Пояснительная записка
Программа разработана для занятий в рамках внеурочной деятельности обучающимися 3 классов во второй
половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения,
на основе авторской программы курса «Умелые руки» Река Т.С. Организация внеурочной деятельности в
начальной школе: сборник программ / составители А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова / под общ. ред. Н.В. Калининой,
В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 119 с.
Рабочая программа для занятий с учащимися 3 класса по внеурочной деятельности"Умелые ручки " разработана с учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к результатам освоения АООП.
процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию уважительного отношения к труду. Программа «Умелые ручки» не дублирует программный материал по трудовому обучению и рисованию для детей с умственной отсталостью, а расширяет и углубляет сведения о работе с тесьмой, нитками, тканью,
пластилином, красками, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Программа организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия художественной практической деятельностью развивают потенциал ребенка. Освоение технологических приемов при работе с разнообразными материалами помогает детям познать и развить собственные способности и возможности.
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путем индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа внеурочной работы «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Важным направлением в содержании программы является духовно- нравственное воспитание младшего школьника с ОВЗ. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- трудолюбия;
- формирования представлений об эстетических ценностях;
- отношения к природе, окружающей среде;
- отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
При работе над программой учитывались психолого-педагогические аспекты, базовые знания и навыки учащихся, материальная база.
Данная программа, «Умелые руки», является комплексным курсом, включая разделы: работа с бумагой и картоном, аппликации из бумаги и пластилина, рисование, использование подсобных материалов (ватных палочек, пуговиц, трубочек и др.).
Актуальность программы в целенаправленном педагогическом воздействии на развитие творческих способностей учащихся, вооружая детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Педагогическая целесообразность в том, что она способствует развитию в ребенке самостоятельности, инициативности, позволяет работать над развитием практического интеллекта (учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения), воспитывает уважение к окружающим людям, учит проявлять заботу о них, оказывая знаки внимания.
Изготовление подарка – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения; думать о человеке, которому этот подарок предназначен.
Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы проведения занятий:
- теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей),
- практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
- принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
- принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
- принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
- принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
- принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
В третьем классе на реализацию программы «Умелые ручки» отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Основные методы и технологии
практические упражнения, практические работы, практикумы;
использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация;
Виды занятий:
- комбинированные занятия – даются теоретические знания и закрепляются в практической деятельности;
- занятия–путешествия – учебный материал дается в занимательной игровой форме;
- конкурсы;
- занятия–игры;
- выставки и т.д.
В программе не отводится специального времени на теоретические занятия, так как все общие сведения дети получают в процессе практической работы.
Цель программы: развитие потенциальных способностей школьников с интеллектуальными нарушениями.
Задачи программы:
Образовательные:
выполнения изделий.
- совершенствовать практические умения и навыки, обучающихся в обработке различных материалов.
Развивающие:
-развивать зрительное восприятие;
-развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
-воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
-воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе.
Планируемые предметные и личностные результаты освоения курса «Умелые руки»
Личностные результаты:
-владеть начальными умениями и навыками;
овладеть социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических ценностей и чувств;
- проявлять доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость и взаимопомощь;
проявлять установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
готовность к самостоятельной жизни.
Предметные:
Достаточный уровень
- | знать названия и технологические свойства | материалов, | используемых | для изготовления поделок; |
- | знать название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними; |
- | знать технические сведения: сорта картона | и бумаги, | применяемые | для оформительских работ; |
знать правила безопасной работы;
знать свойства и назначение ниток и тканей;
знать инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами;
знать виды стежков, применяемых для вышивки, виды вышивок;
знать пропорции лепных фигур птиц и животных;
уметь анализировать образец, указывать количество и форму деталей, особенности их соединения;
уметь планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
давать отчет о выполненной работе, включающей: название изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; умение описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.
