СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 ИМ. ПОДВОЙСКОГО
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ТЕХНОЛОГИЯ»
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.2)
на основе авторской программы «Технология» Е.А. Лутцевой Т.П. Зуевой (УМК «Школа России»)
Саркисян Анна Михайловна
Ярославль
2020
Пояснительная записка
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение при разработке адаптированной рабочей программы по учебному предмету «Технология» 1-4 класс учитывались следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014г. № 1598
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МОУ СОШ № 6
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785) с изменениями от 26.11.2010 № 1241; от 22.09.2011 № 2357; от 31.01.2012 № 69; от 18.12.2012 № 1060; от 29.12.2014 № 1643; от 31.12.2015 № 1576
Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 или (и) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.)
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03 июня 2017г. № 1155-р)
СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 29.06.2011г. № 85; от 25.12.2013г. № 72)
Авторская программа Е.А. Лутцева Т.П. Зуева «Технология», 2014г., М.: «Просвещение»;
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 6
УМК «Школа России» входит в федеральный перечень программ, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных
материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребѐнка, и его собственная предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Такая среда является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной и духовной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться.
Эта же среда является для младшего школьника условием формирования всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и пр.).
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путѐм интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуальнопрактической деятельности ученика, что, в свою очередь, создаѐт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаѐт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощѐнной в материальном виде). В результате на уроках технологии могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению, формироваться социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаѐт предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Цели и задачи курса
начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно – культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребѐнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
3формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);
о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно – экономических знаний, овладение технологическими приѐмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
использование приобретѐнных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских(дизайнерских), технологических и организационных задач;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) - обучающиеся выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений.
Одним из ведущих признаков является более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается. Развивающаяся речь этих обучающихся аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Участи обучающихся с ТНР низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Обучающимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих обучающихся протекает, как правило, более благополучно, чем развитие речи. Для них характерна критичность к речевой недостаточности. Первичная системная речевая недостаточность тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное развитие приближается к нормативному.
Наиболее типичные и стойкие проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии, афазии, дизартрии, реже – при ринолалии и заикании.
Данный контингент обучающихся характеризуются возросшей речевой активностью, наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов, замены слов по различным признакам (как по смысловому, так и по звуковому признакам; смешения по признакам внешнего сходства, по функциональному назначению, видо-родовые смешения).
Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм: ошибки в употреблении падежных окончаний, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Отличительной особенностью обучающихся является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности: часто словообразование заменяется словоизменением, отмечаются трудности подбора однокоренных слов, возникают нарушения в выборе производящей основы, пропуски и замены словообразующих аффиксов, стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса. Типичными являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Произношение обучающихся характеризуется недифференцированным произнесением звуков (особенно сложных по артикуляции, позднего онтогенеза), нечеткостью дифференциации их на слух. Наблюдаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; неточное употребление многих лексических значений слов, значений даже простых предлогов; грамматических форм слова, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях; неумение пользоваться способами словообразования. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные синтаксические конструкции. Во фразовой речи обнаруживаются аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения. Недостаточная сформированность связной речи проявляется в нарушениях смыслового программирования и языкового оформления развернутых высказываний, что выражается в пропусках существенных смысловых элементов сюжетной линии, фрагментарности изложения, невозможности четкого построения целостной композиции текста, в бедности и однообразии используемых языковых средств. У большинства обучающихся отмечаются недостатки звукопроизношения и нарушения воспроизведения звукослоговой структуры слов (в основном незнакомых и сложных по звукослоговой структуре), что проявляется: в наличии персевераций и неверных антиципаций; в добавлении лишних звуков; в сокращении, перестановке, добавлении слогов или слогообразующей гласной. Это создает значительные трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
Нарушения устной речи обучающихся с ТНР приводят к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм.
Содержание коррекционной работы
Профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных.
Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять план текста и т. д.). Формирование умения выражать свои мысли.
