СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» 1 класс (к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2))

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» 1 класс (к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2))»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Эссойльская средняя общеобразовательная школа»





РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Протокол №____________

от «___»________20__ года

Руководитель МО

_______/__________


УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

МКОУ «Эссойльская СОШ»

от «__»_______20___года №______

____________/Тестова Л.А.






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Математика»

1 класс


(к Адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2))





Составитель: учитель начальных классов

(Шавердян О.А.)











п. Эссойла, 2021 год








Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Моро М.И., Колягина Ю.М., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В., Волковой С.И., Степановой С.В. «Математика», М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)


Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.

Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности учащихся с ЗПР.


Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.

В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;

  • формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;

  • уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;

  • формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;

  • учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;

  • формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;

  • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);

  • развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;

  • удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;

  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.


Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета


Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы.

Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности(т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков, памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.

В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий.

Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.

При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие пространственно-временные отношения, а также математическую терминологию.

Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с предметами и их заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и возможного упрощения содержания.

Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий.





Место предмета в учебном плане


В 1 и 1 дополнительном классе132ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).


Программно – методическое обеспечение

Учебная программа

Класс, количество часов

Учебно-методический комплект

Методические пособия для учителя

Школа России. Сборник рабочих программ 1-4 классы М: Просвещение, 2015

1 класс (132 ч.)

Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова– 7-е изд. М.: Просвещение, 2015.

Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. / Волкова С.И. – 7-е изд. М.: Просвещение, 2015.

Математика. Проверочные работы. 1 класс / Волкова С.И. – 5-е изд. М.: Просвещение, 2015.

Математика: поурочные разработки/ И.О. Будённая, Л.С. Илюшин и др.- М.: Просвещение, 2015.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»



В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

  • расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;

  • развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);

  • улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

  • совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);

  • улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;

  • развитие самоконтроля при оценке полученного результата.


Личностные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Математика» проявляются:

  • в принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в парах);

  • в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

  • в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

  • в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);

  • в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (на основе овладения арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских ситуаций).

Метапредметные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

  • кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);

  • осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое изображение задачи и т.п.);

  • сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.);

  • обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).


Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с условием и вопросом);

  • различать способы и результат действия (складывать или вычитать);

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;

– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется в понимании роли математических знаний в быту и профессии.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться правильно считать, решать задачи.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:

  1. формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  2. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  3. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;

  4. исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.



Содержание учебного предмета

Числа и величины


Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).


Арифметические действия


Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ±28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: b, а – b, a ∙ b, c (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а,0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).


Работа с текстовыми задачами


Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.



Пространственные отношения. Геометрические фигуры


Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.




Геометрические величины


Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).


Работа с информацией


Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).




Тематическое планирование с указанием количества часов


Название разделов

Количество часов

1 класс (132 часа)

Сравнение предметов и групп предметов.

Пространственные и временные представления

8

Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация

28

Сложение и вычитание

54

Числа от 1 до 20. Нумерация

12

Табличное сложение и вычитание


24

Итоговое повторение

6

1 класс дополнительный(132 часа)

Сравнение предметов и групп предметов.

Пространственные и временные представления

8

Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация

28

Сложение и вычитание

54

Числа от 1 до 20. Нумерация

12

Табличное сложение и вычитание


24

Итоговое повторение

6


Календарно – тематическое планирование

(1 класс)

Название раздела




Тема урока


Основные виды учебной деятельности

учащихся

Формы контроля

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления

(8 часов)

1. Счет предметов


Называние чисел в порядке их следования при счёте. Отсчитывание из множества предметов заданного количества (8-10 отдельных предметов).

Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов.

Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).

Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов.

Сравнение двух групп предметов. Установление соответствия между группами предметов, нахождение закономерностей расположения фигур в цепочке.

Выполнение задания творческого и поискового характера.


2. Пространственные представления.

Устный

3. Временные представления.



4. Столько же. Больше. Меньше.

Устный

5. На сколько больше (меньше)?



6. На сколько больше (меньше)?


Устный

7. Странички для любознательных.


8. Проверочная

работа.

Письменный

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 часов)

9. Много. Один. Письмо цифры 1.

