Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для ФИО, учащейся 4 «…» класса МБОУ СОШ №… г. … рассчитана на 170 ч (67 часов обучения с учителем и 103 часа самостоятельного изучения учебного материала) (с 01.09.22 г. по 25.05.23 г.).
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, рабочей программы по предмету МБОУ СОШ №27. Адаптирована для учащихся с ОВЗ ЗПР
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета;
• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь1.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2011.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.
3. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2022.
4. Канакина, В. П. Русский язык : сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы : 1–4 классы / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2012.
5. Канакина, В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.
6. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс. Раздаточный материал : пособие для учащихся / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.
1.Урок №51 Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1,2,3 склонения единственного числа. и урок № 52 Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
2.Урок № 67 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. и № 68 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
3. Урок № 150 Обобщение по теме «Глагол».и № 151 Работа над ошибками. Повторение.
4. Урок № 161 Состав слова. Обобщение. и № 162 Части речи
5. Урок № 163 Части речи. Повторение.и № 164 Годовой контрольный диктант
6. Урок № 168 Повторение пройденного материала. и урок № 169 Звуки и буквы. Игра «По галактике Частей Речи».
№ урока | Наимено-вание раздела програм-мы | Тема урока | Дата проведения |
Работа с учите-лем | Сам-е изуч-е мат-ла |
| Повто-рение (8 ч) | Наша речь и наш язык. | | + |
| Текст и его план. | | + |
| Типы текстов. | | + |
| Предложение как единица речи. | 06.09 | |
| Виды предложений по цели высказывания и интонации. | 07.09 | |
| Диалог. Обращение. | | + |
| Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | | + |
| Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. | | + |
| Предло-жение (12 ч) | Однородные члены предложения. | 13.09 | |
| Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 14.09 | |
| Предложения с однородными членами предложения без союзов и с союзами и, а, но. | | + |
| Простые и сложные предложения. | | + |
| Входной контрольный диктант | | + |
| Анализ входной контрольный диктант. Коллективное сочинение по картине И. Левитана « Золотая осень». | 20.09 | |
| Анализ сочинения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 21.09 | |
| Сложное предложение и предложение с однородными членами. | | + |
| Сложное предложение и предложение с однородными членами. | | + |
| Сложное предложение и предложение с однородными членами. | | + |
| Обучающее изложение повествовательного текста по составленному плану. | 27.09 | |
| Анализ изложения. Знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами. | 28.09 | |
| Слово в языке и речи (19 ч) | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | | + |
| Синонимы, антонимы, омонимы. Словарный диктант. | | + |
| Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | | + |
| Состав слова. Однокоренные слова. | 04.10 | |
| Состав слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. | 05.10 | |
| Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | | + |
| Правописание гласных и согласных в корнях слов. | | + |
| Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. | | + |
| Правописание приставок и суффиксов. | 11.10 | |
| Правописание приставок и суффиксов. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок. | 12.10 | |
| Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками. | | + |
| Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления. | | + |
| Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | | + |
| Самостоятельные части речи. | 18.10 | |
| Грамматические признаки частей речи. | 19.10 | |
| Наречие как часть речи. | 20.10 | |
| Правописание наречий. | | + |
| Сочинение-отзыв(коллективное) по картине В. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | | + |
| Контрольный диктант по теме «Части речи». | | + |
| Имя существительное (39 ч) | Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | 02.11 | |
| Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. Контрольное списывание. | 03.11 | |
| Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | | + |
| Три склонения имён существительных. 1 склонение. | | + |
| Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. | 09.11 | |
| 2 е склонение имён существительных. | 10.11 | |
| Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег». | | + |
| Анализ сочинения. Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. | | + |
| 3-е склонение имён существительных. | | + |
| Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | 16.11 | |
| Подробное изложение повествовательного текста. | 17.11 | |
| Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1,2,3 склонения единственного числа. | | + |
| Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. |
| Именительный и винительный падежи. | | + |
| Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | | + |
| Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | 23.11 | |
| Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. | 24.11 | |
| Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | | + |
| Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. Словарный диктант. | | + |
| Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | | + |
| Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже. | 30.11 | |
| Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | 01.12 | |
| Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже. | | + |
| Правописание окончаний имён существительных во всех падежах. Проверочная работа. | | + |
| Упражнение в правописании окончаний имён существительных во всех падежах. | | + |
| Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 07.12 | |
| Сочинение по картине В. Тропинина «Кружевница». | 08.12 | |
| Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | | + |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. |
| Именительный падеж имён существительных. | | + |