Особые образовательные потребности:
Особая форма организации аттестации (в малой группе, индивидуально) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся;
Привычная обстановка в классе;
Адаптирование инструкции с учетном особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению (упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность выполнения задания, дополнительное прочтение педагогом письменной инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами);
Адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого, упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению);
При необходимости предоставление дифференцированной помощи стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнение работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторное разъяснение инструкции к заданию);
Увеличение времени на выполнение заданий
Возможность организации короткого перерыва (10-15 мин.) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения
Исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Обоснование выбора примерной адаптированной программы
Адаптированная программа направлена на реализацию средствами предмета «Технология». Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Содержание рабочей программы основано на содержании авторской программы, соотнесѐнной с содержанием программы начального общего образования, и соответствует требованиям ФГОС с ОВЗ.
основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражѐнных в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приѐмов и работы в целом;
степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребѐнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
Общая характеристика предмета
Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребѐнка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX — начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры
Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена
основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приѐмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах еѐ получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются, прежде всего, технологические операции, приѐмы и процессы, а также связанные с ни ми вопросы экономики и организации производства, общей культуры груда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приѐмы, инструменты, материалы, виды труда.
Из истории технологии
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества — от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своѐ отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремѐсел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности груда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даѐтся также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель — думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Особенности представления материала:
исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;
подчѐркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации - проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребѐнка в той его части, где
человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. 3.Конструирование и моделирование.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение
познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Эго могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремѐслами и промыслами народов, населяющих регион.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение технологии в начальной школе выделяется 135ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч
неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки технологии отводится по 34ч (1 ч
неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися с ТНР АОП НОО соответствуют ФГОС НОО с ОВЗ.
класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-умения положительно относиться к учению;
умения проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
умения принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и
детей;
умения чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
умения самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
умения чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для себя.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
умения осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
умения с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
умения под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД Обучающийся научится:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира,
конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
Обучающийся получит возможность научиться:
делать выводы о результате совместной работы всего класса
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
– работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД Обучающийся научится:
– принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
– понимать важность коллективной работы;
– контролировать свои действия при совместной работе;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
– следить за действиями других участников совместной деятельности;
– принимать другое мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания. Предметные результаты (по разделам):
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
–отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Обучающийся научится:
– узнавать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
– узнавать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- узнавать способы разметки на глаз, по шаблону; Обучающийся получит возможность научиться:
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам; - с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на
инструкционную карту, образец, используя шаблон. 3.Конструирование и моделирование Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
– изменять вид конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям. Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно практической деятельностью;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
– умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;
– понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;
– ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;
– способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о себе как гражданине России;
– уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников и учителей. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится:
– определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
– выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– умению проговаривать свои действия после завершения работы;
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.
- предлагать конструкторско-технологические приѐмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Познавательные УУД Обучающийся научится:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий декоративно-прикладного искусства, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы; Обучающийся получит возможность научиться:
– строить небольшие сообщения в устной форме;
– находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике — словарь терминов, дополнительный познавательный материал).
– проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;
– описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;
– под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей;
– под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания;
– контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
– проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
– адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения — свои или высказанное другими;
- применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в гармонии предметов и окружающей среды;
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать полученные умения для работы в домашних условиях;
– называть традиционные народные промыслы или ремесла своего родного края.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Обучающийся научится:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертѐжных инструментов с опорой на простейший чертѐж (эскиз);
оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и еѐ вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Обучающийся получит возможность научиться:
– изготавливать изделия по простейшим чертежам;
– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
3.Конструирование и моделирование Обучающийся научится:
различать неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличать макет от модели.
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения деталей;
– создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) Обучающийся научится:
определять назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе;
наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собственной жизни;
– понимать и объяснять смысл слова «информация»;
– с помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология»;
– бережно относиться к техническим устройствам;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
– ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
– осознание своей ответственности за общее дело;
– ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
– уважение к чужому труду и результатам труда;
– уважение к культурным традициям своего народа;
– представление о себе как гражданине России;
– понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание чувств окружающих людей;
– готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,
понимания необходимости учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– сопереживания другим людям;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознания себя как гражданина России;
– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно логическом уровнях;
– адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные УУД Обучающийся научится:
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертѐж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;
– строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
– работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД Обучающийся научится:
- высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Обучающийся получит возможность научиться:
–строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространѐнные в крае ремѐсла;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
- узнавать о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства,
о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного). Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать особенности проектной деятельности;
– осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Обучающийся научится:
– узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
– подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
– называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
– экономно расходовать используемые материалы;
– применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
– изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
- названия и свойства наиболее распространѐнных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки развѐрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- правила безопасной работы канцелярским ножом. Обучающийся получит возможность научиться:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);
решать доступные технологические задачи.
