Адаптивная физическая культура
Основные понятия
- Физическая культура — это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его состояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
Основные понятия
- Адаптивная физическая культура — это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты но созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовьгх и гигиенических факторов.
Функции АФК
2 группы функций:
педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями,
социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
1. Коррекционно-компенсаторная функция:
1. Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций -зрительной, слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной и др.; 2. Коррекция психических нарушений - внимания, памяти, речи, представлений, восприятия, эмоционально-волевой сферы, поведения, мотивации, личностных установок.;
3. Коррекция соматических нарушений - осанки, плоскостопия и др. деформаций телосложения, дыхания, ССС-мы и др. нарушений;
4. Коррекция координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в пространстве, равновесия, расслабления и др.;
5. Коррекция нарушений физической подготовленности целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств, ограничивающих двигательную активность;
6. Коррекция техники основных движений - пространственных, временных, динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и др.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
2. Профилактическая функция.
В широком смысле профилактика в здравоохранении рассматривается как общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая координации информационной, просветительской работы среди населения, создания технологий широкомасштабных мер оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
3. Образовательная функция.
- В широком смысле представляет часть образовательной деятельности человека, связанную с удовлетворением потребности в специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образования личности в течение всей жизни - в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования (В. М. Выдрин, 2001).
- В узком смысле образовательная функция представляет формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека уровне.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
4. Развивающая функция. Нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция АФК-ры заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, координационных способностей. Их развитие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных сил организма, адаптации всех систем и функций организма, волевых усилий.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
5. Воспитательная функция.
6. Ценностно-ориентационная функция.
Ценности АФК-ры связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил человека.
Устойчивое приобщение к ценностям АФК-ры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования ЗОЖ. Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными - укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива завести новые знакомства, уйти от одиночества и замкнутого жизненного пространства, получить определенный статус, добиться максимальные спортивных результатов, удовлетворить эмоциональные и эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных занятий.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
7. Лечебно-восстановительная функция. Эта функция является главной в физической реабилитации . Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель - восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации.
8. Профессионально-подготовительная функция. Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости (С. Н. Кавокин, 1997).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
9.Творческая функция. Заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкультурной деятельности. Например, физическая рекреация - наиболее массовая и демократичная форма активного отдыха инвалидов - часто строится на принципах самоорганизации. Наибольшее развитие творческая функция получает в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках.
10. Рекреативно-оздоровительная функция.
Реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
11. Гедонистическая функция.
(от греч. - наслаждение, удовольствие) Проявляется в видах двигательной деятельности, доставляющих радость, восторг, ощущение радости.
12. Спортивно-соревновательная функция.
Активно развивающийся в настоящее время адаптивный спорт, включает в себя 3 разновидности: паралимпийское, специально олимпийское движение и сурдлимпийское движение (проводятся Всемирные игры глухих - «Тихие игры»). Для данного контингента тренировочный процесс и участие в соревнованиях является действенными способами физической, психической, социальной адаптации.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
1. Гуманистическая функция. Предполагает ориентацию на личностное развитие:
- формирование осознанного отношения и потребности к любым формам двигательной активности как необходимому условию жизнеобеспечения;
- формирование знаний, двигательных умений, физических качеств и способностей для создания предпосылок к полноценной самостоятельной жизни, учебной, профессиональной и другим видам деятельности;
-освоение интеллектуальных, валеологических, нравственных, этических, эстетических ценностей физической культуры, способствующих созданию условий равной личности, свободы самопроявления, самореализации и самоактуализации.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
2. Социализирующая функция. АФК-ра для данной категории людей выступает как фундаментальная основа подготовки к самостоятельной жизни и необходимое условие жизнеобеспечения, духовного и физического развития.
3. Интегративная функция.
Интегративная функция раскрывается во включении различных категорий инвалидов в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
4. Коммуникативная функция.
5. Зрелищная и эстетическая функции.
Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, связанной с эстетическим, эмоциональным удовольствием, сопереживанием.
Задачи АФК
- общие для всех- и здоровых, и с нарушениями развития, обусловленные потребностями общества и отраженные государственных программах для массовых и специальных(коррекционных) образовательных учреждений.
- специфические отражающие особенности физического воспитания детей с нарушениями развития, обусловленные наличием основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений.
Общие задачи
- укрепление здоровья содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к воздействию внешней среды, обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и навыков,
- развитие двигательных координационных способностей,
- формирование необходимых знаний в физической культуре личности,
- воспитание потребности и умения, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.
- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
Специфические задачи
- коррекционные,
- компенсаторные,
- профилактические.
Коррекционно-развивающие задачи
1. Коррекция техники основных движений - ходьба, бег, плавание, прыжки, лазанье, перелезание, метание, мелкой моторики, симметричных и ассимитричных движений, упражнения с предметами.
2. Коррекция и развитие координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнение физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации.
3. Коррекция и развитие физической подготовленности- мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции.
Коррекционно-развивающие задачи
5. Профилактика и коррекция соматических нарушений - осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма и микротравм.
6 Коррекция и развитие сенсорных систем:
а)дифференцировка зрительных, слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению,
б) развитие зрительной и слуховой памяти,
в)развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям,
г)дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий.
7. Коррекция психических нарушений в процессе двигательной деятельности: - зрительно-предметного зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного, вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально -волевой сферы. В практической работе строгих разграничений нет. Одно упражнение может решать несколько задач, и несколько упражнений на решение одной задачи.
Средства АФК
- естественно-средовые (природные),
Физическое упражнение
- основное специфическое средство, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные, профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.
Совершенствование движений, достигается многократным повторением упражнения. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций.
