СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная физическая культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура — это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его со­стояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармониза­ции всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.Адаптивная физическая культура — это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, вклю­чая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты но созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилита­ции и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовьгх и гигиенических факторов.

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная физическая культура»

Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура

Основные понятия Физическая культура — это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его со­стояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармониза­ции всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

Основные понятия

  • Физическая культура — это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его со­стояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармониза­ции всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
Основные понятия Адаптивная физическая культура — это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, вклю­чая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты но созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилита­ции и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовьгх и гигиенических факторов.

Основные понятия

  • Адаптивная физическая культура — это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, вклю­чая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты но созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилита­ции и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовьгх и гигиенических факторов.
Функции АФК 2 группы функций:  педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями,  социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами.

Функции АФК

2 группы функций:

педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями,

социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 1. Коррекционно-компенсаторная функция: 1. Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций -зрительной, слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной и др.;  2. Коррекция психических нарушений - внимания, памяти, речи, представлений, восприятия, эмоционально-волевой сферы, поведения, мотивации, личностных установок.; 3. Коррекция соматических нарушений - осанки, плоскостопия и др. деформаций телосложения, дыхания, ССС-мы и др. нарушений; 4. Коррекция координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в пространстве, равновесия, расслабления и др.; 5. Коррекция нарушений физической подготовленности целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств, ограничивающих двигательную активность; 6. Коррекция техники основных движений - пространственных, временных, динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

1. Коррекционно-компенсаторная функция:

1. Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций -зрительной, слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной и др.; 2. Коррекция психических нарушений - внимания, памяти, речи, представлений, восприятия, эмоционально-волевой сферы, поведения, мотивации, личностных установок.;

3. Коррекция соматических нарушений - осанки, плоскостопия и др. деформаций телосложения, дыхания, ССС-мы и др. нарушений;

4. Коррекция координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в пространстве, равновесия, расслабления и др.;

5. Коррекция нарушений физической подготовленности целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств, ограничивающих двигательную активность;

6. Коррекция техники основных движений - пространственных, временных, динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 2. Профилактическая функция. В широком смысле профилактика в здравоохранении рассматривается как общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая координации информационной, просветительской работы среди населения, создания технологий широкомасштабных мер оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

2. Профилактическая функция.

В широком смысле профилактика в здравоохранении рассматривается как общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая координации информационной, просветительской работы среди населения, создания технологий широкомасштабных мер оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 3. Образовательная функция. В широком смысле представляет часть образовательной деятельности человека, связанную с удовлетворением потребности в специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образования личности в течение всей жизни - в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования (В. М. Выдрин, 2001). В узком смысле образовательная функция представляет формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека уровне.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

3. Образовательная функция.

  • В широком смысле представляет часть образовательной деятельности человека, связанную с удовлетворением потребности в специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образования личности в течение всей жизни - в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования (В. М. Выдрин, 2001).
  • В узком смысле образовательная функция представляет формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека уровне.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 4. Развивающая функция. Нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция АФК-ры заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, координационных способностей. Их развитие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных сил организма, адаптации всех систем и функций организма, волевых усилий.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

4. Развивающая функция. Нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция АФК-ры заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, координационных способностей. Их развитие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных сил организма, адаптации всех систем и функций организма, волевых усилий.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 5. Воспитательная функция. 6. Ценностно-ориентационная функция. Ценности АФК-ры связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил человека. Устойчивое приобщение к ценностям АФК-ры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования ЗОЖ. Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными - укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива завести новые знакомства, уйти от одиночества и замкнутого жизненного пространства, получить определенный статус, добиться максимальные спортивных результатов, удовлетворить эмоциональные и эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных занятий.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

5. Воспитательная функция.

6. Ценностно-ориентационная функция.

Ценности АФК-ры связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил человека.

Устойчивое приобщение к ценностям АФК-ры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования ЗОЖ. Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными - укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива завести новые знакомства, уйти от одиночества и замкнутого жизненного пространства, получить определенный статус, добиться максимальные спортивных результатов, удовлетворить эмоциональные и эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных занятий.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 7. Лечебно-восстановительная функция. Эта функция является главной в физической реабилитации . Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель - восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации. 8. Профессионально-подготовительная функция. Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости (С. Н. Кавокин, 1997).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

7. Лечебно-восстановительная функция. Эта функция является главной в физической реабилитации . Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель - восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации.