3.Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
– изменять способы соединения деталей конструкции;
– изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
– размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
– изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
простейшие способы достижения прочности конструкций. Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с
изображением развертки;
– создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) Обучающийся научится:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
- выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
-работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать по назначению основные устройства компьютера;
– понимать информацию в различных формах;
– переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;
– создавать простейшие информационные объекты;
– пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации;
– писать и отправлять электронное письмо;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей
других людей;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– осознание себя как гражданина России;
– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
– знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
– этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения;
– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
– эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- оценивания поступков, явлений, события с точки зрения собственных ощущений, - соотношения их с общепринятыми нормами и ценностями; - описания своих чувств и ощущений от наблюдаемых явлений, событий, изделий
декоративно-прикладного характера, уважительного отношения к результатам труда мастеров;
- принятия другого мнения и высказывания, уважительного отношения к нему;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты
явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать еѐ для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
– работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД Обучающийся научится:
-формулировать свои мысли с учѐтом учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать и аргументировать;
- слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться; - сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении
проблемы (задачи).
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
использовать знания и умения, приобретѐнные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
– понимать особенности групповой проектной деятельности;
– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты Обучающийся научится:
читать простейший чертѐж (эскиз) развѐрток;
выполнять разметку развѐрток с помощью чертѐжных инструментов;
– применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими, колющими (игла, крючок, спицы);
– работать с простейшей технической документацией;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приѐмы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
– прогнозировать конечный практический результат;
– проявлять творческую инициативу на основе соблюдения технологии ручной обработки материалов.
3.Конструирование и моделирование Обучающийся научится:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением ее развертки;
– создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.
4.Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере Обучающийся научится:
создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией;
работать в программах Word, Power Point;
– выводить документ на принтер;
– соотносить возможности компьютера с конкретными задачами учебной, в т. ч.проектной и творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– составлять и изменять таблицу;
– создавать открытку и фрагменты стенгазеты, в программе MS Publisher;
– создавать презентацию в программе MS PowerPoint;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере;
Содержание учебного предмета.
«Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика, что, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления:
с математикой – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчѐтов, вычислений, построение форм с учѐтом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
с окружающим миром – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учѐтом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
-с родным языком – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов)
с литературным чтением – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
-с изобразительным искусством – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Структура курса.
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твѐрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам - декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты).
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание).Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей «на глаз», по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой.
Технологии и приѐмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами и пр.).
Конструирование.
Общее представление о мире техники.
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Виды и способы соединения деталей.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям..
Художественно-творческая деятельность .
Материал, которыми пользуются художники. Элементы основных правил дизайна и их учет при конструировании изделий. Общее представление о композиции, композиционный центр.