Физические упражнения
- осознанные целенаправленные действия, связаны с рядом психических процессов (внимание, памятью, речью, и др.) , с представлением о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями, развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение являются одним из средств духовного развития человека, влияя на организм и личность.
Значение физических упражнений
- укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц,
- улучшают крово - и лимфообращение, обмен веществ,
- благоприятно влияют на ЦНС, повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражениям,
- улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем,
- улучшают функции сенсорных систем.
Средства АФК
Внешние условия
- естественно - средовые факторы, вода, воздушные и солнечные ванны в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений. Оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижая частоту простудных заболеваний.
Гигиенические факторы
- правила и нормы общественной и личной гигиены, быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды , одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования.
Методы АФК
группы методов:
- методы формирования знаний;
- методы обучения двигательным действиям;
- методы развития физических качеств и способностей;
- методы воспитания личности;
- методы взаимодействия педагога и занимающихся.
Методы формирования знаний
делятся на две группы:
1. методы слова (информация речевого воздействия):
- метод вербальной (устной) передачи информации в виде объяснения, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т.п.;
- метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией;
- метод сопряженной речи - одновременное созвучное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений;
- метод идеомоторной речи - самостоятельное мысленное прого-варивание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности.
Методы формирования знаний
2. методы наглядности (информация перцептивного воздействия):
построены на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов, создающий сенсорно-перцептивный образ движения. Ощущения, восприятия, представления служат ориентировочной основой для формирования двигательных умений, построения индивидуальной техники двигательных действий с минимальным количеством ошибок.
Методы обучения двигательным действиям
- метод расчлененного обучения
- метод целостного обучения
метод расчлененного обучения
Обусловлено :
- многие физические упражнения имеют достаточно сложную координационную структуру и требуют от занимающихся ориентировки в пространстве, согласованности движений, равновесия, точного воспроизведения силовых, временных, пространственных характеристик движения, но именно эти способности наименее развиты у людей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными нарушениями;
- изучение сложных по своей структуре физических упражнений требует много времени, и это может снизить интерес к учебной деятельности у занимающихся. В силу психологических особенностей дети с нарушениями в развитии нуждаются в частых переключениях и быстром успехе;
-обучение отдельным видам упражнений исходно предполагает последовательное изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением (плавание);
-на этапе реабилитации после травм и заболеваний в силу ограниченных возможностей двигательного аппарата целостное движение невозможно.
-в реабилитационных целях используются пассивные движения, например, для создания условий формирования нормального положения позвоночника для ребенка с ДЦП используются упражнения на мяче: пассивное сгибание рук, ног, туловища, головы с фиксацией и покачиванием, чередующимися с положениями лежа на животе и спине и способствующими расслаблению мышц;
-преимущество раздельного выполнения отдельных частей или фаз движения заключается в том, что создаются условия для коррекции индивидуальных деталей техники с учетом реальных возможностей обучаемого, уточнения положений отдельных звеньев тела, исправления двигательных ошибок.
метод целостного обучения
с самого начала физическое упражнение изучается в полном объеме его структуры.
используется при обучении либо простым упражнениям, либо упражнениям, которые не делятся на части, либо при закреплении изученных по частям и объединенных в целое упражнений.
Вспомогательными методами совершенствования целостного двигательного действия служат
подводящие упражнения, которые в своей структуре содержат элементы основного упражнения,
имитационные , полностью воспроизводящие структуру основного упражнения, но в других условиях.
Эти специальные упражнения предназначены для совершенствования ключевых фаз движения, закрепления и коррекции динамических и кинематических характеристик техники, а также развития физических качеств, необходимых для выполнения изучаемого двигательного действия.
методы развития физических качеств и способностей
В целях направленного развития физических качеств у лиц с ограниченными возможностями используются те же методы, что и для здоровых людей:
- развитие мышечной силы- методы максимальных усилий, повторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, изокинетических усилий, «ударный» метод и метод электростимуляции.
- развитие скоростных качеств (быстроты) — повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы.
- развитие выносливости - равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой методы.
- развитие гибкости : динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения и комбинированные упражнения. Все они направлены на обеспечение необходимой амплитуды движений, а также восстановление утраченной подвижности в суставах в результате заболеваний, травм и т.п.
- развитие координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.
методы воспитания личности
1. Стратегические методы (факторов) воспитания.
- метод воспитывающей среды: организация жизнедеятельности во взаимодействии с окружающим миром, где каждый человек — объект среды и объект воздействия среды.;
- метод воспитывающей деятельности: вовлечение воспитанников во все разнообразие видов деятельности, утверждая деятельностью активное отношение человека к реальности. ;
- метод осмысления человеком себя в реальной жизни: взаимодействие его с окружающим миром, место в разворачивающейся жизни, системе общения и социальных отношений, выборе ценностных ориентации.
Методы педагогического воздействия
Метод убеждения включает : суждение, сообщение, мнение, диалог, дискуссию, совет, рекомендацию, обмен впечатлениями, раскрытие внутреннего смысла и др.
Метод упражнения включает: личный пример педагога, просьба что-либо сделать или переделать, показ-инструкция, специальный тренинг (например, навыки этикета), приказ к действию в особых случаях (прекратить драку, вернуть чужую вещь) и др.
Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытая педагогическая оценка и скрытая педагогическая оценка. Последняя наиболее эффективна, так как развивает самостоятельность.
Наказание: неодобрение, замечание, лишение удовольствия и др.
Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся
Речь идет об эффективных способах организации взаимодействия педагога и занимающихся (детей и взрослых) при решении специфических задач адаптивной физической культуры. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями наиболее адекватны индивидуальные, индивидуально-групповые и малогрупповые занятия.
Спасибо за внимание!