СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию речи " Мастерская речи" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является адаптированной, имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности  ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

Программа составлена на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию речи " Мастерская речи" 2 класс»

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

  1. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
    1. Средняя общеобразовательная школа № 140

г. Пермь, ул. Л. Толстого, 12 телефоны: 223-44-15; 223-33-04









Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мастерская речи»

(для учащихся 2 класса)







Выполнила

Волошина М.Н.

учитель начальных классов.









г. Пермь 2017 г.



Пояснительная записка

Данная программа является адаптированной, имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

Программа составлена на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Актуальность программы

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данная программа называется «Мастерская речи».

Программа "Мастерская речи" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

Цель программы:

способствование более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействие развитию речи детей; совершенствование у них навыков лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития школьников.


Задачи программы:

-обеспечить правильное усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создать такие речевые ситуации, которые стимулируют мотивацию развития речи учащихся;

- формировать речевые интересы и потребности младших школьников.


Новизна программы:

-отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению

-занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

-занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.

Основные принципы реализации программы:

– доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Возраст детей, на развитие которых направлена программа: программа рассчитана на учащихся 8 - 9 лет (2 класс).

Срок реализации: 1 год (34 часа)

Формы обучения:

  1. Групповая:

  • дифференцированно – групповая;

  • кооперировано – групповая;

  • парная.

  1. Индивидуальная.

Методы и приемы:

  • словесный,

  • наглядный,

  • частично-поисковый,

  • метод проектов,

  • игровой,

  • решение ситуационных задач,

  • ИКТ,

  • контроль,

  • экскурсии.

Формы контроля полученных результатов:

1. Самостоятельные работы (2 за год).

2. Наблюдение.

3. Презентации проектных работ, спектакль.


Ожидаемые результаты.

Программа облегчает внедрение стандартов нового поколения, т.к. основной её принцип – развитие универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

-проговаривать последовательность действий на уроке.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

-учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Познавательные УУД

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


Коммуникативные УУД

-уметь донести свою позицию до собеседника;

-уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


















Календарно – тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Виды и формы учебной

деятельности

Планируемый результат (УУД)

Формы контроля

1-2

Слово. Значение слова. Многозначные слова.


2

Работа над понятием слово.

Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи.

Работа над понятием «Многозначное слово». Уметь читать предложения с разной интонацией.

Экскурсия в районную библиотеку им. Б. Житкова (работа со справочной литературой, словарями в читальном зале)


Коммуникативные:

уметь договариваться и приходить к общему решению.

Познавательные:

анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания.

Личностные:

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».


беседа

3

Омонимы.

1

Знать, что такое омонимы.

Уметь находить омонимы в тексте.

Регулятивные:

аргументировать свою позицию.

Познавательные:

знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок.

Коммуникативные:

анализировать и делать выводы.

проект

(альбом по теме «Омонимы»)

4

Омофоны, омоформы.

1

Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны.

Развивать интерес к языку

В гостях у школьного логопеда (занятие в кабинете у логопеда по группам)

Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.

Познавательные:

различать омофоны и омоформы.

Коммуникативные:

уметь оформить свою мысль в устной форме.

беседа, самоконтроль, взаимоконтроль

5

Синонимы.


1

Знать понятие «синоним».

Уметь работать с синонимами, различать слова, которые по -разному звучат, но называют одно и тоже, подбирать синонимы .

Игровой практикум в ДЦ «Гайдар»

Регулятивные:

умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:

анализ объектов, доказательство.

Коммуникативные:

учиться согласованно работать в группе:

наблюдение

6

Антонимы.





1

Знать, что такое антонимы.

Уметь работать с различными словарями, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов.

Экскурсия в районную библиотеку им. Б. Житкова (работа со справочной литературой, словарями в читальном зале)

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, - пользоваться словарями, справочниками.

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать высказывания собеседников.


беседа

7- 9

Фразеологизмы.


3

Знать, фразеологические обороты.

Уметь находить в тексте фразеологизмы.

Игра «Счастливый случай» в школьной библиотеке.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно.

Познавательные:

объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

Коммуникативные:

взаимодействие с другими людьми.


Игра «Счастливый случай»

10 - 11

Пословицы.

Загадки.

2

Знать, что такое образность в тексте, пословица, загадка.

Уметь работать с пословицами, загадками, знать их художественные особенности.

Встреча с пермским детским писателем А.Зелениным (актовый зал школы)

Регулятивные:

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

строить логические цепи рассуждений, анализ пословиц.

Коммуникативные:

уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме.

проект

(альбом с пословицами, загадками)


12 -13

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Олицетворение.

2

Знать и понимать, что такое сравнение, олицетворение

Уметь употреблять в речи сравнения, олицетворения для образного представления описываемого предмета, используя собственные наблюдения.

