и дислексии обучающихся 1-7 классов, имеющих нарушения познавательной сферы», утвержденной в КРИПК и ПРО;

  3. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

  5. Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007.

  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.

  8. Ткаченко Т.А. Формирование звукового анализа и синтеза. М., 2005.

  9. Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида.М.,2003.

  10. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.

  11. Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:

-Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

-Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983

-Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся данного вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в базисном учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Наполняемость групп для логопедических занятий 3-4 обучающихся. На коррекционные фронтальные (в 1 классе), индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. На занятия с каждой группой отводится:

1-3 классы - 2 часа в неделю;

4 -5 классы - 3 часа, 6-7 классы -2 часа в неделю.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения;

-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;

- работа над предложением;

- развитие связной речи.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Содержание изучаемого курса

4 класс (68 часов)

Обследование – 4 часа.

Звуковой анализ – 3 часа.

Слоговая структура слова – 2 часа.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными – 11 часов.

Мягкий знак в слове – 2 часа.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных – 10 часов.

Ударение – 3 часа.

Слова, обозначающие предметы – 7 часов.

Слова, обозначающие действие предмета – 4 часа.

Слова, обозначающие признак предмета – 6 часов.

Предлоги – 4 часа.

Родственные слова – 2 часа.

Предлоги – 5 часов.

Текст – 2 часа.

Обследование 3 часа.

Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи обучающихся 4 класса

2 часа в неделю по базисному учебному плану - формирование фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики (профилактика и коррекция дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического анализа и синтеза слов), развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи (групповое).

2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).

В 4 классе продолжается работа по формированию фонематического восприятия , но уже на материале дифференциации звуков, более сложных по артикуляции: [ с-з, с’-з'], [ ш-ж], [ с, с', ш], [ з, з', ж], [ ч-щ], [ ч-т’], [ ш-щ], [ ч-ц], [ с-ц].

Тематика лексико-грамматических занятий: «Сентябрь – первый осенний месяц», «Осень. Листопад», «Овощи. Кабачок. Баклажан», «Овощи. Морковь. Редька», «Бахчевые культуры. Арбуз. Дыня», «Ягоды. Жимолость. Смородина», «Сезонные изменения в природе», «Лиственные деревья. Берёза. Лиственница», «Ноябрь- последний осенний месяц», «Транспорт. Наземный транспорт», «Одежда. Сезонная осенняя одежда», «Посуда. Виды посуды», «Сезонные изменения в природе. Зима», «Одежда. Сезонная зимняя одежда», «Обувь. Виды обуви», «Зимующие птицы. Синица. Снегирь», «Составление описания дятла по предметной картине по плану», «Хвойные деревья. Ель», «Февральские приметы», «День Защитника Отечества. Военные профессии», «Конец зимы», «8-е Марта. Женские профессии», «Март-первый весенний месяц», «Дикие животные нашего края. Медведь. Еж», «Домашние животные. Свинья. Овца», «День космонавтики», «Комнатные растения и уход за ними», «Раннецветущие растения. Подснежник», «Насекомые. Оса. Божья коровка», «Охрана здоровья. Человек».

Цель курса – развитие и коррекция всех компонентов речевой системы, письменной речи, чтения.

Основными задачами коррекционно-логопедической работы в 4 классе являются:

  1. Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи.

  2. Формирование фонематического восприятия.

  3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

  4. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность).

  5. Обогащение словарного запаса (правильное понимание значения слов, точность словоупотребления, формирование представлений о многозначности слова).

  6. Развитие грамматического строя речи: построение распространенных предложений, согласование и изменение слов.

  7. Развитие связной речи – диалогической и монологической (в диалоге все разновидности повествовательных (просьба, требование), вопросительных предложений; формирование умения строить диалог: спросить, ответить, объяснить, попросить. Формирование элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями. Развитие навыков и умений связного устного высказывания.

  8. Развитие высших психических функций.

  9. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

  10. Воспитание мотивации к учению.


Планируемые результаты по курсу

Регулятивные УУД:

  • следовать режиму организации учебной деятельности;

  • корректировать выполнение заданий в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным логопедом.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в собственном теле, пространстве, в тетради, у доски;

  • уметь слушать, отвечать на вопросы логопеда, самостоятельно их задавать, уметь пересказывать прочитанное или прослушанное;

  • называть, характеризовать предметы по их основным свойствам. Сравнивать, анализировать, моделировать, классифицировать предметы, делать обобщения.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;

  • отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;

  • отвечать на вопросы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

  • грамматически правильно оформлять высказывания.

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть 8 стихотворений;

  • звукобуквенный анализ и синтез слов;

  • чистоговорки, скороговорки на каждый звук.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать слова по звуковому составу;

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

  • различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;

  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

  • списывать текст целыми словами;

  • писать под диктовку текст (25-30 слов), осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами, трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному;

  • высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

  • пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие их интересам.


Календарно-тематическое планирование по логопедии 4 класс

Всего за год – 68 часов, 2 часа в неделю

№ п/п

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во

часов

по теме

Информационное сопровождение

Дата

План

Факт


Обследование, 4 ч.

1

Обследование связной речи, словарного запаса

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить соответствует ли словарь возрастной категории.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.



2

Обследование грамматического строя речи.

Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

2

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.



3

Обследование слоговой структуры слова.

Выявить степень владения слоговой структурой.

3

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.



4

Обследование чтения, письма.

Выявить наличие нарушений чтения, письма.

4

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.



Звуковой анализ, 3 ч.


5

Предложение. Слово.

Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово».

1

Схемы предложений. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



6

Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы.

Закрепить навыки дифференциации звуков и букв. Закрепить умение различать гласные на слух, в произношении и на письме.

2

Схемы гласных и согласных звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



7

Согласные звуки и буквы.

Закрепить умение различать согласные на слух, в произношении и на письме.

3

Схемы гласных и согласных звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



Слоговая структура слова, 2 ч.

8

Слоги. Слогообразующая роль гласных.

Закрепить умение делить слова на слоги.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.











9

Слоги. Слогообразующая роль гласных.

Закрепить умение делить слова на слоги.

2

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.










Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными, 11 ч.

10

Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в слогах, словах.

Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи.

1

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.

Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.










11

Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в слогах, словах.





Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи.

2

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.

Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.










12

Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в слогах.


Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи.

3

Слоговая таблица для чтения, веера букв

Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.



13

Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в словах.


Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи.

4

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями.

Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.










14

Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в слогах.


Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи.

5

Слоговая таблица для чтения, веера букв.

Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.










15

Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словах.


Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи.

6

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями.

Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.



16

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е».

Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи.

7

Слоговая таблица для чтения, картинный материал, схемы для звуко-буквенного анализа. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.



17

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь».

Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи.

8

Раздаточный материал с заданиями, карточки, мяч. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.


10.10







18

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь».

Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи.

9

Раздаточный материал с заданиями, карточки, мяч.

Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.



19

Итоговое занятие по теме «твердые и мягкие согласные».

Проверить уровень знаний учащихся.

10

Раздаточный материал с заданиями, карточки. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.










20

Занимательная логопедия.


11

Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.



Мягкий знак, 2 ч.

21

Разделительный «ь» перед гласными е, е, ю, я, и.

Показать разницу слитного и раздельного произношения гласных и согласных в слогах и словах.

1

Раздаточный материал с заданиями, карточки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.



22

Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

Тренировать в различении смягчающего и разделительного «ь».

2

Раздаточный материал с заданиями, карточки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.










Дифференциация звонких и глухих парных согласных 10 ч.

23

Звонкие и глухие согласные.

Закрепить умение различать звонкие и глухие согласные на слух, в произношении и на письме (в сильной позиции).

1

Раздаточный материал с заданиями, карточки. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.










24

Дифференциация В - Ф в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

2

Карточки с заданиями, веера букв, кроссворд. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.



25

Дифференциация В-Ф в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

3

Раздаточные карточки с заданиями. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.










26

Дифференциация Г-К в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

4

Раздаточные карточки с заданиями.. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.










27

Дифференциация Г-К в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

5

Раздаточные карточки с заданиями. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.



28

Дифференциация Д-Т в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

6

Раздаточные карточки с заданиями.. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.










29

Дифференциация Д-Т в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

7

Раздаточные карточки с заданиями. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.










30

Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах, предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

8

Раздаточные карточки с заданиями.. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.










31

Дифференциация З-С в слогах, словах, предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

9

Раздаточные карточки с заданиями.. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.










32

Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные».

Проверить уровень знаний учащихся.

10

Раздаточные карточки с заданиями.. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.



Ударение, 4 ч.

33

Ударение. Выделение ударных гласных.

Закрепить умение выделять безударный гласный.




1

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.










34

Безударные гласные.

- выделение безударной гласной в корне;

- подбор проверочных слов.

Закрепить умение определять безударный гласный в слове.

2

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



35

Безударные гласные.

- выделение безударной гласной в корне;

- подбор проверочных слов.

Закрепить умение определять безударный гласный в слове.

3

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



36

Занимательная логопедия.

Закрепить знания полученные за год

4

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.










Слова, обозначающие предметы, 6 ч.

37

Слова обозначающие предметы.





Закрепить понятие о словах , обозначающих предмет.

1

Раздаточные предметные картинки. Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



38

Различение одушевленных и не одушевлённых предметов.

Учить различать предметы по вопросам «кто это?», «что это?»

2

Раздаточные предметные картинки. Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



39

Слова, обозначающие один и много предметов.

Закрепить умение образовывать множественное число имени существительного

3

Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



40

Существительные мужского, женского рода.

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (он),(она).

