СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»»



Пояснительная записка

Процессы, происходящие в современном мире, нацеливают школы на усиление нравственного, духовного воспитания подрастающего поколения. Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которые способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательногопроцесса.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе российских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственныхценностей.

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, адаптированной основной образовательной программы дляобучающихся с лёгкой умственной отсталостью и учебного плана ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год.

Программа духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на:

- организацию нравственного уклада школьной жизни, включающей воспитательную, учебную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов;

- воспитаниевкаждомобучающемсягражданинаипатриота;

- подготовку их к жизни всоциуме.

Цельпрограммы - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания иповедения.

Задачи программы

1. Область личностной культуры:

- формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата;

- сформировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

2. Область социальной культуры:

- воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;

- формирование чувства причастности к коллективным делам;

- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

3. Область семейной культуры:

- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.

Формы реализации программы

  1. Дискуссии, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  2. Просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средствобучения.

  3. Экскурсии, встречи, целевыепрогулки.

  4. Тематические мероприятия духовно-нравственной направленности.

  5. Труд по интересам.

Методы реализации программы

1. Наглядный метод:

- чтение рассказов, сказок;

- показ просветительских мультфильмов, видеороликов;

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесный метод:

- беседы с воспитанниками;

- разбор ситуаций.

3. Практический метод:

- посещение музея, библиотеки, выставки, театра;

-походы, экскурсии, выполнение творческих работ.

Используемые формы и методы позволяют обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- сформировать духовно-нравственные ценности личности;

- уметь формировать свое собственное мнение и корректировать самооценку;

- уметь проявлять терпимость и эмпатию в общении с окружающими;

- сформировать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты освоения программы

Освоение программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

1. Личностные результаты:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;

- объяснить с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие;

- самостоятельно определить и высказывать самые простые общие дела для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

2. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств-стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению и совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

3. Предметные результаты

Допустимый уровень знаний:

- правила поведения в школе, классе, общественных местах;

- правила поведения во взаимоотношениях;

- профессии;

- бережное отношение к природе, животному миру;

- организация своего труда.

Допустимый уровень умений:

- оценка собственного поведения и поведения окружающих;

- умение вести себя правильно в общественных местах;

- использовать в речи слова вежливостии доброжелательный тон;

- анализ и оценка собственных действии;

- использование правил безопасной жизнедеятельности.

Минимальный уровень знаний:

- правила поведения в школе, классе, общественных местах;

- правила безопасного поведения на улице, на природе, в общественных местах;

- организация своего труда с направляющей помощью.

Минимальный уровень умений:

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения;

- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

Первый уровень результатов

Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов

Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов

Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.


Реализация программы

Программа разработана для учащихся 5 класса, рассчитана на 36 часов. Количество часов и занятий в неделю: 1 час в неделю, продолжительность занятий – 40 мин.

Содержание программы

Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания содержит материал, помогающий воспитанникам достичь уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и интеграции в современное общество.

Модуль «Школьный этикет» (9 ч).

Правила поведения в школе, на урок, перемене, в группе, в столовой. Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Модуль «Правила общения» (11 ч).

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Модуль «Культура внешнего вида» (4 ч).

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Модуль «Трудолюбие» (5 ч).

Понятие добросовестного отношения к учебе. Отрицательное влияние на человека лени. Стремление помогать другим своим трудом (дома и в школе). Модуль «Внешкольный этикет» (7 ч).

Манеры поведения. Основные правила поведения в общественных местах (кино, театре, транспорте).

Учебный план

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

1

Школьный этикет

9

6

3

2

Правила общения

11

8

3

3

Трудолюбие

4

3

1

4

Культура внешнего вида

5

3

2

5

Внешкольный этикет

7

5

2

ИТОГО ЧАСОВ

36

25

11



Календарно – тематическое планирование

Модуль

Тема

Количество

часов

Дата

Школьный этикет

Уроки хороших манер «Правила поведения в школе»

1

04.09

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

11.09

Игры на сплочение класса

1

18.09

Отношения с одноклассниками

1

25.09

Конкурс рисунков «Моя школа»

1

02.10

Уроки хороших манер «Школьная столовая (что и как есть)»

1

09.10

Правила поведения в школьной библиотеке.

