СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" ОВЗ СИПР 2 вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа разработана для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлой умственной отсталостью). Реализация данной программы позволит  закрепить освоенные ранее средства коммуникации и совершенствовать предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" ОВЗ СИПР 2 вариант»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

(ФГОС ОВЗ УО, вариант 2-СИПР)

………………………………

5 год обучения

Индивидуальное обучение


  1. I. Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на ………… учебный год предназначена для обучающегося 5 класса ………………….. Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося. Образовательная деятельность направлена на максимальное развитие жизненной компетенции для социализации в обществе.

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования в редакции протокола от 22.12.2015 г. №4/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ ………………. района «Средней общеобразовательной школы №… г…………..».

  5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л.Б. Баряева, Д.И Бойков, В.И. Липакова под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.-СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2011 г.


Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Цель предмета – закреплять и совершенствовать освоенные ранее средства коммуникации (вербальной, невербальной, альтернативной) в контексте познания окружающего мира и личного опыта, для решения соответствующих возрасту житейских задач, расширять возможности альтернативных средств коммуникации; знакомить с техникой глобального чтения в доступных пределах, совершенствовать предпосылки к осмысленному чтению и письму.


Основные задачи:
  1. Образовательные:
  2. - формирование умения слушать и понимать собеседника;
  3. - формирование умения выполнять несложные инструкции;
  4. - формирование умения отвечать на вопросы;
  5. - формирование правильной артикуляции и дикции;



- формирование умения употреблять слова и выражения:
  1. «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
  2. - формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
  3. - обучение умению делить слова на слоги;
  4. - обучение умению делить предложения на слова;
  5. - обучение правильной посадке при письме;
  6. - обучение правильному захвату ручки;
  7. - обучение написанию слогов и слов;
  8. - обучение чтению;
  9. . обучение написанию предложений;
  10. Коррекционно – развивающие:
  11. - развитие речи;
  12. - развитие слухового и зрительного восприятия;
  13. - развитие памяти;
  14. - развитие внимания;
  15. - развитие зрительно-двигательной координации;
  16. - развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;



  1. Воспитательные:
  2. - воспитывать интерес к процессу обучения;
  3. - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  4. - воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
  5. - воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.







  1. II. Общая характеристика учебного предмета

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств для коммуникации и социального общения.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Обучающие задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение средств альтернативной коммуникации осуществляется индивидуально.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общении слоги, слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова.

Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразных речевых ситуациях.







  1. III. Описание места учебного предмета в учебном плане



Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть учебного плана адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами. Рабочая программа разрабатывается и реализуется 1 год.


Учебный предмет

Часов в неделю

Год

Речь и альтернативная коммуникация

2 часа

68 часов












IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Коммуникативные ценности- развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных вопросов Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»



















V. Личностные и предметные результаты освоения предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжёлой умственной отсталостью:

Личностные:

- социально-эмоциональное участие в ситуациях взаимодействия со знакомыми людьми (взрослыми и сверстниками), близких к житейскому опыту ребенка,

- умение поддерживать взаимодействие доступным способом в игровых ситуациях,

- знакомство со способами разрешения доступных пределах с конфликтными ситуациями.


Предметные:

- понимание элементарных невербальных графических знаков в контексте значимых для обучающегося жизненных ситуациях,

- выполнение элементарных графических заданий по образцу и по показу;

- умение узнавать и распознавать слова, обозначающие имена знакомых детей и взрослых (3-4 имени).


Базовые учебные действия:

- используют знакомые средства коммуникации (включая альтернативные) в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- понимают значение слов в близкой к личному опыту обучающегося житейской ситуации;

- умеют вступать в контакт и поддерживать его в группе знакомых сверстников и со знакомыми взрослыми;

- узнают и различают имена знакомых сверстников;

- узнают звучание знакомой аудиокниги, показывая картинку или пиктограмму;

- списывают слоги и слова;

- умеют читать слоги, слова;

- списывают слоги и слова.










  1. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами:

«Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».


Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).


Особенностью организации учебного процесса направлена на формирование у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование. Большое внимание уделяется при обучении учащихся развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей рук, пальцев, развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий, упражнения по формированию простейших умений звукового анализа. С учетом индивидуальных возможностей создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.










VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

1-2


2

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины.

Раскрашивать, штриховать, обводить

3-4


2

Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с изученными буквами.

Читать слоги и слова

5


1

Буква ь. Письмо буквы ь.

