СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированное тематическое планирование по окружающему миру 4 класс по программе "Начальная школа 21 век" с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированное тематическое планирование по окружающему миру 4 класс по программе "Начальная школа 21 век" с детьми ОВЗ»

Тематический план

4 класс


Раздел учебного курса

Кол-во часов на изучение раздела

Кол-во

Кол-во контрольных работ

экскурсий

практических работ

тематических

итоговых

1

Человек – живое существо

16


6 (опыты)


1

1

2

Твоё здоровье

11


3 (пр. раб.)


1


3

Человек – часть природы

2


1 (опыт)




1

4

Человек среди людей

3





5

Родная страна: от края до края

11


1 (опыт)

1


6

Человек – творец культурных ценностей

13

1( экс.)


1


1

7

Человек – защитник своего Отечества

6




1

8

Гражданин и государство

6



1



Итого:

68

1

8 опытов,

3 практ. раб.

5

4






















Поурочно-тематический план

(2 ч в неделю, 68 ч в год)



/№ урока курса и урока раздела курса

Т ема урока Особеннос

ти

адаптации

програм

мы

для детей

с ОВЗ

Дата проведения

ИКТ

План


Факт



Раздел 1: Человек – живое существо (организм)- 16 час.


1.1

Урок России. 75 лет со дня Победы в ВО войне!

Организм человека. Человек – живое существо.



Использование наглядных схем при ответе




2.2

Нервная система. Головной и спинной мозг. Роль нервной системы в организме.

https://clck.ru/VjBUt


3.3

Двигательная система организма человека. Скелет - опора тела. Кости и мышцы: значение для двигательной деятельности человека. Укрепление костей и мышц.





Использование опорных таблиц - схем



https://clck.ru/VjBVu


4.4

Пищеварительная система и её значение. Зубы. Правила ухода за ними.

https://clck.ru/VjBWi


5.5

Дыхательная система и её значение (опыт № 1- Измерение давления). Защита органов дыхания.



https://clck.ru/VjBXT


6.6

Кровеносная система (опыт № 2- Измерение пульса). Сердце - главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

https://clck.ru/VjBkg


7.7

Органы выделения, их роль в организме. Почки - главный орган выделения.



https://clck.ru/VjBnG


8.8

Кожа (значение, строение, забота о коже).

https://clck.ru/VjBoX


9.9

Контрольная работа № 1 по теме: « Как устроен организм человека».

Индивидуальная работа на карточках




10.10

Как человек воспринимает окружающий мир:

Зрение ( опыт № 3 –Рассмотрим предметы). Значение, «работа» зрения. Гигиена зрения.


https://clck.ru/VjBpp


11.11

Слух. Гигиена слуха.




https://clck.ru/VjC3W


12.12

Обоняние. Вкус. Осязание. Их роль в жизни человека ( опыты № 4-Проверим обоняние, №5- Проверим свой вкус) .

Использование инструкций к выполнени. задания

https://clck.ru/VjC5a


13.13

Мир чувств: Эмоции. (опыт № 6- Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос)

Использование инструкций к выполнени. задания



https://clck.ru/VjC6d


14.14

Внимание, его роль в жизни человека. Условия развития внимания.


https://clck.ru/VjC9N


15.15

Память, её роль в жизни человека. Условия развития памяти.




https://clck.ru/VjCAP


16.16

Итоговая контрольная работа № 1 за 1 четверть.

Индивидуальная работа на карточках


Раздел 2 : Твоё здоровье 11 ч


17.1

Правила здоровой жизни:

Здоровье человека. Режим дня, его значение в жизни человека (. Практ.раб-составление режима дня школьника для будней и выходных.)

Значение правильного сна и правильного питания в жизни человека.

Карточки с образцами выполнения задания




18.2

Правила закаливания. Правила снятия усталости.

https://clck.ru/VjCB8


19.3


Поговорим о вредных привычках:

Вредные привычки - курение, спиртное, наркотики.



https://clck.ru/VjCBr


20.4

Урок - проект на тему «Осторожно! Вредные привычки» (изготовление и защита плакатов).


