СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированный инструментарий PIRLS

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание адаптированного инструменария международного исследования PIRLS.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированный инструментарий PIRLS»



Адаптированные варианты теста PIRLS

Описание адаптированного инструментария международного исследования PIRLS

Обоснование проблемы грамотности чтения и путей ее решения привело специалистов к выделению шкал читательской грамотности (работа с информацией, интерпретация текста, рефлексия и оценка) и соответствующих умений1. Такой подход в полной мере соответствует инструментарию международного исследования PIRLS. Существует открытый сегмент заданий PIRLS. Часть подобных заданий уже адаптирована российскими авторами. В качестве примера приведем опыт Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Центра мониторинга и оценки качества образования2:

Прочитайте текст:

Этим летом Оля ездила к бабушке в Белгородскую область в поселок Томаровку. В 2008 году там был открыт музей, посвященный замечательному продукту – сыру. Оля с интересом посетила этот музей. Музей сделан в стиле русской избы с деревянными лавочками. На стенах картины и фотографии, демонстрирующие производство сыра в разные годы, портреты первых сыроваров России, награды, которые успела завоевать на сельскохозяйственных выставках продукция, муляжи сыра, старинные кувшины В музее посетители могут узнать всё об истории сыроварения, которая насчитывает уже более 7 тысяч лет, о существующих видах сыров, посмотреть фильм, в котором рассказывается о современном производстве сыров. Необычность данного музея в том, что в нем можно собственными руками сварить сыр, так как это делали наши предки.

В России сыр знали давно. Славяне изготавливали «сырный творог» – продукт, полученный путем естественного свертывания молока. Историки утверждают, что славяне даже выплачивали дань своим сыром. Однако традиций сыроварения в России не было вплоть до эпохи Петра I. Именно он пригласил в России: голландских мастеров-сыроваров, и с этого момента принято отсчитывать историк сыроварения в России. В конце XVIII века появился и первый сыродельный завод.

В музее Оля узнала, что о происхождении сыра существует много легенд. Самая распространенная и правдоподобная из них – легенда о купце Канане, жившем четыре тысячи лет назад на Аравийском полуострове материка Евразия. Однажды погожим утром он отправился в далекий путь, прихватив с собой еду и молоко. День был знойный, и через какое-то время купец обессилел. Он остановился, чтобы утолить жажду, но вместо молока из сосуда потекла водянистая жидкость. На дне кувшина обнаружился белый плотный сгусток. Канан попробовал его и остался доволен вкусом. Будучи человеком простым и бесхитростным, купец поделился своим открытием с соседями. Вскоре секрет приготовления сыра стал известен многим кочевым племенам.

Задания:

1. В предложенном списке укажи название полуострова, о котором говорится в легенде о происхождении сыра.

  • Аравийский

  • Аппенинский

  • Кольский

  • Скандинавский

2. Покажи на контурной карте материк, о котором говорится в легенде о происхождении сыра.

3. Для производства сыра необходимо молоко. Укажи название природной зоны, в которой выгодно разводить коров для производства молока и сыра.

  1. 1) степь;

  2. 2) пустыня;

  3. 3) тайга;

  4. 4) тундра.

4. Молодые сыры – скоропортящийся продукт, поэтому должен транспортироваться при температуре от 0 до 12°С. В какое время суток летом лучше перевозить сыр на недалекие расстояния? Почему? Обоснуй свой ответ.

5. Ты прочитал легенду о происхождении сыра. Запиши продукт, из которого согласно легенде о купце Канане образовался сыр.

6. На рынке 1 кг сыра в 1913 году можно было купить за 70 копеек. Сколько граммов белого хлеба можно было купить на эту же сумму, если 300 г хлеба стоили 7 копеек? Запиши решение и ответ.

7. Выпиши из текста названия любых четырех экспонатов, которые увидела Оля в зале музея.

8. Учительница Анна Ивановна попросила учащихся своего класса назвать их любимый сыр. Результаты опроса она записала на доске в таблицу, отметив ответы знаком

Имя учащегося

Сорт сыра

Плавленый

Твердый

Колбасный

Оля

+



Толя


+


Рома



+

Лена

+



Маша



+

Дима



+

Саша

+



Лида

+



Таня



+

Варя

+



Кристина


+


Женя


+


Боря

+



Соня


+


Петя

+



Оксана


+


Павел

+



Ира


+


Затем Анна Ивановна попросила учащихся составить итоговую таблицу, показывающую эти результаты. Помоги учащимся заполнить таблицу:

Сорт сыра

Количество учащихся, которым нравится данный сорт

твердый


колбасный


плавленый


Запиши название сыра, который нравится большинству ребят.

