РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
(ФГОС ОВЗ УО, вариант 2-СИПР)
………………………………
5 год обучения
Индивидуальное обучение
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на ………… учебный год предназначена для обучающегося 5 класса ………………….. Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося. Образовательная деятельность направлена на максимальное развитие жизненной компетенции для социализации в обществе.
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования в редакции протокола от 22.12.2015 г. №4/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ ………………. района «Средней общеобразовательной школы №… г…………..».
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л.Б. Баряева, Д.И Бойков, В.И. Липакова под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.-СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2011 г.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Цель предмета – закреплять и совершенствовать освоенные ранее средства коммуникации (вербальной, невербальной, альтернативной) в контексте познания окружающего мира и личного опыта, для решения соответствующих возрасту житейских задач, расширять возможности альтернативных средств коммуникации; знакомить с техникой глобального чтения в доступных пределах, совершенствовать предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Основные задачи:
Образовательные: - формирование умения слушать и понимать собеседника; - формирование умения выполнять несложные инструкции; - формирование умения отвечать на вопросы; - формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях; - формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»; - обучение умению делить слова на слоги; - обучение умению делить предложения на слова; - обучение правильной посадке при письме; - обучение правильному захвату ручки; - обучение написанию слогов и слов; - обучение чтению; . обучение написанию предложений; Коррекционно – развивающие: - развитие речи; - развитие слухового и зрительного восприятия; - развитие памяти; - развитие внимания; - развитие зрительно-двигательной координации; - развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные: - воспитывать интерес к процессу обучения; - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; - воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля; - воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
II. Общая характеристика учебного предмета
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств для коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Обучающие задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение средств альтернативной коммуникации осуществляется индивидуально.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общении слоги, слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова.
Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразных речевых ситуациях.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть учебного плана адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами. Рабочая программа разрабатывается и реализуется 1 год.
Учебный предмет | Часов в неделю | Год |
Речь и альтернативная коммуникация | 2 часа | 68 часов |
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Коммуникативные ценности- развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных вопросов Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
V. Личностные и предметные результаты освоения предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжёлой умственной отсталостью:
Личностные:
- социально-эмоциональное участие в ситуациях взаимодействия со знакомыми людьми (взрослыми и сверстниками), близких к житейскому опыту ребенка,
- умение поддерживать взаимодействие доступным способом в игровых ситуациях,
- знакомство со способами разрешения доступных пределах с конфликтными ситуациями.
Предметные:
- понимание элементарных невербальных графических знаков в контексте значимых для обучающегося жизненных ситуациях,
- выполнение элементарных графических заданий по образцу и по показу;
- умение узнавать и распознавать слова, обозначающие имена знакомых детей и взрослых (3-4 имени).
Базовые учебные действия:
- используют знакомые средства коммуникации (включая альтернативные) в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- понимают значение слов в близкой к личному опыту обучающегося житейской ситуации;
- умеют вступать в контакт и поддерживать его в группе знакомых сверстников и со знакомыми взрослыми;
- узнают и различают имена знакомых сверстников;
- узнают звучание знакомой аудиокниги, показывая картинку или пиктограмму;
- списывают слоги и слова;
- умеют читать слоги, слова;
- списывают слоги и слова.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами:
«Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Особенностью организации учебного процесса направлена на формирование у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование. Большое внимание уделяется при обучении учащихся развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей рук, пальцев, развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий, упражнения по формированию простейших умений звукового анализа. С учетом индивидуальных возможностей создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Виды учебной деятельности |
1-2 | | 2 | Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины. | Раскрашивать, штриховать, обводить |
