МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Коновалова Т.В. Протокол № 1 от ____________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________________Бизюкова М.И.. _______________________________ | «Утверждаю» Директор школы _______________ Шведова Н.Е. Приказ № ___ от __________________2019г. |
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство »
5 класс
2019 – 2020 учебный год
( индивидуальное обучение детей с умственной отсталостью, надомное обучение)
Программу составила Байда Ж.В.
Воспитатель в группе продленного дня
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по ИЗО для 5 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с. Программа рассчитана на 18 часов.
Программа предназначена для обучения на дому ученицы 5 класса Лосевой Алины (интелектуальное нарушение (вариант-1) на основании Положения об индивидуальном обучении на дому больных детей, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать МБОУ « Ворминская СОШ» и приказа МБОУ « Ворминская СОШ» №______ от 2 сентября 2019г.»
Необходимость составления данной рабочей программы обусловлена индивидуальным учебным планом МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа» обучающегося, находящегося на домашнем обучении, рекомендации ПМПК. При составлении программы было допущено варьирование учебного материала в плане изменения количества часов на изучение определённых разделов.
Согласно учебному плану на изучение ИЗО в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч в неделю (35часов за год). В индивидуальном учебном плане МБОУ « Ворминская СОШ» надомного обучения программа для надомного обучения предусматривает 0,5 часа в неделю (18 часов в год).
Рабочая программа по ИЗО разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Закона РФ “Об образовании» от 10.07.1992г.
2.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1 февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
3. Конституция РФ.
4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ "Об образовании в РФ".
5. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
8.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
9.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
10.Приказа Министерства образования и науки от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
11. Рекомендаций ПМПК
12. Устав МБОУ «Ворминская СОШ»
13. Учебный план МБОУ «Ворминская СОШ» на 2018-2019 уч. год для детей с умственной отсталостью.
14.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида для 5-9 классов (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010г.
Материально-техническое обеспечение. Альбомы для рисования. Наборы гуаши. Акварельные краски. Кисти. Клеенки на столы и тряпочки для вытирания рук. Непроливайки для воды. Трафареты для обводки и рисования. Магнитная доска. Картины, иллюстрации из сказок. Наборы цветных карандашей. Ластики для стирания. Шаблоны – заготовки.
Цели и задачи курса
Целью обучения рисования данной группы детей является продолжать учить рисовать по образцу и самостоятельно
Задачи обучения письму:
Воспитание положительных качеств личности;
Развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
Развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.
Формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности.
Воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами и самостоятельно.
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, курса
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать и уметь:
-передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
-определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную
составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии
-передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учётом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения)
-ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску
-пользоваться элементарными приёмами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения)
самостоятельно анализировать рисунок; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов
-рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображённых на картине лиц
-Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
-Определить план выполнения заданий на уроках ИЗО под руководством учителя;
-Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
-Ориентироваться в учебнике под руководством учителя;
-Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
-Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
-Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
-Оформлять свои мысли в устной речи;
-Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
-Слушать и понимать речь других;
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
18часов (по 0,5 часа в неделю)
Рисование с натуры
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передачи в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объёма предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавлении воды в краску
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения)
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагать их относительно друг друга (ближе - дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства
Учебно-тематический план (17 ч)
№ | Тема | Кол.часов |
| Рисование с натуры | 6 |
| Декоративное рисование | 4 |
| Рисование на темы | 4 |
| Беседы об изобразительном искусстве | 4 |
Раздел 3 . Учебно- тематическое планирование .
Календарно-тематическое поурочное планирование по изобразительному искусству в 5 классе – 18ч
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Простой натюрморт | 1 |
| Узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге | 1 |
| Декоративно-прикладное искусство | 1 |
| Иллюстрирование отрывка из литературного произведения | 1 |
| Объёмный прямоугольный предмет | 1 |
| Оформление новогодней открытки | 1 |
| Новогодние карнавальные очки | 1 |
| Картины художников о школе, товарищах и семье | 1 |
| Лес зимой | 1 |
| Зимние развлечения | 1 |
| Дорожные знаки треугольной формы | 1 |
| Великая Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков | 1 |
| Открытка «8 Марта» | 1 |
| Скворечник | 1 |
15-16 | Народное декоративно-прикладное искусство | 2 |
17 | Объёмный предмет симметричной формы | 1 |
18 | Объёмный предмет конической формы | 1 |