9. На диаграмме представлено количество жира, содержащегося в разных сортах сыра.

Расположи названия сортов в порядке уменьшения содержания в них жира.

10. Бабушка попросила Олю найти в Интернете рецепт приготовления домашнего сыра. Вот какой рецепт она нашла.

1 литр молока довести до кипения.1 кг творога измельчить и опустить в кипящее молоко. Довести еще раз до кипения, постоянно помешивая. Варить 10 минут. Затем все содержимое выложить в мелкое ситечко, чтобы стекла вся жидкость. В это время взбить 2 яйца с 5 граммами соли и 15 граммами соды, добавить растопленное масло (100 граммов). Полученную массу влить в отцеженный творог и поставить на плиту. Варить при температуре 50°С 15 минут. Снять с плиты, выложить в форму и поставить на холод для остывания.

Расставь по порядку шаги алгоритма приготовления домашнего сыра. Цифра 1 уже поставлена.


Содержимое выложить в мелкое ситечко


Добавить растопленное масло


Варить при температуре 50°С 15 минут


1 кг творога измельчить и опустить в молоко


Варить 10 минут


Взбить 2 яйца, 5 граммов соли и 15 граммов соды, влить в творог

1

1 литр молока довести до кипения


Снять с плиты, выложить в форму и поставить на холод.

11. Мама оставила Оле 240 рублей на покупку 1 л молока, 1 кг творога и 100 г масла для приготовления домашнего сыра. На какое молоко хватит денег Оле, если ей нужно купить 5 пачек творога по цене 36 рублей, за 100 г масла нужно заплатить 28 рублей?

Название молока

объем

цена

«Деревенское»

32 рубля

«Для всей семьи»

38 рублей

«Луговое»

35 рублей

Запиши решение и ответ.

12. В предложенном списке обведи те слова, которыми можно охарактеризовать сыр: копченый, твердый, душистый, масляный, ноздреватый, черствый, хрупкий, старый.

13. В 2013 году на каникулах Оля гостила у бабушки. Ко дню рождения бабушки 24 марта она решила приготовить пиццу с сыром. В магазине Оля выбрала три плавленых сырка. На обертках были указаны следующие даты изготовления:

  1. 1) 02.10.2012

  2. 2) 16.12.2012

  3. 3) 25.02.2013

От какого сырка ей нужно отказаться, если срок годности плавленых сырков 6 месяцев?

14. Сыр содержит много витаминов, микроэлементов, белков, необходимых для нашего организма. Положительно влияет употребление сыра на состояние кожи, необходим он для восстановления зрения. Однако некоторые разновидности сыров могут содержать бактерии, вызывающие заболевание – листериоз. Содержится в сырах вещество, которое при большом употреблении сыра в пищу может способствовать головной боли, расстройству сна. Содержание в сыре жира может способствовать увеличению массы тела. Как ты думаешь, нужно ли включать сыр в школьное меню? Обоснуй свой ответ.

Международные тесты на российской почве претерпели изменения в сторону не упрощения, а усложнения. Это происходит оттого, что отечественные авторы пытаются создать не метапредметные тесты в полном смысле этого слова, а скорее межпредметные. Дело в том, что для выполнения подобных текстов ученику необходимы изначально прочные знания из различных предметных областей, тогда как международный вариант теста ориентирован больше на то, что вся нужная информация уже содержится в тексте, ее только надо найти.

Говоря о критериях для оценки обучения детей с ОВЗ, следует подчеркнуть, как важно создать такую систему оценки, в который был бы четкий перечень системы критериев, показателей и индикаторов, позволяющих делать объективные выводы о реальных достижениях разных групп детей с ОВЗ. Как указано в СФГОС, в качестве ведущих результатов обучающихся, осваивающих АООП, выступают жизненные компетенции. Вместе с тем вполне закономерно осуществлять и оценку академических достижений. С учетом этих соображений оценка достижений обучающихся с ОВЗ структурно должна включать два направления оценки:

  1. оценку образовательных результатов;

  2. оценку социально-личностных результатов.

В каждом направлении обозначаются критерии, которые раскрываются системой показателей (параметров оценки) и индикаторов, то есть конкретных знаний, умений, способностей и др., которые могут быть охарактеризованы с количественной и качественной точки зрения.

Для оценки социально-личностных результатов (жизненной компетенции) больше подходит модель оценки методом экспертной оценки. Хорошо использовать вариант «Модель безотметочного оценивания3».

