МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Администрация Мартыновского района
МБОУ - СОШ №4 х. Малоорловский
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _____________________________ Третьякова Т.И. от «28» августа2023 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Гончарова Т.А. Приказ № _220_ от «29» августа 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Я познаю мир».
для обучающегося 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
Малоорловский 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
-
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».Письма Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрирован Минюстом России 30.12.2022 № 71930).
АКТУАЛЬНОСТЬ
Программа объединяет в равной мере природоведческие и обществоведческие знания, что способствует целостному и системному видению мира в его важнейших взаимосвязях. Программа позволит максимально помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья развить познавательную активность, любознательность, воспитать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира, расширить кругозор.
ЦЕЛЬЮ ОБУЧЕНИЯ является содействие социальному развитию учащегося, создание условий для приобретения учащимся с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
-
формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
-
развитие активности, самостоятельности, независимости в повседневной жизни и уверенности в своих силах;
-
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
-
воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций личности, освоение социальной личностной позиции;
МЕСТО КУРСА
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» рассчитана на 67 часов в год, с проведением занятий 2 раза в неделю.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
-
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
-
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
-
Формирование уважительного отношения к окружающим;
-
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
-
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Фиксация взгляда на неподвижном предмете прослеживание взглядом за движущимся предметом;
-
Локализация источника звука, соотнесение звука с его источником прослеживание за перемещающимся источником звука;
-
Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека;
-
адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами и разными видами поверхностей.
-
Формирование адекватной реакции на запахи;
-
Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху, формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу и вкусовым качествам.
-
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
-
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
-
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
-
Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу.
-
Представления о доме, расположенных в нем и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, улицы)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Зрительное восприятие (5 ч)
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше (ниже) уровня глаз). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка (слева, справа от ребенка).
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад).
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Узнавание (различение) цвета объектов. Нахождение объектов одного цвета.
Слуховое восприятие (6 ч)
Локализация источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Локализация удаленного звука.
Определение направления звука в пространстве (справа/слева, спереди/сзади)
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Соотнесение звука с его источником.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Различение речевых и неречевых звуков. Различение звуков природы. Различение бытовых звуков.
Восприятие запаха и вкуса (6 ч)
Реакция на контрастные ароматы: резкий – мягкий). Узнавание (различение) пищевых (непищевых) запахов. Узнавание (различение) объектов по запаху.
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов. Узнавание (различение) продуктов по вкусу. Реакция на продукты, различные по консистенции
Кинестетическое восприятие (5 ч)
Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на изменение положения тела.
Различение материалов по температуре (фактуре, вязкости, твердости)
Пространственные представления (7 ч)
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (спереди/сзади, вверху/внизу, левая/ правая сторона)
Определение месторасположения предметов в пространстве (близко, далеко, вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева, на, в, над, под, перед, за, напротив, между, в середине, в центре)
Временные представления (8 ч)
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток.
Узнавание (различение) времен года. Представление о годе как о последовательности сезонов. Узнавание явлений природы. Соотнесение явлений природы со временем года. Знание изменений, происходящих в природе в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года.
Представления о себе. (10 ч)
Идентификация себя как мальчика (девочки)
Узнавание (различение) частей тела (голова, лицо, туловище, руки, ноги)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Одежда и обувь. (8 ч)
Узнавание (различение) предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви. Узнавание (различение) головных уборов.