8. Профессионально-подготовительная функция. Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости (С. Н. Кавокин, 1997).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 9.Творческая функция. Заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкультурной деятельности. Например, физическая рекреация - наиболее массовая и демократичная форма активного отдыха инвалидов - часто строится на принципах самоорганизации. Наибольшее развитие творческая функция получает в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках.  10. Рекреативно-оздоровительная функция. Реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

9.Творческая функция. Заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкультурной деятельности. Например, физическая рекреация - наиболее массовая и демократичная форма активного отдыха инвалидов - часто строится на принципах самоорганизации. Наибольшее развитие творческая функция получает в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках.

10. Рекреативно-оздоровительная функция.

Реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 11. Гедонистическая функция. (от греч. - наслаждение, удовольствие) Проявляется в видах двигательной деятельности, доставляющих радость, восторг, ощущение радости. 12. Спортивно-соревновательная функция. Активно развивающийся в настоящее время адаптивный спорт, включает в себя 3 разновидности: паралимпийское, специально олимпийское движение и сурдлимпийское движение (проводятся Всемирные игры глухих - «Тихие игры»). Для данного контингента тренировочный процесс и участие в соревнованиях является действенными способами физической, психической, социальной адаптации.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

11. Гедонистическая функция.

(от греч. - наслаждение, удовольствие) Проявляется в видах двигательной деятельности, доставляющих радость, восторг, ощущение радости.

12. Спортивно-соревновательная функция.

Активно развивающийся в настоящее время адаптивный спорт, включает в себя 3 разновидности: паралимпийское, специально олимпийское движение и сурдлимпийское движение (проводятся Всемирные игры глухих - «Тихие игры»). Для данного контингента тренировочный процесс и участие в соревнованиях является действенными способами физической, психической, социальной адаптации.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 1. Гуманистическая функция. Предполагает ориентацию на личностное развитие: - формирование осознанного отношения и потребности к любым формам двигательной активности как необходимому условию жизнеобеспечения; - формирование знаний, двигательных умений, физических качеств и способностей для создания предпосылок к полноценной самостоятельной жизни, учебной, профессиональной и другим видам деятельности; -освоение интеллектуальных, валеологических, нравственных, этических, эстетических ценностей физической культуры, способствующих созданию условий равной личности, свободы самопроявления, самореализации и самоактуализации.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

1. Гуманистическая функция. Предполагает ориентацию на личностное развитие:

- формирование осознанного отношения и потребности к любым формам двигательной активности как необходимому условию жизнеобеспечения;

- формирование знаний, двигательных умений, физических качеств и способностей для создания предпосылок к полноценной самостоятельной жизни, учебной, профессиональной и другим видам деятельности;

-освоение интеллектуальных, валеологических, нравственных, этических, эстетических ценностей физической культуры, способствующих созданию условий равной личности, свободы самопроявления, самореализации и самоактуализации.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 2. Социализирующая функция. АФК-ра для данной категории людей выступает как фундаментальная основа подготовки к самостоятельной жизни и необходимое условие жизнеобеспечения, духовного и физического развития. 3. Интегративная функция. Интегративная функция раскрывается во включении различных категорий инвалидов в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

2. Социализирующая функция. АФК-ра для данной категории людей выступает как фундаментальная основа подготовки к самостоятельной жизни и необходимое условие жизнеобеспечения, духовного и физического развития.

3. Интегративная функция.

Интегративная функция раскрывается во включении различных категорий инвалидов в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 4. Коммуникативная функция. 5. Зрелищная и эстетическая функции. Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, связанной с эстетическим, эмоциональным удовольствием, сопереживанием.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

4. Коммуникативная функция.

5. Зрелищная и эстетическая функции.

Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, связанной с эстетическим, эмоциональным удовольствием, сопереживанием.

Задачи АФК общие для всех- и здоровых, и с нарушениями развития, обусловленные потребностями общества и отраженные государственных программах для массовых и специальных(коррекционных) образовательных учреждений.  специфические отражающие особенности физического воспитания детей с нарушениями развития, обусловленные наличием основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений.

