Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса составлена в соответствии с адаптированной образовательной программой (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса составлена в соответствии с
- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12.2015 № 1577);
-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
- Приказа Минобрнауки РФ № 1598 Об утверждении ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ;
- Письма Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;
- СанПиН для обучающихся с ОВЗ;
2) Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);
3) Примерной основной образовательной программой, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
4) Авторской программы В.В. Николина, А.И. Алексеева, Е.К. Липкина. Предметная линия «Полярная звезда». 5-9 классы.-М.: Просвещение 2011.
УМК:
Учебник: География 5-6 классы А. И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, под редакцией А.И. Алексеева. М.- Просвещение, 2015.
Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 5-6 классы
Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Методические рекомендации. 5–9 классы
Д. А. Гдалин, Ю. Н. Гладкий, С. И. Махов. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 классы
Место предмета в учебном плане
Года обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
5 класс | 1 | 34 | 34 |
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Содержание учебного материала по биологии, темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с задержкой психического развития. Они не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Учащиеся не могут полно и самостоятельно использовать полученные на уроках биологии знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят слабость обобщения, выделения признаков сходства и различия, трудности в выделении специальных признаков наблюдаемого объекта.
Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы, развивающие у детей с ЗПР навыки наблюдения и описания объектов и сравнения их признаков. Для детей с ЗПР особенно важно любую информацию подкреплять наглядной демонстрацией. Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты.
Планируемые результаты освоения
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дорогах;
• формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные УУД
Умение планировать решение задачи
Умение формулировать проблему
Умение формулировать познавательную цель
Умение выдвигать гипотезу
Умение оценивать степень и способы достижения цели
Познавательные УУД
Умение искать и выделять информацию
Умение подводить под понятие, выводить следствия
Умение понимать информацию в неявном виде, в виде таблиц, схем, рисунков
Умение устанавливать причинно – следственные связи
Умение использовать знаково – символические средства
Умение анализировать с целью выделения признаков
Умение моделировать
Умение выстраивать логическую цепь рассуждений
Умение синтезировать (как восполнение целого из частей, восполнение недостающих компонентов)
Умение выбирать основания и критерия для сравнения сериации и классификации
Коммуникативные УУД
Умение понимать цель, суть текста
Умение выражать свою точку зрения
Умение разрешать конфликты
Умение инициировать сотрудничество
Умение использовать речевые средства адекватные ситуации общения
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты изучения:
5класс
Источники географической информации
Ученик научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Кол-во к.р. | Формы организации учебной деятельности, проектную деятельность | Виды деятельности учащихся |
1 | Развитие географических знаний о Земле | 4 | 1 | индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы. | Знать из истории географии факты развития знаний о материках и океанах, об отражении их на карте; уметь показывать и наносить на контурную карту путь путешественников и исследователей (двух-трёх) Нового и Новейшего времени. |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 4 | 0 | индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы. | знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу; уметь описывать уникальные особенности Земли как планеты; знать форму и размеры Земли; устанавливать географические следствия формы, размеров Земли; называть и показывать на карте материки и океаны планеты; приводить примеры земных оболочек |
3 | План и карта | 13 | 1 | индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы. | знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу; уметь описывать уникальные особенности Земли как планеты; знать форму и размеры Земли; устанавливать географические следствия формы, размеров Земли; называть и показывать на карте материки и океаны планеты; приводить примеры земных оболочек. |
4 | Человек на Земле | 4 | 0 | индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы. | Знать определения понятий «раса», «плотность населения»; называть расовый состав населения планеты; приводить примеры представителей различных рас; уметь отличать по внешним чертам представителей различных рас; объяснять распространение рас на планете; называть и показывать по карте наиболее и наименее заселённые территории планеты; знать численность населения планеты; называть и показывать на карте крупные государства и города мира. |
5 | Литосфера – твёрдая оболочка Земли | 9 | 1 | индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы. | Уметь называть внешние и внутренние силы Земли; раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на изменение рельефа планеты; знать особенности внутреннего строения Земли и земной коры; раскрывать существенные признаки понятий «ядро», «мантия», «земная кора»; знать определения понятий «литосфера», «литосферная плита»; уметь объяснять различия между земной корой и литосферой; понимать соотношение внутренних слоёв Земли; раскрывать основные положения гипотезы движения литосферных плит; называть отличия океанической и континентальной земной коры; называть и показывать современные литосферные плиты; называть и показывать по карте горные системы, расположенные на границе литосферных плит. |
Занятия будут проходить один час в неделю по 40 минут. В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете биологии. Так же проводятся текущие инструктажи при проведении лабораторных работ.
Инструментарий для оценивания результатов.
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Формы промежуточного и итогового контроля.
Для контроля за усвоением учащимися пройденного материала используются такие методы как индивидуальный и фронтальный опрос, метод проектов, а также контрольные работы в виде тестирования ЭОР.