Писать букву ь

6


1

Чтение слов с ь. выделение мягких звуков.

Читать слова с ь, выделять мягкие звуки

7-8



2

Буква е. Письмо буквы е.

Находить букву е. Писать букву е

9-10


2

Составление и чтение слогов, слов с буквой е. Письмо буквы е.

Составлять и читать слоги, слова с буквой е.

11-12



2

Предметы. Соотнесение предметов и их названий.

Соотносить предметы с их названиями

13-14



2

Звук и буква я. Чтение и письмо буквы я.

Читать и писать слова с буквой я

15-16


2

Составление и чтение слогов, слов с буквой я.

Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента.

17-18


2

Звук и буква ю. Письмо буквы ю.

Произносить звуки за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука.

19-20


2

Составление и чтение слогов слов с буквой ю. Письмо буквы ю.

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают.

21-22



2

Буква ё. Письмо буквы ё.

Нахождение буквы ё по предметным картинкам.

23-24



2

Составление и чтение слов с буквой [ё].

Читать слова с буквой ё

25-26



2

Составление и чтение слов с изученными буквами.

Читать слова с изученными буквами

27


1

Звук и буква ч. Письмо буквы ч.

Выделение звука (ч) из имён детей, по предметным картинкам.

28-29


2

Составление и чтение слогов, слов с буквой ч.

Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. Письмо по контуру.

30-31



2

Звук и буква ф. Письмо буквы ф.

Выделяют звук ф, пишут букву ф

32


1

Составление и чтение слогов, слов с буквой ф.

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу

33-34


2

Дифференциация звуков в – ф . Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов

Усваивают различие в произношении звуков в-ф

35


1

Звук и буква ц. Письмо буквы ц.

Усваивают рукописное начертание строчной и прописной буквы ц.

36-37


2

Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов.

Составлять открытые и закрытые слоги

38-39


2

Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой ц, предложений с этими словами.

Читать слова, состоящие из слогов с буквой ц, предложений с этими словами.

40


1

Звук и буква э. Чтение и письмо буквы э.

Знакомство с буквой э. Письмо по образцу.

41-42


2

Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений.

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге.

43


1

Звук и буква щ. Чтение и письмо буквы щ.

Выделять букву щ, читать слоги с ней

44-45


2

Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Упражнение в составлении и чтение слов из слогов с буквами ш, щ; чтение предложений.

Различать буквы ш - щ

46


1

Буква ъ. Письмо буквы ъ.

Познакомить с буквой ъ. Писать ъ.

47-48


2

Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами.

Читать слова, состоящие из усвоенных слоговых структур.

49-50


2

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

Назвать слова, обозначающие действия предмета.

51-52


2

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета.

Назвать слова, обозначающие признак предмета.

53-54


2

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Находить слова, обозначающие состояние предмета.

55-56


2

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Употреблять в речи слова, указывающие на признак предмета.

57-58


2

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

Называть слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.).

59-60


2

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

Называть слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

61-62




2

Называние (употребление) простых предложений.

Употреблять в речи простые предложения.

63


1

Замена нарисованных предметов в тексте их названиями

Записывать по следам анализа слоги

64


1

Запись предмета и его частей, постановка вопроса к словам.

Анализируют предмет по составу, определяют последовательность букв в слоге. Ставят вопрос к слову

65-66




2

Нахождение пропущенных слов в предложении.

Анализируют предложение. Письмо по обводке, по образцу

67-68




2

Понимание содержания текста.

Отвечают на вопросы по содержанию текста










VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Список учебно-методической литературы:

  1. Адаптированная общеобразовательная программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.


Дополнительная литература для учителя

  1. В.В. Воронкова «Обучение грамоте и правописанию» в 1-4 классах вспомогательной школы Москва «Школа-Пресс»1995год.

  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.

  3. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993

Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

- ноутбук;

- аудиомагнитофон,

- мультимедиапроектор; экран,

- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, н

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  1. цифровые образовательные ресурсы:

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com  Сеть творческих учителей

http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации

http://dic.academic.ru  - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

  • настенная касса для букв разрезной азбуки;

  • наборное полотно;

  • касса слогов;

  • слоговые таблицы;

  • индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

  • касса букв и сочетаний (по возможности).

  • таблицы к основным разделам грамматического материла.

  • наборы сюжетных (предметных) картинок.

  • словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

  • репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.

  • наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов.

  • настольные развивающие игры.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!