Задачи АФК

  • общие для всех- и здоровых, и с нарушениями развития, обусловленные потребностями общества и отраженные государственных программах для массовых и специальных(коррекционных) образовательных учреждений.

  • специфические отражающие особенности физического воспитания детей с нарушениями развития, обусловленные наличием основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений.

Общие задачи укрепление здоровья содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к воздействию внешней среды, обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и навыков, развитие двигательных координационных способностей, формирование необходимых знаний в физической культуре личности, воспитание потребности и умения, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности. воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.

Общие задачи

  • укрепление здоровья содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к воздействию внешней среды, обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и навыков,
  • развитие двигательных координационных способностей,
  • формирование необходимых знаний в физической культуре личности,
  • воспитание потребности и умения, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.
  • воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
Специфические задачи коррекционные, компенсаторные, профилактические.

Специфические задачи

  • коррекционные,
  • компенсаторные,
  • профилактические.
Коррекционно-развивающие задачи 1. Коррекция техники основных движений - ходьба, бег, плавание, прыжки, лазанье, перелезание, метание, мелкой моторики, симметричных и ассимитричных движений, упражнения с предметами. 2. Коррекция и развитие координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнение физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации. 3. Коррекция и развитие физической подготовленности- мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах. 4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции.

Коррекционно-развивающие задачи

1. Коррекция техники основных движений - ходьба, бег, плавание, прыжки, лазанье, перелезание, метание, мелкой моторики, симметричных и ассимитричных движений, упражнения с предметами.

2. Коррекция и развитие координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнение физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации.

3. Коррекция и развитие физической подготовленности- мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции.

Коррекционно-развивающие задачи 5. Профилактика и коррекция соматических нарушений - осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма и микротравм. 6 Коррекция и развитие сенсорных систем: а)дифференцировка зрительных, слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению, б) развитие зрительной и слуховой памяти, в)развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям, г)дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий. 7. Коррекция психических нарушений в процессе двигательной деятельности: - зрительно-предметного зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного, вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально -волевой сферы. В практической работе строгих разграничений нет. Одно упражнение может решать несколько задач, и несколько упражнений на решение одной задачи.

Коррекционно-развивающие задачи

5. Профилактика и коррекция соматических нарушений - осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма и микротравм.

6 Коррекция и развитие сенсорных систем:

а)дифференцировка зрительных, слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению,

б) развитие зрительной и слуховой памяти,

в)развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям,

г)дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий.

7. Коррекция психических нарушений в процессе двигательной деятельности: - зрительно-предметного зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного, вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально -волевой сферы. В практической работе строгих разграничений нет. Одно упражнение может решать несколько задач, и несколько упражнений на решение одной задачи.

Средства АФК  физические упражнения,  естественно-средовые (природные),  гигиенические факторы.

Средства АФК

  • физические упражнения,

  • естественно-средовые (природные),

  • гигиенические факторы.

Физическое упражнение основное специфическое средство, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные, профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Совершенствование движений, достигается многократным повторением упражнения. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций. Физические упражнения - осознанные целенаправленные действия, связаны с рядом психических процессов (внимание, памятью, речью, и др.) , с представлением о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями, развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение являются одним из средств духовного развития человека, влияя на организм и личность.

Физическое упражнение

  • основное специфическое средство, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные, профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.

Совершенствование движений, достигается многократным повторением упражнения. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций.

Физические упражнения

- осознанные целенаправленные действия, связаны с рядом психических процессов (внимание, памятью, речью, и др.) , с представлением о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями, развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение являются одним из средств духовного развития человека, влияя на организм и личность.

Значение физических упражнений укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц, улучшают крово - и лимфообращение, обмен веществ, благоприятно влияют на ЦНС, повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражениям, улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем, улучшают функции сенсорных систем.

Значение физических упражнений

  • укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц,
  • улучшают крово - и лимфообращение, обмен веществ,
  • благоприятно влияют на ЦНС, повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражениям,
  • улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем,
  • улучшают функции сенсорных систем.
Средства АФК Внешние условия - естественно - средовые факторы, вода, воздушные и солнечные ванны в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений. Оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижая частоту простудных заболеваний. Гигиенические факторы - правила и нормы общественной и личной гигиены, быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды , одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования.