3-4 | | 2 | Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с изученными буквами. | Читать слоги и слова |
5 | | 1 | Буква ь. Письмо буквы ь. | Писать букву ь |
6 | | 1 | Чтение слов с ь. выделение мягких звуков. | Читать слова с ь, выделять мягкие звуки |
7-8 | | 2 | Буква е. Письмо буквы е. | Находить букву е. Писать букву е |
9-10 | | 2 | Составление и чтение слогов, слов с буквой е. Письмо буквы е. | Составлять и читать слоги, слова с буквой е. |
11-12 | | 2 | Предметы. Соотнесение предметов и их названий. | Соотносить предметы с их названиями |
13-14 | | 2 | Звук и буква я. Чтение и письмо буквы я. | Читать и писать слова с буквой я |
15-16 | | 2 | Составление и чтение слогов, слов с буквой я. | Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. |
17-18 | | 2 | Звук и буква ю. Письмо буквы ю. | Произносить звуки за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. |
19-20 | | 2 | Составление и чтение слогов слов с буквой ю. Письмо буквы ю. | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают. |
21-22 | | 2 | Буква ё. Письмо буквы ё. | Нахождение буквы ё по предметным картинкам. |
23-24 | | 2 | Составление и чтение слов с буквой [ё]. | Читать слова с буквой ё |
25-26 | | 2 | Составление и чтение слов с изученными буквами. | Читать слова с изученными буквами |
27 | | 1 | Звук и буква ч. Письмо буквы ч. | Выделение звука (ч) из имён детей, по предметным картинкам. |
28-29 | | 2 | Составление и чтение слогов, слов с буквой ч. | Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. Письмо по контуру. |
30-31 | | 2 | Звук и буква ф. Письмо буквы ф. | Выделяют звук ф, пишут букву ф |
32 | | 1 | Составление и чтение слогов, слов с буквой ф. | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу |
33-34 | | 2 | Дифференциация звуков в – ф . Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов | Усваивают различие в произношении звуков в-ф |
35 | | 1 | Звук и буква ц. Письмо буквы ц. | Усваивают рукописное начертание строчной и прописной буквы ц. |
36-37 | | 2 | Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов. | Составлять открытые и закрытые слоги |
38-39 | | 2 | Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой ц, предложений с этими словами. | Читать слова, состоящие из слогов с буквой ц, предложений с этими словами. |
40 | | 1 | Звук и буква э. Чтение и письмо буквы э. | Знакомство с буквой э. Письмо по образцу. |
41-42 | | 2 | Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. |
43 | | 1 | Звук и буква щ. Чтение и письмо буквы щ. | Выделять букву щ, читать слоги с ней |
44-45 | | 2 | Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Упражнение в составлении и чтение слов из слогов с буквами ш, щ; чтение предложений. | Различать буквы ш - щ |
46 | | 1 | Буква ъ. Письмо буквы ъ. | Познакомить с буквой ъ. Писать ъ. |
47-48 | | 2 | Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами. | Читать слова, состоящие из усвоенных слоговых структур. |
49-50 | | 2 | Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. | Назвать слова, обозначающие действия предмета. |
51-52 | | 2 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. | Назвать слова, обозначающие признак предмета. |
53-54 | | 2 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | Находить слова, обозначающие состояние предмета. |
55-56 | | 2 | Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). | Употреблять в речи слова, указывающие на признак предмета. |
57-58 | | 2 | Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). | Называть слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.). |
59-60 | | 2 | Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). | Называть слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). |
61-62 | | 2 | Называние (употребление) простых предложений. | Употреблять в речи простые предложения. |
63 | | 1 | Замена нарисованных предметов в тексте их названиями | Записывать по следам анализа слоги |
64 | | 1 | Запись предмета и его частей, постановка вопроса к словам. | Анализируют предмет по составу, определяют последовательность букв в слоге. Ставят вопрос к слову |
65-66 | | 2 | Нахождение пропущенных слов в предложении. | Анализируют предложение. Письмо по обводке, по образцу |
67-68 | | 2 | Понимание содержания текста. | Отвечают на вопросы по содержанию текста |
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
Адаптированная общеобразовательная программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Дополнительная литература для учителя
В.В. Воронкова «Обучение грамоте и правописанию» в 1-4 классах вспомогательной школы Москва «Школа-Пресс»1995год.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993
Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- ноутбук;
- аудиомагнитофон,
- мультимедиапроектор; экран,
- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, н
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
цифровые образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
настенная касса для букв разрезной азбуки;
наборное полотно;
касса слогов;
слоговые таблицы;
индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
касса букв и сочетаний (по возможности).
таблицы к основным разделам грамматического материла.
наборы сюжетных (предметных) картинок.
словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов.
настольные развивающие игры.