Счет различных объектов и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счёта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа.

Соотнесение Сравнение групп предметов.

Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Упорядочивание объектов по длине (наложением, с использованием мерок, на глаз).

Выполнение задания творческого и поискового характера.

Различение и называние прямой линии, кривой, отрезка, луча, ломаной.

Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение двух групп предметов. Различение, называние многоугольников (треугольники, четырехугольники и т.д.).

Нахождение предметов окружающей действительности, имеющих форму различных многоугольников

Письмо цифр.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке.

Подбор загадок, пословиц и поговорок. Сбор и классификация информации по разделам (загадки, пословицы и поговорки).

Измерение отрезков и выражение их длины в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины (в см). Сравнение отрезков.

Использование понятий «увеличить на…», «уменьшить на…»


10. Числа 1, 2. Письмо цифры 2.

Устный

11. Число 3. Письмо цифры 3.


12. Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть»,

«получится».

Устный

13. Число 4. Письмо цифры 4.

Устный

14. Длиннее. Короче. Одинаковые по длине.

Устный

15. Число 5. Письмо цифры 5.


16. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.



Письменный


17. Странички для любознательных.

18. Точка. Линия

кривая, прямая. Отрезок.


19. Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.

Письменный

20. Закрепление.

Письменный

21. Знаки «больше», «меньше», «равно».


22. Равенство. Неравенство.

Письменный

23. Многоугольник.


24. Числа 6, 7. Письмо цифры 6.


25. Закрепление. Письмо цифры 7.


26. Числа 8, 9. Письмо цифры 8.

Устный

27. Закрепление. Письмо цифры 9.

Устный

28. Число 10. Запись числа 10.


29. Числа от 1 до 10. Закрепление.

Письменный

30. Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках».


31. Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.


32. Число и цифра 0. Свойства 0.

Устный

33. Число и цифра 0. Свойства 0.

Письменный

34. Странички для любознательных.


35. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


36. Проверочная работа

Письменный

Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (54 часа)

37. +1, – 1. Знаки +, –, =.


Сложение и вычитание по единице. Счет с помощью линейки. Воспроизведение числовой последовательности в пределах 10.



Составление таблиц сложения и вычитания с единицей. Называние чисел в порядке их следования при счёте.

Выполнение сложения и вычитания вида: □ ± 1, 2, 3,4,5.6.7.8,9 Присчитывание и отсчитывание по 2.



Чтение примеров на сложение различными способами.


Составление и решение примеров



Выделение задач из предложенных текстов. Анализ условия задачи, составление плана решения.



Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала).



Составление схемы арифметических действий сложения и вычитания по рисункам. Запись числовых равенств.



Упражнение в Запись числовых равенств.

Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания.



Работа в парах при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры».

Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач.



Чтение равенств с использованием математической терминологии (слагаемые, сумма).



Выполнение задания творческого и поискового характера.

Решение задач в

одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснение действий, выбранных для решения задачи.



Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания Называние последовательности чисел в прямом и обратном порядке.


38. – 1 –1, +1+1.


39. +2, –2.


40. Слагаемые. Сумма.

Письменный

41. Задача.


42. Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.


43. +2, –2. Составление таблиц.

Письменный

44. Присчитывание и отсчитывание по 2.


45. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.


46. Странички для любознательных.


47. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Письменный

48. Повторение пройденного.


49. Странички для любознательных


50. +3, –3. Примеры вычислений.


51. Закрепление. Решение текстовых задач.

Письменный

52. Закрепление. Решение текстовых задач.

Письменный

53. + 3. Составление таблиц.

Письменный

54. Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел.


55. Решение задач.


56. Закрепление.

Письменный

57. Странички для любознательных.


58. Странички для любознательных.


59. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


60. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

Письменный

61. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


62. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


63. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма).

Письменный

64. Работа над ошибками


65. Задачи на увеличение числа на несколько единиц.



66. Задачи на увеличение числа на несколько единиц.

Письменный

67. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.


68. +4, - 4. Приемы вычислений.


69. Задачи на разностное сравнение чисел.


70. Решение задач.

Письменный

71. + 4,-4. Составление таблиц.