Средства АФК

Внешние условия

- естественно - средовые факторы, вода, воздушные и солнечные ванны в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений. Оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижая частоту простудных заболеваний.

Гигиенические факторы

- правила и нормы общественной и личной гигиены, быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды , одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования.

Методы АФК группы методов: методы формирования знаний;  методы обучения двигательным действиям;  методы развития физических качеств и способностей;  методы воспитания личности;   методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Методы АФК

группы методов:

  • методы формирования знаний;

  • методы обучения двигательным действиям;

  • методы развития физических качеств и способностей;

  • методы воспитания личности;

  • методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Методы формирования знаний делятся на две группы: 1. методы слова (информация речевого воздействия): метод вербальной (устной) передачи информации в виде объясне­ния, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оце­нивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т.п.; метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией; метод сопряженной речи - одновременное созвучное произнесе­ние двумя или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений; метод идеомоторной речи - самостоятельное мысленное прого-варивание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигатель­ной деятельности.

Методы формирования знаний

делятся на две группы:

1. методы слова (информация речевого воздействия):

  • метод вербальной (устной) передачи информации в виде объясне­ния, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оце­нивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т.п.;
  • метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией;
  • метод сопряженной речи - одновременное созвучное произнесе­ние двумя или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений;
  • метод идеомоторной речи - самостоятельное мысленное прого-варивание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигатель­ной деятельности.
Методы формирования знаний 2. методы наглядности (информация перцептивного воздействия): построены на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов, создающий сенсорно-перцептивный образ движения. Ощущения, восприятия, представления служат ориентировочной основой для формирования двигательных умений, построения индивидуальной техники двигательных действий с минимальным количеством ошибок.

Методы формирования знаний

2. методы наглядности (информация перцептивного воздействия):

построены на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов, создающий сенсорно-перцептивный образ движения. Ощущения, восприятия, представления служат ориентировочной основой для формирования двигательных умений, построения индивидуальной техники двигательных действий с минимальным количеством ошибок.

Методы обучения двигательным действиям метод расчлененного обучения метод целостного обучения

Методы обучения двигательным действиям

  • метод расчлененного обучения
  • метод целостного обучения

метод расчлененного обучения

Обусловлено :

- многие физические упражнения имеют достаточно сложную координационную структуру и требуют от занимающихся ориентировки в пространстве, согласованности движений, равновесия, точного воспроизведения силовых, временных, пространственных характеристик движения, но именно эти способности наименее развиты у людей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными нарушениями;

- изучение сложных по своей структуре физических упражнений требует много времени, и это может снизить интерес к учебной деятель­ности у занимающихся. В силу психологических особенностей дети с нарушениями в развитии нуждаются в частых переключениях и быстром успехе;

-обучение отдельным видам упражнений исходно предполагает последовательное изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением (плавание);

-на этапе реабилитации после травм и заболеваний в силу ограниченных возможностей двигательного аппарата целостное движение невозможно.

-в реабилитационных целях используются пассивные движения, например, для создания условий формирования нормального положения позвоночника для ребенка с ДЦП используются упражнения на мяче: пассивное сгибание рук, ног, туловища, головы с фиксацией и покачиванием, чередующимися с положениями лежа на животе и спи­не и способствующими расслаблению мышц;

-преимущество раздельного выполнения отдельных частей или фаз движения заключается в том, что создаются условия для коррекции индивидуальных деталей техники с учетом реальных возможностей обу­чаемого, уточнения положений отдельных звеньев тела, исправления двигательных ошибок.

метод целостного обучения с самого начала физическое упражнение изучается в полном объеме его структуры. используется при обучении либо простым упражнениям, либо упражнениям, которые не делятся на части, либо при закреплении изученных по частям и объединенных в целое упражнений. Вспомогательными методами совершенствования целостного двигательного действия служат  подводящие  упражнения, которые в своей структуре содержат элементы основного упражнения, имитационные , полностью воспроизводящие структуру основного упражнения, но в других условиях. Эти специальные упражнения предназначены для совершенствования ключевых фаз движения, закрепления и коррекции динамических и кинематических характеристик техники, а также развития физических качеств, необходимых для выполнения изучаемого двигательного действия.