уметь самостоятельно ориентироваться в задании и сравнивать образец с натуральным объектом;
-уметь самостоятельно составлять план работы, текущий контроль выполнения изделия;
выполнять анализ своего изделия и изделия товарища;
употреблять в речи техническую терминологию; размечать картон и бумагу по шаблонам, по линейке;
резать картон и бумагу ножницами по кривым и прямым линиям;
прорезать отверстия в картоне;
сгибать картон и склеивать по стыкам, оклеивать бумагой объемные изделия;
пришивать тесьму и другие материалы к деталям из картона.
правильно пользоваться иглой и наперстком;
вышивать по линиям рисунка;
правила выполнения ручных стежков;
пришивать пуговицы, вешалку и обметывать боковые срезы мешочка, подушечки- прихватки косыми стежками.
обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций;
Минимальный уровень
- знать название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними;
знать основные приемы работы с различными материалами;
уметь организовывать свое рабочее место;
уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием;
выполнять изделия с завершающим этапом работы с помощью учителя или самостоятельно, несложные изделия — самостоятельно;
давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно;
отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные базовые учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Предметные базовые учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс 68 часов
№ | Тема | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | Беседа. | Организация рабочего места. Повторение правил техники безопасности. |
2 | Пластилинография | 6 | Урок-презентация. Мастер-класс. | Рисование на бумаге или других поверхностях восковым пластилином. |
3 | Работа с природным материалом. | 4 | Прогулка по школьному двору. Урок-презентация. Мастер-класс. Выставка. | Сбор и подготовка природного материала. Созданию картин из листьев, семечек и засушенных лепестков. |
4 | Работа с бумагой. | 28 | Урок-презентация. Мастер-класс. Выставка | Оригами, объёмные аппликации, поделки из цветной бумаги и картона. Изготовление шаблонов, вырезание, склеивание. |
5 | Работа с тканью, ниткой, иглой, пуговицами | 12 | Урок-презентация. Мастер-класс. Выставка. | Вырезание из ткани фигуры, выполнение аппликации из лоскутков, выполнение стежков ниткой, пришивание пуговиц. Изготовление панно, включающее в себя все перечисленные элементы. |
6 | Стенгазета. | 10 | Коллективная творческая работа. Мастер-класс. Участие в школьных конкурсах и выставках. | Изготовление стенгазет. Соединение отдельных элементов в одно полотно. |
7 | Подарок своими руками | 7 | Индивидуальная творческая работа. | Изготовление открыток, подарочных поделок. |
| Итого 68 часов. |
Содержание курса внеурочной деятельности
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.
Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.
Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.
При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.
При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.
При работе с тканью дети осваивают швы «вперед иголка», «назад иголка» и простейшие виды вышивки, учатся пришивать пуговицы.
Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с каждым годом обучения. В первом году обучения дети изготовляют простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, к четвертому году обучения дети должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала.
Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, жёлуди сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений.
При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм.
Дети учатся простейшим приемам вязания на спицах. В начале дети учатся правильно держать спицы, делать круговые движения кистями. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.
На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение «фенечек», жгута. Постепенно усложняется работа, предлагается детям изготовить более сложные изделия – браслеты, панно. Плести можно как одной, так и двумя нитями. Большое внимание уделяется качеству изделия.
Условия реализации программы
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, бисер, стеклярус; корни, стебли, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, открытки, обрезки кожи, поролон, шерстяная пряжа.