Предметы быта. Квартира. Город. (12 ч)
Узнавание (различение) предметов посуды. Узнавание (различение) электробытовых приборов. Узнавание (различение) предметов мебели. Узнавание (различении) предметов интерьера
Узнавание (различение) частей дома
Узнавание (различение) элементов инфраструктуры: улицы, здания, парки. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМАМИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Содержание предмета | Основные виды учебной деятельности | Формы организации учебных занятий | Цифровые образовательные ресурсы |
Зрительное восприятие. (5 ч) | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше (ниже) уровня глаз). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка (слева, справа от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов. Нахождение объектов одного цвета. | Индивидуальные занятия. Игра. | http://www.school.edu.ru/ |
Слуховое восприятие (6 ч) | Локализация источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Локализация удаленного звука. Определение направления звука в пространстве (справа/слева, спереди/сзади) Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов. Различение речевых и неречевых звуков. Различение звуков природы. Различение бытовых звуков. | Индивидуальные занятия. Игра. | http://www.school.edu.ru/ |
Восприятие запаха и вкусу. (6 ч) | пищевых (непищевых) запахов. Узнавание (различение) объектов по запаху. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов. Узнавание (различение) продуктов по вкусу. Реакция на продукты, различные по консистенции | Индивидуальные занятия. Игра. | http://www.school.edu.ru/ |
Кинестетическое восприятие. (5 ч) | Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на изменение положения тела. Различение материалов по температуре (фактуре, вязкости, твердости) | Индивидуальные занятия. Игра. | http://www.school.edu.ru/ |
Пространственные представления (7 ч) | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (спере-ди/сзади, вверху/внизу, левая/ правая сторона) Определение месторасположения предметов в пространстве (близко, далеко, вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева, на, в, над, под, перед, за, напротив, между, в середине, в центре) | Индивидуальные занятия. Игра. | http://www.school.edu.ru/ |
Временные представления (8 ч) | Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей су-ток. Узнавание (различение) времен года. Представление о годе как о последова-тельности сезонов. Узнавание явлений природы. Соотнесение явлений природы со временем года. Знание изменений, происходящих в природе в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. | Индивидуальные занятия. Игра. | http://www.school.edu.ru/ |
Представления о себе. (10 ч) | Идентификация себя как мальчика (девочки) Узнавание (различение) частей тела (голова, лицо, туловище, руки, ноги) Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другому человеку. | Индивидуальные занятия. Игра. | http://www.school.edu.ru/ |
Одежда и обувь (8ч) | Узнавание (различение) предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви. Узнавание (различение) головных уборов. | Индивидуальные занятия. Игра. | http://www.school.edu.ru/ |
Предметы быта. Квартира. Город. (12 ч) | Узнавание (различение) предметов посуды. Узнавание (различение) электро-бытовых приборов. Узнавание (различение) предметов мебели. Узнавание (различении) предметов интерьера Узнавание (различение) частей дома Узнавание (различение) элементов инфраструктуры: улицы, здания, парки. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. | Индивидуальные занятия. Игра. | http://www.school.edu.ru/ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел учебной программы по предмету | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
План | Коррекция |
-
| Зрительное восприятие (5 ч) | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше (ниже) уровня глаз) | 1 | 04.09 | |
-
| | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка (слева, справа от ребенка) | 1 | 06.09 | |
-
| | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад). | 1 | 11.09 | |
-
| | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | 1 | 13.09 | |
-
| | Узнавание (различение) цвета объектов. Нахождение объектов одного цвета. | 1 | 18.09 | |
-
| Слуховое восприятие (6ч) | Локализация источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Локализация удаленного звука. | 1 | 20.09 | |
-
| | Определение направления звука в пространстве (справа/слева, спереди/сзади) | 1 | 25.09 | |
-
| | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Соотнесение звука с его источником. | 1 | 27.09 | |
-
| | Нахождение одинаковых по звучанию объектов. | 1 | 02.10 | |
-
| | Различение речевых и неречевых звуков. | 1 | 04.10 | |
-