72. Закрепление. Решение задач.

Письменный

73. Перестановка слагаемых.


74. Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9.


75. Составление таблицы для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9.

Устный

76. Состав чисел в пределах 10. Закрепление.

Письменный

77. Состав чисел в пределах 10. Закрепление.


78. Повторение изученного.

Письменный

79. Странички для любознательных.


80. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


81. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Письменный

82. Связь между суммой и слагаемыми.


83. Решение задач.


84. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.


85. Прием вычитания в случаях «вычесть из 6, 7».

Устный

86. Прием вычитания в случаях «вычесть из 8, 9».


87. Закрепление. Решение задач.

Письменный

88. Прием вычитания в случаях «вычесть из 10».


89. Килограмм.


90. Литр.


91. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Письменный

92. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

Письменный

Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов)

93. Названия и последовательность чисел от 10 до 20.

Сравнение чисел в пределах 20 с опорой на порядок их следования при счёте. Чтение и запись чисел второго десятка.

Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись чисел второго десятка.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие – в более крупные, крупные – в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнение вычислений вида: 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10 на основе знаний нумерации.

Представление чисел от 11 до 20 в виде суммы разрядных слагаемых. Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств.

Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение суммы, на разностное сравнение.

Составление плана решения задачи в два действия. Решение задач в два действия. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.


94. Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.


95. Запись и чтение чисел.

Письменный

96. Дециметр.


97. Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации.


98. Закрепление.

Письменный

99. Странички для любознательных.


100. Контроль и учет знаний.

Письменный

101. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


102. Повторение. Подготовка к введению задач в два действия.

Письменный

103. Ознакомление с задачей в два действия.


104. Решение задач в два действия.

Письменный

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (24 часа)

105. Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Моделирование приёмов выполнения действия сложения с переходом через десяток. Решение текстовых задач.



Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20.



Решение «круговых» примеров.



Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств.



Контроль и самоконтроль полученных ранее знаний.

Наблюдение, анализ и установление правил чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерности их чередования.



Контроль выполнения правила, по которому составлялся узор.


106. Сложение вида +2, +3.


107. Сложение вида +4.


108. Решение примеров вида + 5.

Письменный

109. Прием сложения вида + 6.


110. Прием сложения вида + 7.


111. Приемы сложения вида *+ 8, *+ 9.


112. Таблица сложения.

Письменный

113. Странички для любознательных.


114. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Письменный

115. Общие приемы вычитания с

переходом через десяток.


116. Вычитание вида 11–*.


117. Вычитание вида 12 –*.

Письменный

118. Вычитание вида 13 –*.


119. Вычитание вида 14 –*.

Письменный

120. Вычитание вида 15 –*.


121. Вычитание вида 16 –*.


122. Вычитание вида 17 –*, 18 –*.

Письменный

123. Странички для любознательных.


124. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


125. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

Письменный

126. Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».


Итоговое повторение (6 часов)

127. Итоговое повторение.


Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Решение текстовых задач изученных видов Выполнение заданий на установление правила, по которому составлена числовая последовательность. Решение текстовых задач.

Использование математической терминологии.


128. Итоговое повторение.


Письменный

129. Итоговое повторение.



130. Итоговое повторение.


131. Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе».


132. Итоговый контроль.

Письменный











Календарно – тематическое планирование

(1 класс дополнительный)

Название раздела




Тема урока


Основные виды учебной деятельности

учащихся

Формы контроля

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления

(8 часов)

1. Счет предметов


Называние чисел в порядке их следования при счёте. Отсчитывание из множества предметов заданного количества (8-10 отдельных предметов).

Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов.

Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).

Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов.

Сравнение двух групп предметов. Установление соответствия между группами предметов, нахождение закономерностей расположения фигур в цепочке.

Выполнение задания творческого и поискового характера.


2. Пространственные представления.

Устный

3. Временные представления.



4. Столько же. Больше. Меньше.

Устный

5. На сколько больше (меньше)?



6. На сколько больше (меньше)?


Устный

7. Странички для любознательных.


8. Проверочная

работа.

Письменный

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 часов)

9. Много. Один. Письмо цифры 1.