4

Предметные картинки, Карточки для индивидуальной работы, предметные парные картинки с изображением животных и птиц. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



41

Существительные среднего рода.

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (оно).

5

Предметные картинки, Карточки для индивидуальной работы, предметные парные картинки с изображением животных и птиц. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



42

Слова, обозначающие большой и маленький предмет.

Учить образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

6

Предметные картинки. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



Слова, обозначающие действие предмета, 4 ч.

43

Слова, обозначающие действия предметов.

Закрепить умение правильно употреблять грамматическую форму глагола.

1

Таблица с вопросами, на которые отвечают действия; схема, используемая для обозначения слов- действий. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.



44

Изменение слов, обозначающих действия, по родам.

Учить правильно согласовывать имена существительные с глаголами в роде.

2

Предметные картинки, карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.



5

Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

Учить образовывать множественное число глаголов.

3

Предметные картинки, карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.



46

Слова-действия, близкие по значению.


Учить подбирать близкие по значению слова-действия (антонимы).

4

Карточки с изображением действий предметов Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.



Слова, обозначающие признак предмета 6 ч.

47

Слова, обозначающие признаки предметов.

Закрепить представление о словах , обозначающих признак предмета.

1

Кроссворд, карточки с предложениями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.



48

Выделение ведущих признаков предметов (форма, вкус, материал,).

Учить выделять ведущие признаки предметов.

2

Картинный материал, карточки с заданием. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.



49

Образование относительных прилагательных.

Учить образовывать имена прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

3

Таблица с предметными картинками, карточки с индивидуальными заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.



50

Образование притяжательных прилагательных.

Учить образовывать имена прилагательные от существительных.

4

Таблица с предметными картинками, карточки с индивидуальными заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.



51

Подбор прилагательных с близким и противоположным значением.

Учить подбирать слова-признаки близкие и противоположные по значению(антонимы).

5

Карточки с индивидуальными заданиями таблица с предметными картинками. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.



52

Итоговое занятие по теме: « Слова, обозначающие признак предмета».

Закрепить полученные знания.

6

Карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г



Предлоги, 4 ч.

53

Предлог БЕЗ.

Уточнить конкретнопространственное

значение предлогов.

1

Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений с предлогом БЕЗ. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза».



54

Предлог ПОД, НАД

Уточнить конкретнопространственное значение предлогов.

2

Карточки с предложениями, раздаточные предлоги. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза».



55

Предлог ОКОЛО, ПЕРЕД.

Уточнить конкретнопространственное значение предлогов.

3

Карточки с предложениями, раздаточные предлоги. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза».



56

Закрепление знаний о предлогах.

Закрепить умение выделять предлоги в предложении.

4

Карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза».



Родственные слова, 2 ч.


57

Родственные слова. Подбор родственных слов.


Учить подбирать родственные слова, имеющие одинаковый корень.

1

Раздаточный картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



58

Родственные слова. Подбор родственных слов.


Учить подбирать родственные слова, имеющие одинаковый корень.

2

Раздаточный картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



Предложение, 5 ч.

59

Предложение:

Словосочетание и предложение.

Формировать понятие о предложении как речевой единице.

Учить отличать сочетание слов от законченного предложения.

1

Схемы предложений и словосочетаний, карточки с заданием. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



60

Работа с деформированным предложением.

Закрепить умение составлять грамматически правильное предложение.

2

Индивидуальные карточки с деформированными предложениями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



61

Повествовательное, вопросительное, восклицатеьное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.

3

Схема предложения, карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



62

Сложное предложение: сложносочинённое.

Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений, используя союзы «и», «а», «но».

4

Схема предложения, карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



63

Сложноподчинённое предложение.

Познакомить учащихся со сложносочиненным предложением ( с союзом «потому что», «чтобы»).

5

Схема предложения, карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



Текст, 2 ч.

64

Восстановление деформированного текста.

Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте.

1

Деформированный текст. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



65

Восстановление текста с пропущенными словами.

Закрепить умение определять тему текста, умение точно употреблять слова в тексте.

2

Текст с пропущенными словами. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



Обследование 3 ч.

66

Фронтальное обследование сенсомоторного уровня речи

Обследовать навыки фонематического восприятия, звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.



67

Фронтальное обследование грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования, связной речи, чтения

Обследовать грамматический строй речи, словарь и навыки словообразования, связную речь, технику чтения

2

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.



68

Фронтальное обследование письменной речи

Обследовать навыки письменной речи

3

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.




Ресурсное обеспечение рабочей программы.

  1. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

  2. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.

  3. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

  4. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.

  5. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.

  6. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.

  7. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.

  8. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.

  9. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

  10. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

  11. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

  12. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.

  13. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.

  1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.

  2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.

  3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,

1998 г.

  1. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.

  2. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 5 им. А П. Лимаренко п. Псебай

____________ Н. В. Беликова

« 30» _августа_20­­22 г









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!