Календарно - тематическое планирование внеклассных занятий «Умелые ручки» 3 класс
№ | Тема занятия | Сроки прохождения | Корректировка даты |
1 | Вводное занятие. Бесед о технике безопасности и гигиене при работе с различными материалами и инструментами. Организация рабочего места. | | |
2 | Пластилинография. Картина с цветами. | | |
3 | Пластилинография. Дерево. | | |
4 | Пластилинография. Дерево. Продолжение работы. | | |
5 | Осенние листья и цветы из бумаги. | | |
6 | Панно «Осеннее настроение» | | |
7 | Изготовление стенгазеты ко Дню учителя. | | |
8 | Изготовление стенгазеты ко Дню учителя. | | |
9 | Объёмная аппликация «Осенний лес» | | |
10 | Объёмная аппликация «Осенний лес» | | |
11 | Аппликация. Картина «Лошадка» | | |
12 | Аппликация. Картина «Лошадка» | | |
13 | Бумагопластика. Картина «Осенняя пора» Зонтик из конусов. | | |
14 | Плетение из бумаги. Поделка «Рыбка». | | |
15 | Плетение из бумаги. Поделка «Груша» | | |
16 | Плетение из бумаги. Поделка «Цветок» | | |
17 | Плетение из бумаги и аппликация. Поделка «Бабочка» | | |
18 | Плетение из бумаги и аппликация. Поделка «Бабочка» | | |
19 | Бумагопластика. Шишка из конусов. | | |
20 | Оригами. | | |
21 | Оригами. | | |
22 | Оригами. | | |
23 | Пластилинография. «Ёлочка» | | |
24 | Пластилинография. «Ёлочка» | | |
25 | Бумагопластика. Картина «Елочка» из конусов. | | |
26 | Бумагопластика. Картина «Елочка» из конусов. | | |
27 | Фонарик из бумаги. Витраж. | | |
28 | Гирлянда из цветной бумаги. | | |
29 | Изготовление стенгазеты к Новому году. | | |
30 | Изготовление стенгазеты к Новому году. | | |
31 | Эти разные снежинки. Изготовление снежинок из различных материалов. | | |
32 | Эти разные снежинки. Изготовление снежинок из различных материалов. | | |
33 | Работа с тканью, нитью и иглой. Техника безопасности. Учимся резать ткань. | | |
34 | Аппликация из ткани «Грибок» | | |
35 | Аппликация из ткани «Грибок» | | |
36 | Аппликация из ткани «Яблоки» | | |
37 | Аппликация из ткани «Яблоки» | | |
38 | Вышивка по картону. Нанесение контура на картон. | | |
39 | Вышивка по картону. Работа с иглой и нитью. | | |
40 | Изонить. | | |
41 | Изонить. | |
42 | Подарок папе. Открытка ко Дню защитника отечества. | | |
43 | Изготовление стенгазеты ко Дню защитника отечества. | | |
44 | Изготовление стенгазеты ко Дню защитника отечества. | | |
45 | Подарок маме. Открытка на 8 марта. Заготовка. | | |
46 | Подарок маме. Открытка на 8 марта. Сборка. | | |
47 | Изготовление стенгазеты к 8 марта. | | |
48 | Изготовление стенгазеты к 8 марта. | | |
49 | Оригами. Матрёшка из газеты. | | |
50 | Оригами и аппликация. Кораблик на волнах. | | |
51 | Аппликация из геометрических фигур. | | |
52 | Аппликация из геометрических фигур. | | |
53 | Мастер-класс от учеников. | | |
54 | Мастер-класс от учеников. | | |
55 | Мастер-класс от учеников. | | |
56 | Мастер-класс от учеников. | | |
57 | Мозаика из бумаги. | | |
58 | Мозаика из бумаги. | | |
59 | Пасхальная поделка. | | |
60 | Пасхальная открытка. | | |
61 | Этот День Победы! Открытка «Кремль и салют» | | |
62 | Этот День Победы! Открытка «Кремль и салют» | | |
63 | Стенгазета ко Дню победы. | | |
64 | Стенгазета ко Дню победы. | | |
65 | Скоро лето! Разноцветные, весёлые попугаи из бумаги. | | |
66 | Скоро лето! Пластилинография. Разноцветные, весёлые рыбки. | | |
67-68 | Выставка работ. | | |
Планируемые результаты
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
развито творческое воображение у воспитанников;
сформирован интерес к творческой деятельности;
развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Учебно-методическое обеспечение.
№ | Содержание | класс | автор | издательство | год |
| Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования) Программа. | 1-4 | Н.М. Конышева | Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск | 2015 |
| Интернет-ресурс: Страна Мастеров http://stranamasterov.ru/ | | | | 2017 |
| Интернет –ресурс: Творим вместе с детьми. https://tvorchestvo.wordpress.com/page/24/ | | | | 2017 |
| Уроки труда | 1-2 | Т.А. Николкина, Т.С. Гулуева, Г.П. Попова | Волгоград Издательство «Учитель» | 2007 |
| | | | | |