| | Различение звуков природы. Различение бытовых звуков. | 1 | 09.10 | |
-
| Восприятие запаха и вкуса (6 ч) | Реакция на контрастные ароматы: резкий – мягкий). | 1 | 11.10 | |
-
| | Узнавание (различение) пищевых (непищевых) запахов. | 1 | 16.10 | |
-
| | Узнавание (различение) объектов по запаху. | 1 | 18.10 | |
-
| | Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов. | 1 | 23.10 | |
-
| | Узнавание (различение) продуктов по вкусу. | 1 | 25.10 | |
-
| | Реакция на продукты, различные по консистенции | 1 | 08.11 | |
-
| Кинестетическое восприятие (5 ч) | Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на изменение положения тела. | 1 | 13.11 | |
-
| | Различение материалов по температуре. | 1 | 15.11 | |
-
| | Различение материалов по фактуре. | 1 | 20.11 | |
-
| | Различение материалов по вязкости. | 1 | 22.11 | |
-
| | Различение материалов по твердости. | 1 | 27.11 | |
-
| Пространственные представления (7 ч) | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (спереди/сзади, вверху/внизу, левая/ правая сторона) | 1 | 29.11 | |
-
| | Определение месторасположения предметов в пространстве (близко/далеко) | 1 | 04.12 | |
-
| | Определение месторасположения предметов в пространстве (вверху, внизу) | 1 | 06.12 | |
-
| | Определение месторасположения предметов в пространстве (впереди, сзади) | 1 | 11.12 | |
-
| | Определение месторасположения предметов в пространстве: (справа, слева) | 1 | 13.12 | |
-
| | Определение месторасположения предметов в пространстве: (на, в, над, под) | 1 | 18.12 | |
-
| | Определение месторасположения предметов в пространстве: (перед, за, напротив, между, в середине, в центре). | 1 | 20.12 | |
-
| Временные представления (8 ч) | Узнавание (различение) частей суток. | 1 | 25.12 | |
-
| | Знание порядка следования частей суток. | 1 | 27.12 | |
-
| | Узнавание (различение) времен года. | 1 | 10.01 | |
-
| | Представление о годе как о последовательности сезонов. | 1 | 15.01 | |
-
| | Узнавание явлений природы. | 1 | 17.01 | |
-
| | Соотнесение явлений природы со временем года. | 1 | 22.01 | |
-
| | Знание изменений, происходящих в природе в разное время года. | 1 | 24.01 | |
-
| | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. | 1 | 29.01 | |
-
| Представление о себе. (10 ч) | Идентификация себя как мальчика (девочки) | 1 | 31.01 | |
-
| | Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо) | 1 | 05.02 | |
-
| | Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот) | 1 | 07.02 | |
-
| | Узнавание (различение) частей тела: руки (локоть, ладонь, пальцы) | 1 | 12.02 | |
-
| | Узнавание (различение) частей тела: ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). | 1 | 14.02 | |
-
| | Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот). | 1 | 19.02 | |
-
| | Узнавание (различение) членов семьи. | 1 | 21.02 | |
-
| | Узнавание (различение) детей и взрослых. | 1 | 26.02 | |
-
| | Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. | 1 | 28.02 | |
-
| | Умение выражать свой интерес к другому человеку. | 1 | 04.03 | |
-
| Одежда, обувь (8 ч) | Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ). | 1 | 06.03 | |
-
| | Узнавание (различение) предметов одежды: свитер (кофта), рубашка (футболка), майка. | 1 | 11.03 | |
-
| | Узнавание (различение) предметов одежды: трусы, брюки (джинсы, шорты). | 1 | 13.03 | |
-
| | Узнавание (различение) предметов одежды: носки (колготки). | 1 | 25.03 | |
-
| | Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги, ботинки, кроссовки, туфли) | 1 | 27.03 | |
-
| | Узнавание (различение) предметов обуви (сандалии, тапки) | 1 | 01.04 | |
-
| | Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа) | 1 | 03.04 | |
-
| | Узнавание (различение) головных уборов (кепка, панама, платок) | 1 | 08.04 | |
-
| Предметы быта. Квартира. Город (12 ч) | Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка). | 1 | 10.04 | |
-
| | Узнавание (различение) предметов посуды (ложка, вилка, нож, половник). | 1 | 15.04 | |
-
| | Узнавание (различение) предметов посуды (кастрюля, сковорода, чайник). | 1 | 17.04 | |
-
| | Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, холодильник) | 1 | 22.04 | |
-
| | Узнавание (различение) предметов мебели (шкаф, стол, стул). | 1 | 24.04 | |
-
| | Узнавание (различение) предметов мебели (кресло, диван кровать). | 1 | 27.04 | |
-
| | Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, часы). | 1 | 06.05 | |
-
| | Узнавание (различении) предметов интерьера (штора, скатерть). | 1 | 08.05 | |
-
| | Узнавание (различение) частей дома (стена, дверь, окно) | 1 | 13.05 | |
-
| | Узнавание (различение) частей дома (пол, потолок, крыша). | 1 | 15.05 | |
-
| | Узнавание (различение) элементов инфраструктуры: улицы, здания, парки. | 1 | 20.05 | |
-
| | Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. | 1 | 22.05 | |