СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированные упражнения по русскому языку для детей с расстройством аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по адаптации упражнений по русскому языку для учащихся с РАС и легкой умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Адаптированные упражнения по русскому языку для детей с расстройством аутистического спектра»



















Адаптация упражнений

по русскому языку

для детей с расстройством аутистического спектра



















Учитель: Васина Ирина Сергеевна

В процессе усвоения учебного материала дети с РАС могут сталкиваться с такими трудностями:

  • не умеют концентрироваться/ долго удерживать внимание на предметах, которые считают неинтересными/ не важными для себя;

  • с трудом воспринимают на слух информацию, не подкреплённую визуальным рядом;

  • быстро теряют концентрацию внимания;

  • с трудом удерживают многоступенчатую инструкцию;

  • остро реагируют на раздражители (повышенная возбудимость).

С целью упрощения восприятия ребёнком новых знаний, учитель может использовать приёмы адаптации учебного материала. Самые распространённые из них: упрощение и дополнение.

Упрощение инструкции

Упрощая инструкцию к конкретному заданию, учитель может предпринимать следующие шаги:

  • разбивать многоступенчатую инструкцию на короткие задания-алгоритмы;

  • заменять сложные для понимания ребёнка слова или фразы рисунками, пиктограммами.

Дополнительная визуализация

Визуальные опоры облегчают детям с РАС суть инструкции, а также облегчают вербальную коммуникацию. На уроках русского языка учитель может использовать различные схемы, таблицы, предметные/ сюжетные картинки.



















Тема: Один-много, 2 класс

Стандартное задание:

Переписать слова из карточки в тетрадь, изменить их так, чтобы они обозначали много предметов.

Стол — столы

Карандаш — …..

Книга — ….

Птица — ……

Адаптированное задание:

Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Занести подобранные слова в соответствующий столбец таблицы.

Один

Много

Стол


Карандаш


Книга


Птица




Учитель предлагает ученику карточку со словами, вписанными в первый столбик таблицы. Ученик подбирает подходящие слова в форме множественного числа и записывает их во второй столбик таблицы.

Подобная адаптация задания позволяет ученикам с недостаточной скоростью письма не тратить много времени на списывание слов.

Адаптированное задание (уровень 2):

Такой вид задания максимально упрощен по содержанию и структуре. Используется в работе с детьми, которые испытывают трудности в самостоятельном подборе слов.

Ребёнок подбирает пары картинок по принципу один-много, соединяет их линиями. Затем под нужной картинкой записывает соответствующее слово в форме множественного числа.



Тема: Деление на слоги, перенос слов (3 класс).

Стандартное задание:

Прочитать слова. Записать их, разделяя на слоги для переноса. Красным карандашом подчеркнуть в каждом слове буквы, которые обозначают гласный звук.

Коза, молоток, рыба, туча.

Альтернативное задание:

Ученикам, которые испытывают трудности в списывании слов с печатного текста, можно предложить карточку со словами, которые уже написаны рукописными буквами. Ребёнку нужно обвести слоги по контуру букв, вписывая знаки переноса. Красным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие гласный звук.

Альтернативное задание (уровень 2):

Предлагается ученикам, у которых недостаточно сформирован навык деления слов на слоги. Инструкция в этом задании максимально упрощена. Чтобы ребёнок научился делить слова на слоги, учитель предлагает ему картинки, заранее поделённые на несколько частей. Количество частей соответствует количеству слогов в словах. На каждой части картинки подписывается слог. Ребенок соединяет части между собой и определяет количество слогов в данном слове. Затем записывает слово в тетрадь по слогам.























Письмо слов с мягким согласным на конце (2 класс)

Стандартное задание:

Измени слова так, чтобы они называли один предмет. Подчеркни мягкий знак Ь. Напиши по образцу.

Образец: Голуби — голубь, лоси — ..., мыши — ..., олени — ..., гости — ... .

Перепиши слова из учебника или карточки и измени их так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркни в словах мягкий знак. Запиши слова по образцу.

Адаптированное задание:

Учитель предлагает ученику карточку с аналогичными словами и местом на строке, где ему нужно записать эти слова в форме единственного числа. Благодаря такому заданию ученик с недостаточной скоростью письма не затратит много времени на списывание слов.

Измени слова так, чтобы они называли один предмет. Подчеркни мягкий знак Ь.

Адаптированное задание уровень 2:

Соединить слова стрелками по образцу. Подчеркнуть в словах мягкий знак.

Соедини слова стрелками по образцу. Подчеркни мягкий знак Ь.

голуби лось

лоси гость

мыши олень

олени мышь

гости голубь

Ученик, который испытывает трудности в самостоятельном подборе слов, выполняет на карточке упрощённое адаптированное задание.