Счет различных объектов и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счёта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа.

Соотнесение Сравнение групп предметов.

Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Упорядочивание объектов по длине (наложением, с использованием мерок, на глаз).

Выполнение задания творческого и поискового характера.

Различение и называние прямой линии, кривой, отрезка, луча, ломаной.

Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение двух групп предметов. Различение, называние многоугольников (треугольники, четырехугольники и т.д.).

Нахождение предметов окружающей действительности, имеющих форму различных многоугольников

Письмо цифр.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке.

Подбор загадок, пословиц и поговорок. Сбор и классификация информации по разделам (загадки, пословицы и поговорки).

Измерение отрезков и выражение их длины в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины (в см). Сравнение отрезков.

Использование понятий «увеличить на…», «уменьшить на…»


10. Числа 1, 2. Письмо цифры 2.

Устный

11. Число 3. Письмо цифры 3.


12. Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть»,

«получится».

Устный

13. Число 4. Письмо цифры 4.

Устный

14. Длиннее. Короче. Одинаковые по длине.

Устный

15. Число 5. Письмо цифры 5.


16. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.



Письменный


17. Странички для любознательных.

18. Точка. Линия

кривая, прямая. Отрезок.


19. Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.

Письменный

20. Закрепление.

Письменный

21. Знаки «больше», «меньше», «равно».


22. Равенство. Неравенство.

Письменный

23. Многоугольник.


24. Числа 6, 7. Письмо цифры 6.


25. Закрепление. Письмо цифры 7.


26. Числа 8, 9. Письмо цифры 8.

Устный

27. Закрепление. Письмо цифры 9.

Устный

28. Число 10. Запись числа 10.


29. Числа от 1 до 10. Закрепление.

Письменный

30. Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках».


31. Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.


32. Число и цифра 0. Свойства 0.

Устный

33. Число и цифра 0. Свойства 0.

Письменный

34. Странички для любознательных.


35. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


36. Проверочная работа

Письменный

Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (54 часа)

37. +1, – 1. Знаки +, –, =.


Сложение и вычитание по единице. Счет с помощью линейки. Воспроизведение числовой последовательности в пределах 10.



Составление таблиц сложения и вычитания с единицей. Называние чисел в порядке их следования при счёте.

Выполнение сложения и вычитания вида: □ ± 1, 2, 3,4,5.6.7.8,9 Присчитывание и отсчитывание по 2.



Чтение примеров на сложение различными способами.


Составление и решение примеров



Выделение задач из предложенных текстов. Анализ условия задачи, составление плана решения.



Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала).



Составление схемы арифметических действий сложения и вычитания по рисункам. Запись числовых равенств.



Упражнение в Запись числовых равенств.

Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания.



Работа в парах при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры».

Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач.



Чтение равенств с использованием математической терминологии (слагаемые, сумма).



Выполнение задания творческого и поискового характера.

Решение задач в

одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснение действий, выбранных для решения задачи.



Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания Называние последовательности чисел в прямом и обратном порядке.


38. – 1 –1, +1+1.


39. +2, –2.


40. Слагаемые. Сумма.

Письменный

41. Задача.


42. Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.


43. +2, –2. Составление таблиц.

Письменный

44. Присчитывание и отсчитывание по 2.


45. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.


46. Странички для любознательных.


47. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Письменный

48. Повторение пройденного.


49. Странички для любознательных


50. +3, –3. Примеры вычислений.


51. Закрепление. Решение текстовых задач.

Письменный

52. Закрепление. Решение текстовых задач.

Письменный

53. + 3. Составление таблиц.

Письменный

54. Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел.


55. Решение задач.


56. Закрепление.

Письменный

57. Странички для любознательных.


58. Странички для любознательных.


59. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


60. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

Письменный

61. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


62. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


63. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма).

Письменный

64. Работа над ошибками


65. Задачи на увеличение числа на несколько единиц.



66. Задачи на увеличение числа на несколько единиц.

Письменный

67. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.


68. +4, - 4. Приемы вычислений.


69. Задачи на разностное сравнение чисел.


70. Решение задач.

Письменный

71. + 4,-4. Составление таблиц.


72. Закрепление. Решение задач.

