Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________И.А. Середина 20.08.2020 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Богучарская СОШ № 1" _____________ Г.Ю. Алабина Приказ № _____ от ___________ |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
на 2020-2021 учебный год
Класс: 6 б
Учитель: Иванова Ж. В.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися ......................................................................................4
3. Описание места учебного предмета в учебном плане....................................4
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета............ 4
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета...........5
6. Содержание учебного предмета……………………………………………....6
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся..................................................................................9
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.……....................................................................12
1. Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития по изо в 6 классе составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной образовательной программы по изо для основного общего образования. Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ).
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 4/15 от 22.12.2015 ;
6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ "Богучарская СОШ № 1"
7. Учебный план МКОУ «Богучарская СОШ № 1»
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.
Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР
Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.
Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.
Его недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности, которая обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, он как бы “не слышит” или “не видит” многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Содержание учебного предмета ИЗО способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся образовательной программы ОУ через изучение содержания и языка декоративных видов искусств.
Содержание учебного предмета ИЗО способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы ОУ.
• коррекция и развитие памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение; вербальную (словесную), образную (зрительную),
моторную (двигательную), эмоциональную; кратковременную, долговременную, оперативную);
• выработать умения сравнивать предметы между собой, развивать понимание детьми формы, строение предметов;
• формировать у обучающихся умение и навыки графического изображения с натуры, по представлению, по памяти;
• развивать творческие способности, воображение, дать знание элементарных основ построения рисунка.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение ИЗО согласно учебному плану МКОУ "Богучарская СОШ № 1" в 6классе 17,5 часов (1 час в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Освоение и понимание учебного предмета ИЗО направлено на:
• развивитие у детей изобразительных способностей, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление.
• формирование любви к Отечеству, интерес к культурно-историческим традициям русского и других народов мира.
• содействовать воспитанию эстетического отношения к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, с его универсальным объяснением мира; любви к
Отечеству, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов мира;
• развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию обучающихся; развивать умение выносить собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;
• дать знания элементарных основ искусства; познакомить детей с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры,
• формировать у обучающихся умение и навыки графического изображения с натуры, по представлению, по памяти;
• развивать творческие способности, воображение, дать знание элементарных основ построения рисунка.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами являются:
изучения изобразительного искусства проявляются:
В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции,
В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль
В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с нарушениями речи не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Ученик научится:
правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого;
стараться правильно передавать форму, пропорции, положения предметов;
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа);
передавать в тематических рисунках пространство (изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних предметов выше, крупнее – близких, мельче – дальних);
выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм;
рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.).
Ученик получит возможность научится:
- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
6. Содержание учебного предмета
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (4 ч)
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств.
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линии, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников
Мир наших вещей. Натюрморт (4 ч)
Беседа. Во всё времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. (Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса).
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи-1 си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Вглядываясь в человека. Портрет (4 ч)
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих Художников.
Человек и пространство. Пейзаж (5 ч)
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности
Беседа о правилах перспективы в изобразительном искусстве « Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительно-то эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема раздела. Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Коррекционно-развивающая направленность | Кол-во часов |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (5ч) |
| Изобразительные искусства в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. | Беседа, практическая работа Рисунки учителя, детские работы Работа в альбоме для рисования | Коррекция памяти, художественного воображения, внимания | 1 |
| Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | 1 |
| Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. | Рассказ учителя. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Работа в альбоме для рисования | Коррекция памяти, художественного воображения, внимания | 1 |
| Объемные изображения в скульптуре. Великие скульпторы. | Рассказ учителя. Просмотр презентации. Работа с учебником. Ответы на вопросы по теме. Обсуждение. Работа в альбоме для рисования | Коррекция памяти, художественного воображения, внимания | 1 |
Мир наших вещей. Натюрморт (4 часов) |
| Основы языка изображения. Реальность и фантазия в творчестве художника. | Рассказ учителя. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Практическая работа. | Развитие способности обобщать. Совершенствование умения сравнивать два и более предметов и явлений, выделять их сходства и различия. | 1 |
| Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | Рассказ учителя. Просмотр презентации. Работа с учебником. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Работа в альбоме для рисования | Коррекция памяти, художественного воображения, внимания | 1 |
| Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. | Рассказ учителя. Просмотр презентации. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Работа в альбоме для рисования | Формирование умения опосредованного запоминания | 1 |
| Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. | Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России | 1 |
Вглядываясь в человека. Портрет (4 часов) |
| Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. | Рассказ учителя. Практическая работа.Работа в альбоме для рисования | Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения | 1 |
| Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Сатирические образы человека. | Рассказ учителя. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Работа в альбоме для рисования | Обсуждение работ Выставка готовых работ | 1 |
| Образные возможности освещения в портрете. Библейские темы в ИЗО. | Рассказ учителя. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Работа в альбоме для рисования | Зарисовывать наиболее интересные образцы . | 1 |
| Место и роль картины в искусстве ХХ в. Великие портретисты. | Работа в альбоме для рисования | Обсуждение работ Выставка готовых работ | 1 |
Человек и пространство. Пейзаж (5 часов) |
| Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. | Работа в альбоме для рисования | Выставка готовых работ. | 1 |
14 | Пейзаж – большой мир. Пейзаж в русской живописи. Язык и символ. | Работа в альбоме для рисования | Выставка готовых работ. | 1 |
15 | Конструктивное и декоративное начало ИЗО. Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | Урок- беседа с показом репродукций .Работа в альбоме для рисования | Выставка готовых работ. | 1 |
16 | История искусств и история человечества. Стиль и направления в ИЗО. | Урок- беседа с показом репродукций | Выставка готовых работ. | 1 |
17 | Обобщение пройденного материала. | Урок- беседа с показом репродукций | Выставка готовых работ. | 1 |
| | | | |
И того | 17 |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006
Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2002.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 4- 9 классов, под ред. В. В. Воронковой М.: «Просвещение», 2010г.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008г
И.А. Трошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Москва. Просвещение. 1993 г.
В. С. Кузин, Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах, Москва «Просвещение», 1979
И. А. Грошенков, Уроки рисования в 1 – 6 классах вспомогательной школы, Москва «Просвещение» 1975
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина, Изобразительное искусство в начальной школе, Москва, издательский дом «Дрофа», 1996
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/