1

16.10

Как стать прилежным и старательным?

1

23.10

Тест на знание правил поведения в школе

1

30.10

Правила общения

Уроки хороших манер «Правила знакомства - Поведение на улице»

1

13.11

Уроки хороших манер «Разговор по телефону»

1

20.11

Тест на умение пользования мобильным телефоном

1

27.11

Уроки хороших манер «Как приглашать гостей/ незваный гость»

1

04.12

Уроки хороших манер «Как написать e-mail / личные границы»

1

11.12

Уроки хороших манер «Приветствие/ запоминание имен»

1

18.12

Уроки хороших манер «Как правильно прощаться/ формы обращения в России и мире»

1

25.12

Уроки хороших манер «Всего лишь слова/ как критиковать, чтобы не обидеть»

1

15.01

Ты и твои друзья

1

22.01

Добро и зло в сказках. Выставка рисунков «Герои сказок»

2

29.01

05.02

Культура внешнего вида

Внешний вид

2

12.02

19.02

Уроки хороших манер «Классики о хороших манерах/ чистота и красота»

1

26.02

Тест «Правила опрятности и аккуратности»

1

05.03

Трудолюбие

«Как быть прилежным и старательным»

1

12.03

«Человек и труд –дружно живут»

1

19.03

«Домашний труд»

1

26.03

«Без труда ничего не даётся»

1

02.04

Конкурс рисунков «Не хотим лениться, будем мы трудиться»

1

09.04

Внешкольный этикет

Уроки хороших манер «Основа этикета. Эстетика поведения»

1

16.04

Уроки хороших манер «Поведение в гостях»

1

23.04

Уроки хороших манер «Поведение в кинотеатре, музее, выставке»

1

30.04

Уроки хороших манер «Поведение в поликлинике, больнице»

1

07.05

Уроки хороших манер «Общественный транспорт»

1

14.05

Тест на знание правил поведения в общественных местах

1

21.05

Тест «Доброе отношение к людям»

1

28.05















ПРИЛОЖЕНИЕ


Адаптированный вариант теста

«Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова)

Цель: выявить уровень нравственной воспитанностиучащихся.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Буква ответа


а

б

в





Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что тыделаешь?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тожепойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.

4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а) на шпаргалки;

б) на усталость учителя: авось, пропустит;

в) на свои знания.

8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее.Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделатьработу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

в) разрываю все отношения с этим человеком.

15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в) буду ждать новыхсообщений.

16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) мне все равно.

17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаю – здоровье дороже;

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а) быстро начинаю скучать;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал.

19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а) отбираю интересное и приношу;

б) не нужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных.

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу обучающихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности обучающихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * навопросы 1, 4, 11, 12, 18,19.

Графа б. Сосчитать * навопросы 6, 10, 13, 15,16.

Графа в. Сосчитать * навопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17,20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.


Субъективный тест «Учитель о воспитанности школьников» (М.И.Шилова)

Цель: изучение сформированности нравственного развития и воспитания.

Процедура предусматривает:

- анализ поступков, мотивов поведения обучающихся;

- сравнение с диагностической картой показателей;

- регистрацию результатов наблюдений в таблицу.

Диагностическая карта показателей


Показатель



Критерии

Признаки проявляются


Ярко 3балла


Средне 2 балла


Слабо проявляются или отсутствуют 1 балл

Социальная культура

Долг, товарищество, ответственность

Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому

других.

Без особого желания выполняет поручения, необходим контроль учителя.

Уклоняется от выполнения поручений, безответственный.



Трудолюбие

Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, умеет организовать

труд других



Трудится при наличии соревнования или конкуренции



Уклоняется от труда даже при наличии требований.

Дисциплини-рованность, отношение к учёбе

Примерно ведёт себя в школе и дома и призывает к этому

других.

Соблюдает правила поведения при контроле со стороны старших.

Нарушает

дисциплину, слабо реагирует на внешнее воздействие.