Соотношение размеров элементов композиции. Передача настроения цветом. Общее представление о колорите. Гармония предметного мира и природы. Художественные техники.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1 класс
№ | Тема | Кол-во |
п/п |
| часов. |
|
|
|
Природная мастерская 7 часов |
| |
|
|
|
1 | Рукотворный и природный мир города и села.Урок-экскурсия. | 1 |
|
|
|
2 | На земле, на воде и в воздухе. Урок-игра. | 1 |
|
|
|
3 | Семена и фантазии.Листья и фантазии. Урок – экскурсия. | 1 |
|
|
|
4 | Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов | 1 |
| Урок-экскурсия в природу. |
|
5 | Композиция из листьев. Что такое композиция? Урок- | 1 |
| исследование. |
|
6 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Урок-игра. | 1 |
|
|
|
7 | Природные материалы. Как их соединить? Проверим себя.Урок- | 1 |
| наблюдение. |
|
Пластилиновая мастерская 4 часа. |
| |
|
|
|
8 | Материалы для лепки. Что может пластилин? | 1 |
|
|
|
9 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | 1 |
|
|
|
10 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 1 |
|
|
|
11 | Проект «Аквариум».Проверим себя. | 1 |
|
|
|
Бумажная мастерская 16 часов |
| |
|
|
|
|
| 22 |
12 | Мастерская Деда Мороза | 1 |
|
|
|
13 | Проект «Скоро Новый год!» | 1 |
|
|
|
14 | Бумага. Каик у неѐ есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты | 1 |
| у картона? |
|
15 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 |
|
|
|
16 | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | 1 |
|
|
|
17 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 1 |
|
|
|
18 | Наша армия родная | 1 |
|
|
|
19 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 1 |
|
|
|
20 | Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? | 1 |
|
|
|
21 | Шаблон. Для чего он нужен? | 1 |
|
|
|
22 | Шаблон. Для чего он нужен? | 1 |
|
|
|
23 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 |
|
|
|
24 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 |
|
|
|
25 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 |
|
|
|
26 | Весна. Какие краски у весны? | 1 |
|
|
|
27 | Настроение весны. Что такое колорит? | 1 |
|
|
|
Текстильная мастерская 5 часов |
| |
|
|
|
28 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 1 |
|
|
|
29 | Игла-труженица. Что умеет игла? | 1 |
|
|
|
30 | Вышивка. Для чего она нужна? | 1 |
|
|
|
31 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | 1 |
|
|
|
32 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Проверим себя. | 1 |
|
|
|
Итоговый контроль 1 час |
| |
|
|
|
33 | Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе | 1 |
|
|
|
класс
№п.п | Тема урока | Кол-во |
|
|
| часов |
|
| Художественная мастерская. |
|
|
|
|
|
|
1. | Инструктаж по ТБ. Инструкция | 1 |
|
Что ты уже знаешь? Практическая работа Закладка для книг. |
|
| |
|
|
| |
2. | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? | 1 |
|
Практическая работа Орнамент из семян. |
|
| |
|
|
| |
3. | Какова роль цвета в композиции? Цветочная композиция. | 1 |
|
|
|
| |
|
|
|
|
4. | Какие бывают цветочные композиции? Практическая работа | 1 |
|
Букет в вазе. |
|
| |
|
|
| |
5. | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 1 |
|
Практическая работа Белое на белом. |
|
| |
|
|
| |
6. | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | 1 |
|
Практическая работа соборы, замки. |
|
| |
|
|
| |
7. | Можно ли сгибать картон? Практическая работа | 1 |
|
Собачка и павлин. |
|
| |
|
|
| |
8. | Наши проекты. Африканская саванна. | 1 |
|
Практическая работа Африканская саванна. |
|
| |
|
|
|
9. | Практическая работа Плоскость и объем. | 1 |
|
|
|
| |
|
|
|
|
10. | Как согнуть по кривой? | 1 |
|
Проверим себя. |
|
| |
|
|
| |
| Чертежная мастерская. |
|
|
|
|
|
|
11 | Инструктаж по ТБ. Инструкция | 1 |
|
| Что такое технологические операции и способы? |
|
|
| Практическая работа Игрушка с пружинкой. |
|
|
12 | Что такое линейка и что она умеет делать? | 1 |
|
| Практическая работа Необычайная открытка. |
|
|
13 | Что такое чертеж и как его прочитать? | 1 |
|
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 1 |
|
| Практическая работа Аппликация с переплетением. |
|
|
15 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | 1 |
|
| Практическая работа Блокнот для записей. |
|
|
16 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. | 1 |
|
| Практическая работа Новогодние игрушки. Проверим себя. |
|
|
17 | Можно ли без шаблона разметить круг? Практическая работа | 1 |
|
| Цветок шестиугольник. |
|
|
| Конструкторская мастерская. |
|
|
18 | Инструктаж по ТБ. Инструкция | 1 |
|
| Какой секрет у подвижных игрушек ? |
|
|
| Практическая работа Игрушка – качалка. |
|
|
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 1 |
|
20 | Что заставляет вращаться пропеллер? | 1 |
|
| Практическая работа Вертушка. |
|
|
21 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов. | 1 |
|
| Практическая работа Самолет. |
|
|
22 | День защитника отечества. Поздравляем папу. | 1 |
|
|
|
|
|
| Поздравляем мам и девочек. | 1 |
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
24 | Как машины помогают человеку? Практическая работа | 1 |
|
| Машины. |
|
|
25 | Что интересного в работе архитектора ? | 1 |
|
| Проверим себя. |
|
|
26 | Наши проекты. Создадим свой город. | 1 |
|
|
|
|
|
| Рукодельная мастерская |
|
|
|
|
|
|
27 | Инструктаж по ТБ. Инструкция | 1 |
|
| Какие бывают ткани? Практическая работа |
|
|
28 | Какие бывают нитки? Практическая работа | 1 |
|
29 | Что такое натуральные ткани? Свойства. | 1 |
|
30 | Строчка. Пуговицы. | 1 |
|
31 | Ткань и изделие? | 1 |
|
32 | Удивительные цветы? Семечко. | 1 |
|
33 | Защита проектов | 1 |
|
34 | Проверка знаний и умений. | 1 |
|
Что узнали , чему научились.