Письменный

73. Перестановка слагаемых.


74. Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9.


75. Составление таблицы для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9.

Устный

76. Состав чисел в пределах 10. Закрепление.

Письменный

77. Состав чисел в пределах 10. Закрепление.


78. Повторение изученного.

Письменный

79. Странички для любознательных.


80. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


81. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Письменный

82. Связь между суммой и слагаемыми.


83. Решение задач.


84. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.


85. Прием вычитания в случаях «вычесть из 6, 7».

Устный

86. Прием вычитания в случаях «вычесть из 8, 9».


87. Закрепление. Решение задач.

Письменный

88. Прием вычитания в случаях «вычесть из 10».


89. Килограмм.


90. Литр.


91. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Письменный

92. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

Письменный

Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов)

93. Названия и последовательность чисел от 10 до 20.

Сравнение чисел в пределах 20 с опорой на порядок их следования при счёте. Чтение и запись чисел второго десятка.

Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись чисел второго десятка.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие – в более крупные, крупные – в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнение вычислений вида: 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10 на основе знаний нумерации.

Представление чисел от 11 до 20 в виде суммы разрядных слагаемых. Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств.

Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение суммы, на разностное сравнение.

Составление плана решения задачи в два действия. Решение задач в два действия. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.


94. Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.


95. Запись и чтение чисел.

Письменный

96. Дециметр.


97. Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации.


98. Закрепление.

Письменный

99. Странички для любознательных.


100. Контроль и учет знаний.

Письменный

101. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


102. Повторение. Подготовка к введению задач в два действия.

Письменный

103. Ознакомление с задачей в два действия.


104. Решение задач в два действия.

Письменный

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (24 часа)

105. Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Моделирование приёмов выполнения действия сложения с переходом через десяток. Решение текстовых задач.



Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20.



Решение «круговых» примеров.



Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств.



Контроль и самоконтроль полученных ранее знаний.

Наблюдение, анализ и установление правил чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерности их чередования.



Контроль выполнения правила, по которому составлялся узор.


106. Сложение вида +2, +3.


107. Сложение вида +4.


108. Решение примеров вида + 5.

Письменный

109. Прием сложения вида + 6.


110. Прием сложения вида + 7.


111. Приемы сложения вида *+ 8, *+ 9.


112. Таблица сложения.

Письменный

113. Странички для любознательных.


114. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Письменный

115. Общие приемы вычитания с

переходом через десяток.


116. Вычитание вида 11–*.


117. Вычитание вида 12 –*.

Письменный

118. Вычитание вида 13 –*.


119. Вычитание вида 14 –*.

Письменный

120. Вычитание вида 15 –*.


121. Вычитание вида 16 –*.


122. Вычитание вида 17 –*, 18 –*.

Письменный

123. Странички для любознательных.


124. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


125. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

Письменный

126. Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».


Итоговое повторение (6 часов)

127. Итоговое повторение.


Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Решение текстовых задач изученных видов Выполнение заданий на установление правила, по которому составлена числовая последовательность. Решение текстовых задач.

Использование математической терминологии.


128. Итоговое повторение.


Письменный

129. Итоговое повторение.



130. Итоговое повторение.


131. Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе».


132. Итоговый контроль.

Письменный











Коррекционно-развивающие занятия по математике 1 класс-33 ч.

Название раздела


Тема урока


Коррекционный блок


Формы контроля

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления

(2 часа)

1. Счет предметов.


Приемы коррекционного обучения: знакомить с новым материалом развернуто, пошагово;

изучать цифры с опорой на все модальности: слуховую, зрительную, кинестетическую (пишем цифры в воздухе, на спине одноклассника, лепим из пластилина, выкладываем из палочек, персонифицируем названия элементов цифры, например, цифра 1: носик, ножка; цифра 2: голова, шейка, хвостик);отводить значительное время практическим действиям: работе с предметами, рисунками, схемами к задачам и примерам.


2. На сколько больше (меньше)?

Устный

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (7 часов)

3.Числа 1-4.