| Именительный падеж имён существительных множественного числа. | | + |
| Родительный падеж имён существительных множественного числа. | 14.12 | |
| Контрольный диктант за 1 полугодие | 15.12 | |
| Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. | | + |
| Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных множественного числа. | | + |
| Анализ контрольной работы. Наши проекты | | + |
| Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста. | 21.12 | |
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. | 22.12 | |
| Правописание падежных окончаний имён существительных. | | + |
| Имя прилага-тельное (34ч) | Имя прилагательное как часть речи. | | + |
| Род и число имён прилагательных. | | + |
| Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имён прилагательных в именительном падеже. Описание игрушки. | 11.01 | |
| Склонение имён прилагательных. | 12.01 | |
| Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. Серова «Мика Морозов». | | + |
| Анализ сочинения. Склонение имён прилагательных в единственном числе. | | + |
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | | + |
| Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | 18.01 | |
| Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | 19.01 | |
| Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | | + |
| Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | | + |
| Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | | + |
| Наши проекты. Имена прилагательные в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. | 25.01 | |
| Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 26.01 | |
| Склонение имён прилагательных женского рода. | | + |
| Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | | + |
| Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | | + |
| Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | 01.02 | |
| Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. | 02.02 | |
| Контрольное списывание. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | | + |
| Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | | + |
| Склонение имён прилагательных во множественном числе. | | + |
| Сочинение-отзыв по картине Н. Рериха «Заморские гости». | 08.02 | |
| Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 09.02 | |
| Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | | + |
| Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | | + |
| Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | | + |
| Правописание имён прилагательных во множественном числе. | 15.02 | |
| Обобщение по теме «Имя прилагательное». | 16.02 | |
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | | + |
| Работа над ошибками. Повторение. | | + |
| Обобщение знаний о склонении имени существительного и имени прилагательного. | | + |
| Упражнение в распознавании безударных падежных окончаний имён прилагательных и имён существительных. | 22.02 | |
| Повторение. Правописание падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных. | | + |
| Место-имение (9 ч) | Местоимение как часть речи. | | + |
| Личные местоимения. | 01.03 | |
| Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | 02.03 | |
| Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | | + |
| Изменение личных местоимений по падежам. | | + |
| Изложение повествовательного текста с элементами описания. | | + |
| Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение». | 09.03 | |
| Контрольное списывание по теме «Местоимение». | | + |
| Работа над ошибками. Повторение. Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. | | + |
| Глагол (32 ч) | Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке. | | + |
| Изменение глаголов по временам. | 15.03 | |
| Неопределённая форма глагола. | 16.03 | |
| Неопределённая форма глагола. | | + |
| Изменение глаголов по временам. | | + |
| Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | | + |
| Спряжение глаголов. Работа над ошибками. | 22.03 | |
| Спряжение глаголов. | 23.03 | |
| 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | | + |
| I и II спряжение глаголов настоящего времени. | | + |
| Упражнения в распознавании спряжений глаголов. | | + |
| I и II спряжение глаголов настоящего времени. | 05.04 | |
| I и II спряжение глаголов будущего времени. | 06.04 | |
| Пословицы и поговорки. | | + |
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | | + |
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени. Словарный диктант. | | + |
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 12.04 | |
| Изложение повествовательного текста по цитатному плану. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Упражнения в правописании безударных личных окончаниях. | 13.04 | |
| Возвратные глаголы. Работа над ошибками. | | + |
| Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | | + |
| Упражнение в правописании -тся и -ться в возвратных глаголах. | | + |
| Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | 19.04 | |
| Правописание глаголов в прошедшем времени. | 20.04 | |
| Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | | + |
| Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | | + |
| Изложение повествовательного текста по вопросам. | | + |
| Контрольный диктант по теме «Глагол». | 26.04 | |
| Работа над ошибками. Повторение. | 27.04 | |
| Обобщение по теме «Глагол». | | + |
| Работа над ошибками. Повторение. |
| Проверка знаний по теме «Глагол». Словарный диктант. | | + |
| Повторение по теме «Глагол». | 03.05 | |
| Повто-рение (17 часов) | Язык. Текст. Речь. | 04.05 | |
| Предложение и словосочетание. | | + |
| Предложение и словосочетание. Контрольное списывание. | 10.05 | |
| Лексическое значение слова. | 11.05 | |
| Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. Шишкина «Рожь»». | | + |
| Анализ сочинения. Состав слова. | | + |
| Закрепление по теме: «Состав слова». | | + |
| Состав слова. Обобщение. | 17.05 | |
| Части речи. |
| Части речи. Повторение. | 18.05 | |
| Годовой контрольный диктант. |
| Работа над ошибками. Предложение. | | + |
| Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | | + |
| Анализ изложения. Части речи. Части речи. Обобщение. | 23.05 | |
| Повторение пройденного материала. | 24.05 | |
| Звуки и буквы. Игра «По галактике Частей Речи». |
| Повторение пройденного материала. | | |