класс
| Тема урока |
| Количество |
|
№ |
|
| часов |
|
п/п |
|
|
|
|
1 | Инструктаж поТБ, Инструкция №071 | 1 |
| |
| Вспомним и обсудим! Повторение изученного во 2 классе. |
|
| |
| Изготовление изделия из природного материала |
|
| |
2 | Знакомимся с компьютером. Компьютер — твой помощник. | 1 |
| |
| Правила работы на компьютере |
|
| |
3 | Использование компьютера в разных сферах современной | 1 |
| |
| жизни. Компьютерные устройства, их названия и назначение. |
|
| |
| Технические возможности компьютеров |
|
| |
4 | Инструктаж поТБ, Инструкция №071 | 1 |
| |
| Практическое знакомство с возможностями компьютера |
|
| |
5 | Предметы, приспособления, механизмы — предшественники | 1 |
| |
| компьютера, чьи функции он может выполнять. Соблюдение |
|
| |
| правил безопасной работы на компьютере |
|
| |
6 | Знакомство | с СD/DVD-дисками как носителями | 1 |
|
| информации. Последовательность работы с СD/DVDдисками |
|
| |
7 | Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме | 1 |
| |
| «Информационная мастерская» |
|
| |
8 | Как работает скульптор? Скульптура разных времѐн и | 1 |
| |
| народов. Изготовление скульптурных изделий из пластичных |
|
| |
| материалов |
|
|
|
9 | Инструктаж поТБ, Инструкция №071 | 1 |
| |
| Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания |
|
| |
| пластилина на пластиковую заготовку |
|
| |
10 | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и | 1 |
| |
| объѐм? Изготовление изделий с рельефной отделкой из |
|
| |
| пластичных материалов |
|
| |
11 | Конструируем из фольги. | 1 |
| |
12 | Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме | 1 |
| |
| «Мастерская скульптора» |
|
| |
13 | Инструктаж поТБ, Инструкция №071 | 1 |
| |
| Вышивка и вышивание |
|
| |
14 | Строчка петельного стежка | 1 |
| |
15 | Пришивание пуговиц | 1 |
| |
16 | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» | 1 |
| |
17 | История швейной машины. Секреты швейной машины | 1 |
| |
18 | Футляры. Изготовление футляра из плотного несыпучего | 1 |
| |
| материала с застѐжкой из бусины или пуговицы с дырочками. |
|
| |
| Украшение аппликацией |
|
| |
19 | Наши проекты. Подвеска. Геометрические подвески — | 1 |
| |
| украшения к Новому году |
|
| |
20 | Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме | 1 |
| |
| «Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы)» |
|
| |
21 | Инструктаж поТБ, Инструкция №071 | 1 |
| |
| Строительство и украшение дома. Изготовление макетов |
|
| |
| зданий с элементами декора из гофрокартона |
|
| |
|
|
| 25 |
22 | Объѐм и объѐмные формы. Развѐртка. Изготовление изделия | 1 |
| кубической формы на основе развѐртки |
|
23 | Подарочные упаковки. Изготовление коробок-упаковок | 1 |
| призматических форм из картона |
|
24 | Конструирование из сложных развѐрток. Изготовление | 1 |
| транспортных средств из картона и цветной бумаги по |
|
| чертежам деталей объѐмных и плоских форм |
|
25 | Наши проекты. Парад военной техники. Изготовление | 1 |
| макетов и моделей техники из наборов типа «Конструктор» |
|
26 | Наша родная армия. Изготовление поздравительной открытки | 1 |
| по чертежам |
|
27 | Инструктаж поТБ, Инструкция №071 | 1 |
| Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг |
|
28 | Изонить | 1 |
29 | Художественные техники из креповой бумаги | 1 |
30 | Можетлиигрушкабытьполезной. Изготовление | 1 |