метод целостного обучения

с самого начала физическое упражнение изучается в полном объеме его структуры.

используется при обучении либо простым упражнениям, либо упражнениям, которые не делятся на части, либо при закреплении изученных по частям и объединенных в целое упражнений.

Вспомогательными методами совершенствования целостного двигательного действия служат

подводящие упражнения, которые в своей структуре содержат элементы основного упражнения,

имитационные , полностью воспроизводящие структуру основного упражнения, но в других условиях.

Эти специальные упражнения предназначены для совершенствования ключевых фаз движения, закрепления и коррекции динамических и кинематических характеристик техники, а также развития физических качеств, необходимых для выполнения изучаемого двигательного действия.

методы развития физических качеств и способностей

В целях направленного развития физических качеств у лиц с ограниченными возможностями используются те же методы, что и для здоровых людей:

  • развитие мышечной силы- методы максимальных усилий, по­вторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, изокинетических усилий, «ударный» метод и метод электростимуляции.
  • развитие скоростных качеств (быстроты) — повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы.
  • развитие выносливости - равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой методы.
  • развитие гибкости : динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения и комбинированные упражнения. Все они направлены на обеспечение необходимой амплитуды движений, а также восстанов­ление утраченной подвижности в суставах в результате заболеваний, травм и т.п.
  • развитие координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.
методы воспитания личности 1. Стратегические методы (факторов) воспитания. метод воспитывающей среды: организация жизнедеятельности во взаимодействии с окружающим миром, где каждый человек — объект среды и объект воздействия среды.; метод воспитывающей деятельности: вовлечение воспитанников во все разнообразие видов деятельности, утверждая деятельностью активное отношение человека к реальности. ; метод осмысления человеком себя в реальной жизни: взаимодействие его с окружающим миром, место в разворачивающейся жизни, системе общения и социальных отношений, выборе ценностных ориентации.

методы воспитания личности

1. Стратегические методы (факторов) воспитания.

  • метод воспитывающей среды: организация жизнедеятельности во взаимодействии с окружающим миром, где каждый человек — объект среды и объект воздействия среды.;
  • метод воспитывающей деятельности: вовлечение воспитанников во все разнообразие видов деятельности, утверждая деятельностью активное отношение человека к реальности. ;
  • метод осмысления человеком себя в реальной жизни: взаимодействие его с окружающим миром, место в разворачивающейся жизни, системе общения и социальных отношений, выборе ценностных ориентации.
Методы педагогического воздействия Метод убеждения включает : суждение, сообщение, мнение, диалог, дискуссию, совет, рекомендацию, обмен впечатлениями, раскрытие внутреннего смысла и др. Метод упражнения включает: личный пример педагога, просьба что-либо сделать или переделать, показ-инструкция, специальный тренинг (например, навыки этикета), приказ к действию в особых случаях (прекратить драку, вернуть чужую вещь) и др. Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытая педагогическая оценка и скрытая педагогическая оценка. Последняя наиболее эффективна, так как развивает самостоятельность. Наказание: неодобрение, замечание, лишение удовольствия и др. Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся Речь идет об эффективных способах организации взаимодействия педагога и занимающихся (детей и взрослых) при решении специфических задач адаптивной физической культуры. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями наиболее адекватны индивидуальные, индивидуально-групповые и малогрупповые занятия.

Методы педагогического воздействия

Метод убеждения включает : суждение, сообщение, мнение, диалог, дискуссию, совет, рекомендацию, обмен впечатлениями, раскрытие внутреннего смысла и др.

Метод упражнения включает: личный пример педагога, просьба что-либо сделать или переделать, показ-инструкция, специальный тренинг (например, навыки этикета), приказ к действию в особых случаях (прекратить драку, вернуть чужую вещь) и др.

Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытая педагогическая оценка и скрытая педагогическая оценка. Последняя наиболее эффективна, так как развивает самостоятельность.

Наказание: неодобрение, замечание, лишение удовольствия и др.

Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся

Речь идет об эффективных способах организации взаимодействия педагога и занимающихся (детей и взрослых) при решении специфических задач адаптивной физической культуры. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями наиболее адекватны индивидуальные, индивидуально-групповые и малогрупповые занятия.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!