СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная физическая культура

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Адаптивная физическая культура  – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная физическая культура»

Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ. Матанцева  Е.Н.

Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ.

Матанцева Е.Н.

Адаптивная физическая культура   – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
  • Адаптивная физическая культура   – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
«Адаптивная»   – это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
  • «Адаптивная»   – это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:                   осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;              способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;               компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;               способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;              потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;             осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;             желание улучшать свои личностные качества;             

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

  •                 осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
  •              способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  •               компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
  •               способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
  •              потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
  •             осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
  •             желание улучшать свои личностные качества;

            

Группы методов:           методы формирования знаний;         методы обучения двигательным действиям;         методы развития физических качеств и способностей;  методы воспитания личности;       методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Группы методов:

  •         методы формирования знаний;
  •         методы обучения двигательным действиям;
  •         методы развития физических качеств и способностей;
  • методы воспитания личности;
  •       методы взаимодействия педагога и занимающихся.
.         Методы формирования знаний        усвоение представлений, понятий, правил, принципов, условий успешного овладения разнообразными двигательными умениями, полноценной техникой движений, развитие физических и психических качеств и способностей, а также опыта их практического применения;       создание стимулов, мотивов, ценностей, норм, установок осознанного использования физических упражнений.

.         Методы формирования знаний

  •      усвоение представлений, понятий, правил, принципов, условий успешного овладения разнообразными двигательными умениями, полноценной техникой движений, развитие физических и психических качеств и способностей, а также опыта их практического применения;
  •       создание стимулов, мотивов, ценностей, норм, установок осознанного использования физических упражнений.
Методы формирования знаний делятся на две группы: методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности.   К первой группе относятся:       метод устной передачи информации в виде объяснения, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т. п.;       метод неречевой передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, карточек;       метод сопряженной речи — одновременное созвучное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз;         метод идеомоторной речи — самостоятельное мысленное проговаривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности.

Методы формирования знаний делятся на две группы: методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности.

  • К первой группе относятся:
  •       метод устной передачи информации в виде объяснения, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т. п.;
  •       метод неречевой передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, карточек;
  •       метод сопряженной речи — одновременное созвучное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз;
  •         метод идеомоторной речи — самостоятельное мысленное проговаривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности.
Вторая группа методов построена на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов, создающий сенсорно-перцептивный образ движения.
  • Вторая группа методов построена на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов, создающий сенсорно-перцептивный образ движения.

Методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности:

  •        одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения:
  •       рисование фигуры человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышечных групп;
  •        рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его;
  •        письменное описание одного упражнения с последующим разбором;

выполнение упражнения только по словесной инструкции, только по показу.

Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методически правильно организованным:

  •         упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необходимо показывать, встав лицом к учащимся;
  •       упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходимо демонстрировать, стоя боком;
  •         упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;
  •          зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения;
  •      упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.

Дробление и последовательное освоения частей упражнения обусловлено следующими обстоятельствами:

  •       многие физические упражнения имеют достаточно сложную координационную структуру и требуют от занимающихся ориентировки в пространстве, согласованности движений, равновесия, точного воспроизведения силовых, временных, пространственных характеристик движения, но именно эти способности наименее развиты у людей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными нарушениями;
  •         изучение сложных по своей структуре физических упражнений требует много времени, и это может снизить интерес к учебной деятельности у занимающихся. В силу психологических особенностей дети с нарушениями в развитии нуждаются в частых переключениях и быстром успехе;
  •      обучение отдельным видам упражнений исходно предполагает последовательное изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением (плавание);
  •        на этапе реабилитации после травм и заболеваний в силу ограниченных возможностей двигательного аппарата целостное движение невозможно.
  •        в реабилитационных целях используются пассивные движения, например, для создания условий формирования нормального положения позвоночника для ребенка с ДЦП используются упражнения на мяче: пассивное сгибание рук, ног, туловища, головы с фиксацией и покачиванием, чередующимися с положениями лежа на животе и спине и способствующими расслаблению мышц;
  •        преимущество раздельного выполнения отдельных частей или фаз движения заключается в том, что создаются условия для коррекции индивидуальных деталей техники с учетом реальных возможностей обучаемого, уточнения положений отдельных звеньев тела, исправления двигательных ошибок.
Метод целостного обучения   с самого начала физическое упражнение изучается в полном объеме его структуры. Он используется при обучении либо простым упражнениям, либо упражнениям, которые не делятся на части, либо при закреплении изученных по частям и объединенных в целое упражнений.

Метод целостного обучения  

  • с самого начала физическое упражнение изучается в полном объеме его структуры. Он используется при обучении либо простым упражнениям, либо упражнениям, которые не делятся на части, либо при закреплении изученных по частям и объединенных в целое упражнений.
.         Методы развития физических качеств и способностей Принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение.

.         Методы развития физических качеств и способностей

  • Принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение.
-         Для развития мышечной силы- методы максимальных усилий, повторных усилий, динамических усилий. -        Для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы. -        Для развития выносливости — равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой методы.  Для развития гибкости применяют следующие методические приемы: динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения и комбинированные     упражнения.   -Для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений 

-         Для развития мышечной силы- методы максимальных усилий, повторных усилий, динамических усилий.

-        Для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы.

-        Для развития выносливости — равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой методы.

Для развития гибкости применяют следующие методические приемы: динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения и комбинированные     упражнения.  

-Для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений 

  Формы организации адаптивной физической культуры

  •       Основной формой занятий по адаптивной физической культуре является урочная форма.
  • В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:
  • 1)        уроки образовательной направленности, предназначенные для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
  • 2)        уроки коррекционно-развивающей направленности, предназначенные для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
  • 3)        уроки оздоровительной направленности, предназначенные для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • 4)        уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п.;
  •   5)        уроки спортивной направленности, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
  • 6)        уроки рекреационной направленности, предназначенные для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.

  • Нарушения в развитии двигательных способностей:
  • 1) нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
  • 2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения ; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп ; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях ; гибкости и подвижности в суставах.
  • 3)нарушения основных движений: — неточность движений в пространстве и времени; грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий; ловкости и плавности движений; излишняя скованность и напряженность; — ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции.
Основные задачи АФК при организации занятий с детьми с умственной отсталостью: 1. Коррекции нарушений. Задача предполагает создание адекватной двигательной базы и развитие жизненно важных двигательных навыков. 2. Формирование компенсаций. Задача предполагает создание определенных двигательных стереотипов и аналогий, обеспечивающих возможности формирования позы и наличие базовых двигательных навыков (при отсутствии конечности, недостаточном её развитии или деформации и т.д.). 3. Социализация. Задача предполагает обеспечение создания условий для развития социально-бытовых навыков через формирование двигательного действия. 4. Адаптация - задача развития основных физических качеств, формирование компенсаторных механизмов переносимости физической нагрузки. 5. Интеграция - создание условий для эффективного взаимодействия с социумом.

Основные задачи АФК при организации занятий с детьми с умственной отсталостью:

  • 1. Коррекции нарушений. Задача предполагает создание адекватной двигательной базы и развитие жизненно важных двигательных навыков.
  • 2. Формирование компенсаций. Задача предполагает создание определенных двигательных стереотипов и аналогий, обеспечивающих возможности формирования позы и наличие базовых двигательных навыков (при отсутствии конечности, недостаточном её развитии или деформации и т.д.).
  • 3. Социализация. Задача предполагает обеспечение создания условий для развития социально-бытовых навыков через формирование двигательного действия.
  • 4. Адаптация - задача развития основных физических качеств, формирование компенсаторных механизмов переносимости физической нагрузки.
  • 5. Интеграция - создание условий для эффективного взаимодействия с социумом.
К специфическим задачам АФК при организации занятий с детьми с умственной отсталостью относятся:   1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами. 2. Коррекция и развитие координационных способностей   3. Коррекция и развитие физической подготовленности: - целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств; - развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах. 4. Коррекция и профилактика соматических нарушений: - формирование и коррекция осанки; - профилактика и коррекция плоскостопия; - коррекция массы тела; - коррекция речевого дыхания; - укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей 6. Развитие познавательной деятельности.   7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.

К специфическим задачам АФК при организации занятий с детьми с умственной отсталостью относятся:

  • 1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами.
  • 2. Коррекция и развитие координационных способностей
  •   3. Коррекция и развитие физической подготовленности: - целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств; - развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
  • 4. Коррекция и профилактика соматических нарушений: - формирование и коррекция осанки; - профилактика и коррекция плоскостопия; - коррекция массы тела; - коррекция речевого дыхания; - укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  • 5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей
  • 6. Развитие познавательной деятельности.  
  • 7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.
Дидактические правила 1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением; 2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;   3) максимально активизировать познавательную деятельность;   4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;   5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;   6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.

Дидактические правила

  • 1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;
  • 2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
  •   3) максимально активизировать познавательную деятельность;
  •   4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;
  •   5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
  •   6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.
Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы. Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в несколько групп.

Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.

Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в несколько групп.

  1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.

  2. Общеразвивающие упражнения: 1) без предметов; 2) с предметами (флажки, ленты, гимнастические палки, обручи, малые и большие мячи и др.);

  3) на снарядах (гимнастическая стенка, кольца, гимнастическая скамейка, лестница, тренажеры).

3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованность движений рук, ног, головы, туловища; согласованность движений с дыханием; ориентировка в пространстве; равновесие, дифференцировка усилий, времени и пространства; ритмичность движений, расслабление.

5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.

  6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.

  7. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

  8. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.

  9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность.

  10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.

  11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.

  12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.

Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазанье, упражнениях с предметами и др − согласованность движений отдельных частей тела (рук, ног, туловища, головы); − согласованность выполнения симметричных и асимметричных движений; − согласованность движений и дыхания; − компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций; − формирование движений за счет сохранных функций.

Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазанье, упражнениях с предметами и др

  • − согласованность движений отдельных частей тела (рук, ног, туловища, головы);
  • − согласованность выполнения симметричных и асимметричных движений;
  • − согласованность движений и дыхания;
  • − компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
  • − формирование движений за счет сохранных функций.
Коррекция и развитие координационных способностей: ориентировка в пространстве;  дифференцировка усилий, времени и пространства; расслабление; быстрота реагирования на изменяющиеся условия; статическое и динамическое равновесие;  ритмичность движений; точность мелких движений кисти и пальцев.

Коррекция и развитие координационных способностей:

  • ориентировка в пространстве;
  • дифференцировка усилий, времени и пространства;
  • расслабление;
  • быстрота реагирования на изменяющиеся условия;
  • статическое и динамическое равновесие;
  • ритмичность движений;
  • точность мелких движений кисти и пальцев.
Коррекция и развитие физической подготовленности:    целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств; развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

Коррекция и развитие физической подготовленности:

  • целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств;
  • развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
 Коррекция и профилактика соматических нарушений:    формирование и коррекция осанки;  профилактика и коррекция плоскостопия;  коррекция массы тела; коррекция речевого дыхания;  укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Коррекция и профилактика соматических нарушений:

  • формирование и коррекция осанки;
  • профилактика и коррекция плоскостопия;
  • коррекция массы тела;
  • коррекция речевого дыхания;
  • укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
 Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:    развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия; дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;  развитие зрительной и слуховой памяти;  развитие зрительного и слухового внимания; дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;  развитие воображения; коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:

  • развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
  • дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
  • развитие воображения;
  • коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
       Развитие познавательной деятельности: формирование представлений об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;  расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений(формирование пространственных представлений, речевой и коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и т. п.). воспитание умственно отсталого ребенка как личности.

Развитие познавательной деятельности:

  • формирование представлений об элементарных движениях, частях

тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;

  • расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений(формирование пространственных представлений, речевой и коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и т. п.).
  • воспитание умственно отсталого ребенка как личности.
Программный материал по физической культуре включает следующие разделы: Программный материал по физической культуре включает следующие разделы: элементы ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый раздел включает многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные участки опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения. Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, рекреационных и спортивных занятиях.

Программный материал по физической культуре включает следующие разделы:

  • Программный материал по физической культуре включает следующие разделы: элементы ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание.

Каждый раздел включает многочисленные физические упражнения,

позволяющие воздействовать на различные участки опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения.

Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, рекреационных и спортивных занятиях.

1 Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве:  ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.   2 Общеразвивающие упражнения:  1) без предметов; 2) с предметами (флажки, ленты, гимнастические палки, обручи, малые и большие мячи и др.); 3) на снарядах (гимнастическая стенка, кольца, гимнастическая скамейка, лестница, тренажеры).

1 Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.

  • 2 Общеразвивающие упражнения: 1) без предметов;
  • 2) с предметами (флажки, ленты, гимнастические палки, обручи, малые и большие мячи и др.);
  • 3) на снарядах (гимнастическая стенка, кольца, гимнастическая скамейка, лестница, тренажеры).
 3 . Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости 4.Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: - согласованность движений рук, ног, головы, туловища; согласованность движений с дыханием; ориентировка в пространстве; равновесие, дифференцировка усилий, времени и пространства; ритмичность движений, расслабление. 5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения,  укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.  6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций мышц, опороспособности.  подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.

3 . Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости

4.Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей:

- согласованность движений рук, ног, головы, туловища;

согласованность движений с дыханием; ориентировка в пространстве;

равновесие, дифференцировка усилий, времени и пространства; ритмичность движений, расслабление.

5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног. 6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций мышц, опороспособности.

подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.

7 .Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.   8. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики. 9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность  10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов. 11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение  ремесла, трудовой деятельности. 12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис,  баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.

7 .Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

8. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.

9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность

10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.

11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.

12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.

Формирование двигательных действий 1 Закрепление знаний о строении тела и его частях: − голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея; − туловище – спина, грудь, живот, бок; − руки – плечо, локоть, кисть, пальцы; − ноги – бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.

Формирование двигательных действий

  • 1 Закрепление знаний о строении тела и его частях:
  • − голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея;
  • − туловище – спина, грудь, живот, бок;
  • − руки – плечо, локоть, кисть, пальцы;
  • − ноги – бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.
2. Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр, стартовая линия и др.

2. Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на

стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр,

стартовая линия и др.

3. Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стенка, перекладина, маты и др.

3. Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стенка, перекладина, маты и др.

4. Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на скамейке), положениях рук, туловища и ног относительно собственного тела.

4. Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на скамейке), положениях рук, туловища и ног относительно собственного тела.

5. Знания понятий, обозначающих элементарные виды движе- ний, и умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся) – опустить(ся); согнуть(ся) – разогнуть(ся); наклонить(ся) – выпрямить(ся); повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять, ловить, поймать.

5. Знания понятий, обозначающих элементарные виды движе-

ний, и умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся) –

опустить(ся); согнуть(ся) – разогнуть(ся); наклонить(ся) – выпрямить(ся);

повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, перелезать,

ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять,

ловить, поймать.

6. Знание пространственных ориентиров: − направления движений тела и его частей: вперед-назад, вправо-вле- во, вниз-вверх; − построения: в колонну, шеренгу, круг, пары; − представления о движениях, означающих месторасположение (с предлогами перед, за, через, с, на, между, около, под): встать пе- ред гимнастической скамейкой, построиться за гимнастической скамейкой, перепрыгнуть через гимнастическую скамейку, встать на гимнастическую скамейку, спрыгнуть с гимнастической скамейки, проползти под гимнастической скамейкой.  

6. Знание пространственных ориентиров:

− направления движений тела и его частей: вперед-назад, вправо-вле-

во, вниз-вверх;

− построения: в колонну, шеренгу, круг, пары;

− представления о движениях, означающих месторасположение

(с предлогами перед, за, через, с, на, между, около, под): встать пе-

ред гимнастической скамейкой, построиться за гимнастической

скамейкой, перепрыгнуть через гимнастическую скамейку, встать на

гимнастическую скамейку, спрыгнуть с гимнастической скамейки,

проползти под гимнастической скамейкой.

 

Противопоказания к урокам АФК: острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;  острый период заболевания и его прогрессирующее течение;  болезни, сопровождающиеся возможностью кровотечения;  период судорожной готовности; значительно выраженный болевой синдром

Противопоказания к урокам АФК:

  • острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;
  • острый период заболевания и его прогрессирующее течение;
  • болезни, сопровождающиеся возможностью кровотечения;
  • период судорожной готовности;
  • значительно выраженный болевой синдром
Используемая литература: -«Адаптивная физическая культура и спорт для лиц и нарушениями интеллекта». Учебно – методическое пособие. В.В.Горелик. г.Тольяти ТГУ 2009г. -«Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Л.В.Токарская, Н.А.Дубровина. г. Екатеринбург. Уральский университет 2015г. -«Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ОВЗ.» Методическое пособие. Т.В.Насибулина г.Сыктывкар 2016г. -«Адаптивная физическая культура .Для обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями». Методические рекомендации.И.Н.Андреева,И.А.Покровская.г.Санкт-Петербург.2014г.

Используемая литература:

-«Адаптивная физическая культура и спорт для лиц и нарушениями интеллекта». Учебно – методическое пособие. В.В.Горелик. г.Тольяти ТГУ 2009г.

-«Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Л.В.Токарская, Н.А.Дубровина. г. Екатеринбург. Уральский университет 2015г.

-«Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ОВЗ.» Методическое пособие. Т.В.Насибулина г.Сыктывкар 2016г.

-«Адаптивная физическая культура .Для обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями». Методические рекомендации.И.Н.Андреева,И.А.Покровская.г.Санкт-Петербург.2014г.

Спасибо за внимание.
  • Спасибо за внимание.