| декоративных зажимов на основе прищепок, разных по |
|
| материалам и конструкциям |
|
31 | Театральные куклы-марионетки | 1 |
32 | Игрушка из носка | 1 |
33 | Игрушка-неваляшка | 1 |
34 | Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 3 | 1 |
| класс |
|
|
| 34 |
класс
№ | Темы урока | Кол-во |
п/п |
| часов |
|
|
|
1 четверть (8 часов) |
| |
|
|
|
1 | Вспомним и обсудим! | 1 ч |
|
|
|
2 | Информация. Интернет. | 1ч |
|
|
|
3 | Создание текста на компьютере. | 1ч |
|
|
|
4 | Создание презентаций. Программа PowerPoint. | 1ч |
|
|
|
5 | Презентация класса. Эмблема класса | 1ч |
|
|
|
6 | Папка «Мои достижения» | 1ч |
|
|
|
7 | Реклама. Упаковка для мелочей | 1ч |
|
|
|
8 | Коробочка для подарка. | 1ч |
|
|
|
9 | Интерьеры разных времѐн. | 1ч |
|
|
|
10 | Плетѐные салфетки. | 1ч |
|
|
|
11 | Цветы из креповой бумаги | 1ч |
|
|
|
12 | Сувениры на проволочных кольцах. | 1ч |
|
|
|
13 | Изделия из полимера. Проверим себя | 1ч |
|
|
|
14 | Новогодние традиции. | 1ч |
|
|
|
15 | Игрушки из зубочисток. | 1ч |
|
|
|
16 | Игрушки из трубочек для коктейля. Проверим себя | 1ч |
|
|
|
| 3 четверть (10 часов) | 1ч |
|
|
|
17 | История одежды и текстильных материалов | 1ч |
|
|
|
18 | Исторический костюм. | 1ч |
|
|
|
19 | Одежда народов России. | 1ч |
|
|
|
20 | Синтетические ткани. | 1ч |
|
|
|
21 | Твоя школьная форма | 1ч |
|
|
|
22 | Объемные рамки | 1ч |
|
|
|
23 | Аксессуары одежды. | 1ч |
|
|
|
24 | Вышивка лентами. | 1ч |
|
|
|
25 | Плетѐная открытка. | 1ч |
|
|
|
26 | Открытка с лабиринтом. | 1ч |
|
|
|
4 четверть (8 часов) |
| |
|
|
|
27 | День защитника Отечества. | 1ч |
|
|
|
28 | Весенние цветы. | 1ч |
|
|
|
29 | История игрушек. Игрушка - попрыгушка. | 1ч |
|
|
|
30 | Качающиеся игрушки | 1ч |
|
|
|
31 | Подвижная игрушка «Щелкунчик» | 1ч |
|
|
|
32 | Игрушка с рычажным механизмом. | 1ч |
|
|
|
33 | Подготовка портфолио. | 1ч |
|
|
|
34 | Итоговый урок | 1ч |
|
|
|
Итого |
| 34 ч |
|
|
|
Приложение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Работа по курсу «Технология» обеспечивается УМК:
УЧЕБНИКИ
1. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл. Москва « Просвещение»
2. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 2 кл. Москва « Просвещение»
3. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 3 кл. Москва « Просвещение»
4. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 кл. Москва « Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по технологии 1 класс. Универсальное издание. Т. Н. Максимова. Москва. ВАКО, 2013
Поурочные разработки по технологии 2 класс. Универсальное издание. Т. Н. Максимова. Москва. ВАКО, 2013
Поурочные разработки по технологии 3 класс. Универсальное издание. Т. Н. Максимова. Москва. ВАКО, 2013
Поурочные разработки по технологии 4 класс. Универсальное издание. Т. Н. Максимова. Москва. ВАКО, 2013
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Проектор
Специфическое сопровождение (оборудование):
инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, крючок для вязания, спицы, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.
материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная
шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы; компьютеры для детей.
Оборудование рабочего места учителя.
Классная магнитная доска.
Персональный компьютер с выходом в Интернет и принтером.