А вот оценка образовательных достижений обучающихся может осуществляться и в традиционной балльной форме. Но строго на дифференцированной основе. Дифференциация, таким образом, планируется для детей с ОВЗ не только в процессе обучения, но и в диагностике знаний. Приведем примеры неправильных с этой точки зрения педагогических ходов:

  1. ребенок имеет слабое зрение – контрольная работа ему предоставляется, как и всему классу, на листке 12 шрифтом, а учитель считает, что он никому ничего не обязан: следует увеличить шрифт КИМ;

  2. у ребенка легкий левосторонний парез, он не успевает писать за всем классом диктанты, хотя и пишет грамотно, но получает неудовлетворительные оценки: следует писать диктант с таким ребенком после уроков;

  3. ребенок заикается, а в классе проверяют технику чтения, учитель же обязан проверить всех – читает и этот ребенок, заикаясь и нервируя класс: следует проверить чтение этого ученика отдельно, например, на перемене.

С точки зрения адаптивности КИМ большую роль играет, может быть, не столько адаптация самих заданий, сколько адаптация использованных текстов, в том числе художественных. В специальной литературе широко представлен научный подход к возможной адаптации художественных текстов.

Часть II. Задания открытого типа с кратким ответом.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПОСЛЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ЧТЕНИЯ ПРО СЕБЯ)

Прочитай текст про себя и приготовься к выразительному чтению.

Что такое язык жестов?

Нет ни одного человека на Земле, который не пользовался бы языком жестов. В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются 2000 жестов. Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю.

Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения был известен ещё древним римлянам. Так после окончания поединка император давал знать, оставляет ли он жизнь гладиаторам или нет.

В течение многих веков также считалось: если кто-то при нас чешет голову или теребит одежду, то этим он выражает своё пренебрежение к нам. Образованные люди никогда так не делали.

Поднятая рука – это просьба человека обратить на него внимание, ответить на вопрос. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другому народу. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

А вот эскимосы, приветствуя друга, легонько стучат ему кулаком по голове и по плечам. Лапландцы трутся носами.

Приветствие египтян раньше напоминало отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно так же приветствуют друг друга военные.

Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат её в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.

Мексиканец или испанец, выражая восхищение, сложит для этого три пальца, прижмёт их к губам и воспроизведёт звук поцелуя. Бразилец же, восторгаясь чем-то. возьмётся за мочку уха.

Если испанец или итальянец указательным пальцем левой руки оттянет нижнее веко, это будет означать: «Осторожно!»

Если вы попадёте в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык - не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен!» Но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.

А есть жесты, которые воспринимаются во всём мире одинаково. Если во время разговора вы будете махать руками во все стороны, хлопать собеседника по плечу, крутить ему пуговицы, то любому человеку станет ясно: вы очень невоспитанны. Палец, приставленный к губам, означает молчание. «Качая» указательным пальцем, грозят или укоряют. Опустив голову, показывают печаль.

(По материалам сайта http//potomy.ru/school/4.html)

Ответь на вопросы, выполни задание.

1. Какие жесты приветствия существуют в разных странах?

Ключ к заданию

Ключ к заданию

Китайцы в древности пожимали руки сами себе, эскимосы стучат кулаком по голове и по плечам друга, лапландцы трутся носами, египтяне прикладывают ладонь ко лбу.

2. Как ты понимаешь выражение «язык жестов»?

Ключ к заданию

Ключ к заданию

Язык жестов – это система знаков, состоящая из жестов.

3. Для чего надо знать этот язык?

Ключ к заданию

Ключ к заданию

Этот язык помогает людям в общении.

4. Составь словарик жестов.

Страна

Жест

Что обозначает

Ключ к заданию

Ключ к заданию

Страна

Жест

Что обозначает

Африканские страны

Человек передает другому человеку тыкву

Знак приветствия

Мексика

Человек складывает три пальца, прижимает к губам и воспроизводит звук поцелуя

Знак восхищения

Испания, Италия

Человек указательным пальцем левой руки оттягивает нижнее веко

Знак «Осторожно!»

Тибет

Человек показывает язык

Знак «Будь спокоен!

Часть III. Задания открытого типа с развернутым ответоми.

АУДИРОВАНИЕ

Послушай текст и приготовься ответить на вопросы учителя.

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

(171 слово)(Л. Толстой)

Вопросы:

1. Как бы ты поступил на месте мальчика?

Ключ к заданию

Ключ к заданию

Ответ дается в свободном порядке. Оцениваются объем ответов по (2-3 предложения каждый ответ) и качество ответов (полнота и точность ответов на поставленные вопросы).

2. Как можно помочь пожилым людям?

Ключ к заданию

Ключ к заданию

Ответ дается в свободном порядке. Оцениваются объем ответов по (2-3 предложения каждый ответ) и качество ответов (полнота и точность ответов на поставленные вопросы).