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи.


Беседа, наблюдение.


14

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Знать, что такое текст, тема текста, заглавие, признаки текста.

Уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст, делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему.

Начало работы в кукольной мастерской (выбор сказки) (актовый зал школы)

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

учиться согласованно, работать в группе.


беседа,

проект

«Кукольная мастерская»

15 - 16

Опорные слова.


2

Знать, что такое опорные слова, обсуждение особенностей построения текста.

Уметь находить опорные слова, составлять по ним текст, определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст.

Кукольная мастерская (работа с текстом, распределение ролей) (актовый зал школы)

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные:

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

беседа, самоконтроль, взаимоконтроль

17

Проверочная работа.

1

Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Кукольная мастерская (репетиция сказки)

(актовый зал школы)

Регулятивные:

умение организовать самостоятельно свою деятельность.

Познавательные:

Само- и взаимоконтроль устных и письменных ответов по заранее определенным критериям, образцам.

Личностные:

развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач.


ПР №1

18

План текста.

1

Знать, что такое план текста, обсуждение его особенностей.

Уметь определять последовательность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план.

Кукольная мастерская (репетиция сказки) (актовый зал)


Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Коммуникативные:

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

беседа,


декорации

19 - 20

Виды плана.

2

Познакомить с разными видами плана.

Различать картинный план, цитатный план.

Регулятивные:

оценка результатов работы.

Познавательные:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Коммуникативные:

оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.


беседа

21















Связь между предложениями в тексте.













1















Знать, что такое деформированный текст.

Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

Кукольная мастерская (репетиция сказки) (актовый зал)



Регулятивные:

умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.

Коммуникативные:

обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.



беседа, наблюдение

22

Связь между частями текста.

1















Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление.



Регулятивные:

умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

находить в тексте части и как они связаны друг с другом.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками.

беседа,

репетиция

23

Работа с деформирован -

ным текстом.

1

Проверить умение учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст.


В гостях у школьного логопеда (занятие в кабинете у логопеда по группам)


Регулятивные:

оценка результатов работы.

Познавательные:

устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

наблюдение

24
















Редактирование текста.














1
















Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения.











Регулятивные:

оценка результатов работы.

Познавательные:

подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.


Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других.




беседа

25 - 26

Типы текста.

Описание.


2

Познакомить с текстом-описанием. Развивать воображение, внимание. Уметь выбирать из текста словосочетания для описания.

Кукольная мастерская (репетиция сказки) (актовый зал)


Регулятивные:

умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

составлять по вопросам описание предмета, существа.

Коммуникативные:

умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

беседа

27

Текст – сравнительное описание.


1

Познакомить с текстом –сравнительным описанием нескольких предметов.

Регулятивные:

умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

Коммуникативные:

умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)


беседа,

наблюдение

28 – 30

















Типы текста. Повествование.

Рассуждение.

3

Познакомить с текстом – повествованием, с текстом- рассуждением. Развивать воображение и логическое мышление.


Регулятивные:

умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:

составлять текст по опорным словам и по плану, различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.





наблюдение, чтение текстов

31




















Сочинение на тему «Мой выходной день».

1

Знать, как пишутся сочинения.

Уметь записывать текст по плану.

Регулятивные:

волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:

отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст.

Коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.




сочинение

32-33

Редактирование текста.

Проверочная работа.

2

Уметь исправлять ошибки, допущенные в тексте.

Знать виды речевых ошибок.


Регулятивные:

умение организовать самостоятельно свою деятельность.

Познавательные:

Само- и взаимоконтроль устных и письменных ответов по заранее определенным критериям, образцам.

Личностные:

развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач.


ПР №2

34

Отчётный спектакль

1

Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, использовать все приёмы речевого мастерства.

(актовый зал школы)

Регулятивные:

проговаривать последовательность действий.

Познавательные:

осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение согласованно работать в группе.

спектакль





В основу тематического планирования программы положены следующие темы:

  • Речь.

  • Слово.

  • Предложение и словосочетание.

  • Текст. Культура общения.

















Содержание программы

Речь. Техника и выразительность речи.

Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.

Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствования умений, определённых программой 2 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать ( произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстановление деформированного текста. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Культура общения.

Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.



































Методическое обеспечение программы

В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Методическое пособие.2 класс. – М.: Росткнига.2009.

для детей:

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей 8-9 лет.– М.: Росткнига.2015.

Разработки уроков с презентациями.

Учебные игры.































Список используемых источников информации:

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

  2. Вакуленко Ю.А. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры. - Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

  4. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  5. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.

  6. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.

  7. Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.

  8. Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.

  9. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/04/13/rabochaya-programma-k-kruzhku-shkola-razvitiya-rechi-1

  10. http://gigabaza.ru/doc/93961.html











© 2017 3491 124