Семейная культура

Следование семейным ценностям

Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре

Знает и частично следует ценностям семьи.


Ценности семьи не интересуют.

Уважение, забота о родителях

Почитает родителей, проявляет о них

заботу.

Проявляет уважение к родителям, иногда проявляет о них

заботу.

Считает, что родители должны заботиться о нём.


Авторитет семьи

Воспринимает семейную иерархию, уважает старших.

Побуждает других поступать также.

Ситуативно воспринимает семейную иерархию, не всегда проявляет

уважение к старшим

Не признает авторитет старших членов семьи, склонен к

бродяжничеству.



Доброта, отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи.


Помогает другим если поручитучитель.

Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими.




Честность


Верен слову, правдив, добровольно признается в своих поступках.

Не требует честности от других, не всегда выполняет поручения, в поступках признается лишь после замечаний

старших.



Часто неискренен, обманывает старших и сверстников.





Милосердие

Внимателен к проблемам других, имеет высокий уровень эмпатии, готов прийти на помощь и других призывает к

действию.


Может иногда помогать другим, инициативу не проявляет.



Держится высокомерно, безразличен к чужому горю.

Выявляется три уровня нравственного воспитания:

Высокий – характеризуется наличием устойчивого положительного опыта и нравственного поведения, с хорошей саморегуляцией и стремлением детей положительно влиять на других.

Средний – активная позиция не проявляется, частичное проявление нравственных качеств и использование положительного опыта, поведение регулируется взрослыми.

Низкий – слабое проявление положительного поведения, неразвитость саморегуляции и самоорганизации.

Анкета «Я и моя семья»

Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей

и значимости семьи в жизни младшегошкольника.

Инструкция: Ребёнку предлагается ответить на 9 вопросов.

  1. Тебе нравится твоя семья?

    • Нравится

    • Не очень нравится

    • Не нравится

  2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

    • Да

    • Бывает по-разному

    • Нет

  3. Тебя часто наказывают за проступки?

    • Да

    • Бывает по-разному

    • Нет

  4. Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям или сестрам?

    • Да

    • Бывает по-разному

    • Нет

  5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь?

    • Хотел бы

    • Не знаю точно

    • Не хотел бы

  6. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

    • Да, делаю сам без просьб

    • Не всегда

    • нет

  7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?

    • Часто

    • Иногда

    • Почти никогда

  8. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?

    • Да

    • Бывает по-разному

    • Нет

  9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?

    • Часто

    • Иногда

    • Почти никогда

Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей):

Высокий – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовыпомочь всем членам семьи, готовыпередавать семейные ценности своим детям.

Средний – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекают больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность поудовольствию.

Низкий – школьники в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.


Оценка личностных достижений учащегося

0 баллов – не сформировано

1 балл – сформировано минимально

2 балла – сформировано частично

3 балла – сформировано полностью


Н* - начало года, К* - конец года


Качества личности и их показатели

Год обучения


Н

К

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Знает название родного города, области, страны, столицы



Знает символику города, страны



Понимает значение слов, характеризующие гражданскую направленность: трудолюбие, справедливость, смелость, честность



Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей

Знает национальную принадлежность свою и одноклассников.



Уметь выстраивать отношения с одноклассниками, несмотря на национальную принадлежность (не допускать оскорблений, высмеивания)



Бережно относится к окружающему миру (через трудовое и экологическое воспитание: дежурство, поручения, субботники)



Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Умеет выслушать иное мнение



Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Может рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться)



Ориентируется в классе, школе (знает, где классный кабинет, раздевалка, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.)



Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях



Знает и соблюдает нормы и правила поведения в общественных местах



Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Выполняет поручения в семье, в школе («заправить кровать, помыть посуду, выполнить уборку, провести дежурство и т.д.») Выполняет насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.)



Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Участвует в повседневной жизни класса и школы



Умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми



Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно – пространственной организации

Проявляет любознательность, наблюдательность, заинтересованность, умеет задавать вопросы, участвует в проектной деятельности



Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника



Умеет корректно привлечь к себе внимание



Умеет отстраниться от нежелательного контакта



Умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу



Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

Участвует в процессе обучения в соответствии со своими возможностями



Сформирована мотивация к обучению



Знает и выполняет правила учебного поведения



Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Умеет работать в группе сверстников: принимает и оказывает помощь, адекватно высказывает свое мнение и выслушивает чужое



Адекватно оценивает свою работу и работу других



Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания



Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Умеет различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения



Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Проявляет в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание



Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Соблюдает режим дня, ведет здоровый образ жизни



Участвует в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается творчеством




Бережно относится к результатам своего и чужого труда, школьному и личному имуществу



Знает и соблюдает правила дорожного движения и пожарной безопасности, личной безопасности





Тест на знание правил поведения в общественных местах

Этот тест покажет Вам насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.

        1. Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?

1) следует, если их принимают в гардероб

2) не следует, если они тебе не мешают

3) следует

        1. Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены

2) нежелательно

3) нельзя ни в коем случае

        1. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

1) допустимо

2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность

3) шумное поведение допустимо везде

4.Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?

1) нужно

2) не нужно

3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен

5.Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

1) не нужно

2) нужно

3) желательно, но не обязательно

6.В какой одежде ходят в кино?

1) в нарядной

2) в спортивной

3) в будничной

7.Что лучше надеть, собираясь в театр?

1) свитер и джинсы

2) нарядную одежду по сезону

3) желательно брючный костюм

8.Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?

1) да

2) нет

3) для театра предпочтительнее платье без декольте

9.Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

1) и юноше, и девушке обязательно

2) на усмотрение юноши и девушки

3) юноше - обязательно, девушке - если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)

4) девушке - обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)

10.Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

1) нет

2) да

3) в любом, кроме меховой шапки

11.Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену

2) лицом к сидящим

3) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену

12.Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?

1) следует

2) не следует

3) желательно

13.Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?

1) обязательно

2) желательно

3) не следует

14.Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?

1) можно, если успеешь это сделать первым

2) желательно

3) нежелательно

15.Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

1) можно - ничего в этом особенного нет

2) нельзя - программу и бинокль каждый приобретает сам

3) на ваше усмотрение

16.Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

1) можно

2) нельзя

3) нежелательно

17.Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

1) нельзя

2) нежелательно

3) можно - в знак одобрения декораций

18.Можно ли вслух комментировать спектакль?

1) можно, если это интересно вашим соседям

2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей

3) нельзя - подождите антракта

19.Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

1) можно, если у вас хорошие слух и голос

2) желательно - чтобы подбодрить артистов

3) нельзя

20.Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

1) можно

2) нежелательно

3) нельзя

21.Как выразить свой восторг от концерта?

1) громким свистом и топаньем ног

2) криками «браво» и вставанием

22. Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?

1) свистеть и топать ногами

2) немедленно встать и покинуть зал

3) молчать и не аплодировать

23. Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?

1) можно

2) нельзя

3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус

4) на ваше усмотрение


Тест «Доброе отношение к людям»

1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).


Слова приветствия

Про­щальные слова

Слова извинения

Слова благодарности

Слова просьбы







Слова на карточках

Спасибо

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы Вы мне помочь

Я рад Вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте


2. У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

- отдашь все открытки сестре;

- отдашь ей одну открытку;

- предложишь ей выбрать самой 1 - 2 открытки;

- выберешь себе открытки, а оставши­еся отдашь сестре;

3. Запиши ответы.

Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?

____________________________________________________________ .

4. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

• радостным;

• злым;

• спокойным;

• плачущим;

• смеющимся;

• недовольным;

(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).


Тест «Правила опрятности и аккуратности»

1. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам - это ...

Бережливым мы называем человека, который ...

2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке. Что ты сделаешь?

- Буду читать самую интересную кни­гу.

- «Вылечу» все «больные» книги.

- Поищу журнал с комиксами.

...

(допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).

3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в биб­лиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благо­дарили вас?

4. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, пред­метов.

5. Перечисли профессии людей, ко­торые эти вещи и предметы сделали.

5. Прочитай текст и ответь на во­прос.

Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и до­ставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши сум­ка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и ото­рванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Для меня ранец - это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Каким словом можно назвать отноше­ние Маши к своему рюкзаку, а каким -Кости?

6. Сравни смысл слов: бережливость - жадность. Чем бережливость отличается от жадности?

7.Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выво­дом (правилом).

8. Придумай небольшой рассказ, пока­зав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай к нему иллюст­рацию, т.е. рисунок.

9. Прочитай стихотворение и найди ос­новное правило, в нём заключённое.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать - нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку - береги;

Не ломай, не мни, не рви.


Тест на умение пользования мобильным телефоном

Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.

1. Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?

- да

- нет

2. Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?

- да

- нет

3. Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?

- да

- нет

4. У тебя есть наушники к мобильному телефону?

- да

- нет

5. Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

- да

- нет

6. Говоришь ли ты звонящему, где находишься?

- да

- нет

7. В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?

- да

- нет

8. Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?

- да

- нет

9. Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?

- да

- нет

10. Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?

- да

- нет

- не знаю

11. Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?

- да

- нет

- когда как

12. Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?

- да

- нет

13. После того как ты сказал, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?

- да

- нет

- когда как

14. Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?

- не буду

- буду














Литература для учителя:

  1. Баранец Н.А. «Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде» / Начальная школа: плюс до и после/. – 2008. – №7. – c.75-78

  2. Белопольская Н.А. «Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра».

  3. Богданова О.С. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками». – Москва: Просвещение, 2002.

  4. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. «Веселый этикет». – Екатеринбург: «АРД-ЛТД», 2018.

  5. Буйлова Л.Н. «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей». Москва: ЦРСДОД, 2000.- 24 с.

  6. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

  7. Головина Г.В. «Методика организации и проведения занятий по этикету и культуре общения с детьми младшего школьного возраста в библиотеке. - Москва: Литера, 2008. – 101с.

  8. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – Москва: «АРКТИ», 2005. – 62с.

  9. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. «Учись быть вежливым». – Москва: Чистые пруды, 2006. – 30с.

  10. Круц О.Н. «Читаем и играем: цикл занятий для младших школьников. - Москва: Чистые пруды, 2010. – 31с.

  11. Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачах. /Учебное пособие / - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство: Уральское издательство, 2000. - 318с.

  12. Малая энциклопедия этикета. - Москва: Рипол-Классик, 2000. – 632с.

  13. Пахомова О.А. «Добрые сказки: этика для малышей». - Москва: Книголюб, 2006. - 87с.

  14. Смирнов Н.А. «Этика и этикет младших школьников» / Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов. – Москва: Школьная Пресса, 2002. - 109с.

  15. Южин В. И. «Энциклопедия этикета». - Москва: РИПОЛ классик, 2018. – 637с.


Литература для обучающихся:

  1. Осеева В.А. «Волшебное слово». Рассказы. Москва: Эксмо, 2007.

  2. Орлик Ю. Г. «Как себя вести. О правилах приличия».Братислава: Обзор, 1968. - 49с.

  3. Подбородкова Г.Н. «Путешествие страну Вежливости» /Воспитание школьников/. - 2008. - №1. - С.76-80.

  4. Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2014.

  5. Шалаева Г.П.«Как вести себя в гостях». – Москва: АСТ, 2009.

  6. Шалаева Г.П. «Как вести себя в транспорте». - Москва: АСТ, 2010.

  7. Шалаева Г.П. «Как себя вести?» - Москва: АСТ, 2010.

  8. Шалаева Г.П. «Как вести себяв школе» - Москва: АСТ, 2010.

  9. Этикет во все времена: детская энциклопедия / [авт.-сост. А. А. Яковлев]. - Москва: АСТ, 2009. - 381с.


Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1. Высшая школа делового администрирования - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://s-ba.ru/events

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. Уроки хороших манер. – [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russia.tv/video/show/brand_id/10991/episode_id/117693/video_id/117693/

4. Основы этики и эстетики учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / П. А. Егоров, В. Н. Руднев. – [Электронный ресурс] Режим доступа: :https://dlib.rsl.ru/02000006752