Приемы коррекционного обучения: знакомить с новым материалом развернуто; пошагово изучать цифры с опорой на все модальности: слуховую, зрительную, кинестетическую (пишем цифры в воздухе, на спине одноклассника, лепим из пластилина, выкладываем из палочек, персонифицируем названия элементов цифры, например, цифра 1: носик, ножка; цифра 2: голова, шейка, хвостик);отводить значительное время практическим действиям: работе с предметами, рисунками, схемами к задачам и примерам и пр.; использовать для обучающихся мнестические опоры: наглядные схемы, шаблоны общего хода выполнения заданий (например: план-схема «решение задачи»).Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элементы?», «Назови предметы, которые встречаются по одному»).

Устный

4.Числа от 1 до 5.

Присчитывание и отсчитывание по одному с опорой на предметные действия.

Персонификация цифры или ее элементов (На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Нахождение числа «пять» в окружающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по пять»).

Практическая работа с монетами(1 р., 2 р., 5 р.).

Устный

5.Точка. Линия

кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник.

Моделирование кривой линии с помощью нити. Измерение длины сторон квадрата, прямоугольника, многоугольника с помощью мерки.

Чертеж геометрических фигур по проставленным точкам для соединения.

Поиск геометрических фигур в окружающем и ответы на вопросы

«Что треугольное, квадратное, круглое»

Опредмечивание.

Обведение и раскраска шаблонов.

Письменный

6.Знаки «больше», «меньше», «равно».

Разграничение числа предметами разного цвета, либо использование двух разных форм.

Персонификация знаков («На что похожи?»).

Письменный

7.Числа 6- 9.

Соотнесение числа с количеством предметов.

Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия.

Устный

8.Числа от 1 до 10.

Соотнесение числа с количеством предметов.

Образование числа 10 присчитыванием единицы.

Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка».


9.Число и цифра 0. Свойства 0.

Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка».

Устный

Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (14 часов)

10. Знаки +, –, =.

Упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания: «Зашумленные

рисунки», «Найди отличия», «Дорисуй половинку».

Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка».

Письменный

11. Задача.

Упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания: «Зашумленные рисунки», «Найди отличия», «Дорисуй половинку».

Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка».


12. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Сравнение групп предметов «на сколько больше? на сколько меньше?».

Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток

«Ход решения задачи».

Устный

13. Решение текстовых задач.

Письменный

14. Составление таблиц.

Решение задач при соотнесении картинки и текста задачи.

Устный

15. Решение задач.

Решение задач разного типа при соотнесении картинки и текста задачи.

Запись арифметического действия по картинке.

Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка».


16. Задачи на увеличение числа на несколько единиц.

Письменный

17. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

Устный

18. Задачи на разностное сравнение чисел.


19. Перестановка слагаемых.

Упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания: «Что изменилось?», «Найди разницу»

Устный

20. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Приемы коррекционного обучения: знакомить с новым материалом развернуто

Письменный

21. Решение задач.

Решение задач разного типа при соотнесении картинки и текста задачи.

Запись арифметического действия по картинке.

Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка».

Опора на наглядный материал и схемы-помощницы

Использование памяток

«Ход решения задачи».

Сравнение групп предметов «на сколько больше? на сколько меньше?».


Устный

22. Килограмм.

Упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания: «Что изменилось?», «Найди разницу»

Письменный

23. Литр.

Устный

Числа от 1 до 20. Нумерация. Сложение и вычитание.(10 часов)

24. Названия и последовательность чисел от 10 до 20.

Опора на наглядный материал и схемы-помощницы.


Устный

25. Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

Письменный

26. Запись и чтение чисел.

Устный

27. Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации.

Отработка алгоритма решения примеров на сложение и вычитание на наглядном материале.


28. Ознакомление с задачей в два действия.

Использование памяток

«Ход решения задачи».


Устный

29. Решение задач в два действия.


30. Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Отработка алгоритма решения примеров на сложение и вычитание на наглядном материале.


31. Таблица сложения.

Использование памяток




Устный

32. Общие приемы вычитания с

переходом через десяток.


33. Приемы сложения вида и вычитания.

Устный





Материально-техническое обеспечение


  1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок

  2. Мультимедийный проектор

  3. Компьютер

  4. Экран

  5. Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по математике