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые предметные результаты | Виды/ формы контроля |
Развитие географических знаний о Земле |
1 | 06.09.2021 | 02.09. | Географические методы изучения окружающей среды | 1 | Урок изучения нового материала | Определять значение гео. знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
2 | 13.09.2021 | 09.09. | Развитие географических знаний о Земле. Входной контроль | 1 | Урок рефлексии | Выявлять изменения гео. представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
3 | 20.09.2021 | 16.09. | Великие географические открытия Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий». | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие гео. науки. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
4 | 27.09.2021 | 23.09. | География сегодня | 1 | Урок рефлексии | Определять значение современных гео. исследований для жизни общества. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
5 | 04.10.2021 | 30.09. | Контрольная работа №1 «Развитие географических знаний о Земле» | 1 | Урок итогового контроля | Выявление навыков работы с тестами | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
Земля - планета Солнечной системы |
6 | 11.10.2021 | 07.10. | Мы во Вселенной | 1 | Урок рефлексии | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
7 | 18.10.2021 | 14.10. | Движения Земли | 1 | Урок рефлексии | Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
8 | 25.10.2021 | 21.10. | Солнечный свет на Земле. | 1 | Урок рефлексии | Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
План и карта |
9 | 08.11.2021 | 28.10. | Ориентирование на местности. | 1 | Урок рефлексии | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
10 | 15.11.2021 | 11.11. | Практическая работа №2 «Определение на местности азимута» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определять азимут. Выявлять особенности плана местности. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
11 | 22.11.2021 | 18.11. | Земная поверхность на плане и карте | 1 | Урок рефлексии | Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния с помощью масштаба. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
12 | 29.11.2021 | 25.11. | Практическая работа №3 «Определение масштаба и измерение расстояний» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
13 | 06.12.2021 | 02.12. | Земная поверхность на плане и карте | 1 | Урок рефлексии | Овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения в жизни | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
14 | 13.12.2021 | 09.12. | Практическая работа №4 «Составление плана местности» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения в жизни | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
15 | 20.12.2021 | 16.12. | Географическая карта | 1 | Урок рефлексии | Сравнивать планы местности и гео. карты. Определять направление на глобусе. Выделять основные свойства карт. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
16 | 27.12.2021 | 24.12. | Градусная сетка | 1 | Урок рефлексии | Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
17 | 10.01.2022 | 14.01. | Географические координаты. Географическая широта | 1 | Урок рефлексии | Определять географические координаты объектов на карте | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
18 | 17.01.2022 | 28.01. | Географические координаты. Географическая долгота | 1 | Урок рефлексии | Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
19 | 24.01.2022 | 04.02. | Практическая работа №5 «Решение географических задач по теме «План и карта» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
20 | 31.01.2022 | 09.02. | Контрольная работа №2 «План и карта» | 1 | Урок итогового контроля | Выявление навыков работы с тестами | |
Человек на Земле |
21 | 07.02.2022 | 11.02. | Как люди заселяли Землю | 1 | Урок рефлексии | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
22 | 14.02.2022 | 18.02. | Расы и народы мира. | 1 | Урок рефлексии | Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселенные участки суши. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
23 | 21.02.2022 | 25.02. | Практическая работа №6 «Сравнение стран мира по политической карте» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Выделять самые крупные по площади государства на Земле. Находить и показывать на карте свою страну. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
Литосфера – твёрдая оболочка Земли |
24 | 28.02.2022 | 11.03. | Земная кора - верхняя часть литосферы.». | 1 | Урок изучения нового материала | Находить на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине, расположению. Систематизировать новую информацию | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
25 | 14.03.2022 | 18.03. | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. | 1 | Урок рефлексии | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
26 | 21.03.2022 | 25.03. | Практическая работа №7 «Определение горных пород и описание их свойств» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
27-28 | 04.04.2022 11.04.2022 | 08.04. 15.04. | Движения земной коры | 2 | Урок рефлексии | Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на к/к районы землетрясений и вулканизма. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
29 | 18.04.2022 | 22.04. | Рельеф Земли. Равнины. | 1 | Урок рефлексии | Определять по гео. картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их гео. положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
30 | 25.04.2022 | 29.04. | Рельеф Земли. Горы | 1 | Урок рефлексии | Наносить на к/к крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
31 | 02.05.2022 | 06.05. | Человек и литосфера | 1 | Урок рефлексии | Определять по гео. картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их гео. положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на к/к крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
32 | 16.05.2022 | 13.05. | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок итогового контроля | Выявление навыков работы с тестами | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
33-34 | 23.05.2022 30.05.2022 | 20.05. 27.05. | Практическая работа №8 «Скульптурный портрет Земли» | 2 | Урок общеметодологической направленности | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |