СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития и детей-инвалидов. Курс внеурочной деятельности "Развитие речи" разработан как дополнение ко всем дисциплинам школьной программы.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" в 4 классе.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красносельцовская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района




Рассмотрена

и одобрена на

заседании методического объединения

Руководитель МО

____________/______

« »__________20___


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ

«Красносельцовская

СОШ»

____________/_____

« »__________20__

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Красносельцовская

СОШ»


_____________/_____

« »___________20__








АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Развитие речи» 4 класс

для учащихся с расстройствами аутистического спектра

и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(предупреждение нарушений письменной речи,

развитие словаря и устной монологической речи)













Составитель: Кержеманкина О.В.

учитель начальных классов




2022

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие речи» для 4 класса. Составная часть «Адаптированной образовательной программы начального общего образования» (далее - АОП НОО) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Красносельцовская СОШ».

Данная программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития и детей-инвалидов. Она адаптирована для обучения

данной категории учеников с учетом особенностей их психофизического и

физического развития, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработаны в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Актуальностью курса внеурочной деятельности «Развитие речи» является

разностороннее развитие ребенка через привлечение его к решению эмоционально – личностных проблем.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют

возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного

возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе

обучения.

Курс внеурочной деятельности «Развитие речи» разработан как дополнение ко всем дисциплинам школьной программы. При разработке рабочей программы по внеурочной деятельности учитывались индивидуально-психологические особенности обучающихся, такие как их познавательная активность, уровень развития высших психических функций и т.д.

Программа курса «Развитие речи» реализована в рамках внеурочной деятельности общекультурного направления развития личности.

Цель Программы – создать условия для профилактики дисграфии у учащихся с задержкой психического развития, что позволит восполнить пробелы речевого развития детей, обеспечит практическую речевую подготовку, необходимую для успешного овладения учебными знаниями, умениями, навыками, повысит уровень общего развития.

Задачи Программы

- формировать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового

анализа и синтеза слов;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

- формировать пространственно-временные представления и понятия;

- развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память;

- совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей;

- оказывать помощь в овладении навыками письма и чтения с учетом

индивидуальных особенностей учащихся;

- создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками;

- воспитывать языковое чутьё, любовь к родной речи, к письму и чтению.

Основные методы обучения:

практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные.

Ведущие принципы программы:

- этиопатогенетический;

- принцип гуманизации образования, диктующий необходимость

бережного отношения к каждому учащемуся;

- принцип системности, поэтапности и последовательности,

обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов

программы (от простого к сложному);

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,

рассматривающий психолого-педагогическое изучение и учет личностных

особенностей ребенка;

- принцип творческого самовыражения, способствующий активно

реализовать любые качества учащегося;

- принцип демократизации, предусматривающий сотрудничества ребенка с

взрослым;

- принцип систематического контроля автоматизации навыков;

- принцип максимального использования игровых методов обучения.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках часов, предусмотренных на

внеурочную деятельность: 34 часа в 4 классе, 1 ч. в неделю.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Развитие речи»

обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

 ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как

собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем

возрасту);

 осознавать роль речи в общении людей;

 чувствовать красоту и выразительность речи;

 стремиться к совершенствованию речи;

 интересоваться изучением языка.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

 воспринимать адекватно оценку учителя;

 вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

 ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей

работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

с помощью учителя;

 использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,

классификация, обобщение, сравнение);

 моделировать различные языковые единицы (слог, слово, предложение);

 выделять существенную информацию из прочитанного;

 строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

 участвовать в диалоге;

 договариваться к общему выводу;

 выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

 соблюдать фонетическое произношение и различие на слух всех звуков

русского языка;

 применять основные графические изображения слога, слова, предложения;

 употреблять в своей речи слова синонимы, антонимы, многозначные слова;

 расширять словарный запас младшего школьника;

 владеть знаниями о некоторых детских персонажей, детских стихов и

загадок.

Предметных результатов:

 выделять слова - «родственники» среди других слов;

 определять лексическое значение слова по предметным картинкам,

контексту;

10

 дифференцировать изобразительно-выразительные средства языка:

метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

 использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты,

мимика, телодвижения, интонацию);

 читать небольшой текст по образцу;

 вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать,

прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

 быть хорошим слушателем;

 отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора

предложений;

 редактировать предложения;

 сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

 распознавать типы текстов;

 устанавливать связь предложений в тексте;

 распознавать стили речи.

