Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ.
Матанцева Е.Н.
- Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
- «Адаптивная» – это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
- осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
- компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
- желание улучшать свои личностные качества;
Группы методов:
- методы формирования знаний;
- методы обучения двигательным действиям;
- методы развития физических качеств и способностей;
- методы воспитания личности;
- методы взаимодействия педагога и занимающихся.
. Методы формирования знаний
- усвоение представлений, понятий, правил, принципов, условий успешного овладения разнообразными двигательными умениями, полноценной техникой движений, развитие физических и психических качеств и способностей, а также опыта их практического применения;
- создание стимулов, мотивов, ценностей, норм, установок осознанного использования физических упражнений.
Методы формирования знаний делятся на две группы: методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности.
- К первой группе относятся:
- метод устной передачи информации в виде объяснения, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т. п.;
- метод неречевой передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, карточек;
- метод сопряженной речи — одновременное созвучное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз;
- метод идеомоторной речи — самостоятельное мысленное проговаривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности.
- Вторая группа методов построена на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов, создающий сенсорно-перцептивный образ движения.
Методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности:
- одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения:
- рисование фигуры человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышечных групп;
- рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его;
- письменное описание одного упражнения с последующим разбором;
выполнение упражнения только по словесной инструкции, только по показу.
Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методически правильно организованным:
- упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необходимо показывать, встав лицом к учащимся;
- упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходимо демонстрировать, стоя боком;
- упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;
- зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения;
- упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.
Дробление и последовательное освоения частей упражнения обусловлено следующими обстоятельствами:
- многие физические упражнения имеют достаточно сложную координационную структуру и требуют от занимающихся ориентировки в пространстве, согласованности движений, равновесия, точного воспроизведения силовых, временных, пространственных характеристик движения, но именно эти способности наименее развиты у людей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными нарушениями;
- изучение сложных по своей структуре физических упражнений требует много времени, и это может снизить интерес к учебной деятельности у занимающихся. В силу психологических особенностей дети с нарушениями в развитии нуждаются в частых переключениях и быстром успехе;
- обучение отдельным видам упражнений исходно предполагает последовательное изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением (плавание);
- на этапе реабилитации после травм и заболеваний в силу ограниченных возможностей двигательного аппарата целостное движение невозможно.
- в реабилитационных целях используются пассивные движения, например, для создания условий формирования нормального положения позвоночника для ребенка с ДЦП используются упражнения на мяче: пассивное сгибание рук, ног, туловища, головы с фиксацией и покачиванием, чередующимися с положениями лежа на животе и спине и способствующими расслаблению мышц;
- преимущество раздельного выполнения отдельных частей или фаз движения заключается в том, что создаются условия для коррекции индивидуальных деталей техники с учетом реальных возможностей обучаемого, уточнения положений отдельных звеньев тела, исправления двигательных ошибок.
Метод целостного обучения
- с самого начала физическое упражнение изучается в полном объеме его структуры. Он используется при обучении либо простым упражнениям, либо упражнениям, которые не делятся на части, либо при закреплении изученных по частям и объединенных в целое упражнений.
. Методы развития физических качеств и способностей
- Принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение.
- Для развития мышечной силы- методы максимальных усилий, повторных усилий, динамических усилий.
- Для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы.
- Для развития выносливости — равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой методы.
Для развития гибкости применяют следующие методические приемы: динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения и комбинированные упражнения.
-Для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений
Формы организации адаптивной физической культуры
- Основной формой занятий по адаптивной физической культуре является урочная форма.
- В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:
- 1) уроки образовательной направленности, предназначенные для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
- 2) уроки коррекционно-развивающей направленности, предназначенные для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
- 3) уроки оздоровительной направленности, предназначенные для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- 4) уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п.;
- 5) уроки спортивной направленности, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
- 6) уроки рекреационной направленности, предназначенные для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.
Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.
- Нарушения в развитии двигательных способностей:
- 1) нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
- 2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения ; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп ; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях ; гибкости и подвижности в суставах.
- 3)нарушения основных движений: — неточность движений в пространстве и времени; грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий; ловкости и плавности движений; излишняя скованность и напряженность; — ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции.
Основные задачи АФК при организации занятий с детьми с умственной отсталостью:
- 1. Коррекции нарушений. Задача предполагает создание адекватной двигательной базы и развитие жизненно важных двигательных навыков.
- 2. Формирование компенсаций. Задача предполагает создание определенных двигательных стереотипов и аналогий, обеспечивающих возможности формирования позы и наличие базовых двигательных навыков (при отсутствии конечности, недостаточном её развитии или деформации и т.д.).
- 3. Социализация. Задача предполагает обеспечение создания условий для развития социально-бытовых навыков через формирование двигательного действия.
- 4. Адаптация - задача развития основных физических качеств, формирование компенсаторных механизмов переносимости физической нагрузки.
- 5. Интеграция - создание условий для эффективного взаимодействия с социумом.
К специфическим задачам АФК при организации занятий с детьми с умственной отсталостью относятся:
- 1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами.
- 2. Коррекция и развитие координационных способностей
- 3. Коррекция и развитие физической подготовленности: - целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств; - развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
- 4. Коррекция и профилактика соматических нарушений: - формирование и коррекция осанки; - профилактика и коррекция плоскостопия; - коррекция массы тела; - коррекция речевого дыхания; - укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- 5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей
- 6. Развитие познавательной деятельности.
- 7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.
Дидактические правила
- 1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;
- 2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
- 3) максимально активизировать познавательную деятельность;
- 4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;
- 5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
- 6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.
Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.
Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в несколько групп.
1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.
2. Общеразвивающие упражнения: 1) без предметов; 2) с предметами (флажки, ленты, гимнастические палки, обручи, малые и большие мячи и др.);
3) на снарядах (гимнастическая стенка, кольца, гимнастическая скамейка, лестница, тренажеры).
3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованность движений рук, ног, головы, туловища; согласованность движений с дыханием; ориентировка в пространстве; равновесие, дифференцировка усилий, времени и пространства; ритмичность движений, расслабление.
5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.
6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
7. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
8. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.
9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность.
10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.
11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.
Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазанье, упражнениях с предметами и др
- − согласованность движений отдельных частей тела (рук, ног, туловища, головы);
- − согласованность выполнения симметричных и асимметричных движений;
- − согласованность движений и дыхания;
- − компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
- − формирование движений за счет сохранных функций.
Коррекция и развитие координационных способностей:
- ориентировка в пространстве;
- дифференцировка усилий, времени и пространства;
- расслабление;
- быстрота реагирования на изменяющиеся условия;
- статическое и динамическое равновесие;
- ритмичность движений;
- точность мелких движений кисти и пальцев.
Коррекция и развитие физической подготовленности:
- целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств;
- развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
Коррекция и профилактика соматических нарушений:
- формирование и коррекция осанки;
- профилактика и коррекция плоскостопия;
- коррекция массы тела;
- коррекция речевого дыхания;
- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:
- развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
- дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
- развитие воображения;
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие познавательной деятельности:
- формирование представлений об элементарных движениях, частях
тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;
- расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений(формирование пространственных представлений, речевой и коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и т. п.).
- воспитание умственно отсталого ребенка как личности.
Программный материал по физической культуре включает следующие разделы:
- Программный материал по физической культуре включает следующие разделы: элементы ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание.
Каждый раздел включает многочисленные физические упражнения,
позволяющие воздействовать на различные участки опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения.
Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, рекреационных и спортивных занятиях.
1 Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.
- 2 Общеразвивающие упражнения: 1) без предметов;
- 2) с предметами (флажки, ленты, гимнастические палки, обручи, малые и большие мячи и др.);
- 3) на снарядах (гимнастическая стенка, кольца, гимнастическая скамейка, лестница, тренажеры).
3 . Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости
4.Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей:
- согласованность движений рук, ног, головы, туловища;
согласованность движений с дыханием; ориентировка в пространстве;
равновесие, дифференцировка усилий, времени и пространства; ритмичность движений, расслабление.
5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног. 6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций мышц, опороспособности.
подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
7 .Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
8. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.
9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность
10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.
11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.
Формирование двигательных действий
- 1 Закрепление знаний о строении тела и его частях:
- − голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея;
- − туловище – спина, грудь, живот, бок;
- − руки – плечо, локоть, кисть, пальцы;
- − ноги – бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.
2. Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на
стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр,
стартовая линия и др.
3. Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стенка, перекладина, маты и др.
4. Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на скамейке), положениях рук, туловища и ног относительно собственного тела.
5. Знания понятий, обозначающих элементарные виды движе-
ний, и умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся) –
опустить(ся); согнуть(ся) – разогнуть(ся); наклонить(ся) – выпрямить(ся);
повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, перелезать,
ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять,
ловить, поймать.
6. Знание пространственных ориентиров:
− направления движений тела и его частей: вперед-назад, вправо-вле-
во, вниз-вверх;
− построения: в колонну, шеренгу, круг, пары;
− представления о движениях, означающих месторасположение
(с предлогами перед, за, через, с, на, между, около, под): встать пе-
ред гимнастической скамейкой, построиться за гимнастической
скамейкой, перепрыгнуть через гимнастическую скамейку, встать на
гимнастическую скамейку, спрыгнуть с гимнастической скамейки,
проползти под гимнастической скамейкой.
Противопоказания к урокам АФК:
- острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;
- острый период заболевания и его прогрессирующее течение;
- болезни, сопровождающиеся возможностью кровотечения;
- период судорожной готовности;
- значительно выраженный болевой синдром
Используемая литература:
-«Адаптивная физическая культура и спорт для лиц и нарушениями интеллекта». Учебно – методическое пособие. В.В.Горелик. г.Тольяти ТГУ 2009г.
-«Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Л.В.Токарская, Н.А.Дубровина. г. Екатеринбург. Уральский университет 2015г.
-«Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ОВЗ.» Методическое пособие. Т.В.Насибулина г.Сыктывкар 2016г.
-«Адаптивная физическая культура .Для обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями». Методические рекомендации.И.Н.Андреева,И.А.Покровская.г.Санкт-Петербург.2014г.