21.5

Когда дом становится опасным:

Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Правила работы за компьютером.




https://clck.ru/VjE2f


https://clck.ru/VjDzU


22.6

Практическая работа - Учимся зажигать газовую плиту.

Учимся кипятить чайник и готовить яичницу.

Учимся пользоваться ножом, ножницами, молотком. ТБ при работе с этими инструментами.





Использование опорных карточек

(таблиц)

Использование инструкций к выполнени. задания


23.7

Какие опасности подстерегают на дороге:

Улица и дорога. Опасности на дороге. ПДД.



https://clck.ru/VjE3i


24.8

Если случилась беда:

Практ. работа «Правила оказания первой медицинской помощи»


25.9

Опасные животные. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.



https://clck.ru/VjE5i


26.10

Ядовитые грибы и растения. Признаки ядовитых грибов и растений.

https://clck.ru/VjE6K


27.11

Контрольная работа № 2 по теме «Твоё здоровье».

Индивидуальная работа на карточках




Раздел 3 : Человек – часть природы 2 ч


28.1


Чем человек отличается от животного. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека. (опыт № 7 –Измерение роста и веса младшего школьника).




https://clck.ru/VjEAj


29.2

Итоговая контрольная работа № 2 за I полугодие.

Индивидуальная работа на карточках




Раздел 4 : Человек среди людей 3 ч


30.1

Поговорим о доброте:

Основные человеческие качества: добро, справедливость.






31.2

Основные человеческие качества: смелость, трудолюбие, вежливость.





32.3

Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.


https://clck.ru/NNum6


Раздел 5 : Родная страна от края до края 11 ч


33.1

Природные зоны России:

Зона арктических пустынь и тундра: растительный и животный мир, труд и быт людей.

Использование компьютера при работе с картой (планом).



Использование опорных таблиц



https://clck.ru/VjEFS


34.2

Тайга и зона смешанных лесов: растительный и животный мир, труд и быт людей.

https://clck.ru/VjEH2


35.3

Степи и пустыни. Влажные субтропики: растительный и животный мир, труд и быт людей.



https://clck.ru/VjEYd


36.4

Почвы России (опыт № 8 –Состав почвы). Почва-среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.


https://clck.ru/VjEbG


37.5

Рельеф России:

Восточно- Европейская равнина, Западно- Сибирская равнина: особенности, положение на карте.




https://clck.ru/VjEpu


38.6

Рельеф России. Урал, Кавказские горы: особенности положения на карте.


https://clck.ru/VjEpu


39.7

Как возводились города:

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города России. Улицы, история и происхождение названий.

Источники информации

(Знакомство с электронными библиотеками)






40.8

Россия и её близкие и дальние соседи:

Россия и её соседи. Япония: особенности географического положения, природы, труда и культуры народа.

Использование предложений с пропущенными словами при ответе

https://clck.ru/VjEwe


41.9

Россия и её соседи. Китай: особенности географического положения, природы, труда и культуры народа.

Поиск информации в электронных энциклопедиях и на видеокассетах

(Выбор источника информации)




https://clck.ru/VjEx9


42.10

Россия и её соседи. Финляндия. Королевство Дания: особенности географического положения, природы, труда и культуры народов.

Опора на карту

https://clck.ru/VjF2k


43.11

Контрольная работа № 3 по теме «Родная страна: от края до края ».

Индивидуальная работа на карточках




Раздел 6: Человек – творец культурных ценностей- 13 час.



44.1

Из истории письменности:

Что такое культура. Ценности культуры.




https://clck.ru/VjFAS


45.2

Возникновение письменности. Книги в Древней Руси. О чём рассказывают летописи.

Поиск информации в электронных энциклопедиях и на видеокассетах

(Выбор источника информации)




46.3

Образование - часть культуры и общества:

Возникновение первых школ и книг на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров.


https://clck.ru/VjFDj


47.4

Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.




https://clck.ru/VjJhv


48.5

Русское искусство до ХVIII века:

Искусство - часть культуры. Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона: темы, герои, особенности выразительных средств.




https://clck.ru/VjJiw


49.6


Художественные ремёсла в древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.




https://clck.ru/VjJgM


50.7

Контрольная работа № 4 по теме «Человек – творец культурных ценностей»

Индивидуальная работа на карточках


51.8

Искусство России XVIII века:

Архитектура и живопись XVIII века. Государственный публичный театр.


Использование предложений с пропущенными словами при ответе



https://clck.ru/VjJef


52.9

Золотой век русской культуры- XIX век:

Поэты, писатели и композиторы XIX века.




https://clck.ru/VjJdA


53.10

Художники XIX века.



https://clck.ru/VjJbr


54.11

Итоговая контрольная работа № 3 за 3 четверть.

Индивидуальная работа на карточках


55.12

Проектная деятельность про теме: «Искусство России XX века: Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей».





56.13

Экскурсия в дом-музей писателя и поэта Константина Васильева.



Раздел 7: Человек – защитник своего Отечества- 6 час.



57.1

Героические страницы истории нашей Родины:

Борьба славян с половцами. А. Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.



Использование предложений с пропущенными словами при ответе



https://clck.ru/VjJaP


58.2

Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Образ Дмитрия .Донского.

https://clck.ru/VjJJH


59.3

Отечественная война 1812 года. Основные сражения. Характеристика полководцев - М.И.Кутузова, Наполеона.




https://clck.ru/VjFai


60.4

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Главные сражения советской армии с фашистами (битва под Москвой, Сталинградская битва). Великие полководцы.

Проектная деятельность по теме: « Герои – земляки»

Использование предложений с пропущенными словами при ответе

https://clck.ru/VjFSk


61.5

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Помощь тыла фронту.

Поиск информации в электронных энциклопедиях

(составление списка используемых информационных источников)





62.6

Контрольная работа № 5 по теме «Человек – защитник своего Отечества

Индивидуальная работа на карточках


Раздел 8: Гражданин и государство- 6 час.


63.1

Мы живём в Российском государстве:

Россия - наша Родина. Государственный язык России.






64.2

Права и обязанности российских граждан.

Устная презентация с опорой на тезисы на ПК.



https://clck.ru/VjFNN


65.3

Символы государства: гимн, герб, флаг.




https://clck.ru/VjFKH


66.4

Итоговая контрольная работа №4 за год.

Индивидуальная работа на карточках


67.5

Урок повторения и обобщения. Древняя и Московская Русь.





68.6

Всероссийская проверочная работа





Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

  • составлять рассказ-описание о странах – соседях России;

  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;

  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в 4 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • применять в житейской практике правила здорового правила жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.


Особенности адаптации рабочей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой физического развития). 4 класс

В классе есть учащийся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучается по общеобразовательной программе, но с учётом специфики усвоения учебного материала имеют особенности развития: хорошая слуховая память, мышление интуитивное, образное, дисграфия и дислексия.

В связи с этим, изучение окружающего мира для этих детей направлено на достижение следующей цели: формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем, формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

    • Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира для обучающихся с ОВЗ ( ЗПР) необходимо решение следующих задач: создание условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способностей ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий; психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции.

Для решения поставленных задач на уроке использую следующие формы и методы работы: индивидуальный подход, аудирование (умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь), работа с текстом под руководством учителя, при подготовке творческого задания – иллюстрирование, выполнение заданий в рабочей тетради при педагогической поддержке, при пересказе ученики могут использовать меньший объём текста. Пользоваться планом или опорными словами, кратко характеризовать предметы, явления природы с опорой на схемы, картинки.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 4 классе учащиеся(ОВЗ) научатся:

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;

  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в 4 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

  • составлять рассказ-описание о странах – соседях России;

  • применять в житейской практике правила здорового правила жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;