В основу изучения курса по внеурочной деятельности положены

ценностные ориентиры, такие как:

 формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

 развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности;

 развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и

самовоспитанию.

Их достижение определяется воспитательными результатами, которые

оцениваются по трём уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных

знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально

одобряемых и социально неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)

первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень развития – получение школьником опыта переживания

и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,

Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к

социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в

защищенной, дружественной, социальной среде. Именно в такой близкой

социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое

подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или

отвергает).

Третий уровень развития – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном

общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек

действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным

деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та

готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и

гражданского общества.


















Тематическое планирование





№ Тема занятия

Кол.час

План.

Фак.

Слово




1.

Омонимы, омофоны, омоформы

1



2.

Каламбуры

1



3.

Фразеологизмы

1



4.

Деалектизмы

1



5.

Сравнение, эпитеты, олицетворение

1



6.

Метафора

1



7.

Пословицы и поговорки. Афоризмы

1



8.

Сочинение по пословице (мини-проект)

1



9.

Защита проекта «Слово-часть русского языка»

1




Речь. Техника и выразительность речи. 6




10.

Художественный стиль. Общее понятие

1



11.

Сочинение - пейзажная зарисовка

1



12.

Рифма

1



13.

Диалог и монолог

1



14.

Драматические импровизации

1



15.

Защита проекта «Драматические импровизации»

1




Текст 19




16.

Композиция текста. Основные элементы композиции

1



17.

Композиция. Работа с деформированным текстом

1



18.

Самостоятельная работа с текстом (мини- проект)

1



19.

Сочинение-миниатюра в художественном стиле

1



20.

Письмо сочинения «наоборот» (мини-проект)

1



21.

Публицистический стиль

1



22.

Газетно -публицистический стиль

1



23.

Деловая игра «Вёрстки газеты»

1



24.

Официально-деловой стиль

1



25.

Тезисы.

1



26.

Конспект

1



27.

Аннотация

1



28.

Я пишу письмо

1



29.

Личный дневник

1



30.

Сочинение «Мои любимый стихи»

1



31.

Сочиняем сценарий для мультфильма

1



32.

Конкурс на лучшее название конфет (мини- проект)

1



33

34

Защита проекта «Письменная и устная речь»

2




Итого: 34






3. Содержание программы

Основные виды деятельности школьников при освоении курса «Развитие

речи»: учебно-исследовательская, игровая, образно – познавательная,

проектная деятельность.

Формы внеурочной деятельности, используемые при реализации курса

разнообразны: ролевые ситуационные игры, беседы, дискуссии, викторины,

проекты.

Ход занятий предусматривает чередование различных методов и

приемов:

 монологическое изложение учебного материала;

 показательный – подготовка материала с учетом принципа вариативности,

логики решения проблемы, глубокое объяснение;

 диалогический – участие детей в обсуждении проблем в условиях

проблемных ситуаций;

 эвристический – проведение дискуссии и дидактической игры с целью

организации самостоятельной работы;

 программированный – постепенное изучение материала;

 дифференцированный – деление группы на мини-группы для выполнения

разных работ, варианты, с целью последнего сравнения;

 интегрированный – интеграция предметов.

 проектно-исследовательский – дети экспериментируют, а затем результаты

оформляются в виде сообщений; дети собирают информацию и реализуют

ее, ориентируясь на социальные интересы.

4. Методическое обеспечение

В процессе реализации курса внеурочной деятельности «Развития речи»

используется следующая структура занятии:

I. При таких формах как беседа, дискуссия, викторина:

1. Организационный момент.

Целью данного этапа являются психологический настрой обучающихся и

обеспечение нормальной обстановки на уроке.

17

2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация деятельности обучающихся.

Интерес к обучению возникает в процессе умственного труда по

решению проблемы, поиска новых знаний и новых способов решения

проблемной задачи или группы задач. В этом случае возникает внутренняя

заинтересованность ученика, которая формирует мотивационную среду на

занятии. Мотивационная среда воздействует на поведение и действия

школьника в интересах саморазвития и самосовершенствования, а не просто

стимулирует их на выполнение некой обязательной работы. Четкое начало

занятия дисциплинирует обучающихся, позволяет им быстро включиться в

работу, способствует экономии времени.

3. Актуализация знаний и умений.

Актуализация знаний – этап занятия, на котором планируется

воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для

«открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на

задание, вызывающее познавательное затруднение.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Основной целью этапа является построение обучающимися нового

способа действий, формирование умений его применять как при решении новой

задачи, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели обучающиеся должны:

 на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

 при построении нового знания использовать предметные действия с

иллюстрациями, картинками и т.д.;

 применять новый способ действий для решения новой задачи;

 зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи.

5. Первичная проверка понимания.

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по

эталону является интерпретация нового способа действия и исполнительская

рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижение цели пробного

учебного действия.

Для этого необходимо:

18

 организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий

на новый способ действия;

 организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону;

 создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

 для обучающихся, допустивших ошибки, предоставить возможность

выявления причин ошибок и их исправления.

6. Первичное закрепление.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во

внешней речи является усвоение обучающимися нового способа действия..

Для реализации этой цели необходимо, чтобы обучающиеся:

 решили (фронтальной, в группах, в парах) несколько типовых заданий на

новый способ действия;

 при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование –

определения, алгоритмы.

7. Рефлексия.

Целью данного этапа является самооценка учениками своих успехов,

эмоций, внутреннего состояния и результатов деятельности.

8. Поведение итогов.

Цель данного этапа – осознание того, что было сделано на занятии,

достигнуты ли поставленные цели и задачи, как можно применить полученное

на занятии в будущем.

II. При проведении занятий в форме ролевой ситуационной игры:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация деятельности обучающихся.

3. Подбор обучающего материала.

Учитель заранее должен отобрать материал, который будет использован

для этого вида деятельности, при этом обучающий материал может быть взят

как из учебника, так и из дополнительных источников, такие как книги,

сценарии, комиксы, кинофильмы, мультфильмы и картины. Учитель может

также использовать собственные обучающие материалы для игры. Обучающие

19

материалы должны соответствовать уровню обученности школьников и их

интересам.

4. Выбор ситуации и создание диалога.

Необходимо продумать ситуацию или ситуации для ролевой игры. Для

каждой ситуации необходимо составить диалог. В зависимости от уровня

обучающихся учитель дает готовый диалог, либо дети составляют его сами.

5. Введение и разучивание лексических единиц.

Необходимо разучить с детьми слова и выражения, которые они будут

использовать в своих диалогах. Учитель должен убедиться, что детям понятны

все лексические единицы и они могут грамотно использовать их в своей речи.

6. Практика.

Учащиеся отрабатывают в парах или группах свои диалоги. После того

как они разучили свои слова, нужно предложить им поменяться ролями. Тем

самым они лучше отработают свой диалог. Когда ученики готовы, учитель

просит выступить перед классом.

7. Изменение ситуации.

После того как учитель убедился, что ученики хорошо запомнили диалог,

он предлагает изменить ситуацию. Обучающиеся создают свои диалоги по

образцу.

8. Проверка знаний и оценивание.

По окончании ролевой игры учитель должен оценить эффективность

проведения ее и проверить насколько хорошо обучающиеся усвоили новые

слова и выражения.

9. Рефлексия.

10. Подведение итогов.

III. При проектной форме:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация деятельности

обучающихся..

3. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.

20

Формулирование задач – шагов для достижения цели, определение

способов, которыми эти задачи будут решаться, составление графика

выполнения мини – проекта.

4. Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой

информации по поставленной проблеме.

5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному

представлению.

6. Презентация готового продукта проектной деятельности.

7. Рефлексия.

8. Подведение итогов.

Таким образом, программа курса внеурочной деятельности «Развитие

речи» направлена на повышение уровня языкового развития и формирование

коммуникативной компетенции основных видов речевой деятельности, а также

развитие начальных представлений о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

5. Список используемой литературы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи»

составлена на основе комплекта учебно-методических пособий курса «Речь»

Т.Н. Соколовой и методической литературы:

1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В.

А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 111 с. — (Стандарты

второго поколения).

2. Соколова Т.Н. Школа развития речи: курс «Речь»: Методическое пособие

для 1-4 класса. – М.: Издательство РОСТ. 2011

В Программе по предупреждению дисграфии у учащихся с задержкой

психического развития использованы также следующие методические

разработки:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. М., 2001.

__


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!